Ненадлежащая реклама ООО «Парад»

Номер дела: 02-35/2013-012
Дата публикации: 20 мая 2013, 15:40

 

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 16 мая 2013 г.                                                                г. Иваново

Дата изготовления решения: 17 мая 2013 г.

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):

<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-012, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие заявителя – <…>,

в присутствии законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «ПАРАД» <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ивановское УФАС России 21 марта 2013 года поступило заявление жителя г.Иваново, в котором содержится информация о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе.

Так, заявитель указывает, что в городе Иваново около ТЦ «Вертикаль» на проспекте Ленина распространялись рекламные листовки фитнес-клуба «ПАРАД», в которых рекламировались услуги массажа лица (все виды), массажа антицеллюлитного.

Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Факт распространения указанной рекламы подтверждается заявлением жителя г.Иваново, листовкой.

Ивановским УФАС России по данному факту 17 апреля 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой общий массаж (код ПМУ 21.01.001), массаж лица (код ПМУ 21.01.002) входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

На основании п. 50 Указаний «в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи, проведения физиотерапевтических и иных процедур, массажей (включая гидромассаж)».

Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санитарно-курортной медицинской помощи (утв. Приказом Министерства Социального развития РФ от 10.05.2007 № 323) определено, что к работам, выполняемым при осуществлении доврачебной медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, санаторно-курортной помощи, специализированной медицинской помощи относится косметология (терапевтическая), косметология (хирургическая), медицинский массаж.

Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, указанная в листовке фитнес-клуба «ПАРАД», подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-  адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к фитнес-клубу, а также к оказываемым  медицинским услугам;

- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Таким образом, содержание всех элементов текста в совокупности привлекает внимание сразу к нескольким объектам рекламирования: фитнес-клубу «ПАРАД», а также к услугам, оказываемым в нем.

Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что в данном случае сделано не было.

Массаж противопоказан при острых лихорадочных состояниях, острых воспалительных процессах, кровотечениях и наклонности к ним, при болезнях крови, гнойных процессах любой локализации, различных заболеваниях кожи (инфекционной и грибковой этиологии), гангрене, остром воспалении, тромбозе, значительном варикозном расширении вен, трофических язвах, атеросклерозе периферических сосудов, тромбангиите в сочетании с атеросклерозом, мозговых сосудов, аневризмах сосудов, тромбофлебите, воспалении лимфатических узлов, активной форме туберкулеза, сифилисе, хроническом остеомиелите, доброкачественных и злокачественных опухолях различной локализации (до хирургического лечения).

Противопоказаниями к назначению массажа являются также нестерпимые боли после травмы (каузалгический синдром), психические заболевания, недостаточность кровообращения 3 степени, гипертензивные и гипотензивные кризы, тошнота, рвота, боли невыясненного характера при пальпации живота, бронхоэктазы, легочная, сердечная, почечная, печеночная недостаточность.

Вопросы, связанные с назначением массажа, требуют соблюдения медицинской этики, такта. При назначении массажа врач должен указать, в каком сочетании с другими процедурами следует применять его разновидности, должен постоянно наблюдать за больным, а массажист должен сообщать врачу обо всех отклонениях.

Отсутствие в рекламе предупреждения об имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами при обращении за оказанием рекламируемых медицинских услуг, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых в салоне красоты «ПАРАД» (ООО «ПАРАД»). Тем самым, потенциальные потребители медицинских услуг вводятся в заблуждение.

В соответствии с определением о возбуждении дела № 02-35/2013-012 от 17 апреля 2013 года ООО «ПАРАД» надлежало представить в Ивановское УФАС России лицензию на осуществление медицинской деятельности. Однако 07 мая 2013 года О.Л. Клочкова-Калюжная сообщила о невозможности исполнения данного требования, т.к. соответствующая лицензия ООО «ПАРАД» не выдавалась.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

ООО «ПАРАД» не обладает необходимой лицензией, рекламируя при этом медицинские услуги, подлежащие лицензированию, что свидетельствует о нарушении требований п. 7 ст. 7 Закона о рекламе, согласно которому не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

На рассмотрении дела № 02-35/2013-012, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, директор ООО «ПАРАД» <…> признала факт нарушения законодательства РФ о рекламе и сообщила, что услуги по антицеллюлитному массажу и массажу лица в фитнес-клубе «Парад» оказываются специалистами, обладающими лицензией на данный вид деятельности. Также директор ООО «ПАРАД» пояснила, что данные рекламные листовки были изготовлены и распространялись в рамках проведения рекламной компании в мае-июне 2012 года до вынесения решения Ивановского УФАС России от 22 июня 2012 года по делу №07-18/2012-018 о признании размещенной на рекламном плакате рекламы медицинских услуг, оказываемых ООО «ПАРАД», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Рекламные листовки не были изъяты из места распространения, т.к. предполагалось, что весь их тираж уже распространен летом 2012 года.

В соответствии с ч.6 и ч. 7 ст.38 Закона о рекламе за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных п. 7 ст. 7, ч.7 ст.24 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ООО «ПАРАД».

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года №508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу медицинских услуг, оказываемых ООО «ПАРАД», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7, ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

<Подписи членов Комиссии> 

stdClass Object ( [vid] => 8752 [uid] => 5 [title] => Ненадлежащая реклама ООО «Парад» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8752 [type] => solution [language] => ru [created] => 1369050165 [changed] => 1369050165 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1369050165 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 16 мая 2013 г.                                                                г. Иваново

Дата изготовления решения: 17 мая 2013 г.

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):

<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-012, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие заявителя – <…>,

в присутствии законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «ПАРАД» <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ивановское УФАС России 21 марта 2013 года поступило заявление жителя г.Иваново, в котором содержится информация о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе.

Так, заявитель указывает, что в городе Иваново около ТЦ «Вертикаль» на проспекте Ленина распространялись рекламные листовки фитнес-клуба «ПАРАД», в которых рекламировались услуги массажа лица (все виды), массажа антицеллюлитного.

Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Факт распространения указанной рекламы подтверждается заявлением жителя г.Иваново, листовкой.

Ивановским УФАС России по данному факту 17 апреля 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой общий массаж (код ПМУ 21.01.001), массаж лица (код ПМУ 21.01.002) входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

На основании п. 50 Указаний «в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи, проведения физиотерапевтических и иных процедур, массажей (включая гидромассаж)».

Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санитарно-курортной медицинской помощи (утв. Приказом Министерства Социального развития РФ от 10.05.2007 № 323) определено, что к работам, выполняемым при осуществлении доврачебной медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, санаторно-курортной помощи, специализированной медицинской помощи относится косметология (терапевтическая), косметология (хирургическая), медицинский массаж.

Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, указанная в листовке фитнес-клуба «ПАРАД», подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-  адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к фитнес-клубу, а также к оказываемым  медицинским услугам;

- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Таким образом, содержание всех элементов текста в совокупности привлекает внимание сразу к нескольким объектам рекламирования: фитнес-клубу «ПАРАД», а также к услугам, оказываемым в нем.

Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что в данном случае сделано не было.

Массаж противопоказан при острых лихорадочных состояниях, острых воспалительных процессах, кровотечениях и наклонности к ним, при болезнях крови, гнойных процессах любой локализации, различных заболеваниях кожи (инфекционной и грибковой этиологии), гангрене, остром воспалении, тромбозе, значительном варикозном расширении вен, трофических язвах, атеросклерозе периферических сосудов, тромбангиите в сочетании с атеросклерозом, мозговых сосудов, аневризмах сосудов, тромбофлебите, воспалении лимфатических узлов, активной форме туберкулеза, сифилисе, хроническом остеомиелите, доброкачественных и злокачественных опухолях различной локализации (до хирургического лечения).

Противопоказаниями к назначению массажа являются также нестерпимые боли после травмы (каузалгический синдром), психические заболевания, недостаточность кровообращения 3 степени, гипертензивные и гипотензивные кризы, тошнота, рвота, боли невыясненного характера при пальпации живота, бронхоэктазы, легочная, сердечная, почечная, печеночная недостаточность.

Вопросы, связанные с назначением массажа, требуют соблюдения медицинской этики, такта. При назначении массажа врач должен указать, в каком сочетании с другими процедурами следует применять его разновидности, должен постоянно наблюдать за больным, а массажист должен сообщать врачу обо всех отклонениях.

Отсутствие в рекламе предупреждения об имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами при обращении за оказанием рекламируемых медицинских услуг, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых в салоне красоты «ПАРАД» (ООО «ПАРАД»). Тем самым, потенциальные потребители медицинских услуг вводятся в заблуждение.

В соответствии с определением о возбуждении дела № 02-35/2013-012 от 17 апреля 2013 года ООО «ПАРАД» надлежало представить в Ивановское УФАС России лицензию на осуществление медицинской деятельности. Однако 07 мая 2013 года О.Л. Клочкова-Калюжная сообщила о невозможности исполнения данного требования, т.к. соответствующая лицензия ООО «ПАРАД» не выдавалась.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

ООО «ПАРАД» не обладает необходимой лицензией, рекламируя при этом медицинские услуги, подлежащие лицензированию, что свидетельствует о нарушении требований п. 7 ст. 7 Закона о рекламе, согласно которому не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

На рассмотрении дела № 02-35/2013-012, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, директор ООО «ПАРАД» <…> признала факт нарушения законодательства РФ о рекламе и сообщила, что услуги по антицеллюлитному массажу и массажу лица в фитнес-клубе «Парад» оказываются специалистами, обладающими лицензией на данный вид деятельности. Также директор ООО «ПАРАД» пояснила, что данные рекламные листовки были изготовлены и распространялись в рамках проведения рекламной компании в мае-июне 2012 года до вынесения решения Ивановского УФАС России от 22 июня 2012 года по делу №07-18/2012-018 о признании размещенной на рекламном плакате рекламы медицинских услуг, оказываемых ООО «ПАРАД», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Рекламные листовки не были изъяты из места распространения, т.к. предполагалось, что весь их тираж уже распространен летом 2012 года.

В соответствии с ч.6 и ч. 7 ст.38 Закона о рекламе за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных п. 7 ст. 7, ч.7 ст.24 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ООО «ПАРАД».

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года №508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу медицинских услуг, оказываемых ООО «ПАРАД», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7, ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

<Подписи членов Комиссии> 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 16 мая 2013 г.                                                                г. Иваново

Дата изготовления решения: 17 мая 2013 г.

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):

<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-012, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие заявителя – <…>,

в присутствии законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «ПАРАД» <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ивановское УФАС России 21 марта 2013 года поступило заявление жителя г.Иваново, в котором содержится информация о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе.

Так, заявитель указывает, что в городе Иваново около ТЦ «Вертикаль» на проспекте Ленина распространялись рекламные листовки фитнес-клуба «ПАРАД», в которых рекламировались услуги массажа лица (все виды), массажа антицеллюлитного.

Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Факт распространения указанной рекламы подтверждается заявлением жителя г.Иваново, листовкой.

Ивановским УФАС России по данному факту 17 апреля 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой общий массаж (код ПМУ 21.01.001), массаж лица (код ПМУ 21.01.002) входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

На основании п. 50 Указаний «в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи, проведения физиотерапевтических и иных процедур, массажей (включая гидромассаж)».

Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санитарно-курортной медицинской помощи (утв. Приказом Министерства Социального развития РФ от 10.05.2007 № 323) определено, что к работам, выполняемым при осуществлении доврачебной медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, санаторно-курортной помощи, специализированной медицинской помощи относится косметология (терапевтическая), косметология (хирургическая), медицинский массаж.

Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, указанная в листовке фитнес-клуба «ПАРАД», подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-  адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к фитнес-клубу, а также к оказываемым  медицинским услугам;

- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Таким образом, содержание всех элементов текста в совокупности привлекает внимание сразу к нескольким объектам рекламирования: фитнес-клубу «ПАРАД», а также к услугам, оказываемым в нем.

Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что в данном случае сделано не было.

Массаж противопоказан при острых лихорадочных состояниях, острых воспалительных процессах, кровотечениях и наклонности к ним, при болезнях крови, гнойных процессах любой локализации, различных заболеваниях кожи (инфекционной и грибковой этиологии), гангрене, остром воспалении, тромбозе, значительном варикозном расширении вен, трофических язвах, атеросклерозе периферических сосудов, тромбангиите в сочетании с атеросклерозом, мозговых сосудов, аневризмах сосудов, тромбофлебите, воспалении лимфатических узлов, активной форме туберкулеза, сифилисе, хроническом остеомиелите, доброкачественных и злокачественных опухолях различной локализации (до хирургического лечения).

Противопоказаниями к назначению массажа являются также нестерпимые боли после травмы (каузалгический синдром), психические заболевания, недостаточность кровообращения 3 степени, гипертензивные и гипотензивные кризы, тошнота, рвота, боли невыясненного характера при пальпации живота, бронхоэктазы, легочная, сердечная, почечная, печеночная недостаточность.

Вопросы, связанные с назначением массажа, требуют соблюдения медицинской этики, такта. При назначении массажа врач должен указать, в каком сочетании с другими процедурами следует применять его разновидности, должен постоянно наблюдать за больным, а массажист должен сообщать врачу обо всех отклонениях.

Отсутствие в рекламе предупреждения об имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами при обращении за оказанием рекламируемых медицинских услуг, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых в салоне красоты «ПАРАД» (ООО «ПАРАД»). Тем самым, потенциальные потребители медицинских услуг вводятся в заблуждение.

В соответствии с определением о возбуждении дела № 02-35/2013-012 от 17 апреля 2013 года ООО «ПАРАД» надлежало представить в Ивановское УФАС России лицензию на осуществление медицинской деятельности. Однако 07 мая 2013 года О.Л. Клочкова-Калюжная сообщила о невозможности исполнения данного требования, т.к. соответствующая лицензия ООО «ПАРАД» не выдавалась.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

ООО «ПАРАД» не обладает необходимой лицензией, рекламируя при этом медицинские услуги, подлежащие лицензированию, что свидетельствует о нарушении требований п. 7 ст. 7 Закона о рекламе, согласно которому не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

На рассмотрении дела № 02-35/2013-012, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, директор ООО «ПАРАД» <…> признала факт нарушения законодательства РФ о рекламе и сообщила, что услуги по антицеллюлитному массажу и массажу лица в фитнес-клубе «Парад» оказываются специалистами, обладающими лицензией на данный вид деятельности. Также директор ООО «ПАРАД» пояснила, что данные рекламные листовки были изготовлены и распространялись в рамках проведения рекламной компании в мае-июне 2012 года до вынесения решения Ивановского УФАС России от 22 июня 2012 года по делу №07-18/2012-018 о признании размещенной на рекламном плакате рекламы медицинских услуг, оказываемых ООО «ПАРАД», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Рекламные листовки не были изъяты из места распространения, т.к. предполагалось, что весь их тираж уже распространен летом 2012 года.

В соответствии с ч.6 и ч. 7 ст.38 Закона о рекламе за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных п. 7 ст. 7, ч.7 ст.24 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ООО «ПАРАД».

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года №508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу медицинских услуг, оказываемых ООО «ПАРАД», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7, ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

<Подписи членов Комиссии> 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-35/2013-012 [format] => [safe_value] => 02-35/2013-012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-20 11:40:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-17 11:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1369050165 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )