Решение о признании необоснованной жалобы ООО «Туристическая фирма «Ивтур» на действия заказчика – Департамента социальной защиты населения Ивановской области и действия уполномоченного органа - Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при ра

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: -
Дата публикации: 10 декабря 2012, 10:43

  

Р Е Ш Е Н И Е

Дата принятия: 04 декабря 2012 года                                                                город Иваново         
Дата изготовления: 06 декабря 2012 года                                                             
      
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,
при участии: представителя Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области: заместителя начальника Департамента: <…> (доверенность № 2971 от 03.12.2012); представителей Департамента социальной защиты населения Ивановской области: <…> (доверенность № 06-53-328 от 03.12.2012); <…> (доверенность № 07-42-623 от 03.12.2012); представителя ООО «Туристическая фирма «Ивтур» (далее – Заявитель, Общество) <…> (доверенность от 03.12.2012),


у с т а н о в и л а:

        27.11.2012 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Туристическая фирма «Ивтур» на действия заказчика – Департамента социальной защиты населения Ивановской области и действия уполномоченного органа - Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по оздоровлению детей, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия, субъектами малого предпринимательства (№ извещения 0133200001712001121) (далее – размещение государственного заказа).
      Заявитель считает, что конкурсная документация на проведение рассматриваемых торгов была разработана с нарушениями Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов): незаконное включение в качестве показателей критерия «Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса» наличие бассейна, спортивного зала, камер видеонаблюдения и систем автоматического контроля доступа, так как это ограничивает количество участников размещения заказа.
      Представители заказчика и уполномоченного органа в своих возражениях указали, что не согласны с доводами заявителя, так как нарушений при размещении заказа допущено не было: показатели законны и не могут ограничивать количества участников размещения заказа, так как не являются обязательным требованием к участникам торгов.
      Рассмотрев представленные заявителем, заказчиком и уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
      01.11.2012 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети «Интернет» было размещено извещение № 0133200001712001121 о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по оздоровлению детей, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия, субъектами малого предпринимательства, а также конкурсная документация.   
       В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 данной статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
        В соответствии с п. 28 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 (ред. от 28.03.2012) «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливаются:
а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;
б) максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов;
в) максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае неприменения показателей.
Никаких специальных ограничений на выбор показателей по рассматриваемому критерию законом не предусмотрено, что относит этот выбор к самостоятельной компетенции заказчика, в рамках принципов разумности и относительности к предмету торгов. 
      Заказчиком действительно включены в конкурсную документацию показатели оценки заявок по качеству услуг, в частности:
      1. Наличие крытого водного бассейна площадью не менее 50 «кв.м» на территории санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия. В приказе Министерства здравоохранения СССР от 04.11.1986 года № 1453 «О введении в действие отраслевого стандарта ОСТ 42-16-86 «ССБТ. Отделения, кабинеты физиотерапии. Общие требования безопасности» водные процедуры относятся к физиотерапевтическим услугам. Как пояснил заказчик, наличие бассейна предусматривает не водолечение, а проведение водных процедур. Указание площади бассейна не менее 50 кв. м., внесено в конкурсную документацию с учетом того, что в постановлении Главного санитарного врача РФ от 30.01.2003 № 4 «О введении в действие СанПин 2.1.2.1188-03», предусмотрена площадь зеркала воды для оздоровительных бассейнов на одного человека не менее 5 кв. м. Прием водных процедур в бассейнах санаторно-оздоровительных лагерей осуществляется группами детей по 10 человек. Таким образом, площадь бассейна должна быть не менее 50 кв. м;
      2. Наличие оборудованного крытого спортивного зала площадью не менее 100 «кв. м» на территории санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия. В соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правшами и нормативами СанПин 2.4.4. 1251-03 площадь спортивного зала в детских учреждениях должна быть не менее 4 кв.м. на одного ребенка. Учитывая, что минимальное количество детей, принимающих участие в спортивных мероприятиях - 25 человек (один отряд), площадь зала не может быть менее 100 кв. м;
      3. Наличие оснащения территории санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия камерами видеонаблюдения и/или системами автоматизированного контроля доступа. Оборудование территории лагеря системами видеонаблюдения обусловлено поручением Президента Российской Федерации от 3 мая 2011 года в части обеспечения безопасности детей и подростков во время пребывания в организациях отдыха и оздоровления. Требования по обеспечению комплексной безопасности учреждений отдыха и оздоровления детей также содержатся в мероприятиях «Комплекса мер, направленных на развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков», утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2010 года № АЖ-П12-8012.
       Данные критерии оценки заявок определены заказчиком по результатам мониторинга сложившегося рынка услуг на территории Ивановской области по оздоровлению детей и требований по повышению качества данных услуг, содержащихся в требованиях надзорных органов.
      Таким образом, установление заказчиком указанных подкритериев, оказывает влияние на объем и качество закупаемых услуг.
       Более того, в пункте 4 раздела II «Информационные карты открытого конкурса» указано, что исполнителем обеспечивается доступ к благоустроенному спортивно-оздоровительному комплексу, площадкам для игр, культурно-массовому и спортивному инвентарю, оборудованию с учетом возраста и количества детей (п.п. 15), а также реализуются не только лечебно-оздоровительные, но культурно - развлекательные мероприятия (п.п. 23,25).
       В пункте 3,3,8 проекта контракта также установлено, что исполнитель обеспечивает соблюдение распорядка дня, рационально сочетающею лечебные процедуры, здоровый и познавательный отдых детей с ежедневными развлекательными и кружковыми занятиями, экскурсиями в соответствии с Техническим заданием и Планом (программой) лечебно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий (Приложения № 1, 3 к контракту).
       На основании изложенного, довод заявителя о том, что наличие крытого водного бассейна, спортивного зала, оснащения камерами видеонаблюдения, системами автоматизированного контроля доступа на территории лагеря, не влияет на качество услуг по контракту, несостоятелен.
       Привязка заявителем данных показателей исключительно к осуществлению медицинской деятельности, не обоснована, поскольку в рамках исполнения контракта необходимо обеспечение доступа детей к благоустроенному спортивно-оздоровительному комплексу, к культурно-массовому и спортивному инвентарю, оборудованию с учетом количества и возраста детей (пункт 33.22 проекта контракта).
       При этом необходимо отметить следующее.
       Значимость ценового критерия составляет 80%, значимость критерия «Качество услуг и квалификация участника конкурса» составляет 20%. Из этих 20% общий вес обжалуемых показателей составит 35 баллов из 100 возможных, т.е. 6%. Таким образом, при 6% качества с учётом значимости критерия «цена контракта» - 80% создать преимущественные условия некоторым участникам и ограничить конкуренцию затруднительно.
       Вышеуказанные показатели критерия «Качество услуг и квалификация участника конкурса» не являются требованиями. Заявка участника размещения заказа, не содержащая сведений по дополнительным критериям, не подлежит отклонению. Заявитель подал заявку на участие в указанных торгах.
       Учитывая изложенное, не доказано, что установление рассмотренных показателей по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса» повлекли ограничение количества участников и, как следствие, ограничение конкуренции.
       Что касается общего подхода к рассмотренной ситуации, то по данному вопросу сформирована позиция Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Президиума от 28.12.2010 № 11017/10. Согласно данной позиции основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.


       Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России,

      Р Е Ш И Л А:

        Признать жалобу ООО «Туристическая фирма «Ивтур» на действия заказчика – Департамента социальной защиты населения Ивановской области и действия уполномоченного органа - Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по оздоровлению детей, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия, субъектами малого предпринимательства (№ извещения 0133200001712001121) необоснованной.


       В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в Арбитражном суде Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 


< Подписи членов комиссии >
 

stdClass Object ( [vid] => 8298 [uid] => 5 [title] => Решение о признании необоснованной жалобы ООО «Туристическая фирма «Ивтур» на действия заказчика – Департамента социальной защиты населения Ивановской области и действия уполномоченного органа - Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при ра [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8298 [type] => solution [language] => ru [created] => 1355208233 [changed] => 1368721576 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368721576 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

  

Р Е Ш Е Н И Е

Дата принятия: 04 декабря 2012 года                                                                город Иваново         
Дата изготовления: 06 декабря 2012 года                                                             
      
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,
при участии: представителя Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области: заместителя начальника Департамента: <…> (доверенность № 2971 от 03.12.2012); представителей Департамента социальной защиты населения Ивановской области: <…> (доверенность № 06-53-328 от 03.12.2012); <…> (доверенность № 07-42-623 от 03.12.2012); представителя ООО «Туристическая фирма «Ивтур» (далее – Заявитель, Общество) <…> (доверенность от 03.12.2012),


у с т а н о в и л а:

        27.11.2012 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Туристическая фирма «Ивтур» на действия заказчика – Департамента социальной защиты населения Ивановской области и действия уполномоченного органа - Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по оздоровлению детей, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия, субъектами малого предпринимательства (№ извещения 0133200001712001121) (далее – размещение государственного заказа).
      Заявитель считает, что конкурсная документация на проведение рассматриваемых торгов была разработана с нарушениями Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов): незаконное включение в качестве показателей критерия «Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса» наличие бассейна, спортивного зала, камер видеонаблюдения и систем автоматического контроля доступа, так как это ограничивает количество участников размещения заказа.
      Представители заказчика и уполномоченного органа в своих возражениях указали, что не согласны с доводами заявителя, так как нарушений при размещении заказа допущено не было: показатели законны и не могут ограничивать количества участников размещения заказа, так как не являются обязательным требованием к участникам торгов.
      Рассмотрев представленные заявителем, заказчиком и уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
      01.11.2012 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети «Интернет» было размещено извещение № 0133200001712001121 о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по оздоровлению детей, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия, субъектами малого предпринимательства, а также конкурсная документация.   
       В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 данной статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
        В соответствии с п. 28 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 (ред. от 28.03.2012) «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливаются:
а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;
б) максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов;
в) максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае неприменения показателей.
Никаких специальных ограничений на выбор показателей по рассматриваемому критерию законом не предусмотрено, что относит этот выбор к самостоятельной компетенции заказчика, в рамках принципов разумности и относительности к предмету торгов. 
      Заказчиком действительно включены в конкурсную документацию показатели оценки заявок по качеству услуг, в частности:
      1. Наличие крытого водного бассейна площадью не менее 50 «кв.м» на территории санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия. В приказе Министерства здравоохранения СССР от 04.11.1986 года № 1453 «О введении в действие отраслевого стандарта ОСТ 42-16-86 «ССБТ. Отделения, кабинеты физиотерапии. Общие требования безопасности» водные процедуры относятся к физиотерапевтическим услугам. Как пояснил заказчик, наличие бассейна предусматривает не водолечение, а проведение водных процедур. Указание площади бассейна не менее 50 кв. м., внесено в конкурсную документацию с учетом того, что в постановлении Главного санитарного врача РФ от 30.01.2003 № 4 «О введении в действие СанПин 2.1.2.1188-03», предусмотрена площадь зеркала воды для оздоровительных бассейнов на одного человека не менее 5 кв. м. Прием водных процедур в бассейнах санаторно-оздоровительных лагерей осуществляется группами детей по 10 человек. Таким образом, площадь бассейна должна быть не менее 50 кв. м;
      2. Наличие оборудованного крытого спортивного зала площадью не менее 100 «кв. м» на территории санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия. В соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правшами и нормативами СанПин 2.4.4. 1251-03 площадь спортивного зала в детских учреждениях должна быть не менее 4 кв.м. на одного ребенка. Учитывая, что минимальное количество детей, принимающих участие в спортивных мероприятиях - 25 человек (один отряд), площадь зала не может быть менее 100 кв. м;
      3. Наличие оснащения территории санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия камерами видеонаблюдения и/или системами автоматизированного контроля доступа. Оборудование территории лагеря системами видеонаблюдения обусловлено поручением Президента Российской Федерации от 3 мая 2011 года в части обеспечения безопасности детей и подростков во время пребывания в организациях отдыха и оздоровления. Требования по обеспечению комплексной безопасности учреждений отдыха и оздоровления детей также содержатся в мероприятиях «Комплекса мер, направленных на развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков», утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2010 года № АЖ-П12-8012.
       Данные критерии оценки заявок определены заказчиком по результатам мониторинга сложившегося рынка услуг на территории Ивановской области по оздоровлению детей и требований по повышению качества данных услуг, содержащихся в требованиях надзорных органов.
      Таким образом, установление заказчиком указанных подкритериев, оказывает влияние на объем и качество закупаемых услуг.
       Более того, в пункте 4 раздела II «Информационные карты открытого конкурса» указано, что исполнителем обеспечивается доступ к благоустроенному спортивно-оздоровительному комплексу, площадкам для игр, культурно-массовому и спортивному инвентарю, оборудованию с учетом возраста и количества детей (п.п. 15), а также реализуются не только лечебно-оздоровительные, но культурно - развлекательные мероприятия (п.п. 23,25).
       В пункте 3,3,8 проекта контракта также установлено, что исполнитель обеспечивает соблюдение распорядка дня, рационально сочетающею лечебные процедуры, здоровый и познавательный отдых детей с ежедневными развлекательными и кружковыми занятиями, экскурсиями в соответствии с Техническим заданием и Планом (программой) лечебно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий (Приложения № 1, 3 к контракту).
       На основании изложенного, довод заявителя о том, что наличие крытого водного бассейна, спортивного зала, оснащения камерами видеонаблюдения, системами автоматизированного контроля доступа на территории лагеря, не влияет на качество услуг по контракту, несостоятелен.
       Привязка заявителем данных показателей исключительно к осуществлению медицинской деятельности, не обоснована, поскольку в рамках исполнения контракта необходимо обеспечение доступа детей к благоустроенному спортивно-оздоровительному комплексу, к культурно-массовому и спортивному инвентарю, оборудованию с учетом количества и возраста детей (пункт 33.22 проекта контракта).
       При этом необходимо отметить следующее.
       Значимость ценового критерия составляет 80%, значимость критерия «Качество услуг и квалификация участника конкурса» составляет 20%. Из этих 20% общий вес обжалуемых показателей составит 35 баллов из 100 возможных, т.е. 6%. Таким образом, при 6% качества с учётом значимости критерия «цена контракта» - 80% создать преимущественные условия некоторым участникам и ограничить конкуренцию затруднительно.
       Вышеуказанные показатели критерия «Качество услуг и квалификация участника конкурса» не являются требованиями. Заявка участника размещения заказа, не содержащая сведений по дополнительным критериям, не подлежит отклонению. Заявитель подал заявку на участие в указанных торгах.
       Учитывая изложенное, не доказано, что установление рассмотренных показателей по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса» повлекли ограничение количества участников и, как следствие, ограничение конкуренции.
       Что касается общего подхода к рассмотренной ситуации, то по данному вопросу сформирована позиция Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Президиума от 28.12.2010 № 11017/10. Согласно данной позиции основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.


       Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России,

      Р Е Ш И Л А:

        Признать жалобу ООО «Туристическая фирма «Ивтур» на действия заказчика – Департамента социальной защиты населения Ивановской области и действия уполномоченного органа - Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по оздоровлению детей, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия, субъектами малого предпринимательства (№ извещения 0133200001712001121) необоснованной.


       В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в Арбитражном суде Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 


< Подписи членов комиссии >
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

  

Р Е Ш Е Н И Е

Дата принятия: 04 декабря 2012 года                                                                город Иваново         
Дата изготовления: 06 декабря 2012 года                                                             
      
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,
при участии: представителя Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области: заместителя начальника Департамента: <…> (доверенность № 2971 от 03.12.2012); представителей Департамента социальной защиты населения Ивановской области: <…> (доверенность № 06-53-328 от 03.12.2012); <…> (доверенность № 07-42-623 от 03.12.2012); представителя ООО «Туристическая фирма «Ивтур» (далее – Заявитель, Общество) <…> (доверенность от 03.12.2012),

у с т а н о в и л а:

        27.11.2012 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Туристическая фирма «Ивтур» на действия заказчика – Департамента социальной защиты населения Ивановской области и действия уполномоченного органа - Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по оздоровлению детей, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия, субъектами малого предпринимательства (№ извещения 0133200001712001121) (далее – размещение государственного заказа).
      Заявитель считает, что конкурсная документация на проведение рассматриваемых торгов была разработана с нарушениями Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов): незаконное включение в качестве показателей критерия «Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса» наличие бассейна, спортивного зала, камер видеонаблюдения и систем автоматического контроля доступа, так как это ограничивает количество участников размещения заказа.
      Представители заказчика и уполномоченного органа в своих возражениях указали, что не согласны с доводами заявителя, так как нарушений при размещении заказа допущено не было: показатели законны и не могут ограничивать количества участников размещения заказа, так как не являются обязательным требованием к участникам торгов.
      Рассмотрев представленные заявителем, заказчиком и уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
      01.11.2012 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети «Интернет» было размещено извещение № 0133200001712001121 о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по оздоровлению детей, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия, субъектами малого предпринимательства, а также конкурсная документация.   
       В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 данной статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
        В соответствии с п. 28 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 (ред. от 28.03.2012) «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливаются:
а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;
б) максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов;
в) максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае неприменения показателей.
Никаких специальных ограничений на выбор показателей по рассматриваемому критерию законом не предусмотрено, что относит этот выбор к самостоятельной компетенции заказчика, в рамках принципов разумности и относительности к предмету торгов. 
      Заказчиком действительно включены в конкурсную документацию показатели оценки заявок по качеству услуг, в частности:
      1. Наличие крытого водного бассейна площадью не менее 50 «кв.м» на территории санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия. В приказе Министерства здравоохранения СССР от 04.11.1986 года № 1453 «О введении в действие отраслевого стандарта ОСТ 42-16-86 «ССБТ. Отделения, кабинеты физиотерапии. Общие требования безопасности» водные процедуры относятся к физиотерапевтическим услугам. Как пояснил заказчик, наличие бассейна предусматривает не водолечение, а проведение водных процедур. Указание площади бассейна не менее 50 кв. м., внесено в конкурсную документацию с учетом того, что в постановлении Главного санитарного врача РФ от 30.01.2003 № 4 «О введении в действие СанПин 2.1.2.1188-03», предусмотрена площадь зеркала воды для оздоровительных бассейнов на одного человека не менее 5 кв. м. Прием водных процедур в бассейнах санаторно-оздоровительных лагерей осуществляется группами детей по 10 человек. Таким образом, площадь бассейна должна быть не менее 50 кв. м;
      2. Наличие оборудованного крытого спортивного зала площадью не менее 100 «кв. м» на территории санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия. В соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правшами и нормативами СанПин 2.4.4. 1251-03 площадь спортивного зала в детских учреждениях должна быть не менее 4 кв.м. на одного ребенка. Учитывая, что минимальное количество детей, принимающих участие в спортивных мероприятиях - 25 человек (один отряд), площадь зала не может быть менее 100 кв. м;
      3. Наличие оснащения территории санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия камерами видеонаблюдения и/или системами автоматизированного контроля доступа. Оборудование территории лагеря системами видеонаблюдения обусловлено поручением Президента Российской Федерации от 3 мая 2011 года в части обеспечения безопасности детей и подростков во время пребывания в организациях отдыха и оздоровления. Требования по обеспечению комплексной безопасности учреждений отдыха и оздоровления детей также содержатся в мероприятиях «Комплекса мер, направленных на развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков», утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2010 года № АЖ-П12-8012.
       Данные критерии оценки заявок определены заказчиком по результатам мониторинга сложившегося рынка услуг на территории Ивановской области по оздоровлению детей и требований по повышению качества данных услуг, содержащихся в требованиях надзорных органов.
      Таким образом, установление заказчиком указанных подкритериев, оказывает влияние на объем и качество закупаемых услуг.
       Более того, в пункте 4 раздела II «Информационные карты открытого конкурса» указано, что исполнителем обеспечивается доступ к благоустроенному спортивно-оздоровительному комплексу, площадкам для игр, культурно-массовому и спортивному инвентарю, оборудованию с учетом возраста и количества детей (п.п. 15), а также реализуются не только лечебно-оздоровительные, но культурно - развлекательные мероприятия (п.п. 23,25).
       В пункте 3,3,8 проекта контракта также установлено, что исполнитель обеспечивает соблюдение распорядка дня, рационально сочетающею лечебные процедуры, здоровый и познавательный отдых детей с ежедневными развлекательными и кружковыми занятиями, экскурсиями в соответствии с Техническим заданием и Планом (программой) лечебно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий (Приложения № 1, 3 к контракту).
       На основании изложенного, довод заявителя о том, что наличие крытого водного бассейна, спортивного зала, оснащения камерами видеонаблюдения, системами автоматизированного контроля доступа на территории лагеря, не влияет на качество услуг по контракту, несостоятелен.
       Привязка заявителем данных показателей исключительно к осуществлению медицинской деятельности, не обоснована, поскольку в рамках исполнения контракта необходимо обеспечение доступа детей к благоустроенному спортивно-оздоровительному комплексу, к культурно-массовому и спортивному инвентарю, оборудованию с учетом количества и возраста детей (пункт 33.22 проекта контракта).
       При этом необходимо отметить следующее.
       Значимость ценового критерия составляет 80%, значимость критерия «Качество услуг и квалификация участника конкурса» составляет 20%. Из этих 20% общий вес обжалуемых показателей составит 35 баллов из 100 возможных, т.е. 6%. Таким образом, при 6% качества с учётом значимости критерия «цена контракта» - 80% создать преимущественные условия некоторым участникам и ограничить конкуренцию затруднительно.
       Вышеуказанные показатели критерия «Качество услуг и квалификация участника конкурса» не являются требованиями. Заявка участника размещения заказа, не содержащая сведений по дополнительным критериям, не подлежит отклонению. Заявитель подал заявку на участие в указанных торгах.
       Учитывая изложенное, не доказано, что установление рассмотренных показателей по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса» повлекли ограничение количества участников и, как следствие, ограничение конкуренции.
       Что касается общего подхода к рассмотренной ситуации, то по данному вопросу сформирована позиция Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Президиума от 28.12.2010 № 11017/10. Согласно данной позиции основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

       Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России,

      Р Е Ш И Л А:

        Признать жалобу ООО «Туристическая фирма «Ивтур» на действия заказчика – Департамента социальной защиты населения Ивановской области и действия уполномоченного органа - Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по оздоровлению детей, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия, субъектами малого предпринимательства (№ извещения 0133200001712001121) необоснованной.

       В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в Арбитражном суде Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

< Подписи членов комиссии >
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => - [format] => [safe_value] => - ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 49 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 49 [vid] => 3 [name] => Решения по жалобам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-10 06:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-04 06:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1355208233 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )