РЕШЕНИЕ
Дата оглашения решения: 16 мая 2013 г. г. Иваново
Дата изготовления решения: 17 мая 2013 г.
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):
<…>,
рассмотрев дело № 02-35/2013-012, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствие заявителя – <…>,
в присутствии законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО «ПАРАД» <…>,
УСТАНОВИЛА:
В Ивановское УФАС России 21 марта 2013 года поступило заявление жителя г.Иваново, в котором содержится информация о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе.
Так, заявитель указывает, что в городе Иваново около ТЦ «Вертикаль» на проспекте Ленина распространялись рекламные листовки фитнес-клуба «ПАРАД», в которых рекламировались услуги массажа лица (все виды), массажа антицеллюлитного.
Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Факт распространения указанной рекламы подтверждается заявлением жителя г.Иваново, листовкой.
Ивановским УФАС России по данному факту 17 апреля 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой общий массаж (код ПМУ 21.01.001), массаж лица (код ПМУ 21.01.002) входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.
На основании п. 50 Указаний «в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи, проведения физиотерапевтических и иных процедур, массажей (включая гидромассаж)».
Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санитарно-курортной медицинской помощи (утв. Приказом Министерства Социального развития РФ от 10.05.2007 № 323) определено, что к работам, выполняемым при осуществлении доврачебной медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, санаторно-курортной помощи, специализированной медицинской помощи относится косметология (терапевтическая), косметология (хирургическая), медицинский массаж.
Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, указанная в листовке фитнес-клуба «ПАРАД», подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к фитнес-клубу, а также к оказываемым медицинским услугам;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.
Таким образом, содержание всех элементов текста в совокупности привлекает внимание сразу к нескольким объектам рекламирования: фитнес-клубу «ПАРАД», а также к услугам, оказываемым в нем.
Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что в данном случае сделано не было.
Массаж противопоказан при острых лихорадочных состояниях, острых воспалительных процессах, кровотечениях и наклонности к ним, при болезнях крови, гнойных процессах любой локализации, различных заболеваниях кожи (инфекционной и грибковой этиологии), гангрене, остром воспалении, тромбозе, значительном варикозном расширении вен, трофических язвах, атеросклерозе периферических сосудов, тромбангиите в сочетании с атеросклерозом, мозговых сосудов, аневризмах сосудов, тромбофлебите, воспалении лимфатических узлов, активной форме туберкулеза, сифилисе, хроническом остеомиелите, доброкачественных и злокачественных опухолях различной локализации (до хирургического лечения).
Противопоказаниями к назначению массажа являются также нестерпимые боли после травмы (каузалгический синдром), психические заболевания, недостаточность кровообращения 3 степени, гипертензивные и гипотензивные кризы, тошнота, рвота, боли невыясненного характера при пальпации живота, бронхоэктазы, легочная, сердечная, почечная, печеночная недостаточность.
Вопросы, связанные с назначением массажа, требуют соблюдения медицинской этики, такта. При назначении массажа врач должен указать, в каком сочетании с другими процедурами следует применять его разновидности, должен постоянно наблюдать за больным, а массажист должен сообщать врачу обо всех отклонениях.
Отсутствие в рекламе предупреждения об имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами при обращении за оказанием рекламируемых медицинских услуг, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых в салоне красоты «ПАРАД» (ООО «ПАРАД»). Тем самым, потенциальные потребители медицинских услуг вводятся в заблуждение.
В соответствии с определением о возбуждении дела № 02-35/2013-012 от 17 апреля 2013 года ООО «ПАРАД» надлежало представить в Ивановское УФАС России лицензию на осуществление медицинской деятельности. Однако 07 мая 2013 года О.Л. Клочкова-Калюжная сообщила о невозможности исполнения данного требования, т.к. соответствующая лицензия ООО «ПАРАД» не выдавалась.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
ООО «ПАРАД» не обладает необходимой лицензией, рекламируя при этом медицинские услуги, подлежащие лицензированию, что свидетельствует о нарушении требований п. 7 ст. 7 Закона о рекламе, согласно которому не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
На рассмотрении дела № 02-35/2013-012, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, директор ООО «ПАРАД» <…> признала факт нарушения законодательства РФ о рекламе и сообщила, что услуги по антицеллюлитному массажу и массажу лица в фитнес-клубе «Парад» оказываются специалистами, обладающими лицензией на данный вид деятельности. Также директор ООО «ПАРАД» пояснила, что данные рекламные листовки были изготовлены и распространялись в рамках проведения рекламной компании в мае-июне 2012 года до вынесения решения Ивановского УФАС России от 22 июня 2012 года по делу №07-18/2012-018 о признании размещенной на рекламном плакате рекламы медицинских услуг, оказываемых ООО «ПАРАД», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Рекламные листовки не были изъяты из места распространения, т.к. предполагалось, что весь их тираж уже распространен летом 2012 года.
В соответствии с ч.6 и ч. 7 ст.38 Закона о рекламе за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных п. 7 ст. 7, ч.7 ст.24 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ООО «ПАРАД».
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года №508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу медицинских услуг, оказываемых ООО «ПАРАД», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7, ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<Подписи членов Комиссии>
stdClass Object
(
[vid] => 8752
[uid] => 5
[title] => Ненадлежащая реклама ООО «Парад»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8752
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1369050165
[changed] => 1369050165
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1369050165
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
Дата оглашения решения: 16 мая 2013 г. г. Иваново
Дата изготовления решения: 17 мая 2013 г.
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):
<…>,
рассмотрев дело № 02-35/2013-012, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствие заявителя – <…>,
в присутствии законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО «ПАРАД» <…>,
УСТАНОВИЛА:
В Ивановское УФАС России 21 марта 2013 года поступило заявление жителя г.Иваново, в котором содержится информация о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе.
Так, заявитель указывает, что в городе Иваново около ТЦ «Вертикаль» на проспекте Ленина распространялись рекламные листовки фитнес-клуба «ПАРАД», в которых рекламировались услуги массажа лица (все виды), массажа антицеллюлитного.
Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Факт распространения указанной рекламы подтверждается заявлением жителя г.Иваново, листовкой.
Ивановским УФАС России по данному факту 17 апреля 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой общий массаж (код ПМУ 21.01.001), массаж лица (код ПМУ 21.01.002) входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.
На основании п. 50 Указаний «в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи, проведения физиотерапевтических и иных процедур, массажей (включая гидромассаж)».
Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санитарно-курортной медицинской помощи (утв. Приказом Министерства Социального развития РФ от 10.05.2007 № 323) определено, что к работам, выполняемым при осуществлении доврачебной медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, санаторно-курортной помощи, специализированной медицинской помощи относится косметология (терапевтическая), косметология (хирургическая), медицинский массаж.
Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, указанная в листовке фитнес-клуба «ПАРАД», подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к фитнес-клубу, а также к оказываемым медицинским услугам;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.
Таким образом, содержание всех элементов текста в совокупности привлекает внимание сразу к нескольким объектам рекламирования: фитнес-клубу «ПАРАД», а также к услугам, оказываемым в нем.
Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что в данном случае сделано не было.
Массаж противопоказан при острых лихорадочных состояниях, острых воспалительных процессах, кровотечениях и наклонности к ним, при болезнях крови, гнойных процессах любой локализации, различных заболеваниях кожи (инфекционной и грибковой этиологии), гангрене, остром воспалении, тромбозе, значительном варикозном расширении вен, трофических язвах, атеросклерозе периферических сосудов, тромбангиите в сочетании с атеросклерозом, мозговых сосудов, аневризмах сосудов, тромбофлебите, воспалении лимфатических узлов, активной форме туберкулеза, сифилисе, хроническом остеомиелите, доброкачественных и злокачественных опухолях различной локализации (до хирургического лечения).
Противопоказаниями к назначению массажа являются также нестерпимые боли после травмы (каузалгический синдром), психические заболевания, недостаточность кровообращения 3 степени, гипертензивные и гипотензивные кризы, тошнота, рвота, боли невыясненного характера при пальпации живота, бронхоэктазы, легочная, сердечная, почечная, печеночная недостаточность.
Вопросы, связанные с назначением массажа, требуют соблюдения медицинской этики, такта. При назначении массажа врач должен указать, в каком сочетании с другими процедурами следует применять его разновидности, должен постоянно наблюдать за больным, а массажист должен сообщать врачу обо всех отклонениях.
Отсутствие в рекламе предупреждения об имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами при обращении за оказанием рекламируемых медицинских услуг, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых в салоне красоты «ПАРАД» (ООО «ПАРАД»). Тем самым, потенциальные потребители медицинских услуг вводятся в заблуждение.
В соответствии с определением о возбуждении дела № 02-35/2013-012 от 17 апреля 2013 года ООО «ПАРАД» надлежало представить в Ивановское УФАС России лицензию на осуществление медицинской деятельности. Однако 07 мая 2013 года О.Л. Клочкова-Калюжная сообщила о невозможности исполнения данного требования, т.к. соответствующая лицензия ООО «ПАРАД» не выдавалась.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
ООО «ПАРАД» не обладает необходимой лицензией, рекламируя при этом медицинские услуги, подлежащие лицензированию, что свидетельствует о нарушении требований п. 7 ст. 7 Закона о рекламе, согласно которому не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
На рассмотрении дела № 02-35/2013-012, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, директор ООО «ПАРАД» <…> признала факт нарушения законодательства РФ о рекламе и сообщила, что услуги по антицеллюлитному массажу и массажу лица в фитнес-клубе «Парад» оказываются специалистами, обладающими лицензией на данный вид деятельности. Также директор ООО «ПАРАД» пояснила, что данные рекламные листовки были изготовлены и распространялись в рамках проведения рекламной компании в мае-июне 2012 года до вынесения решения Ивановского УФАС России от 22 июня 2012 года по делу №07-18/2012-018 о признании размещенной на рекламном плакате рекламы медицинских услуг, оказываемых ООО «ПАРАД», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Рекламные листовки не были изъяты из места распространения, т.к. предполагалось, что весь их тираж уже распространен летом 2012 года.
В соответствии с ч.6 и ч. 7 ст.38 Закона о рекламе за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных п. 7 ст. 7, ч.7 ст.24 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ООО «ПАРАД».
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года №508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу медицинских услуг, оказываемых ООО «ПАРАД», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7, ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<Подписи членов Комиссии>
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
Дата оглашения решения: 16 мая 2013 г. г. Иваново
Дата изготовления решения: 17 мая 2013 г.
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):
<…>,
рассмотрев дело № 02-35/2013-012, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствие заявителя – <…>,
в присутствии законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО «ПАРАД» <…>,
УСТАНОВИЛА:
В Ивановское УФАС России 21 марта 2013 года поступило заявление жителя г.Иваново, в котором содержится информация о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе.
Так, заявитель указывает, что в городе Иваново около ТЦ «Вертикаль» на проспекте Ленина распространялись рекламные листовки фитнес-клуба «ПАРАД», в которых рекламировались услуги массажа лица (все виды), массажа антицеллюлитного.
Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Факт распространения указанной рекламы подтверждается заявлением жителя г.Иваново, листовкой.
Ивановским УФАС России по данному факту 17 апреля 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой общий массаж (код ПМУ 21.01.001), массаж лица (код ПМУ 21.01.002) входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.
На основании п. 50 Указаний «в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи, проведения физиотерапевтических и иных процедур, массажей (включая гидромассаж)».
Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санитарно-курортной медицинской помощи (утв. Приказом Министерства Социального развития РФ от 10.05.2007 № 323) определено, что к работам, выполняемым при осуществлении доврачебной медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, санаторно-курортной помощи, специализированной медицинской помощи относится косметология (терапевтическая), косметология (хирургическая), медицинский массаж.
Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, указанная в листовке фитнес-клуба «ПАРАД», подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к фитнес-клубу, а также к оказываемым медицинским услугам;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.
Таким образом, содержание всех элементов текста в совокупности привлекает внимание сразу к нескольким объектам рекламирования: фитнес-клубу «ПАРАД», а также к услугам, оказываемым в нем.
Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что в данном случае сделано не было.
Массаж противопоказан при острых лихорадочных состояниях, острых воспалительных процессах, кровотечениях и наклонности к ним, при болезнях крови, гнойных процессах любой локализации, различных заболеваниях кожи (инфекционной и грибковой этиологии), гангрене, остром воспалении, тромбозе, значительном варикозном расширении вен, трофических язвах, атеросклерозе периферических сосудов, тромбангиите в сочетании с атеросклерозом, мозговых сосудов, аневризмах сосудов, тромбофлебите, воспалении лимфатических узлов, активной форме туберкулеза, сифилисе, хроническом остеомиелите, доброкачественных и злокачественных опухолях различной локализации (до хирургического лечения).
Противопоказаниями к назначению массажа являются также нестерпимые боли после травмы (каузалгический синдром), психические заболевания, недостаточность кровообращения 3 степени, гипертензивные и гипотензивные кризы, тошнота, рвота, боли невыясненного характера при пальпации живота, бронхоэктазы, легочная, сердечная, почечная, печеночная недостаточность.
Вопросы, связанные с назначением массажа, требуют соблюдения медицинской этики, такта. При назначении массажа врач должен указать, в каком сочетании с другими процедурами следует применять его разновидности, должен постоянно наблюдать за больным, а массажист должен сообщать врачу обо всех отклонениях.
Отсутствие в рекламе предупреждения об имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами при обращении за оказанием рекламируемых медицинских услуг, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых в салоне красоты «ПАРАД» (ООО «ПАРАД»). Тем самым, потенциальные потребители медицинских услуг вводятся в заблуждение.
В соответствии с определением о возбуждении дела № 02-35/2013-012 от 17 апреля 2013 года ООО «ПАРАД» надлежало представить в Ивановское УФАС России лицензию на осуществление медицинской деятельности. Однако 07 мая 2013 года О.Л. Клочкова-Калюжная сообщила о невозможности исполнения данного требования, т.к. соответствующая лицензия ООО «ПАРАД» не выдавалась.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
ООО «ПАРАД» не обладает необходимой лицензией, рекламируя при этом медицинские услуги, подлежащие лицензированию, что свидетельствует о нарушении требований п. 7 ст. 7 Закона о рекламе, согласно которому не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
На рассмотрении дела № 02-35/2013-012, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, директор ООО «ПАРАД» <…> признала факт нарушения законодательства РФ о рекламе и сообщила, что услуги по антицеллюлитному массажу и массажу лица в фитнес-клубе «Парад» оказываются специалистами, обладающими лицензией на данный вид деятельности. Также директор ООО «ПАРАД» пояснила, что данные рекламные листовки были изготовлены и распространялись в рамках проведения рекламной компании в мае-июне 2012 года до вынесения решения Ивановского УФАС России от 22 июня 2012 года по делу №07-18/2012-018 о признании размещенной на рекламном плакате рекламы медицинских услуг, оказываемых ООО «ПАРАД», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Рекламные листовки не были изъяты из места распространения, т.к. предполагалось, что весь их тираж уже распространен летом 2012 года.
В соответствии с ч.6 и ч. 7 ст.38 Закона о рекламе за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных п. 7 ст. 7, ч.7 ст.24 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ООО «ПАРАД».
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года №508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу медицинских услуг, оказываемых ООО «ПАРАД», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7, ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<Подписи членов Комиссии>
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 02-35/2013-012
[format] =>
[safe_value] => 02-35/2013-012
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 54
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 54
[vid] => 1
[name] => Ивановское УФАС
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-05-20 11:40:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-05-17 11:45:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1369050165
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ивановское УФАС России
)