Решение о признании жалобы необоснованной (заявитель - ОАО "Ростелеком")

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: -
Дата публикации: 13 мая 2014, 11:02

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 07 мая 2014 года                                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 13 мая 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России):

<…>,

в присутствии представителей:

Департамента образования Ивановской области (далее - Заказчик): <…>,

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган): <…>,

ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее – Заявитель, ОАО «Ростелеком», Общество): <…>,

ООО «Технотрейд»: <…>,

УСТАНОВИЛА:

28 апреля 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ОАО «Ростелеком» на действия заказчика – Департамента образования Ивановской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по оборудованию помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена в Ивановской области, средствами видеонаблюдения и обеспечение функционирования системы видеонаблюдения в рамках подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области», согласно технического задания документации о закупке (извещение № 0133200001714001151).

ОАО «Ростелеком» считает, что требования, установленные в документации об электронном аукционе, противоречат п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и повлекут ограничение конкуренции согласно нижеследующим доводам.

Первый довод Заявителя: раздел III «Техническое задание» документации об электронном аукционе определяет такие технические характеристики оборудования видеонаблюдения, которые не соответствуют установленным стандартам видеозаписи, хранения и передаче видеоматериала. В соответствии с приложением № 7 к письму Рособрандзора от 11.02.2014 № 02-60 «О направлении методических материалов по подготовке и проведению ЕГЭ в 2014 году» (далее – Методическое письмо Рособрнадзора) производить видеонаблюдение необходимо при условии, что заполненные бланки регистрации, бланки ответов, контрольные измерительные материалы (далее - КИМ) участников Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), документы работников Пункта проведения единого государственного экзамена (далее - ППЭ) и участников ЕГЭ были не читаемы и не распознаны в ходе видеонаблюдения; наблюдение за работой участников ЕГЭ и работников ППЭ должно осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных. Однако предусмотренные техническим заданием характеристики камер видеонаблюдения (видеорегистраторы FullHD с разрешением 1920*1080, 10 кратное увеличение и т.д.), не обеспечивают «нечитаемостъ» и «нераспознаваемость» документов, а напротив, позволяют читать и распознавать документы в ходе видеонаблюдения. Продолжительность ЕГЭ составляет от 6 – до 8 часов, заявленные характеристики видеооборудования не смогут обеспечить непрерывность процесса записи в течение указанного времени.

Второй довод Заявителя: заявленное в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе оборудование несовместимо с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по всей стране и не позволяет осуществлять онлайн-наблюдение и последующую запись результатов видеонаблюдения в единое для всей страны хранилище данных (видеозаписей ЕГЭ), что противоречит п. 36 Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Методическому письму Рособрнадзора, поскольку полученный при проведении ЕГЭ видеоматериал подлежит хранению от трех месяцев до трех лет.

Третий довод Заявителя: в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе указаны дополнительные требования к оборудованию (Цифровой IР камере) - «Детектор движения - Программный с изменяемой активной областью». Данная функция не является обязательной ввиду того, что видеозапись осуществляется по установленному расписанию в день проведения ЕГЭ.

Четвертый довод Заявителя: в документации об электронном аукционе отсутствуют требования об обязательной совместимости создаваемой системы видеонаблюдения за ЕГЭ по Ивановской области с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по России. Отсутствуют описания требуемых интерфейсов и протоколов для безопасной передачи данных в единый центр обработки данных Министерства образования или уполномоченных им ЦОД, а также хранения записанной информации. В разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе описано создание локального центра регистрации с местной обработкой и хранением видеоданных, однако, ни процедура этого хранения (в том числе обеспечения сохранности и безопасности данных), ни срок хранения данных не определены. Это может привести к несанкционированному доступу к информации и его нецелевому использованию, а также к безвозвратной утере видеоданных.

Пятый довод Заявителя: документацией об электронном аукционе установлено, что оборудование должно быть новым, не восстановленным, выпущенными не ранее 2013 года, безвредным для здоровья, отвечать требованиям электробезопасности и пожарной безопасности согласно нормативным документам, применимым на день поставки оборудования. Установление предельных (максимальных и/или минимальных) сроков изготовления товара (оборудования) законом не предусмотрено.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении закупки допущено не было.

Указанные в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе требования к техническим характеристикам камер видеонаблюдения высокой четкости (видеорегистраторы FullHD с  разрешением 1920*1080, 10 кратное увеличение и т.д.) обоснованы. Данное разрешение позволяет более четко видеть происходящее в ППЭ при возникновении спорных ситуаций. Режим съемки FullHD с разрешением 1920*1080 не противоречит требованию об информационной безопасности, поскольку решающую роль в этом вопросе играет место установки камеры. Документацией об электронном аукционе предусмотрено, что «Система видеонаблюдения устанавливается таким образом, чтобы не нарушалась информационная безопасность (содержание КИМ, персональные данные участников ЕГЭ и работников ППЭ)». В соответствии с Письмом Рособрнадзора от 15.04.2014 № 02-224 «О направлении методических рекомендаций по организации систем видеонаблюдения в пунктах проведения экзаменов и региональных центрах обработки информации при проведении единого государственного экзамена и методических рекомендаций по организации доставки экзаменационных материалов для проведения единого государственного экзамена в субъекты Российской Федерации» (далее – Методические рекомендации Рособрнадзора) Заказчик вправе установить технические требования к камерам, не ниже рекомендованных: «разрешение камеры не менее 640*480 пиксел».

В Методическом письме Рособрнадзора при построении систем видеонаблюдения субъектами Российской Федерации самостоятельно нет требований обязательного онлайн-наблюдения при проведении ЕГЭ. Указание данного требования приведет к ограничению конкуренции и не может быть включено в документацию закупки. Согласно Методическому письму Рособрнадзора организация видеонаблюдения в аудиториях ППЭ может устанавливаться без возможности трансляции вещания видео- и аудиопотоков в сеть Интернет (offline режим). На момент формирования документации об электронном аукционе единой системы видеонаблюдения за ЕГЭ не существовало.

Требование к оборудованию (Цифровой IР камере) - «Детектор движения - Программный с изменяемой активной областью» обосновано. Оно позволяет облегчить наблюдателю, ответственным лицам возможность выявлять нарушения при проведении ЕГЭ. Заказчик вправе выдвигать любые обоснованные, по его мнению, требования к оборудованию и его функциональным характеристикам. Указанные технические характеристики не имеют противоречий к цели и объекту закупки.

В Методическом письме Рособрнадзора нет упоминания о единой системе видеонаблюдения при построении систем видеонаблюдения субъектами Российской Федерации самостоятельно. Указание данного требования приведет к ограничению конкуренции. Вопрос хранения видеоданных не входит в предмет контракта.

Заказчик вправе установить любые требования к закупаемому оборудованию, в том числе к сроку его изготовления. Закон устанавливает лишь минимальные требования, которые могут быть изменены Заказчиком. Включая требование о поставке оборудования, выпущенного не ранее 2013 года, Заказчик хочет избежать поставки неликвидного, «залежалого» товара».

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

10.04.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение № 0133200001714001151 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по оборудованию помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена в Ивановской области, средствами видеонаблюдения и обеспечение функционирования системы видеонаблюдения в рамках подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области» согласно технического задания документации о закупке.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Заказчиком в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе определены характеристики цифровой IP камеры, предназначенной для съемки процесса сдачи ЕГЭ в ППЭ (аудитории), записи/трансляции изображения на носитель для дальнейшей передачи в Региональный центр обработки информации (далее – РЦОИ). В частности, запись должна осуществляться в формате FullHD с разрешением 1920x1080, увеличение должно быть не менее 10-кратного, внутренняя память - не менее 32Gb.

Согласно Методическим рекомендация Рособрнадзора для оборудования ППЭ, не вошедшего в перечень ППЭ, оснащение которого и количество аудиторий в которых были согласованы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования и которое проводится за счет средств федерального бюджета (далее - Федеральный перечень), возможно использование любой видеокамеры, обеспечивающей разрешение не менее 640*480 точек, без записи звука, при этом обязательным условием является наличие индикации процесса записи). Следовательно, установление в документации об электронном аукционе требования о разрешении цифровой IP камеры - 1920x1080 законно.

В соответствии с п. «Требования к установке системы видеонаблюдения» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе система видеонаблюдения устанавливается таким образом, чтобы не нарушалась информационная безопасность (содержание КИМ, персональные данные участников ЕГЭ и работников ППЭ).

В Методических рекомендациях Рособрнадзора содержатся примеры схем размещения средств видеонаблюдения. Учитывая данные схемы, возможно обеспечить информационную безопасность.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 26.02.2014 № 143 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2014 году» продолжительность ЕГЭ по математике, физике, литературе, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) составляет 3 часа 55 минут (235 минут), по русскому языку, истории, обществознанию - 3 часа 30 минут (210 минут), по биологии, географии, химии, иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) - 3 часа (180 минут).

Представитель ООО «Технотрейд» на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщил, что видеооборудование, подпадающее под характеристики, указанные в документации об электронном аукционе, может обеспечить непрерывность процесса записи на период больше 9 часов.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. ОАО «Ростелеком» доказательств того, что характеристики, установленные Заказчиком, к цифровой IP камере - формат FullHD с разрешением 1920x1080, увеличение не менее 10-кратного, позволяют читать и распознавать документы в ходе видеонаблюдения, а также, что заявленные характеристики видеооборудования не смогут обеспечить непрерывность процесса записи в течение продолжительности ЕГЭ, не представлено.

Учитывая изложенное, первый довод Заявителя является необоснованным.

 

Согласно Методическому письму Рособрнадзора при построении систем видеонаблюдения субъектами Российской Федерации самостоятельно нет требований обязательного онлайн-наблюдения при проведении ЕГЭ.

ОАО «Ростелеком», в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, не представлено доказательств несовместимости заявленного в документации об электронном аукционе оборудования с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по всей стране, каких-либо характеристик указанной системы, а также доказательств обязательной совместимости создаваемой системы видеонаблюдения за ЕГЭ по Ивановской области с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по России.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России считает второй довод Заявителя необоснованным.

 

Заказчик в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе установил следующую характеристику цифровой IP камеры: детектор движения – программный с изменяемой активной областью.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что указанную характеристику на цифровой IP камере можно включать/выключать. Данная функция необходима Заказчику в целях недопущения проникновения в ППЭ до начала ЕГЭ в нерабочее время и установки каких-либо незаконных устройств.

Учитывая п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к запрашиваемому товару. Следовательно, третий довод Заявителя является необоснованным.

 

Как было указано выше, ОАО «Ростелеком» не было представлено доказательств обязательной совместимости создаваемой системы видеонаблюдения за ЕГЭ по Ивановской области с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по России.

Предметом контракта согласно п. 7 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе предметом контракта является оказание услуг по оборудованию помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена в Ивановской области, средствами видеонаблюдения и обеспечение функционирования системы видеонаблюдения в рамках подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области». Вопрос хранения видеоданных не входит в предмет контракта.

Ввиду изложенного, четвертый довод Заявителя является несостоятельным.

 

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Заказчиком в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе указанное выше требование конкретизировано: оборудование должно быть новым, не восстановленным, выпущенным не ранее 2013 года, безвредным для здоровья, отвечать требованиям электробезопасности и пожарной безопасности согласно нормативным документам, применимым на день поставки оборудования.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что данное требование включено в документацию об электронном аукционе ввиду того, что у оборудования, имеющего год выпуска ранее 2013 года, есть больший риск выхода из строя, что недопустимо в силу п. 36 Методических рекомендаций Рособрнадзора. Согласно указанному пункту Методических рекомендаций Рособрнадзора отсутствие средств видеонаблюдения, неисправное состояние или отключение указанных средств во время проведения экзамена, равно как и отсутствие видеозаписи экзамена является основанием для остановки экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ в соответствии с п. 20 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования или аннулирования результатов ГИА в соответствии с п. 70 указанного Порядка и повторного допуска обучающихся, выпускников прошлых лет к сдаче экзамена в соответствии с п. 33 Порядка.

Учитывая п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик вправе был установить данное требование. Следовательно, пятый довод Заявителя является необоснованным.

 

Представитель ООО «Технотрейд» на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщил, что оборудование, которое имеется у ОАО «Ростелеком» и которое не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, было закуплено и использовано в президентские выборы в 2012 году.

Данный факт не отрицался представителями ОАО «Ростелеком», кроме того, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Общества прямо заявили, что по своим техническим характеристикам оборудование ОАО «Ростелеком» не попадает в рамки требований, изложенных Департаментом образования Ивановской области в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

Между тем, формирование лота, как было установлено Комиссией Ивановского УФАС России, обусловлено потребностями Заказчика. Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в закупке, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе. Факт невозможности участия конкретного участника в электронном аукционе, в связи с отсутствием у него каких-либо товаров, необходимых Заказчику, не влечет нарушение его прав.

При рассмотренных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства о контрактной системе, в том числе незаконного ограничения количества участников закупки.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ОАО «Ростелеком» на действия заказчика – Департамента образования Ивановской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по оборудованию помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена в Ивановской области, средствами видеонаблюдения и обеспечение функционирования системы видеонаблюдения в рамках подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области», согласно технического задания документации о закупке (извещение № 0133200001714001151) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Подписи членов Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 9771 [uid] => 5 [title] => Решение о признании жалобы необоснованной (заявитель - ОАО "Ростелеком") [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9771 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404457429 [changed] => 1404457429 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404457429 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 07 мая 2014 года                                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 13 мая 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России):

<…>,

в присутствии представителей:

Департамента образования Ивановской области (далее - Заказчик): <…>,

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган): <…>,

ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее – Заявитель, ОАО «Ростелеком», Общество): <…>,

ООО «Технотрейд»: <…>,

УСТАНОВИЛА:

28 апреля 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ОАО «Ростелеком» на действия заказчика – Департамента образования Ивановской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по оборудованию помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена в Ивановской области, средствами видеонаблюдения и обеспечение функционирования системы видеонаблюдения в рамках подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области», согласно технического задания документации о закупке (извещение № 0133200001714001151).

ОАО «Ростелеком» считает, что требования, установленные в документации об электронном аукционе, противоречат п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и повлекут ограничение конкуренции согласно нижеследующим доводам.

Первый довод Заявителя: раздел III «Техническое задание» документации об электронном аукционе определяет такие технические характеристики оборудования видеонаблюдения, которые не соответствуют установленным стандартам видеозаписи, хранения и передаче видеоматериала. В соответствии с приложением № 7 к письму Рособрандзора от 11.02.2014 № 02-60 «О направлении методических материалов по подготовке и проведению ЕГЭ в 2014 году» (далее – Методическое письмо Рособрнадзора) производить видеонаблюдение необходимо при условии, что заполненные бланки регистрации, бланки ответов, контрольные измерительные материалы (далее - КИМ) участников Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), документы работников Пункта проведения единого государственного экзамена (далее - ППЭ) и участников ЕГЭ были не читаемы и не распознаны в ходе видеонаблюдения; наблюдение за работой участников ЕГЭ и работников ППЭ должно осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных. Однако предусмотренные техническим заданием характеристики камер видеонаблюдения (видеорегистраторы FullHD с разрешением 1920*1080, 10 кратное увеличение и т.д.), не обеспечивают «нечитаемостъ» и «нераспознаваемость» документов, а напротив, позволяют читать и распознавать документы в ходе видеонаблюдения. Продолжительность ЕГЭ составляет от 6 – до 8 часов, заявленные характеристики видеооборудования не смогут обеспечить непрерывность процесса записи в течение указанного времени.

Второй довод Заявителя: заявленное в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе оборудование несовместимо с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по всей стране и не позволяет осуществлять онлайн-наблюдение и последующую запись результатов видеонаблюдения в единое для всей страны хранилище данных (видеозаписей ЕГЭ), что противоречит п. 36 Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Методическому письму Рособрнадзора, поскольку полученный при проведении ЕГЭ видеоматериал подлежит хранению от трех месяцев до трех лет.

Третий довод Заявителя: в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе указаны дополнительные требования к оборудованию (Цифровой IР камере) - «Детектор движения - Программный с изменяемой активной областью». Данная функция не является обязательной ввиду того, что видеозапись осуществляется по установленному расписанию в день проведения ЕГЭ.

Четвертый довод Заявителя: в документации об электронном аукционе отсутствуют требования об обязательной совместимости создаваемой системы видеонаблюдения за ЕГЭ по Ивановской области с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по России. Отсутствуют описания требуемых интерфейсов и протоколов для безопасной передачи данных в единый центр обработки данных Министерства образования или уполномоченных им ЦОД, а также хранения записанной информации. В разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе описано создание локального центра регистрации с местной обработкой и хранением видеоданных, однако, ни процедура этого хранения (в том числе обеспечения сохранности и безопасности данных), ни срок хранения данных не определены. Это может привести к несанкционированному доступу к информации и его нецелевому использованию, а также к безвозвратной утере видеоданных.

Пятый довод Заявителя: документацией об электронном аукционе установлено, что оборудование должно быть новым, не восстановленным, выпущенными не ранее 2013 года, безвредным для здоровья, отвечать требованиям электробезопасности и пожарной безопасности согласно нормативным документам, применимым на день поставки оборудования. Установление предельных (максимальных и/или минимальных) сроков изготовления товара (оборудования) законом не предусмотрено.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении закупки допущено не было.

Указанные в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе требования к техническим характеристикам камер видеонаблюдения высокой четкости (видеорегистраторы FullHD с  разрешением 1920*1080, 10 кратное увеличение и т.д.) обоснованы. Данное разрешение позволяет более четко видеть происходящее в ППЭ при возникновении спорных ситуаций. Режим съемки FullHD с разрешением 1920*1080 не противоречит требованию об информационной безопасности, поскольку решающую роль в этом вопросе играет место установки камеры. Документацией об электронном аукционе предусмотрено, что «Система видеонаблюдения устанавливается таким образом, чтобы не нарушалась информационная безопасность (содержание КИМ, персональные данные участников ЕГЭ и работников ППЭ)». В соответствии с Письмом Рособрнадзора от 15.04.2014 № 02-224 «О направлении методических рекомендаций по организации систем видеонаблюдения в пунктах проведения экзаменов и региональных центрах обработки информации при проведении единого государственного экзамена и методических рекомендаций по организации доставки экзаменационных материалов для проведения единого государственного экзамена в субъекты Российской Федерации» (далее – Методические рекомендации Рособрнадзора) Заказчик вправе установить технические требования к камерам, не ниже рекомендованных: «разрешение камеры не менее 640*480 пиксел».

В Методическом письме Рособрнадзора при построении систем видеонаблюдения субъектами Российской Федерации самостоятельно нет требований обязательного онлайн-наблюдения при проведении ЕГЭ. Указание данного требования приведет к ограничению конкуренции и не может быть включено в документацию закупки. Согласно Методическому письму Рособрнадзора организация видеонаблюдения в аудиториях ППЭ может устанавливаться без возможности трансляции вещания видео- и аудиопотоков в сеть Интернет (offline режим). На момент формирования документации об электронном аукционе единой системы видеонаблюдения за ЕГЭ не существовало.

Требование к оборудованию (Цифровой IР камере) - «Детектор движения - Программный с изменяемой активной областью» обосновано. Оно позволяет облегчить наблюдателю, ответственным лицам возможность выявлять нарушения при проведении ЕГЭ. Заказчик вправе выдвигать любые обоснованные, по его мнению, требования к оборудованию и его функциональным характеристикам. Указанные технические характеристики не имеют противоречий к цели и объекту закупки.

В Методическом письме Рособрнадзора нет упоминания о единой системе видеонаблюдения при построении систем видеонаблюдения субъектами Российской Федерации самостоятельно. Указание данного требования приведет к ограничению конкуренции. Вопрос хранения видеоданных не входит в предмет контракта.

Заказчик вправе установить любые требования к закупаемому оборудованию, в том числе к сроку его изготовления. Закон устанавливает лишь минимальные требования, которые могут быть изменены Заказчиком. Включая требование о поставке оборудования, выпущенного не ранее 2013 года, Заказчик хочет избежать поставки неликвидного, «залежалого» товара».

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

10.04.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение № 0133200001714001151 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по оборудованию помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена в Ивановской области, средствами видеонаблюдения и обеспечение функционирования системы видеонаблюдения в рамках подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области» согласно технического задания документации о закупке.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Заказчиком в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе определены характеристики цифровой IP камеры, предназначенной для съемки процесса сдачи ЕГЭ в ППЭ (аудитории), записи/трансляции изображения на носитель для дальнейшей передачи в Региональный центр обработки информации (далее – РЦОИ). В частности, запись должна осуществляться в формате FullHD с разрешением 1920x1080, увеличение должно быть не менее 10-кратного, внутренняя память - не менее 32Gb.

Согласно Методическим рекомендация Рособрнадзора для оборудования ППЭ, не вошедшего в перечень ППЭ, оснащение которого и количество аудиторий в которых были согласованы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования и которое проводится за счет средств федерального бюджета (далее - Федеральный перечень), возможно использование любой видеокамеры, обеспечивающей разрешение не менее 640*480 точек, без записи звука, при этом обязательным условием является наличие индикации процесса записи). Следовательно, установление в документации об электронном аукционе требования о разрешении цифровой IP камеры - 1920x1080 законно.

В соответствии с п. «Требования к установке системы видеонаблюдения» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе система видеонаблюдения устанавливается таким образом, чтобы не нарушалась информационная безопасность (содержание КИМ, персональные данные участников ЕГЭ и работников ППЭ).

В Методических рекомендациях Рособрнадзора содержатся примеры схем размещения средств видеонаблюдения. Учитывая данные схемы, возможно обеспечить информационную безопасность.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 26.02.2014 № 143 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2014 году» продолжительность ЕГЭ по математике, физике, литературе, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) составляет 3 часа 55 минут (235 минут), по русскому языку, истории, обществознанию - 3 часа 30 минут (210 минут), по биологии, географии, химии, иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) - 3 часа (180 минут).

Представитель ООО «Технотрейд» на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщил, что видеооборудование, подпадающее под характеристики, указанные в документации об электронном аукционе, может обеспечить непрерывность процесса записи на период больше 9 часов.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. ОАО «Ростелеком» доказательств того, что характеристики, установленные Заказчиком, к цифровой IP камере - формат FullHD с разрешением 1920x1080, увеличение не менее 10-кратного, позволяют читать и распознавать документы в ходе видеонаблюдения, а также, что заявленные характеристики видеооборудования не смогут обеспечить непрерывность процесса записи в течение продолжительности ЕГЭ, не представлено.

Учитывая изложенное, первый довод Заявителя является необоснованным.

 

Согласно Методическому письму Рособрнадзора при построении систем видеонаблюдения субъектами Российской Федерации самостоятельно нет требований обязательного онлайн-наблюдения при проведении ЕГЭ.

ОАО «Ростелеком», в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, не представлено доказательств несовместимости заявленного в документации об электронном аукционе оборудования с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по всей стране, каких-либо характеристик указанной системы, а также доказательств обязательной совместимости создаваемой системы видеонаблюдения за ЕГЭ по Ивановской области с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по России.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России считает второй довод Заявителя необоснованным.

 

Заказчик в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе установил следующую характеристику цифровой IP камеры: детектор движения – программный с изменяемой активной областью.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что указанную характеристику на цифровой IP камере можно включать/выключать. Данная функция необходима Заказчику в целях недопущения проникновения в ППЭ до начала ЕГЭ в нерабочее время и установки каких-либо незаконных устройств.

Учитывая п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к запрашиваемому товару. Следовательно, третий довод Заявителя является необоснованным.

 

Как было указано выше, ОАО «Ростелеком» не было представлено доказательств обязательной совместимости создаваемой системы видеонаблюдения за ЕГЭ по Ивановской области с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по России.

Предметом контракта согласно п. 7 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе предметом контракта является оказание услуг по оборудованию помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена в Ивановской области, средствами видеонаблюдения и обеспечение функционирования системы видеонаблюдения в рамках подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области». Вопрос хранения видеоданных не входит в предмет контракта.

Ввиду изложенного, четвертый довод Заявителя является несостоятельным.

 

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Заказчиком в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе указанное выше требование конкретизировано: оборудование должно быть новым, не восстановленным, выпущенным не ранее 2013 года, безвредным для здоровья, отвечать требованиям электробезопасности и пожарной безопасности согласно нормативным документам, применимым на день поставки оборудования.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что данное требование включено в документацию об электронном аукционе ввиду того, что у оборудования, имеющего год выпуска ранее 2013 года, есть больший риск выхода из строя, что недопустимо в силу п. 36 Методических рекомендаций Рособрнадзора. Согласно указанному пункту Методических рекомендаций Рособрнадзора отсутствие средств видеонаблюдения, неисправное состояние или отключение указанных средств во время проведения экзамена, равно как и отсутствие видеозаписи экзамена является основанием для остановки экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ в соответствии с п. 20 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования или аннулирования результатов ГИА в соответствии с п. 70 указанного Порядка и повторного допуска обучающихся, выпускников прошлых лет к сдаче экзамена в соответствии с п. 33 Порядка.

Учитывая п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик вправе был установить данное требование. Следовательно, пятый довод Заявителя является необоснованным.

 

Представитель ООО «Технотрейд» на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщил, что оборудование, которое имеется у ОАО «Ростелеком» и которое не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, было закуплено и использовано в президентские выборы в 2012 году.

Данный факт не отрицался представителями ОАО «Ростелеком», кроме того, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Общества прямо заявили, что по своим техническим характеристикам оборудование ОАО «Ростелеком» не попадает в рамки требований, изложенных Департаментом образования Ивановской области в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

Между тем, формирование лота, как было установлено Комиссией Ивановского УФАС России, обусловлено потребностями Заказчика. Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в закупке, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе. Факт невозможности участия конкретного участника в электронном аукционе, в связи с отсутствием у него каких-либо товаров, необходимых Заказчику, не влечет нарушение его прав.

При рассмотренных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства о контрактной системе, в том числе незаконного ограничения количества участников закупки.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ОАО «Ростелеком» на действия заказчика – Департамента образования Ивановской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по оборудованию помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена в Ивановской области, средствами видеонаблюдения и обеспечение функционирования системы видеонаблюдения в рамках подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области», согласно технического задания документации о закупке (извещение № 0133200001714001151) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Подписи членов Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 07 мая 2014 года                                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 13 мая 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России):

<…>,

в присутствии представителей:

Департамента образования Ивановской области (далее - Заказчик): <…>,

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган): <…>,

ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее – Заявитель, ОАО «Ростелеком», Общество): <…>,

ООО «Технотрейд»: <…>,

УСТАНОВИЛА:

28 апреля 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ОАО «Ростелеком» на действия заказчика – Департамента образования Ивановской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по оборудованию помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена в Ивановской области, средствами видеонаблюдения и обеспечение функционирования системы видеонаблюдения в рамках подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области», согласно технического задания документации о закупке (извещение № 0133200001714001151).

ОАО «Ростелеком» считает, что требования, установленные в документации об электронном аукционе, противоречат п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и повлекут ограничение конкуренции согласно нижеследующим доводам.

Первый довод Заявителя: раздел III «Техническое задание» документации об электронном аукционе определяет такие технические характеристики оборудования видеонаблюдения, которые не соответствуют установленным стандартам видеозаписи, хранения и передаче видеоматериала. В соответствии с приложением № 7 к письму Рособрандзора от 11.02.2014 № 02-60 «О направлении методических материалов по подготовке и проведению ЕГЭ в 2014 году» (далее – Методическое письмо Рособрнадзора) производить видеонаблюдение необходимо при условии, что заполненные бланки регистрации, бланки ответов, контрольные измерительные материалы (далее - КИМ) участников Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), документы работников Пункта проведения единого государственного экзамена (далее - ППЭ) и участников ЕГЭ были не читаемы и не распознаны в ходе видеонаблюдения; наблюдение за работой участников ЕГЭ и работников ППЭ должно осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных. Однако предусмотренные техническим заданием характеристики камер видеонаблюдения (видеорегистраторы FullHD с разрешением 1920*1080, 10 кратное увеличение и т.д.), не обеспечивают «нечитаемостъ» и «нераспознаваемость» документов, а напротив, позволяют читать и распознавать документы в ходе видеонаблюдения. Продолжительность ЕГЭ составляет от 6 – до 8 часов, заявленные характеристики видеооборудования не смогут обеспечить непрерывность процесса записи в течение указанного времени.

Второй довод Заявителя: заявленное в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе оборудование несовместимо с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по всей стране и не позволяет осуществлять онлайн-наблюдение и последующую запись результатов видеонаблюдения в единое для всей страны хранилище данных (видеозаписей ЕГЭ), что противоречит п. 36 Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Методическому письму Рособрнадзора, поскольку полученный при проведении ЕГЭ видеоматериал подлежит хранению от трех месяцев до трех лет.

Третий довод Заявителя: в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе указаны дополнительные требования к оборудованию (Цифровой IР камере) - «Детектор движения - Программный с изменяемой активной областью». Данная функция не является обязательной ввиду того, что видеозапись осуществляется по установленному расписанию в день проведения ЕГЭ.

Четвертый довод Заявителя: в документации об электронном аукционе отсутствуют требования об обязательной совместимости создаваемой системы видеонаблюдения за ЕГЭ по Ивановской области с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по России. Отсутствуют описания требуемых интерфейсов и протоколов для безопасной передачи данных в единый центр обработки данных Министерства образования или уполномоченных им ЦОД, а также хранения записанной информации. В разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе описано создание локального центра регистрации с местной обработкой и хранением видеоданных, однако, ни процедура этого хранения (в том числе обеспечения сохранности и безопасности данных), ни срок хранения данных не определены. Это может привести к несанкционированному доступу к информации и его нецелевому использованию, а также к безвозвратной утере видеоданных.

Пятый довод Заявителя: документацией об электронном аукционе установлено, что оборудование должно быть новым, не восстановленным, выпущенными не ранее 2013 года, безвредным для здоровья, отвечать требованиям электробезопасности и пожарной безопасности согласно нормативным документам, применимым на день поставки оборудования. Установление предельных (максимальных и/или минимальных) сроков изготовления товара (оборудования) законом не предусмотрено.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении закупки допущено не было.

Указанные в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе требования к техническим характеристикам камер видеонаблюдения высокой четкости (видеорегистраторы FullHD с  разрешением 1920*1080, 10 кратное увеличение и т.д.) обоснованы. Данное разрешение позволяет более четко видеть происходящее в ППЭ при возникновении спорных ситуаций. Режим съемки FullHD с разрешением 1920*1080 не противоречит требованию об информационной безопасности, поскольку решающую роль в этом вопросе играет место установки камеры. Документацией об электронном аукционе предусмотрено, что «Система видеонаблюдения устанавливается таким образом, чтобы не нарушалась информационная безопасность (содержание КИМ, персональные данные участников ЕГЭ и работников ППЭ)». В соответствии с Письмом Рособрнадзора от 15.04.2014 № 02-224 «О направлении методических рекомендаций по организации систем видеонаблюдения в пунктах проведения экзаменов и региональных центрах обработки информации при проведении единого государственного экзамена и методических рекомендаций по организации доставки экзаменационных материалов для проведения единого государственного экзамена в субъекты Российской Федерации» (далее – Методические рекомендации Рособрнадзора) Заказчик вправе установить технические требования к камерам, не ниже рекомендованных: «разрешение камеры не менее 640*480 пиксел».

В Методическом письме Рособрнадзора при построении систем видеонаблюдения субъектами Российской Федерации самостоятельно нет требований обязательного онлайн-наблюдения при проведении ЕГЭ. Указание данного требования приведет к ограничению конкуренции и не может быть включено в документацию закупки. Согласно Методическому письму Рособрнадзора организация видеонаблюдения в аудиториях ППЭ может устанавливаться без возможности трансляции вещания видео- и аудиопотоков в сеть Интернет (offline режим). На момент формирования документации об электронном аукционе единой системы видеонаблюдения за ЕГЭ не существовало.

Требование к оборудованию (Цифровой IР камере) - «Детектор движения - Программный с изменяемой активной областью» обосновано. Оно позволяет облегчить наблюдателю, ответственным лицам возможность выявлять нарушения при проведении ЕГЭ. Заказчик вправе выдвигать любые обоснованные, по его мнению, требования к оборудованию и его функциональным характеристикам. Указанные технические характеристики не имеют противоречий к цели и объекту закупки.

В Методическом письме Рособрнадзора нет упоминания о единой системе видеонаблюдения при построении систем видеонаблюдения субъектами Российской Федерации самостоятельно. Указание данного требования приведет к ограничению конкуренции. Вопрос хранения видеоданных не входит в предмет контракта.

Заказчик вправе установить любые требования к закупаемому оборудованию, в том числе к сроку его изготовления. Закон устанавливает лишь минимальные требования, которые могут быть изменены Заказчиком. Включая требование о поставке оборудования, выпущенного не ранее 2013 года, Заказчик хочет избежать поставки неликвидного, «залежалого» товара».

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

10.04.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение № 0133200001714001151 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по оборудованию помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена в Ивановской области, средствами видеонаблюдения и обеспечение функционирования системы видеонаблюдения в рамках подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области» согласно технического задания документации о закупке.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Заказчиком в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе определены характеристики цифровой IP камеры, предназначенной для съемки процесса сдачи ЕГЭ в ППЭ (аудитории), записи/трансляции изображения на носитель для дальнейшей передачи в Региональный центр обработки информации (далее – РЦОИ). В частности, запись должна осуществляться в формате FullHD с разрешением 1920x1080, увеличение должно быть не менее 10-кратного, внутренняя память - не менее 32Gb.

Согласно Методическим рекомендация Рособрнадзора для оборудования ППЭ, не вошедшего в перечень ППЭ, оснащение которого и количество аудиторий в которых были согласованы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования и которое проводится за счет средств федерального бюджета (далее - Федеральный перечень), возможно использование любой видеокамеры, обеспечивающей разрешение не менее 640*480 точек, без записи звука, при этом обязательным условием является наличие индикации процесса записи). Следовательно, установление в документации об электронном аукционе требования о разрешении цифровой IP камеры - 1920x1080 законно.

В соответствии с п. «Требования к установке системы видеонаблюдения» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе система видеонаблюдения устанавливается таким образом, чтобы не нарушалась информационная безопасность (содержание КИМ, персональные данные участников ЕГЭ и работников ППЭ).

В Методических рекомендациях Рособрнадзора содержатся примеры схем размещения средств видеонаблюдения. Учитывая данные схемы, возможно обеспечить информационную безопасность.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 26.02.2014 № 143 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2014 году» продолжительность ЕГЭ по математике, физике, литературе, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) составляет 3 часа 55 минут (235 минут), по русскому языку, истории, обществознанию - 3 часа 30 минут (210 минут), по биологии, географии, химии, иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) - 3 часа (180 минут).

Представитель ООО «Технотрейд» на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщил, что видеооборудование, подпадающее под характеристики, указанные в документации об электронном аукционе, может обеспечить непрерывность процесса записи на период больше 9 часов.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. ОАО «Ростелеком» доказательств того, что характеристики, установленные Заказчиком, к цифровой IP камере - формат FullHD с разрешением 1920x1080, увеличение не менее 10-кратного, позволяют читать и распознавать документы в ходе видеонаблюдения, а также, что заявленные характеристики видеооборудования не смогут обеспечить непрерывность процесса записи в течение продолжительности ЕГЭ, не представлено.

Учитывая изложенное, первый довод Заявителя является необоснованным.

 

Согласно Методическому письму Рособрнадзора при построении систем видеонаблюдения субъектами Российской Федерации самостоятельно нет требований обязательного онлайн-наблюдения при проведении ЕГЭ.

ОАО «Ростелеком», в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, не представлено доказательств несовместимости заявленного в документации об электронном аукционе оборудования с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по всей стране, каких-либо характеристик указанной системы, а также доказательств обязательной совместимости создаваемой системы видеонаблюдения за ЕГЭ по Ивановской области с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по России.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России считает второй довод Заявителя необоснованным.

 

Заказчик в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе установил следующую характеристику цифровой IP камеры: детектор движения – программный с изменяемой активной областью.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что указанную характеристику на цифровой IP камере можно включать/выключать. Данная функция необходима Заказчику в целях недопущения проникновения в ППЭ до начала ЕГЭ в нерабочее время и установки каких-либо незаконных устройств.

Учитывая п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к запрашиваемому товару. Следовательно, третий довод Заявителя является необоснованным.

 

Как было указано выше, ОАО «Ростелеком» не было представлено доказательств обязательной совместимости создаваемой системы видеонаблюдения за ЕГЭ по Ивановской области с единой системой видеонаблюдения за ЕГЭ по России.

Предметом контракта согласно п. 7 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе предметом контракта является оказание услуг по оборудованию помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена в Ивановской области, средствами видеонаблюдения и обеспечение функционирования системы видеонаблюдения в рамках подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области». Вопрос хранения видеоданных не входит в предмет контракта.

Ввиду изложенного, четвертый довод Заявителя является несостоятельным.

 

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Заказчиком в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе указанное выше требование конкретизировано: оборудование должно быть новым, не восстановленным, выпущенным не ранее 2013 года, безвредным для здоровья, отвечать требованиям электробезопасности и пожарной безопасности согласно нормативным документам, применимым на день поставки оборудования.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что данное требование включено в документацию об электронном аукционе ввиду того, что у оборудования, имеющего год выпуска ранее 2013 года, есть больший риск выхода из строя, что недопустимо в силу п. 36 Методических рекомендаций Рособрнадзора. Согласно указанному пункту Методических рекомендаций Рособрнадзора отсутствие средств видеонаблюдения, неисправное состояние или отключение указанных средств во время проведения экзамена, равно как и отсутствие видеозаписи экзамена является основанием для остановки экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ в соответствии с п. 20 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования или аннулирования результатов ГИА в соответствии с п. 70 указанного Порядка и повторного допуска обучающихся, выпускников прошлых лет к сдаче экзамена в соответствии с п. 33 Порядка.

Учитывая п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик вправе был установить данное требование. Следовательно, пятый довод Заявителя является необоснованным.

 

Представитель ООО «Технотрейд» на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщил, что оборудование, которое имеется у ОАО «Ростелеком» и которое не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, было закуплено и использовано в президентские выборы в 2012 году.

Данный факт не отрицался представителями ОАО «Ростелеком», кроме того, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Общества прямо заявили, что по своим техническим характеристикам оборудование ОАО «Ростелеком» не попадает в рамки требований, изложенных Департаментом образования Ивановской области в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

Между тем, формирование лота, как было установлено Комиссией Ивановского УФАС России, обусловлено потребностями Заказчика. Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в закупке, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе. Факт невозможности участия конкретного участника в электронном аукционе, в связи с отсутствием у него каких-либо товаров, необходимых Заказчику, не влечет нарушение его прав.

При рассмотренных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства о контрактной системе, в том числе незаконного ограничения количества участников закупки.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ОАО «Ростелеком» на действия заказчика – Департамента образования Ивановской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по оборудованию помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена в Ивановской области, средствами видеонаблюдения и обеспечение функционирования системы видеонаблюдения в рамках подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области», согласно технического задания документации о закупке (извещение № 0133200001714001151) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Подписи членов Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => - [format] => [safe_value] => - ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 49 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 49 [vid] => 3 [name] => Решения по жалобам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 71 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 71 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС России [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-13 07:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-07 07:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404457429 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )