Решение о признании обоснованной жалобы ООО «Новый город» на действия организатора совместных торгов и заказчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново при размещении государственного заказа

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: -
Дата публикации: 13 февраля 2013, 13:48

  

Р Е Ш Е Н И Е

Дата принятия: 11 февраля 2013 года                                                               город Иваново                                                                       
Дата изготовления: 12 февраля  2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов в составе (далее – Комиссия Ивановского УФАС России): <…>,
при участии: представителя ООО «Новый город» <…>; представителей Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области: <…>, <…>, <…>; представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ивановской области: <…>; <…>; представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области: <…> и <…>,

у с т а н о в и л а:

04.02.2013 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Новый город» на действия организатора совместных торгов и заказчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново, а также заказчиков – Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ивановской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственных контрактов: «Оказание услуг управления эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России в Ивановской области» (извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0133100004013000001).
Заявитель считает, что аукционная документация на проведение рассматриваемых торгов была разработана с нарушениями Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов): незаконно в один лот объединены работы и услуги, технологически и функционально друг с другом не связанные. При этом для осуществления одного вида работ нужна соответствующая лицензия МЧС. По отдельным видам работ и услуг не указана стоимость единицы, в которых должна измеряться работа или услуга, а также стоимость запасных частей. Заявитель считает, что таким образом заказчик незаконно ограничивает конкуренцию.
Представители организатора совместных торгов в своем возражении указали, что не согласны с доводами заявителя, так как нарушений при размещении государственного заказа допущено не было.
Рассмотрев представленные заявителем, организатором совместных торгов и заказчиками документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
23.01.2013 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети «Интернет» было размещено извещение № 0133100004013000001 о размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственных контрактов: «Оказание услуг управления эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России в Ивановской области», а также аукционная документация. Начальная максимальная цена контракта 9 266 206 рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона о размещении заказов два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о размещении заказов. Контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги, или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом. Исполнение контрактов, заключенных с победителем или победителями совместных торгов, осуществляется сторонами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 10 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 года N 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» утверждена соответствующая номенклатура.
Заявитель полагает, что в соответствии с номенклатурой нельзя отнести предмет торгов к группе 188 «Услуги, связанные с недвижимым имуществом» (код ОКПД 7020020 Услуги по управлению эксплуатацией нежилого фонда, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе), так как в предмет включены самые разнообразные виды работ и услуг, которые в соответствии с той же номенклатурой не являются одноименными, и отнесены к различным группам: услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем, помещений и строительных конструкций; услуги по санитарно-гигиеническому содержанию зданий (помещений) и территории; полив газонов и территории в летний период и т.п.
На основании изложенного, заявитель полагает, что в рассматриваемом случае отсутствует признак одноименности закупаемых товаров и работ, а также их технологической и функциональной взаимосвязи, что нарушает требования ч. 3.1 ст. 34 и п. 14. ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов.
Комиссия Ивановского УФАС России считает указанные доводы обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Государственный контракт является разновидностью гражданско-правового договора.
По общему правилу вид договора определяется исходя из его содержания, а не названия, следовательно, аналогичный подход должен применяться и к государственным контрактам.
Среди перечня работ, которые заказчик включил в предмет контракта, присутствуют следующие.
Услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем, помещений и строительных конструкций, в том числе: ремонт неисправного и замена вышедшего из строя оконечного оборудования (телефонов, плат, элементов, и пр.) и распределительной сети (кабелей, телефонных розеток и пр.), перестановка телефонных и факсимильных аппаратов, индивидуальное программирование телефонных и факсимильных аппаратов. Данные виды деятельности относится к группе под № 114 «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту электронно-вычислительной техники, радиоэлектронного оборудования, а также услуги по производству радиоэлектронной аппаратуры» (код ОКПД 7250000 «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования»).
Ремонт и замена вышедших из строя приемников, кабельной сети (кабелей, коннекторов, и пр.), ремонт бытовой техники относятся к группе под № 116 «Услуги по ремонту бытовых товаров и предметов личного пользования» (код ОКПД 5262000 «Услуги по ремонту бытовых электроприборов и радиоэлектронной аппаратуры»).
Практически весь перечень услуг, входящих в предмет контракта под названием «Уборка здания (помещений)», такие как мойка паркетных, мраморных, каменных, гранитных, линолеумных и кафельных полов, дератизация и дезинсекция служебных, подсобных и подвальных помещений и др., относится к группе № 203 «Услуги в области коммерческой и технической деятельности прочие, не включенные в другие группировки» (код ОКПД 7493000 Услуги по уборке зданий).
Такие виды работ как «полив газонов и территории в летний период», «кошение газонов в летний период», «вскопка газонов, высев травы и однолетних цветов  и проведение мероприятий по поддержанию растений в парковом виде», «вырубка деревьев и поросли», «санитарная обрезка деревьев и кустарников с последующим вывозом» и т.п. относятся к группе № 221 «Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, (кроме автомобильных дорог общего пользования, временных  построек, киосков, навесов и других подобных построек)».
Учитывая изложенное, признак одноименности работ и услуг, в рамках единого предмета торгов, в рассматриваемом случае отсутствует, что нарушает требования п. 14. ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, в соответствии с которым размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (100 000 рублей); при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.
В соответствии с частью 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
Законом о размещении заказов как таковой порядок формирования лотов для проведения торгов не регулируется. По смыслу норм указанного закона заказчик самостоятельно принимает решение в отношении предмета размещаемого заказа. 
Тем не менее, ограничение возможности включения в состав лота (предмета государственного (муниципального) контракта, заключаемого с его победителем) разноименных (разнородных) товаров, работ, услуг устанавливает как п. 14. ч. 2 ст. 55, так и ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Комиссия Ивановского УФАС России считает, что требования ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов необходимо толковать и применять исходя из принципов разумности и целесообразности, а также в соотношении с запретом, установленным ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Таким образом, формируя лоты, заказчику необходимо учитывать технологическую и функциональную связь включаемых в них товаров, работ и услуг, чтобы не допустить незаконного ограничения круга возможных участников размещения заказа.
Представители организатора торгов пояснили, что включение в предмет торгов столь многочисленных видов работ и услуг обусловлено тем, что, по сути, закупаются не сами эти работы и услуги, а услуги по управлению эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России в Ивановской области. То есть, предполагается отобрать лицо, которое фактически будет обеспечивать некую организацию процесса, результатом которого должно стать выполнение всех заявленных видов работ и услуг, при этом данный субъект сам по себе не обязан выполнять указанные работы и услуги. Данная позиция сформировалась у организатора торгов на основании методики расчета цены услуги по эксплуатационному обслуживанию зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных налоговых органов на 2012-2013 годы, утвержденной распоряжением ФНС России от 02.10.2012 года № 190 (далее – Методика).
Представители организатора торгов полагают, что именно указанное обстоятельство дает возможность определить предмет торгов единым лотом с единым кодом 7020020 «Услуги по управлению эксплуатацией нежилого фонда, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе».
Комиссия Ивановского УФАС России считает указанный довод необоснованным в силу следующего.
Во-первых, такое понимание рассматриваемой ситуации нарушает не только п. 14. ч. 2 ст. 55 и ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, но и саму суть, смысл закона, его принципы, утвержденные в ст. 1 данного закона: единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Следуя логике организатора торгов можно единым размещением заказа обеспечить закупку абсолютно любого количества самых разнообразных работ и услуг вместе с товарами. Определяя одного победителя торгов, который будет самостоятельно распределять полученные бюджетные средства на то, чтобы обеспечить ту или иную поставку товара заказчику, или выполнить ту или иную работу, нанимая для этого различные сторонние организации по своему свободному и ничем не ограниченному выбору, заказчик нивелирует в принципе Закон о размещении заказов.
Во-вторых, никакой подзаконный акт, тем более внутриведомственный, не может противоречить федеральному закону, ни в конкретике норм, ни в принципах и идеологии, заложенной в законе, в связи с чем, ссылка на Методику несостоятельна. Более того, Методика определяет расчет цены услуги по эксплуатационному обслуживанию зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории, а не услуги по управлению эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России.
Таким образом, обосновывать необходимую функциональную и технологическую связь между всеми теми работами и услугами, которые организатор торгов включил в предмет указанным выше образом, неправомерно.
Доказательств того, что между видами работ и услуг, входящими в предмет торгов и отнесенными законодателем к различным группам «одноименности», существует необходимая функциональная и технологическая связь, Комиссии Ивановского УФАС России представленное не было.
Более того, отдельные виды работ, включенные в предмет торгов, выполнить могут только лица, обладающие соответствующей лицензией на право производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выдаваемой МЧС России. При этом весь остальной комплекс работ и услуг (услуги по уборке зданий, прилегающей территории, «озеленению территории» и т.д.) не требует какой-либо специальной разрешительной документации.
Данное обстоятельство, безусловно, ограничивает круг потенциальных участников рассматриваемых торгов. При этом никаких доводов, кроме рассмотренных выше, на предмет того, что мешает разделить виды работ, требующие наличия лицензии, и виды работ, не требующие специального разрешения, организатор торгов и заказчики не представили.
Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России, в рассмотренных действиях организатора торгов и заказчиков, усматривает нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, по отдельным видам работ и услуг не указана стоимость единицы, в которых должна измеряться работа или услуга, а также стоимость запасных частей ремонтируемой техники, что нарушает требования п. 8 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Для примера можно привести следующие положения аукционной документации: «Услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем, помещений и строительных конструкций. Состав и характеристики инженерных систем».
VII. Ремонт и сопутствующие работы
2.  Ремонт в помещениях и технических помещениях: замена неремонтопригодных замков, ручек дверей и окон, разбитых оконных стекол, плиток половых и потолочных покрытий, наличников, плинтусов, утепление и настройка оконных и дверных проемов и т.п.  По мере необходимости
3.  Мелкий ремонт мебели, дверей, замков, окон, плинтусов, наличников, электробытовой техники и т.п.  По мере необходимости

В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении открытого аукциона на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг;
Представитель организатора торгов пояснил, что невозможно знать заранее, какое именно оборудование сломается и сколько потребуется запасных частей для ремонта, в связи с чем, не возможно точно определить количество работ и услуг по ремонту, а также количество запасных частей к технике или оборудованию. Учитывая изложенное, в документации и указана фраза «по мере необходимости».
Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что именно для таких случаев и существует норма п. 8 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов. Таким образом, в аукционной документации должна была быть определена общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России,

      Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Новый город» на действия организатора совместных торгов и заказчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново, а также заказчиков – Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ивановской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственных контрактов: «Оказание услуг управления эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России в Ивановской области» (извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0133100004013000001) обоснованной.

2. Выдать организатору торгов Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

3. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.


В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в Арбитражном суде Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.


< Подписи членов комиссии >
 

stdClass Object ( [vid] => 8455 [uid] => 5 [title] => Решение о признании обоснованной жалобы ООО «Новый город» на действия организатора совместных торгов и заказчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново при размещении государственного заказа [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8455 [type] => solution [language] => ru [created] => 1360835374 [changed] => 1368721576 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368721576 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

  

Р Е Ш Е Н И Е

Дата принятия: 11 февраля 2013 года                                                               город Иваново                                                                       
Дата изготовления: 12 февраля  2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов в составе (далее – Комиссия Ивановского УФАС России): <…>,
при участии: представителя ООО «Новый город» <…>; представителей Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области: <…>, <…>, <…>; представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ивановской области: <…>; <…>; представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области: <…> и <…>,

у с т а н о в и л а:

04.02.2013 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Новый город» на действия организатора совместных торгов и заказчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново, а также заказчиков – Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ивановской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственных контрактов: «Оказание услуг управления эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России в Ивановской области» (извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0133100004013000001).
Заявитель считает, что аукционная документация на проведение рассматриваемых торгов была разработана с нарушениями Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов): незаконно в один лот объединены работы и услуги, технологически и функционально друг с другом не связанные. При этом для осуществления одного вида работ нужна соответствующая лицензия МЧС. По отдельным видам работ и услуг не указана стоимость единицы, в которых должна измеряться работа или услуга, а также стоимость запасных частей. Заявитель считает, что таким образом заказчик незаконно ограничивает конкуренцию.
Представители организатора совместных торгов в своем возражении указали, что не согласны с доводами заявителя, так как нарушений при размещении государственного заказа допущено не было.
Рассмотрев представленные заявителем, организатором совместных торгов и заказчиками документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
23.01.2013 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети «Интернет» было размещено извещение № 0133100004013000001 о размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственных контрактов: «Оказание услуг управления эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России в Ивановской области», а также аукционная документация. Начальная максимальная цена контракта 9 266 206 рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона о размещении заказов два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о размещении заказов. Контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги, или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом. Исполнение контрактов, заключенных с победителем или победителями совместных торгов, осуществляется сторонами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 10 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 года N 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» утверждена соответствующая номенклатура.
Заявитель полагает, что в соответствии с номенклатурой нельзя отнести предмет торгов к группе 188 «Услуги, связанные с недвижимым имуществом» (код ОКПД 7020020 Услуги по управлению эксплуатацией нежилого фонда, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе), так как в предмет включены самые разнообразные виды работ и услуг, которые в соответствии с той же номенклатурой не являются одноименными, и отнесены к различным группам: услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем, помещений и строительных конструкций; услуги по санитарно-гигиеническому содержанию зданий (помещений) и территории; полив газонов и территории в летний период и т.п.
На основании изложенного, заявитель полагает, что в рассматриваемом случае отсутствует признак одноименности закупаемых товаров и работ, а также их технологической и функциональной взаимосвязи, что нарушает требования ч. 3.1 ст. 34 и п. 14. ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов.
Комиссия Ивановского УФАС России считает указанные доводы обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Государственный контракт является разновидностью гражданско-правового договора.
По общему правилу вид договора определяется исходя из его содержания, а не названия, следовательно, аналогичный подход должен применяться и к государственным контрактам.
Среди перечня работ, которые заказчик включил в предмет контракта, присутствуют следующие.
Услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем, помещений и строительных конструкций, в том числе: ремонт неисправного и замена вышедшего из строя оконечного оборудования (телефонов, плат, элементов, и пр.) и распределительной сети (кабелей, телефонных розеток и пр.), перестановка телефонных и факсимильных аппаратов, индивидуальное программирование телефонных и факсимильных аппаратов. Данные виды деятельности относится к группе под № 114 «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту электронно-вычислительной техники, радиоэлектронного оборудования, а также услуги по производству радиоэлектронной аппаратуры» (код ОКПД 7250000 «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования»).
Ремонт и замена вышедших из строя приемников, кабельной сети (кабелей, коннекторов, и пр.), ремонт бытовой техники относятся к группе под № 116 «Услуги по ремонту бытовых товаров и предметов личного пользования» (код ОКПД 5262000 «Услуги по ремонту бытовых электроприборов и радиоэлектронной аппаратуры»).
Практически весь перечень услуг, входящих в предмет контракта под названием «Уборка здания (помещений)», такие как мойка паркетных, мраморных, каменных, гранитных, линолеумных и кафельных полов, дератизация и дезинсекция служебных, подсобных и подвальных помещений и др., относится к группе № 203 «Услуги в области коммерческой и технической деятельности прочие, не включенные в другие группировки» (код ОКПД 7493000 Услуги по уборке зданий).
Такие виды работ как «полив газонов и территории в летний период», «кошение газонов в летний период», «вскопка газонов, высев травы и однолетних цветов  и проведение мероприятий по поддержанию растений в парковом виде», «вырубка деревьев и поросли», «санитарная обрезка деревьев и кустарников с последующим вывозом» и т.п. относятся к группе № 221 «Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, (кроме автомобильных дорог общего пользования, временных  построек, киосков, навесов и других подобных построек)».
Учитывая изложенное, признак одноименности работ и услуг, в рамках единого предмета торгов, в рассматриваемом случае отсутствует, что нарушает требования п. 14. ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, в соответствии с которым размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (100 000 рублей); при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.
В соответствии с частью 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
Законом о размещении заказов как таковой порядок формирования лотов для проведения торгов не регулируется. По смыслу норм указанного закона заказчик самостоятельно принимает решение в отношении предмета размещаемого заказа. 
Тем не менее, ограничение возможности включения в состав лота (предмета государственного (муниципального) контракта, заключаемого с его победителем) разноименных (разнородных) товаров, работ, услуг устанавливает как п. 14. ч. 2 ст. 55, так и ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Комиссия Ивановского УФАС России считает, что требования ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов необходимо толковать и применять исходя из принципов разумности и целесообразности, а также в соотношении с запретом, установленным ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Таким образом, формируя лоты, заказчику необходимо учитывать технологическую и функциональную связь включаемых в них товаров, работ и услуг, чтобы не допустить незаконного ограничения круга возможных участников размещения заказа.
Представители организатора торгов пояснили, что включение в предмет торгов столь многочисленных видов работ и услуг обусловлено тем, что, по сути, закупаются не сами эти работы и услуги, а услуги по управлению эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России в Ивановской области. То есть, предполагается отобрать лицо, которое фактически будет обеспечивать некую организацию процесса, результатом которого должно стать выполнение всех заявленных видов работ и услуг, при этом данный субъект сам по себе не обязан выполнять указанные работы и услуги. Данная позиция сформировалась у организатора торгов на основании методики расчета цены услуги по эксплуатационному обслуживанию зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных налоговых органов на 2012-2013 годы, утвержденной распоряжением ФНС России от 02.10.2012 года № 190 (далее – Методика).
Представители организатора торгов полагают, что именно указанное обстоятельство дает возможность определить предмет торгов единым лотом с единым кодом 7020020 «Услуги по управлению эксплуатацией нежилого фонда, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе».
Комиссия Ивановского УФАС России считает указанный довод необоснованным в силу следующего.
Во-первых, такое понимание рассматриваемой ситуации нарушает не только п. 14. ч. 2 ст. 55 и ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, но и саму суть, смысл закона, его принципы, утвержденные в ст. 1 данного закона: единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Следуя логике организатора торгов можно единым размещением заказа обеспечить закупку абсолютно любого количества самых разнообразных работ и услуг вместе с товарами. Определяя одного победителя торгов, который будет самостоятельно распределять полученные бюджетные средства на то, чтобы обеспечить ту или иную поставку товара заказчику, или выполнить ту или иную работу, нанимая для этого различные сторонние организации по своему свободному и ничем не ограниченному выбору, заказчик нивелирует в принципе Закон о размещении заказов.
Во-вторых, никакой подзаконный акт, тем более внутриведомственный, не может противоречить федеральному закону, ни в конкретике норм, ни в принципах и идеологии, заложенной в законе, в связи с чем, ссылка на Методику несостоятельна. Более того, Методика определяет расчет цены услуги по эксплуатационному обслуживанию зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории, а не услуги по управлению эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России.
Таким образом, обосновывать необходимую функциональную и технологическую связь между всеми теми работами и услугами, которые организатор торгов включил в предмет указанным выше образом, неправомерно.
Доказательств того, что между видами работ и услуг, входящими в предмет торгов и отнесенными законодателем к различным группам «одноименности», существует необходимая функциональная и технологическая связь, Комиссии Ивановского УФАС России представленное не было.
Более того, отдельные виды работ, включенные в предмет торгов, выполнить могут только лица, обладающие соответствующей лицензией на право производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выдаваемой МЧС России. При этом весь остальной комплекс работ и услуг (услуги по уборке зданий, прилегающей территории, «озеленению территории» и т.д.) не требует какой-либо специальной разрешительной документации.
Данное обстоятельство, безусловно, ограничивает круг потенциальных участников рассматриваемых торгов. При этом никаких доводов, кроме рассмотренных выше, на предмет того, что мешает разделить виды работ, требующие наличия лицензии, и виды работ, не требующие специального разрешения, организатор торгов и заказчики не представили.
Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России, в рассмотренных действиях организатора торгов и заказчиков, усматривает нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, по отдельным видам работ и услуг не указана стоимость единицы, в которых должна измеряться работа или услуга, а также стоимость запасных частей ремонтируемой техники, что нарушает требования п. 8 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Для примера можно привести следующие положения аукционной документации: «Услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем, помещений и строительных конструкций. Состав и характеристики инженерных систем».
VII. Ремонт и сопутствующие работы
2.  Ремонт в помещениях и технических помещениях: замена неремонтопригодных замков, ручек дверей и окон, разбитых оконных стекол, плиток половых и потолочных покрытий, наличников, плинтусов, утепление и настройка оконных и дверных проемов и т.п.  По мере необходимости
3.  Мелкий ремонт мебели, дверей, замков, окон, плинтусов, наличников, электробытовой техники и т.п.  По мере необходимости

В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении открытого аукциона на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг;
Представитель организатора торгов пояснил, что невозможно знать заранее, какое именно оборудование сломается и сколько потребуется запасных частей для ремонта, в связи с чем, не возможно точно определить количество работ и услуг по ремонту, а также количество запасных частей к технике или оборудованию. Учитывая изложенное, в документации и указана фраза «по мере необходимости».
Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что именно для таких случаев и существует норма п. 8 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов. Таким образом, в аукционной документации должна была быть определена общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России,

      Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Новый город» на действия организатора совместных торгов и заказчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново, а также заказчиков – Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ивановской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственных контрактов: «Оказание услуг управления эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России в Ивановской области» (извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0133100004013000001) обоснованной.

2. Выдать организатору торгов Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

3. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.


В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в Арбитражном суде Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.


< Подписи членов комиссии >
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

  

Р Е Ш Е Н И Е

Дата принятия: 11 февраля 2013 года                                                               город Иваново                                                                       
Дата изготовления: 12 февраля  2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов в составе (далее – Комиссия Ивановского УФАС России): <…>,
при участии: представителя ООО «Новый город» <…>; представителей Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области: <…>, <…>, <…>; представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ивановской области: <…>; <…>; представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области: <…> и <…>,

у с т а н о в и л а:

04.02.2013 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Новый город» на действия организатора совместных торгов и заказчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново, а также заказчиков – Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ивановской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственных контрактов: «Оказание услуг управления эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России в Ивановской области» (извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0133100004013000001).
Заявитель считает, что аукционная документация на проведение рассматриваемых торгов была разработана с нарушениями Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов): незаконно в один лот объединены работы и услуги, технологически и функционально друг с другом не связанные. При этом для осуществления одного вида работ нужна соответствующая лицензия МЧС. По отдельным видам работ и услуг не указана стоимость единицы, в которых должна измеряться работа или услуга, а также стоимость запасных частей. Заявитель считает, что таким образом заказчик незаконно ограничивает конкуренцию.
Представители организатора совместных торгов в своем возражении указали, что не согласны с доводами заявителя, так как нарушений при размещении государственного заказа допущено не было.
Рассмотрев представленные заявителем, организатором совместных торгов и заказчиками документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
23.01.2013 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети «Интернет» было размещено извещение № 0133100004013000001 о размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственных контрактов: «Оказание услуг управления эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России в Ивановской области», а также аукционная документация. Начальная максимальная цена контракта 9 266 206 рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона о размещении заказов два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о размещении заказов. Контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги, или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом. Исполнение контрактов, заключенных с победителем или победителями совместных торгов, осуществляется сторонами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 10 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 года N 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» утверждена соответствующая номенклатура.
Заявитель полагает, что в соответствии с номенклатурой нельзя отнести предмет торгов к группе 188 «Услуги, связанные с недвижимым имуществом» (код ОКПД 7020020 Услуги по управлению эксплуатацией нежилого фонда, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе), так как в предмет включены самые разнообразные виды работ и услуг, которые в соответствии с той же номенклатурой не являются одноименными, и отнесены к различным группам: услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем, помещений и строительных конструкций; услуги по санитарно-гигиеническому содержанию зданий (помещений) и территории; полив газонов и территории в летний период и т.п.
На основании изложенного, заявитель полагает, что в рассматриваемом случае отсутствует признак одноименности закупаемых товаров и работ, а также их технологической и функциональной взаимосвязи, что нарушает требования ч. 3.1 ст. 34 и п. 14. ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов.
Комиссия Ивановского УФАС России считает указанные доводы обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Государственный контракт является разновидностью гражданско-правового договора.
По общему правилу вид договора определяется исходя из его содержания, а не названия, следовательно, аналогичный подход должен применяться и к государственным контрактам.
Среди перечня работ, которые заказчик включил в предмет контракта, присутствуют следующие.
Услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем, помещений и строительных конструкций, в том числе: ремонт неисправного и замена вышедшего из строя оконечного оборудования (телефонов, плат, элементов, и пр.) и распределительной сети (кабелей, телефонных розеток и пр.), перестановка телефонных и факсимильных аппаратов, индивидуальное программирование телефонных и факсимильных аппаратов. Данные виды деятельности относится к группе под № 114 «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту электронно-вычислительной техники, радиоэлектронного оборудования, а также услуги по производству радиоэлектронной аппаратуры» (код ОКПД 7250000 «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования»).
Ремонт и замена вышедших из строя приемников, кабельной сети (кабелей, коннекторов, и пр.), ремонт бытовой техники относятся к группе под № 116 «Услуги по ремонту бытовых товаров и предметов личного пользования» (код ОКПД 5262000 «Услуги по ремонту бытовых электроприборов и радиоэлектронной аппаратуры»).
Практически весь перечень услуг, входящих в предмет контракта под названием «Уборка здания (помещений)», такие как мойка паркетных, мраморных, каменных, гранитных, линолеумных и кафельных полов, дератизация и дезинсекция служебных, подсобных и подвальных помещений и др., относится к группе № 203 «Услуги в области коммерческой и технической деятельности прочие, не включенные в другие группировки» (код ОКПД 7493000 Услуги по уборке зданий).
Такие виды работ как «полив газонов и территории в летний период», «кошение газонов в летний период», «вскопка газонов, высев травы и однолетних цветов  и проведение мероприятий по поддержанию растений в парковом виде», «вырубка деревьев и поросли», «санитарная обрезка деревьев и кустарников с последующим вывозом» и т.п. относятся к группе № 221 «Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, (кроме автомобильных дорог общего пользования, временных  построек, киосков, навесов и других подобных построек)».
Учитывая изложенное, признак одноименности работ и услуг, в рамках единого предмета торгов, в рассматриваемом случае отсутствует, что нарушает требования п. 14. ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, в соответствии с которым размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (100 000 рублей); при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.
В соответствии с частью 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
Законом о размещении заказов как таковой порядок формирования лотов для проведения торгов не регулируется. По смыслу норм указанного закона заказчик самостоятельно принимает решение в отношении предмета размещаемого заказа. 
Тем не менее, ограничение возможности включения в состав лота (предмета государственного (муниципального) контракта, заключаемого с его победителем) разноименных (разнородных) товаров, работ, услуг устанавливает как п. 14. ч. 2 ст. 55, так и ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Комиссия Ивановского УФАС России считает, что требования ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов необходимо толковать и применять исходя из принципов разумности и целесообразности, а также в соотношении с запретом, установленным ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Таким образом, формируя лоты, заказчику необходимо учитывать технологическую и функциональную связь включаемых в них товаров, работ и услуг, чтобы не допустить незаконного ограничения круга возможных участников размещения заказа.
Представители организатора торгов пояснили, что включение в предмет торгов столь многочисленных видов работ и услуг обусловлено тем, что, по сути, закупаются не сами эти работы и услуги, а услуги по управлению эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России в Ивановской области. То есть, предполагается отобрать лицо, которое фактически будет обеспечивать некую организацию процесса, результатом которого должно стать выполнение всех заявленных видов работ и услуг, при этом данный субъект сам по себе не обязан выполнять указанные работы и услуги. Данная позиция сформировалась у организатора торгов на основании методики расчета цены услуги по эксплуатационному обслуживанию зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных налоговых органов на 2012-2013 годы, утвержденной распоряжением ФНС России от 02.10.2012 года № 190 (далее – Методика).
Представители организатора торгов полагают, что именно указанное обстоятельство дает возможность определить предмет торгов единым лотом с единым кодом 7020020 «Услуги по управлению эксплуатацией нежилого фонда, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе».
Комиссия Ивановского УФАС России считает указанный довод необоснованным в силу следующего.
Во-первых, такое понимание рассматриваемой ситуации нарушает не только п. 14. ч. 2 ст. 55 и ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, но и саму суть, смысл закона, его принципы, утвержденные в ст. 1 данного закона: единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Следуя логике организатора торгов можно единым размещением заказа обеспечить закупку абсолютно любого количества самых разнообразных работ и услуг вместе с товарами. Определяя одного победителя торгов, который будет самостоятельно распределять полученные бюджетные средства на то, чтобы обеспечить ту или иную поставку товара заказчику, или выполнить ту или иную работу, нанимая для этого различные сторонние организации по своему свободному и ничем не ограниченному выбору, заказчик нивелирует в принципе Закон о размещении заказов.
Во-вторых, никакой подзаконный акт, тем более внутриведомственный, не может противоречить федеральному закону, ни в конкретике норм, ни в принципах и идеологии, заложенной в законе, в связи с чем, ссылка на Методику несостоятельна. Более того, Методика определяет расчет цены услуги по эксплуатационному обслуживанию зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории, а не услуги по управлению эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России.
Таким образом, обосновывать необходимую функциональную и технологическую связь между всеми теми работами и услугами, которые организатор торгов включил в предмет указанным выше образом, неправомерно.
Доказательств того, что между видами работ и услуг, входящими в предмет торгов и отнесенными законодателем к различным группам «одноименности», существует необходимая функциональная и технологическая связь, Комиссии Ивановского УФАС России представленное не было.
Более того, отдельные виды работ, включенные в предмет торгов, выполнить могут только лица, обладающие соответствующей лицензией на право производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выдаваемой МЧС России. При этом весь остальной комплекс работ и услуг (услуги по уборке зданий, прилегающей территории, «озеленению территории» и т.д.) не требует какой-либо специальной разрешительной документации.
Данное обстоятельство, безусловно, ограничивает круг потенциальных участников рассматриваемых торгов. При этом никаких доводов, кроме рассмотренных выше, на предмет того, что мешает разделить виды работ, требующие наличия лицензии, и виды работ, не требующие специального разрешения, организатор торгов и заказчики не представили.
Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России, в рассмотренных действиях организатора торгов и заказчиков, усматривает нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, по отдельным видам работ и услуг не указана стоимость единицы, в которых должна измеряться работа или услуга, а также стоимость запасных частей ремонтируемой техники, что нарушает требования п. 8 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Для примера можно привести следующие положения аукционной документации: «Услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем, помещений и строительных конструкций. Состав и характеристики инженерных систем».
VII. Ремонт и сопутствующие работы
2.  Ремонт в помещениях и технических помещениях: замена неремонтопригодных замков, ручек дверей и окон, разбитых оконных стекол, плиток половых и потолочных покрытий, наличников, плинтусов, утепление и настройка оконных и дверных проемов и т.п.  По мере необходимости
3.  Мелкий ремонт мебели, дверей, замков, окон, плинтусов, наличников, электробытовой техники и т.п.  По мере необходимости

В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении открытого аукциона на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг;
Представитель организатора торгов пояснил, что невозможно знать заранее, какое именно оборудование сломается и сколько потребуется запасных частей для ремонта, в связи с чем, не возможно точно определить количество работ и услуг по ремонту, а также количество запасных частей к технике или оборудованию. Учитывая изложенное, в документации и указана фраза «по мере необходимости».
Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что именно для таких случаев и существует норма п. 8 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов. Таким образом, в аукционной документации должна была быть определена общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России,

      Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Новый город» на действия организатора совместных торгов и заказчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново, а также заказчиков – Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ивановской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственных контрактов: «Оказание услуг управления эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории территориальных органов ФНС России в Ивановской области» (извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0133100004013000001) обоснованной.

2. Выдать организатору торгов Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

3. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в Арбитражном суде Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

< Подписи членов комиссии >
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => - [format] => [safe_value] => - ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 49 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 49 [vid] => 3 [name] => Решения по жалобам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-13 09:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-11 09:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1360835374 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )