Решение по делу №08-30/002 (ответчик - ИП Михайлов А.Ю.)

Номер дела: 08-30/002
Дата публикации: 2 июля 2013, 11:13

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                      г. Иваново

Резолютивная часть решения оглашена 28.06.2013года

В полном объеме решение изготовлено 02.07.2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 08-30/002 по  признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Михайловым А.Ю. (<…>) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило заявление ООО «Вавилон*С» (входящий № 460 от 25.02.2013) на действия ИП Михайлова А.Ю., выразившиеся во взимании с ООО «Вавилон*С» платы за услуги по транспортировке (приему) сточных вод без установленного уполномоченным органом субъекта Российской Федерации тарифа.

Из представленных материалов следует, что ИП Михайлов А.Ю. имеет в собственности водопроводную сеть протяженностью 1161,5 м. и канализационную сеть – протяженностью 809, 4 м., расположенные по адресу: город Иваново, ул. Дзержинского, д. 39, приобретенные ИП Михайловым А.Ю. по договору купли продажи недвижимого имущества № 01-04/08 от 20 мая 2008 года у ОАО «Фабрика им. Крупской» (Свидетельство о государственной регистрации права серии 37-АА № 309329 от 08.08.2008).

03.09.2008 ИП Михайловым заключен договор № 119-л с УМП «Водоканал» (в настоящее время ОАО «Водоканал») на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.

Согласно приложения № 2 к договору № 119-л одним из субабонентов ИП Михайлова А.Ю. является ООО «Вавилон*С».

Из представленного в материалах заявления ООО «Вавилон*С» счета – фактуры № 37 от 31.01.2013 следует, что плата за оказанные ИП Михайловым А.Ю. услуги по водоотведению помимо стоимости водоотведения, рассчитанной по тарифу, установленному Региональной службой по тарифам Ивановской области для ОАО «Водоканал», включает в себя услуги ИП Михайлова А.Ю. (по приему и транспортировке сточных вод), которые оплачиваются абонентами, в том числе ООО «Вавилон*С», по стоимости,  рассчитанной ИП Михайловым по Калькуляции без установления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации тарифа на данный род деятельности.

Указанные действия ИП Михайлова А.Ю. явились основанием обращения ООО «Вавилон*С» в Ивановское УФАС России.

 

В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции Ивановским УФАС России письмами от 06.03.2013 № 08-30/668 запрошены объяснения  ИП Михайлова А.Ю. по существу обращения ООО «Вавилон*С».

В ответе от 20.03.2013 на запрос Ивановского УФАС России ИП Михайлов А.Ю. сообщил, что в августе 2008 года им в собственность приобретены водопроводная и канализационная сети по адресу: город Иваново ул. Дзержинского, д. 39, принадлежащее ранее ОАО «Фабрика им. Крупской».

Между ИП Михайловым А.Ю. и УМП «Водоканал» (в настоящее время – ОАО «Водоканал») 03.09.2008 заключен договор  № 119-л на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.

Через присоединенные водопроводные (канализационные) сети ИП Михайловым А.Ю. осуществляется передача питьевой воды и прием сточных вод ряду субабонентов, в том числе ООО «Вавилон*С», с которым у ИП Михайлова А.Ю. заключен договор на отпуск питьевой воды из системы городского водопровода по водопроводным вводам и прием сточных вод в городскую канализацию через принадлежащие ему на праве собственности сети.

Расчеты за воду, поставляемую Заявителю и принятые от него сточные воды, производятся по тарифам, установленным для ОАО «Водоканал».

Кроме этого услуги ИП Михайлова А.Ю. (по приему сточных вод и передаче стоков), оплачиваются абонентами, в том числе ООО «Вавилон*С», по стоимости Калькуляции, рассчитанной ИП Михайловым А.Ю.

В своем ответе ИП Михайлов А.Ю. также сообщил, что согласно ответа Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Иваново № 01-22-46 от 21.01.2010, полученного на запрос ИП Михайлова А.Ю. (№ б/н от 15.01.2010), следует, что индивидуальный предприниматель, действующий без образования юридического лица не может относиться к организациям коммунального комплекса и, как следствие, нормы Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ, в части регулирования тарифов на товары и услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, на его деятельность не распространяются.

 

В связи с необходимостью сбора доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны ИП Михайлова А.Ю., Ивановским УФАС России письмом от 22.03.2013 № 08-30/851 продлен срок рассмотрения заявления ООО «Вавилон*С» в порядке части 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции.

 

Приказом Ивановского УФАС России от 30.05.2013 № 048 возбуждено дело № 08-30/002 по признакам нарушения ИП Михайловым А.Ю. пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением председателя Комиссии от 30.05.2012 дело № 08-30/002 назначено к рассмотрению на 28.06.2013.

 

В пояснениях  от 17.06.2013,  представленных в соответствии с определением от 30.05.2013 о назначении дела № 08-30/002 к рассмотрению, ИП Михайлов А.Ю. поддержал ранее заявленные доводы.

Кроме этого добавил, что согласно ответу РСТ Ивановской области № 5-0987 от 22.04.2013 на его запрос  № 1 от 08.04.2013, касающийся установления тарифов на услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод, следует, что с 1 января 2013 года (момента вступления в силу основной части Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») изменился порядок установления тарифов. В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются для гарантирующей организации в зоне ее деятельности, которые определяют  органы местного самоуправления.

Так же пояснил, что, в настоящее время, на основании ответа РСТ Ивановской области № 5-0987 от 22.04.2013, им сделан запрос в Администрацию города Иваново с целью установления гарантирующей  организации городского округа Иваново и выяснения вопроса, входят ли водопроводная и канализационная сети, принадлежащие ИП Михайлову А.Ю. на праве собственности в централизованную систему холодного водоснабжения и водоотведения гарантирующей организации городского округа Иваново.

Взимание платы за транспортировку через принадлежащие ИП Михайлову А.Ю. сети им с февраля 2013 года до урегулирования вопроса, касающегося тарифа на данный вид деятельности, не осуществляется.

 

Комиссия, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, приходит к следующим выводам.

 

Исходя из представленных материалов, ИП Михайлов А.Ю. имеет в собственности водопроводную сеть протяженностью 1161,5 м. и канализационную сеть – протяженностью 809, 4 м., расположенные по адресу: город Иваново, ул. Дзержинского, д. 39, приобретенные ИП Михайловым А.Ю. по договору купли продажи недвижимого имущества № 01-04/08 от 20 мая 2008 года у ОАО «Фабрика им. Крупской» (Свидетельство о государственной регистрации права серии 37-АА №309329 от 08.08.2008), с использованием которых осуществляет предпринимательскую деятельность по водоснабжению и водоотведению.

С целью осуществления указанной деятельности 03.09.2008 ИП Михайловым А.Ю. заключен договор № 119-л с УМП «Водоканал» (в настоящее время ОАО «Водоканал) на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.

Приложение 2 к договору № 119-л от 03.09.2008 определены потребители (субабоненты), которым через присоединенную водопроводную и канализационную сети ИП Михайлова А.Ю. осуществляется передача питьевой воды и прием сточных вод, в том числе ООО «Вавилон*С».

01.09.2008 ИП Михайловым А.Ю. с ООО «Вавилон*С» заключен договор № 14-ОВ/08, предметом которого является обязательства, возникшие в связи с отпуском питьевой воды из системы городского водопровода по водопроводным вводам и прием сточных вод в городскую канализацию через принадлежащие индивидуальному предпринимателю на праве собственности сети.

Расчеты за воду, поставляемую Заявителю, производятся по тарифам, установленным для ОАО «Водоканал».

Однако, услуги ИП Михайлова А.Ю. (по приему и транспортировке сточных вод), оплачиваются абонентами, в том числе ООО «Вавилон*С», по стоимости,  рассчитанной ИП Михайловым А.Ю. по Калькуляции без установления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации тарифа на данный род деятельности (счет - фактура № 37 от 31.01.2013).

С февраля 2013 года плата с ООО «Вавилон*С» за прием и транспортировку сточных вод через сети, принадлежащие ИП Михайлову А.Ю., не взимается.

 

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление ВАС № 30), оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ставят контрагентам необоснованные ограничения или необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности направленной на монополизацию установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (пункт 4 Постановления ВАС № 30).

Таким образом, для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние:

- обладало признаком хозяйствующего субъекта;

- занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке;

- результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления, при этом его действия (бездействие) должны оцениваться по критерию, во-первых, допустимости таких прав, во-вторых, разумности тех или иных ограничений для контрагента.

 

С 01.01.2013 вступил в законную силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 15 статьи 2 Закона № 416-ФЗ – организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с частью 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно частям 1, 3 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по эксплуатации систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, попадает под определение, указанное в части 15 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, то есть обладает признаком организации  (хозяйствующего субъекта – пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесено водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, под системой коммунальной инфраструктуры понимается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 167 от 12.02.1999 (далее – Правила пользования).

Правилами пользования определено, что под централизованной системой коммунальной канализации понимается комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод (абзац 39 пункта 1 Правил пользования).

Следовательно, централизованные системы и системы коммунальной инфраструктуры включают в себя центральные сети и инженерные сооружения населенных пунктов, предназначенные для хозяйственно-питьевого водоснабжения и приема сточных вод и их очистки.

Вместе с тем, Правила пользования определяют, что водопроводные и канализационные устройства и сооружения для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации  (водопроводный ввод или канализационный выпуск) – это устройства и сооружения, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения и (или) сбрасывает сточные воды в систему коммунальной канализации.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ИП Михайлов А.Ю. занимает доминирующее положение на товарном рынке «Услуги водоотведения» в географических границах балансовой принадлежности канализационных сетей ИП Михайлова А.Ю.

 

В соответствии с положениями части 1 и части 2 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации (статья 545 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведения в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно  части 2 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Федерального закона.

Положениями части 3 статьи 16, части 3 статьи 17 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что оплата услуг по транспортировке воды и сточных вод осуществляется соответственно по тарифам на транспортировку воды и сточных вод, которые подлежат государственному регулированию. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закон о водоснабжении и водоотведении собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Учитывая изложенное, применительно к рассматриваемым отношениям, ИП Михайлов А.Ю. должен был обратиться за установлением тарифа на транспортирование сточных вод, как одной из стадий технологического процесса водоотведения.

В силу части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 17 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - орган регулирования тарифов) - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

Положением о Региональной службе по тарифам Ивановской области, утвержденном Постановлением Правительства Ивановской области от 01.02.2012 N 19-п  (ред. от 24.10.2012), в полномочия РСТ Ивановской области входит установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным Федеральным органом для Ивановской области.

Материалы рассматриваемого заявления не содержат доказательств обращения ИП Михайлова А.Ю. в РСТ Ивановской области для утверждения тарифа на транспортировку (передачу) сточных вод на 2013 год.

Частью 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Частью 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что договор оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые государственными органами.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что взимание ИП Михайловым А.Ю. платы за  передачу (транспортировку) сточных вод по своим канализационным сетям, без установленного тарифа уполномоченным государственным органом, содержит признаки нарушения порядка ценообразования в сфере водоотведения, что запрещено пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции.

 

 

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая добровольное устранение ИП Михайловым А.Ю. допущенного нарушения (с февраля 2013 года плата с ООО «Вавилон*С» за прием и транспортировку сточных вод, через сети, принадлежащие ИП Михайлову А.Ю., не взимается), Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований выдачи Ответчику (ИП Михайлову А.Ю.) предписания.

 

Основанием для прекращения рассмотрения дела № 08-30/002 о нарушении антимонопольного законодательства, в силу  пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, является добровольное устранение ИП Михайловым А.Ю. нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.  

 

Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении ответчиком антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.

 

Оснований для переквалификации нарушения ИП Михайловым А.Ю.  антимонопольного законодательства у Комиссии нет.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 43, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия      

РЕШИЛА:

1. Признать действия ИП Михайлова А.Ю., выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке «Услуги водоотведения» в географических границах балансовой принадлежности канализационных сетей ИП Михайлова А.Ю.  (дом № 39 по улице Дзержинского города Иваново) путем взимания с ООО «Вавилон*С» платы за транспортировку (прием) сточных вод без установления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации тарифа, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

 

2. Производство по делу № 08-30/002 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ИП Михайловым А.Ю.

 

3. Предписание ИП Михайлову А.Ю. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

4. Передать уполномоченному лицу Ивановского УФАС России материалы настоящего дела для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Подписи членов Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в  течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 8907 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №08-30/002 (ответчик - ИП Михайлов А.Ю.) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8907 [type] => solution [language] => ru [created] => 1373256990 [changed] => 1373256990 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1373256990 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                      г. Иваново

Резолютивная часть решения оглашена 28.06.2013года

В полном объеме решение изготовлено 02.07.2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 08-30/002 по  признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Михайловым А.Ю. (<…>) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило заявление ООО «Вавилон*С» (входящий № 460 от 25.02.2013) на действия ИП Михайлова А.Ю., выразившиеся во взимании с ООО «Вавилон*С» платы за услуги по транспортировке (приему) сточных вод без установленного уполномоченным органом субъекта Российской Федерации тарифа.

Из представленных материалов следует, что ИП Михайлов А.Ю. имеет в собственности водопроводную сеть протяженностью 1161,5 м. и канализационную сеть – протяженностью 809, 4 м., расположенные по адресу: город Иваново, ул. Дзержинского, д. 39, приобретенные ИП Михайловым А.Ю. по договору купли продажи недвижимого имущества № 01-04/08 от 20 мая 2008 года у ОАО «Фабрика им. Крупской» (Свидетельство о государственной регистрации права серии 37-АА № 309329 от 08.08.2008).

03.09.2008 ИП Михайловым заключен договор № 119-л с УМП «Водоканал» (в настоящее время ОАО «Водоканал») на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.

Согласно приложения № 2 к договору № 119-л одним из субабонентов ИП Михайлова А.Ю. является ООО «Вавилон*С».

Из представленного в материалах заявления ООО «Вавилон*С» счета – фактуры № 37 от 31.01.2013 следует, что плата за оказанные ИП Михайловым А.Ю. услуги по водоотведению помимо стоимости водоотведения, рассчитанной по тарифу, установленному Региональной службой по тарифам Ивановской области для ОАО «Водоканал», включает в себя услуги ИП Михайлова А.Ю. (по приему и транспортировке сточных вод), которые оплачиваются абонентами, в том числе ООО «Вавилон*С», по стоимости,  рассчитанной ИП Михайловым по Калькуляции без установления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации тарифа на данный род деятельности.

Указанные действия ИП Михайлова А.Ю. явились основанием обращения ООО «Вавилон*С» в Ивановское УФАС России.

 

В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции Ивановским УФАС России письмами от 06.03.2013 № 08-30/668 запрошены объяснения  ИП Михайлова А.Ю. по существу обращения ООО «Вавилон*С».

В ответе от 20.03.2013 на запрос Ивановского УФАС России ИП Михайлов А.Ю. сообщил, что в августе 2008 года им в собственность приобретены водопроводная и канализационная сети по адресу: город Иваново ул. Дзержинского, д. 39, принадлежащее ранее ОАО «Фабрика им. Крупской».

Между ИП Михайловым А.Ю. и УМП «Водоканал» (в настоящее время – ОАО «Водоканал») 03.09.2008 заключен договор  № 119-л на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.

Через присоединенные водопроводные (канализационные) сети ИП Михайловым А.Ю. осуществляется передача питьевой воды и прием сточных вод ряду субабонентов, в том числе ООО «Вавилон*С», с которым у ИП Михайлова А.Ю. заключен договор на отпуск питьевой воды из системы городского водопровода по водопроводным вводам и прием сточных вод в городскую канализацию через принадлежащие ему на праве собственности сети.

Расчеты за воду, поставляемую Заявителю и принятые от него сточные воды, производятся по тарифам, установленным для ОАО «Водоканал».

Кроме этого услуги ИП Михайлова А.Ю. (по приему сточных вод и передаче стоков), оплачиваются абонентами, в том числе ООО «Вавилон*С», по стоимости Калькуляции, рассчитанной ИП Михайловым А.Ю.

В своем ответе ИП Михайлов А.Ю. также сообщил, что согласно ответа Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Иваново № 01-22-46 от 21.01.2010, полученного на запрос ИП Михайлова А.Ю. (№ б/н от 15.01.2010), следует, что индивидуальный предприниматель, действующий без образования юридического лица не может относиться к организациям коммунального комплекса и, как следствие, нормы Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ, в части регулирования тарифов на товары и услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, на его деятельность не распространяются.

 

В связи с необходимостью сбора доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны ИП Михайлова А.Ю., Ивановским УФАС России письмом от 22.03.2013 № 08-30/851 продлен срок рассмотрения заявления ООО «Вавилон*С» в порядке части 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции.

 

Приказом Ивановского УФАС России от 30.05.2013 № 048 возбуждено дело № 08-30/002 по признакам нарушения ИП Михайловым А.Ю. пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением председателя Комиссии от 30.05.2012 дело № 08-30/002 назначено к рассмотрению на 28.06.2013.

 

В пояснениях  от 17.06.2013,  представленных в соответствии с определением от 30.05.2013 о назначении дела № 08-30/002 к рассмотрению, ИП Михайлов А.Ю. поддержал ранее заявленные доводы.

Кроме этого добавил, что согласно ответу РСТ Ивановской области № 5-0987 от 22.04.2013 на его запрос  № 1 от 08.04.2013, касающийся установления тарифов на услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод, следует, что с 1 января 2013 года (момента вступления в силу основной части Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») изменился порядок установления тарифов. В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются для гарантирующей организации в зоне ее деятельности, которые определяют  органы местного самоуправления.

Так же пояснил, что, в настоящее время, на основании ответа РСТ Ивановской области № 5-0987 от 22.04.2013, им сделан запрос в Администрацию города Иваново с целью установления гарантирующей  организации городского округа Иваново и выяснения вопроса, входят ли водопроводная и канализационная сети, принадлежащие ИП Михайлову А.Ю. на праве собственности в централизованную систему холодного водоснабжения и водоотведения гарантирующей организации городского округа Иваново.

Взимание платы за транспортировку через принадлежащие ИП Михайлову А.Ю. сети им с февраля 2013 года до урегулирования вопроса, касающегося тарифа на данный вид деятельности, не осуществляется.

 

Комиссия, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, приходит к следующим выводам.

 

Исходя из представленных материалов, ИП Михайлов А.Ю. имеет в собственности водопроводную сеть протяженностью 1161,5 м. и канализационную сеть – протяженностью 809, 4 м., расположенные по адресу: город Иваново, ул. Дзержинского, д. 39, приобретенные ИП Михайловым А.Ю. по договору купли продажи недвижимого имущества № 01-04/08 от 20 мая 2008 года у ОАО «Фабрика им. Крупской» (Свидетельство о государственной регистрации права серии 37-АА №309329 от 08.08.2008), с использованием которых осуществляет предпринимательскую деятельность по водоснабжению и водоотведению.

С целью осуществления указанной деятельности 03.09.2008 ИП Михайловым А.Ю. заключен договор № 119-л с УМП «Водоканал» (в настоящее время ОАО «Водоканал) на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.

Приложение 2 к договору № 119-л от 03.09.2008 определены потребители (субабоненты), которым через присоединенную водопроводную и канализационную сети ИП Михайлова А.Ю. осуществляется передача питьевой воды и прием сточных вод, в том числе ООО «Вавилон*С».

01.09.2008 ИП Михайловым А.Ю. с ООО «Вавилон*С» заключен договор № 14-ОВ/08, предметом которого является обязательства, возникшие в связи с отпуском питьевой воды из системы городского водопровода по водопроводным вводам и прием сточных вод в городскую канализацию через принадлежащие индивидуальному предпринимателю на праве собственности сети.

Расчеты за воду, поставляемую Заявителю, производятся по тарифам, установленным для ОАО «Водоканал».

Однако, услуги ИП Михайлова А.Ю. (по приему и транспортировке сточных вод), оплачиваются абонентами, в том числе ООО «Вавилон*С», по стоимости,  рассчитанной ИП Михайловым А.Ю. по Калькуляции без установления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации тарифа на данный род деятельности (счет - фактура № 37 от 31.01.2013).

С февраля 2013 года плата с ООО «Вавилон*С» за прием и транспортировку сточных вод через сети, принадлежащие ИП Михайлову А.Ю., не взимается.

 

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление ВАС № 30), оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ставят контрагентам необоснованные ограничения или необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности направленной на монополизацию установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (пункт 4 Постановления ВАС № 30).

Таким образом, для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние:

- обладало признаком хозяйствующего субъекта;

- занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке;

- результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления, при этом его действия (бездействие) должны оцениваться по критерию, во-первых, допустимости таких прав, во-вторых, разумности тех или иных ограничений для контрагента.

 

С 01.01.2013 вступил в законную силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 15 статьи 2 Закона № 416-ФЗ – организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с частью 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно частям 1, 3 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по эксплуатации систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, попадает под определение, указанное в части 15 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, то есть обладает признаком организации  (хозяйствующего субъекта – пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесено водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, под системой коммунальной инфраструктуры понимается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 167 от 12.02.1999 (далее – Правила пользования).

Правилами пользования определено, что под централизованной системой коммунальной канализации понимается комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод (абзац 39 пункта 1 Правил пользования).

Следовательно, централизованные системы и системы коммунальной инфраструктуры включают в себя центральные сети и инженерные сооружения населенных пунктов, предназначенные для хозяйственно-питьевого водоснабжения и приема сточных вод и их очистки.

Вместе с тем, Правила пользования определяют, что водопроводные и канализационные устройства и сооружения для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации  (водопроводный ввод или канализационный выпуск) – это устройства и сооружения, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения и (или) сбрасывает сточные воды в систему коммунальной канализации.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ИП Михайлов А.Ю. занимает доминирующее положение на товарном рынке «Услуги водоотведения» в географических границах балансовой принадлежности канализационных сетей ИП Михайлова А.Ю.

 

В соответствии с положениями части 1 и части 2 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации (статья 545 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведения в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно  части 2 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Федерального закона.

Положениями части 3 статьи 16, части 3 статьи 17 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что оплата услуг по транспортировке воды и сточных вод осуществляется соответственно по тарифам на транспортировку воды и сточных вод, которые подлежат государственному регулированию. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закон о водоснабжении и водоотведении собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Учитывая изложенное, применительно к рассматриваемым отношениям, ИП Михайлов А.Ю. должен был обратиться за установлением тарифа на транспортирование сточных вод, как одной из стадий технологического процесса водоотведения.

В силу части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 17 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - орган регулирования тарифов) - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

Положением о Региональной службе по тарифам Ивановской области, утвержденном Постановлением Правительства Ивановской области от 01.02.2012 N 19-п  (ред. от 24.10.2012), в полномочия РСТ Ивановской области входит установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным Федеральным органом для Ивановской области.

Материалы рассматриваемого заявления не содержат доказательств обращения ИП Михайлова А.Ю. в РСТ Ивановской области для утверждения тарифа на транспортировку (передачу) сточных вод на 2013 год.

Частью 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Частью 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что договор оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые государственными органами.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что взимание ИП Михайловым А.Ю. платы за  передачу (транспортировку) сточных вод по своим канализационным сетям, без установленного тарифа уполномоченным государственным органом, содержит признаки нарушения порядка ценообразования в сфере водоотведения, что запрещено пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции.

 

 

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая добровольное устранение ИП Михайловым А.Ю. допущенного нарушения (с февраля 2013 года плата с ООО «Вавилон*С» за прием и транспортировку сточных вод, через сети, принадлежащие ИП Михайлову А.Ю., не взимается), Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований выдачи Ответчику (ИП Михайлову А.Ю.) предписания.

 

Основанием для прекращения рассмотрения дела № 08-30/002 о нарушении антимонопольного законодательства, в силу  пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, является добровольное устранение ИП Михайловым А.Ю. нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.  

 

Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении ответчиком антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.

 

Оснований для переквалификации нарушения ИП Михайловым А.Ю.  антимонопольного законодательства у Комиссии нет.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 43, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия      

РЕШИЛА:

1. Признать действия ИП Михайлова А.Ю., выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке «Услуги водоотведения» в географических границах балансовой принадлежности канализационных сетей ИП Михайлова А.Ю.  (дом № 39 по улице Дзержинского города Иваново) путем взимания с ООО «Вавилон*С» платы за транспортировку (прием) сточных вод без установления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации тарифа, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

 

2. Производство по делу № 08-30/002 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ИП Михайловым А.Ю.

 

3. Предписание ИП Михайлову А.Ю. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

4. Передать уполномоченному лицу Ивановского УФАС России материалы настоящего дела для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Подписи членов Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в  течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                      г. Иваново

Резолютивная часть решения оглашена 28.06.2013года

В полном объеме решение изготовлено 02.07.2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 08-30/002 по  признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Михайловым А.Ю. (<…>) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило заявление ООО «Вавилон*С» (входящий № 460 от 25.02.2013) на действия ИП Михайлова А.Ю., выразившиеся во взимании с ООО «Вавилон*С» платы за услуги по транспортировке (приему) сточных вод без установленного уполномоченным органом субъекта Российской Федерации тарифа.

Из представленных материалов следует, что ИП Михайлов А.Ю. имеет в собственности водопроводную сеть протяженностью 1161,5 м. и канализационную сеть – протяженностью 809, 4 м., расположенные по адресу: город Иваново, ул. Дзержинского, д. 39, приобретенные ИП Михайловым А.Ю. по договору купли продажи недвижимого имущества № 01-04/08 от 20 мая 2008 года у ОАО «Фабрика им. Крупской» (Свидетельство о государственной регистрации права серии 37-АА № 309329 от 08.08.2008).

03.09.2008 ИП Михайловым заключен договор № 119-л с УМП «Водоканал» (в настоящее время ОАО «Водоканал») на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.

Согласно приложения № 2 к договору № 119-л одним из субабонентов ИП Михайлова А.Ю. является ООО «Вавилон*С».

Из представленного в материалах заявления ООО «Вавилон*С» счета – фактуры № 37 от 31.01.2013 следует, что плата за оказанные ИП Михайловым А.Ю. услуги по водоотведению помимо стоимости водоотведения, рассчитанной по тарифу, установленному Региональной службой по тарифам Ивановской области для ОАО «Водоканал», включает в себя услуги ИП Михайлова А.Ю. (по приему и транспортировке сточных вод), которые оплачиваются абонентами, в том числе ООО «Вавилон*С», по стоимости,  рассчитанной ИП Михайловым по Калькуляции без установления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации тарифа на данный род деятельности.

Указанные действия ИП Михайлова А.Ю. явились основанием обращения ООО «Вавилон*С» в Ивановское УФАС России.

 

В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции Ивановским УФАС России письмами от 06.03.2013 № 08-30/668 запрошены объяснения  ИП Михайлова А.Ю. по существу обращения ООО «Вавилон*С».

В ответе от 20.03.2013 на запрос Ивановского УФАС России ИП Михайлов А.Ю. сообщил, что в августе 2008 года им в собственность приобретены водопроводная и канализационная сети по адресу: город Иваново ул. Дзержинского, д. 39, принадлежащее ранее ОАО «Фабрика им. Крупской».

Между ИП Михайловым А.Ю. и УМП «Водоканал» (в настоящее время – ОАО «Водоканал») 03.09.2008 заключен договор  № 119-л на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.

Через присоединенные водопроводные (канализационные) сети ИП Михайловым А.Ю. осуществляется передача питьевой воды и прием сточных вод ряду субабонентов, в том числе ООО «Вавилон*С», с которым у ИП Михайлова А.Ю. заключен договор на отпуск питьевой воды из системы городского водопровода по водопроводным вводам и прием сточных вод в городскую канализацию через принадлежащие ему на праве собственности сети.

Расчеты за воду, поставляемую Заявителю и принятые от него сточные воды, производятся по тарифам, установленным для ОАО «Водоканал».

Кроме этого услуги ИП Михайлова А.Ю. (по приему сточных вод и передаче стоков), оплачиваются абонентами, в том числе ООО «Вавилон*С», по стоимости Калькуляции, рассчитанной ИП Михайловым А.Ю.

В своем ответе ИП Михайлов А.Ю. также сообщил, что согласно ответа Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Иваново № 01-22-46 от 21.01.2010, полученного на запрос ИП Михайлова А.Ю. (№ б/н от 15.01.2010), следует, что индивидуальный предприниматель, действующий без образования юридического лица не может относиться к организациям коммунального комплекса и, как следствие, нормы Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ, в части регулирования тарифов на товары и услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, на его деятельность не распространяются.

 

В связи с необходимостью сбора доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны ИП Михайлова А.Ю., Ивановским УФАС России письмом от 22.03.2013 № 08-30/851 продлен срок рассмотрения заявления ООО «Вавилон*С» в порядке части 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции.

 

Приказом Ивановского УФАС России от 30.05.2013 № 048 возбуждено дело № 08-30/002 по признакам нарушения ИП Михайловым А.Ю. пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением председателя Комиссии от 30.05.2012 дело № 08-30/002 назначено к рассмотрению на 28.06.2013.

 

В пояснениях  от 17.06.2013,  представленных в соответствии с определением от 30.05.2013 о назначении дела № 08-30/002 к рассмотрению, ИП Михайлов А.Ю. поддержал ранее заявленные доводы.

Кроме этого добавил, что согласно ответу РСТ Ивановской области № 5-0987 от 22.04.2013 на его запрос  № 1 от 08.04.2013, касающийся установления тарифов на услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод, следует, что с 1 января 2013 года (момента вступления в силу основной части Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») изменился порядок установления тарифов. В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются для гарантирующей организации в зоне ее деятельности, которые определяют  органы местного самоуправления.

Так же пояснил, что, в настоящее время, на основании ответа РСТ Ивановской области № 5-0987 от 22.04.2013, им сделан запрос в Администрацию города Иваново с целью установления гарантирующей  организации городского округа Иваново и выяснения вопроса, входят ли водопроводная и канализационная сети, принадлежащие ИП Михайлову А.Ю. на праве собственности в централизованную систему холодного водоснабжения и водоотведения гарантирующей организации городского округа Иваново.

Взимание платы за транспортировку через принадлежащие ИП Михайлову А.Ю. сети им с февраля 2013 года до урегулирования вопроса, касающегося тарифа на данный вид деятельности, не осуществляется.

 

Комиссия, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, приходит к следующим выводам.

 

Исходя из представленных материалов, ИП Михайлов А.Ю. имеет в собственности водопроводную сеть протяженностью 1161,5 м. и канализационную сеть – протяженностью 809, 4 м., расположенные по адресу: город Иваново, ул. Дзержинского, д. 39, приобретенные ИП Михайловым А.Ю. по договору купли продажи недвижимого имущества № 01-04/08 от 20 мая 2008 года у ОАО «Фабрика им. Крупской» (Свидетельство о государственной регистрации права серии 37-АА №309329 от 08.08.2008), с использованием которых осуществляет предпринимательскую деятельность по водоснабжению и водоотведению.

С целью осуществления указанной деятельности 03.09.2008 ИП Михайловым А.Ю. заключен договор № 119-л с УМП «Водоканал» (в настоящее время ОАО «Водоканал) на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.

Приложение 2 к договору № 119-л от 03.09.2008 определены потребители (субабоненты), которым через присоединенную водопроводную и канализационную сети ИП Михайлова А.Ю. осуществляется передача питьевой воды и прием сточных вод, в том числе ООО «Вавилон*С».

01.09.2008 ИП Михайловым А.Ю. с ООО «Вавилон*С» заключен договор № 14-ОВ/08, предметом которого является обязательства, возникшие в связи с отпуском питьевой воды из системы городского водопровода по водопроводным вводам и прием сточных вод в городскую канализацию через принадлежащие индивидуальному предпринимателю на праве собственности сети.

Расчеты за воду, поставляемую Заявителю, производятся по тарифам, установленным для ОАО «Водоканал».

Однако, услуги ИП Михайлова А.Ю. (по приему и транспортировке сточных вод), оплачиваются абонентами, в том числе ООО «Вавилон*С», по стоимости,  рассчитанной ИП Михайловым А.Ю. по Калькуляции без установления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации тарифа на данный род деятельности (счет - фактура № 37 от 31.01.2013).

С февраля 2013 года плата с ООО «Вавилон*С» за прием и транспортировку сточных вод через сети, принадлежащие ИП Михайлову А.Ю., не взимается.

 

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление ВАС № 30), оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ставят контрагентам необоснованные ограничения или необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности направленной на монополизацию установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (пункт 4 Постановления ВАС № 30).

Таким образом, для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние:

- обладало признаком хозяйствующего субъекта;

- занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке;

- результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления, при этом его действия (бездействие) должны оцениваться по критерию, во-первых, допустимости таких прав, во-вторых, разумности тех или иных ограничений для контрагента.

 

С 01.01.2013 вступил в законную силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 15 статьи 2 Закона № 416-ФЗ – организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с частью 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно частям 1, 3 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по эксплуатации систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, попадает под определение, указанное в части 15 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, то есть обладает признаком организации  (хозяйствующего субъекта – пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесено водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, под системой коммунальной инфраструктуры понимается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 167 от 12.02.1999 (далее – Правила пользования).

Правилами пользования определено, что под централизованной системой коммунальной канализации понимается комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод (абзац 39 пункта 1 Правил пользования).

Следовательно, централизованные системы и системы коммунальной инфраструктуры включают в себя центральные сети и инженерные сооружения населенных пунктов, предназначенные для хозяйственно-питьевого водоснабжения и приема сточных вод и их очистки.

Вместе с тем, Правила пользования определяют, что водопроводные и канализационные устройства и сооружения для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации  (водопроводный ввод или канализационный выпуск) – это устройства и сооружения, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения и (или) сбрасывает сточные воды в систему коммунальной канализации.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ИП Михайлов А.Ю. занимает доминирующее положение на товарном рынке «Услуги водоотведения» в географических границах балансовой принадлежности канализационных сетей ИП Михайлова А.Ю.

 

В соответствии с положениями части 1 и части 2 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации (статья 545 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведения в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно  части 2 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Федерального закона.

Положениями части 3 статьи 16, части 3 статьи 17 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что оплата услуг по транспортировке воды и сточных вод осуществляется соответственно по тарифам на транспортировку воды и сточных вод, которые подлежат государственному регулированию. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закон о водоснабжении и водоотведении собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Учитывая изложенное, применительно к рассматриваемым отношениям, ИП Михайлов А.Ю. должен был обратиться за установлением тарифа на транспортирование сточных вод, как одной из стадий технологического процесса водоотведения.

В силу части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 17 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - орган регулирования тарифов) - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

Положением о Региональной службе по тарифам Ивановской области, утвержденном Постановлением Правительства Ивановской области от 01.02.2012 N 19-п  (ред. от 24.10.2012), в полномочия РСТ Ивановской области входит установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным Федеральным органом для Ивановской области.

Материалы рассматриваемого заявления не содержат доказательств обращения ИП Михайлова А.Ю. в РСТ Ивановской области для утверждения тарифа на транспортировку (передачу) сточных вод на 2013 год.

Частью 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Частью 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что договор оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые государственными органами.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что взимание ИП Михайловым А.Ю. платы за  передачу (транспортировку) сточных вод по своим канализационным сетям, без установленного тарифа уполномоченным государственным органом, содержит признаки нарушения порядка ценообразования в сфере водоотведения, что запрещено пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции.

 

 

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая добровольное устранение ИП Михайловым А.Ю. допущенного нарушения (с февраля 2013 года плата с ООО «Вавилон*С» за прием и транспортировку сточных вод, через сети, принадлежащие ИП Михайлову А.Ю., не взимается), Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований выдачи Ответчику (ИП Михайлову А.Ю.) предписания.

 

Основанием для прекращения рассмотрения дела № 08-30/002 о нарушении антимонопольного законодательства, в силу  пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, является добровольное устранение ИП Михайловым А.Ю. нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.  

 

Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении ответчиком антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.

 

Оснований для переквалификации нарушения ИП Михайловым А.Ю.  антимонопольного законодательства у Комиссии нет.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 43, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия      

РЕШИЛА:

1. Признать действия ИП Михайлова А.Ю., выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке «Услуги водоотведения» в географических границах балансовой принадлежности канализационных сетей ИП Михайлова А.Ю.  (дом № 39 по улице Дзержинского города Иваново) путем взимания с ООО «Вавилон*С» платы за транспортировку (прием) сточных вод без установления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации тарифа, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

 

2. Производство по делу № 08-30/002 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ИП Михайловым А.Ю.

 

3. Предписание ИП Михайлову А.Ю. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

4. Передать уполномоченному лицу Ивановского УФАС России материалы настоящего дела для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Подписи членов Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в  течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 08-30/002 [format] => [safe_value] => 08-30/002 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-02 07:13:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-28 11:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1373256990 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )