Постановление по делу №07-24/2009-026 ( в отношении ОАО "МТС")

Дата публикации: 10 сентября 2009, 21:18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 07-24/2009-026

10 сентября 2009 года                                                                                                           город  Иваново

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Михеева Татьяна Алексеевна, рассмотрев протокол № 07-24/2009-026 от 20 августа 2009 года и другие материалы дела об административном правонарушении № 07-24/2009-026, возбужденного в отношении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (<…>), в присутствии представителя <…>,

              

УСТАНОВИЛ:

 

20 августа 2009 года ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Уханова О.Р., составил протокол об административном правонарушении № 07-24/2009-026 по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) в отношении ОАО «МТС».

 

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что Ивановское УФАС России проводило контрольное мероприятие в филиале ОАО «МТС» в г. Иваново. В ходе проведения данного мероприятия была выявлена реклама услуг связи ОАО «МТС»: крупным шрифтом указано - «0 коп/мин после 1-ой минуты. Тариф Супер Ноль. Звоните 8 800 333 0890/ www.ivanovo.mts.ru. МТС оператор связи», а ниже мелким шрифтом обозначено: «Стоимость действительна с 2-ой по 9-ую минуту вызова абонентам МТС вашего региона при нахождении в «домашнем» регионе».

 

Установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в периодических печатных изданиях: в газете «МегаМаркет», в журнале «HECD», а также с помощью средств стабильного территориального размещения: рекламных щитов 3х6м, размещенных по всей территории Ивановской области; пиллара, расположенного на пл. Вокзальная; на тумбах в киноцентрах г. Иваново; с помощью световых панелей формата А1, расположенных в кафе и ВУЗах г. Иваново; на баннерах, размещенных в эксклюзивных салонах-магазинах МТС; на тележках в ТЦ «Серебряный город» и на минибордах в автобусах.

 

Из данной рекламы следует, что при подключении к тарифу «Супер Ноль» абоненты смогут со второй минуты разговаривать бесплатно, независимо от того, в какие регионы осуществляются исходящие вызовы, как долго они разговаривают и на номера каких операторов они звонят.

 

Распространение указанной рекламы с помощью средств стабильного территориального размещения, не позволяет потребителям воспринимать сведения о том, что 0 копеек стоит разговор со 2-ой по 9-ую минуту, а также то, что действие тарифа распространяется только при звонке абонентам МТС и только в случае нахождения в «домашнем» регионе, так как данные сведения выполнены мелким, нечитаемым шрифтом. Несмотря на формальное наличие в рекламе указанных сведений, данная информация не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и уяснить указанные условия не представляется возможным. Целью рекламы, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения является информирование потребителей  относительно содержания рекламы с дальнего расстояния.

 

В силу изложенных обстоятельств, формальное присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.

 

08 июня 2009 г. ФАС России на основании п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508, наделил Ивановское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе  рекламы услуг связи ОАО «МТС» - тарифа «Супер Ноль», распространяемой во всех регионах действия ОАО «МТС».       

 

Ивановским УФАС России согласно предоставленным полномочиям по данному факту 26.06.2009 г. возбуждено дело № 07-18/2009-024 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

05 августа 2009 года по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Ивановского УФАС России было вынесено решение о признании рекламы услуг связи ОАО «МТС» тарифа «Супер Ноль», распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

В рассматриваемой рекламе выделена наиболее привлекательная для потребителя рекламная информация – возможность разговаривать бесплатно после 1-ой минуты. Однако, существенная информация о том, что данная стоимость (0 копеек) действительна лишь с 2-ой по 9-ую минуту вызова абонентам МТС вашего региона при нахождении в «домашнем» регионе напечатана мелким, нечитаемым шрифтом, который не воспринимается человеческим глазом, следовательно, без специальных приспособлений прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным. Размер цифры «0!» в восемьдесят раз превышает размер мелкого шрифта, которым выполнены иные существенные условия акции, размер текста «0 коп/мин» - в четырнадцать раз, а текст «после 1-ой минуты Тариф Супер Ноль» - в семь раз. Данный факт свидетельствует о том, что рассматриваемая реклама направлена на привлечения внимания к наиболее привлекательным для потребителей условиям тарифа, а иная существенная информация, хотя формально в рекламе присутствует, однако, выполнена таким шрифтом, чтобы не привлекать внимание потенциальных потребителей к данной информации. 

 

Поскольку распространенная обществом реклама услуг связи тарифа «Супер Ноль» направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться и подключиться к предлагаемому ОАО «МТС» тарифу, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях услуги может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым ОАО «МТС» тарифом.       

 

Таким образом, потребитель мог быть введен в заблуждение относительно рассматриваемой рекламы, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения, так как не имел возможности получить всю информацию о предоставляемом ОАО «МТС» тарифе «Супер Ноль».

 

Информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемом ОАО «МТС» тарифе «Супер Ноль» по номеру телефона или на сайте, не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

 

Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

 

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ст.14.3 КоАП РФ.

 

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «МТС».

 

За нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно части 6 статьи 38 данного закона, ответственность несет рекламодатель.

 

Выявленное нарушение произошло по вине  рекламодателя ОАО «МТС», действия которого по уменьшению размера шрифта, использованного при отражении информации о рекламируемой услуге, привели к фактическому скрытию существенной информации о рассматриваемой услуге, вводя в заблуждение потребителей рекламы. Данное обстоятельство повлекло за собой распространение рекламы с нарушением требований Закона о рекламе.

 

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

 

Объективная сторона административного правонарушения состоит в нарушении  Открытым акционерным обществом  «МТС» требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе при распространении рекламы с помощью средств стабильного территориального размещения.

 

Субъект административного правонарушения – рекламодатель открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС»). В соответствии со статьей 2.10. КоАП России, юридическое лицо подлежит административной ответственности в случае совершения административного правонарушения.

 

Субъективная сторона. Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП России, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о рекламе, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 

ОАО «МТС» при распространении рекламы тарифа «Супер Ноль» имело возможность исполнить требования законодательства о рекламе, однако не сделало этого.

 

Виновность ОАО «МТС» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: макетом рекламы, тарифным планом «Супер Ноль», Решением Комиссии Ивановского УФАС России от 05.08.2009 г.; письменными пояснениями от 20.08.2009 г.

 

Представитель ОАО «МТС» <…> вину Общества в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что данная реклама не нарушает нормы ФЗ «О рекламе», так как, во-первых, законодательство о рекламе не содержит требований к размеру шрифта, применяемого в рекламе услуг связи; во-вторых, в Законе в отношении рекламы услуг связи никогда не было специальных ограничений; в-третьих, для правильного расчета стоимости той или иной услуги оператора подвижной связи рекламы никогда не будет достаточно.

 

Данные доводы не могут быть приняты по основаниям, указанным выше, а также содержащимся в решении Комиссии Ивановского УФАС от 05.08.2009 по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе.

 

Место совершения административного правонарушения – город Иваново, пр. Ф. Энгельса, д. 82 а.

 

Дата обнаружения административного правонарушения – 30 июля 2009 года.

 

Обстоятельств, смягчающим административную ответственность ОАО «МТС» не установлено.

Обстоятельством, отягчающим  административную  ответственность ОАО «МТС» является:

- повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП России (Постановление УФАС по Хабаровскому краю №9 от 17.02.2009 года).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, не установлено.

 

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС») виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Реквизиты для перечисления суммы штрафа:

 

 Получатель УФК по Ивановской области (Ивановское УФАС России)

 Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г. Иваново

 БИК банка                042406001

 Счет                          40101810700000010001

 ИНН получателя      3728012720

 КПП получателя      370201001     

 КБК получателя       16111626000010000140

 Код по ОКАТО         24401000000

 

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня его вынесения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

 

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления _________________________ Т.А. Михеева

                   (подпись)

 

Копию постановления получил «___»________________2009 г.

 

Подпись лица, получившего постановление     _________________________________

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6671 [uid] => 1 [title] => Постановление по делу №07-24/2009-026 ( в отношении ОАО "МТС") [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6671 [type] => solution [language] => ru [created] => 1252588722 [changed] => 1368721576 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368721576 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 07-24/2009-026

10 сентября 2009 года                                                                                                           город  Иваново

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Михеева Татьяна Алексеевна, рассмотрев протокол № 07-24/2009-026 от 20 августа 2009 года и другие материалы дела об административном правонарушении № 07-24/2009-026, возбужденного в отношении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (<…>), в присутствии представителя <…>,

              

УСТАНОВИЛ:

 

20 августа 2009 года ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Уханова О.Р., составил протокол об административном правонарушении № 07-24/2009-026 по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) в отношении ОАО «МТС».

 

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что Ивановское УФАС России проводило контрольное мероприятие в филиале ОАО «МТС» в г. Иваново. В ходе проведения данного мероприятия была выявлена реклама услуг связи ОАО «МТС»: крупным шрифтом указано - «0 коп/мин после 1-ой минуты. Тариф Супер Ноль. Звоните 8 800 333 0890/ www.ivanovo.mts.ru. МТС оператор связи», а ниже мелким шрифтом обозначено: «Стоимость действительна с 2-ой по 9-ую минуту вызова абонентам МТС вашего региона при нахождении в «домашнем» регионе».

 

Установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в периодических печатных изданиях: в газете «МегаМаркет», в журнале «HECD», а также с помощью средств стабильного территориального размещения: рекламных щитов 3х6м, размещенных по всей территории Ивановской области; пиллара, расположенного на пл. Вокзальная; на тумбах в киноцентрах г. Иваново; с помощью световых панелей формата А1, расположенных в кафе и ВУЗах г. Иваново; на баннерах, размещенных в эксклюзивных салонах-магазинах МТС; на тележках в ТЦ «Серебряный город» и на минибордах в автобусах.

 

Из данной рекламы следует, что при подключении к тарифу «Супер Ноль» абоненты смогут со второй минуты разговаривать бесплатно, независимо от того, в какие регионы осуществляются исходящие вызовы, как долго они разговаривают и на номера каких операторов они звонят.

 

Распространение указанной рекламы с помощью средств стабильного территориального размещения, не позволяет потребителям воспринимать сведения о том, что 0 копеек стоит разговор со 2-ой по 9-ую минуту, а также то, что действие тарифа распространяется только при звонке абонентам МТС и только в случае нахождения в «домашнем» регионе, так как данные сведения выполнены мелким, нечитаемым шрифтом. Несмотря на формальное наличие в рекламе указанных сведений, данная информация не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и уяснить указанные условия не представляется возможным. Целью рекламы, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения является информирование потребителей  относительно содержания рекламы с дальнего расстояния.

 

В силу изложенных обстоятельств, формальное присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.

 

08 июня 2009 г. ФАС России на основании п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508, наделил Ивановское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе  рекламы услуг связи ОАО «МТС» - тарифа «Супер Ноль», распространяемой во всех регионах действия ОАО «МТС».       

 

Ивановским УФАС России согласно предоставленным полномочиям по данному факту 26.06.2009 г. возбуждено дело № 07-18/2009-024 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

05 августа 2009 года по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Ивановского УФАС России было вынесено решение о признании рекламы услуг связи ОАО «МТС» тарифа «Супер Ноль», распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

В рассматриваемой рекламе выделена наиболее привлекательная для потребителя рекламная информация – возможность разговаривать бесплатно после 1-ой минуты. Однако, существенная информация о том, что данная стоимость (0 копеек) действительна лишь с 2-ой по 9-ую минуту вызова абонентам МТС вашего региона при нахождении в «домашнем» регионе напечатана мелким, нечитаемым шрифтом, который не воспринимается человеческим глазом, следовательно, без специальных приспособлений прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным. Размер цифры «0!» в восемьдесят раз превышает размер мелкого шрифта, которым выполнены иные существенные условия акции, размер текста «0 коп/мин» - в четырнадцать раз, а текст «после 1-ой минуты Тариф Супер Ноль» - в семь раз. Данный факт свидетельствует о том, что рассматриваемая реклама направлена на привлечения внимания к наиболее привлекательным для потребителей условиям тарифа, а иная существенная информация, хотя формально в рекламе присутствует, однако, выполнена таким шрифтом, чтобы не привлекать внимание потенциальных потребителей к данной информации. 

 

Поскольку распространенная обществом реклама услуг связи тарифа «Супер Ноль» направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться и подключиться к предлагаемому ОАО «МТС» тарифу, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях услуги может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым ОАО «МТС» тарифом.       

 

Таким образом, потребитель мог быть введен в заблуждение относительно рассматриваемой рекламы, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения, так как не имел возможности получить всю информацию о предоставляемом ОАО «МТС» тарифе «Супер Ноль».

 

Информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемом ОАО «МТС» тарифе «Супер Ноль» по номеру телефона или на сайте, не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

 

Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

 

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ст.14.3 КоАП РФ.

 

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «МТС».

 

За нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно части 6 статьи 38 данного закона, ответственность несет рекламодатель.

 

Выявленное нарушение произошло по вине  рекламодателя ОАО «МТС», действия которого по уменьшению размера шрифта, использованного при отражении информации о рекламируемой услуге, привели к фактическому скрытию существенной информации о рассматриваемой услуге, вводя в заблуждение потребителей рекламы. Данное обстоятельство повлекло за собой распространение рекламы с нарушением требований Закона о рекламе.

 

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

 

Объективная сторона административного правонарушения состоит в нарушении  Открытым акционерным обществом  «МТС» требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе при распространении рекламы с помощью средств стабильного территориального размещения.

 

Субъект административного правонарушения – рекламодатель открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС»). В соответствии со статьей 2.10. КоАП России, юридическое лицо подлежит административной ответственности в случае совершения административного правонарушения.

 

Субъективная сторона. Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП России, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о рекламе, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 

ОАО «МТС» при распространении рекламы тарифа «Супер Ноль» имело возможность исполнить требования законодательства о рекламе, однако не сделало этого.

 

Виновность ОАО «МТС» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: макетом рекламы, тарифным планом «Супер Ноль», Решением Комиссии Ивановского УФАС России от 05.08.2009 г.; письменными пояснениями от 20.08.2009 г.

 

Представитель ОАО «МТС» <…> вину Общества в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что данная реклама не нарушает нормы ФЗ «О рекламе», так как, во-первых, законодательство о рекламе не содержит требований к размеру шрифта, применяемого в рекламе услуг связи; во-вторых, в Законе в отношении рекламы услуг связи никогда не было специальных ограничений; в-третьих, для правильного расчета стоимости той или иной услуги оператора подвижной связи рекламы никогда не будет достаточно.

 

Данные доводы не могут быть приняты по основаниям, указанным выше, а также содержащимся в решении Комиссии Ивановского УФАС от 05.08.2009 по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе.

 

Место совершения административного правонарушения – город Иваново, пр. Ф. Энгельса, д. 82 а.

 

Дата обнаружения административного правонарушения – 30 июля 2009 года.

 

Обстоятельств, смягчающим административную ответственность ОАО «МТС» не установлено.

Обстоятельством, отягчающим  административную  ответственность ОАО «МТС» является:

- повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП России (Постановление УФАС по Хабаровскому краю №9 от 17.02.2009 года).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, не установлено.

 

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС») виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Реквизиты для перечисления суммы штрафа:

 

 Получатель УФК по Ивановской области (Ивановское УФАС России)

 Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г. Иваново

 БИК банка                042406001

 Счет                          40101810700000010001

 ИНН получателя      3728012720

 КПП получателя      370201001     

 КБК получателя       16111626000010000140

 Код по ОКАТО         24401000000

 

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня его вынесения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

 

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления _________________________ Т.А. Михеева

                   (подпись)

 

Копию постановления получил «___»________________2009 г.

 

Подпись лица, получившего постановление     _________________________________

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 07-24/2009-026

10 сентября 2009 года                                                                                                           город  Иваново

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Михеева Татьяна Алексеевна, рассмотрев протокол № 07-24/2009-026 от 20 августа 2009 года и другие материалы дела об административном правонарушении № 07-24/2009-026, возбужденного в отношении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (<…>), в присутствии представителя <…>,

              

УСТАНОВИЛ:

 

20 августа 2009 года ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Уханова О.Р., составил протокол об административном правонарушении № 07-24/2009-026 по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) в отношении ОАО «МТС».

 

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что Ивановское УФАС России проводило контрольное мероприятие в филиале ОАО «МТС» в г. Иваново. В ходе проведения данного мероприятия была выявлена реклама услуг связи ОАО «МТС»: крупным шрифтом указано - «0 коп/мин после 1-ой минуты. Тариф Супер Ноль. Звоните 8 800 333 0890/ www.ivanovo.mts.ru. МТС оператор связи», а ниже мелким шрифтом обозначено: «Стоимость действительна с 2-ой по 9-ую минуту вызова абонентам МТС вашего региона при нахождении в «домашнем» регионе».

 

Установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в периодических печатных изданиях: в газете «МегаМаркет», в журнале «HECD», а также с помощью средств стабильного территориального размещения: рекламных щитов 3х6м, размещенных по всей территории Ивановской области; пиллара, расположенного на пл. Вокзальная; на тумбах в киноцентрах г. Иваново; с помощью световых панелей формата А1, расположенных в кафе и ВУЗах г. Иваново; на баннерах, размещенных в эксклюзивных салонах-магазинах МТС; на тележках в ТЦ «Серебряный город» и на минибордах в автобусах.

 

Из данной рекламы следует, что при подключении к тарифу «Супер Ноль» абоненты смогут со второй минуты разговаривать бесплатно, независимо от того, в какие регионы осуществляются исходящие вызовы, как долго они разговаривают и на номера каких операторов они звонят.

 

Распространение указанной рекламы с помощью средств стабильного территориального размещения, не позволяет потребителям воспринимать сведения о том, что 0 копеек стоит разговор со 2-ой по 9-ую минуту, а также то, что действие тарифа распространяется только при звонке абонентам МТС и только в случае нахождения в «домашнем» регионе, так как данные сведения выполнены мелким, нечитаемым шрифтом. Несмотря на формальное наличие в рекламе указанных сведений, данная информация не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и уяснить указанные условия не представляется возможным. Целью рекламы, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения является информирование потребителей  относительно содержания рекламы с дальнего расстояния.

 

В силу изложенных обстоятельств, формальное присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.

 

08 июня 2009 г. ФАС России на основании п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508, наделил Ивановское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе  рекламы услуг связи ОАО «МТС» - тарифа «Супер Ноль», распространяемой во всех регионах действия ОАО «МТС».       

 

Ивановским УФАС России согласно предоставленным полномочиям по данному факту 26.06.2009 г. возбуждено дело № 07-18/2009-024 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

05 августа 2009 года по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Ивановского УФАС России было вынесено решение о признании рекламы услуг связи ОАО «МТС» тарифа «Супер Ноль», распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

В рассматриваемой рекламе выделена наиболее привлекательная для потребителя рекламная информация – возможность разговаривать бесплатно после 1-ой минуты. Однако, существенная информация о том, что данная стоимость (0 копеек) действительна лишь с 2-ой по 9-ую минуту вызова абонентам МТС вашего региона при нахождении в «домашнем» регионе напечатана мелким, нечитаемым шрифтом, который не воспринимается человеческим глазом, следовательно, без специальных приспособлений прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным. Размер цифры «0!» в восемьдесят раз превышает размер мелкого шрифта, которым выполнены иные существенные условия акции, размер текста «0 коп/мин» - в четырнадцать раз, а текст «после 1-ой минуты Тариф Супер Ноль» - в семь раз. Данный факт свидетельствует о том, что рассматриваемая реклама направлена на привлечения внимания к наиболее привлекательным для потребителей условиям тарифа, а иная существенная информация, хотя формально в рекламе присутствует, однако, выполнена таким шрифтом, чтобы не привлекать внимание потенциальных потребителей к данной информации. 

 

Поскольку распространенная обществом реклама услуг связи тарифа «Супер Ноль» направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться и подключиться к предлагаемому ОАО «МТС» тарифу, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях услуги может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым ОАО «МТС» тарифом.       

 

Таким образом, потребитель мог быть введен в заблуждение относительно рассматриваемой рекламы, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения, так как не имел возможности получить всю информацию о предоставляемом ОАО «МТС» тарифе «Супер Ноль».

 

Информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемом ОАО «МТС» тарифе «Супер Ноль» по номеру телефона или на сайте, не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

 

Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

 

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ст.14.3 КоАП РФ.

 

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «МТС».

 

За нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно части 6 статьи 38 данного закона, ответственность несет рекламодатель.

 

Выявленное нарушение произошло по вине  рекламодателя ОАО «МТС», действия которого по уменьшению размера шрифта, использованного при отражении информации о рекламируемой услуге, привели к фактическому скрытию существенной информации о рассматриваемой услуге, вводя в заблуждение потребителей рекламы. Данное обстоятельство повлекло за собой распространение рекламы с нарушением требований Закона о рекламе.

 

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

 

Объективная сторона административного правонарушения состоит в нарушении  Открытым акционерным обществом  «МТС» требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе при распространении рекламы с помощью средств стабильного территориального размещения.

 

Субъект административного правонарушения – рекламодатель открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС»). В соответствии со статьей 2.10. КоАП России, юридическое лицо подлежит административной ответственности в случае совершения административного правонарушения.

 

Субъективная сторона. Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП России, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о рекламе, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 

ОАО «МТС» при распространении рекламы тарифа «Супер Ноль» имело возможность исполнить требования законодательства о рекламе, однако не сделало этого.

 

Виновность ОАО «МТС» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: макетом рекламы, тарифным планом «Супер Ноль», Решением Комиссии Ивановского УФАС России от 05.08.2009 г.; письменными пояснениями от 20.08.2009 г.

 

Представитель ОАО «МТС» <…> вину Общества в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что данная реклама не нарушает нормы ФЗ «О рекламе», так как, во-первых, законодательство о рекламе не содержит требований к размеру шрифта, применяемого в рекламе услуг связи; во-вторых, в Законе в отношении рекламы услуг связи никогда не было специальных ограничений; в-третьих, для правильного расчета стоимости той или иной услуги оператора подвижной связи рекламы никогда не будет достаточно.

 

Данные доводы не могут быть приняты по основаниям, указанным выше, а также содержащимся в решении Комиссии Ивановского УФАС от 05.08.2009 по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе.

 

Место совершения административного правонарушения – город Иваново, пр. Ф. Энгельса, д. 82 а.

 

Дата обнаружения административного правонарушения – 30 июля 2009 года.

 

Обстоятельств, смягчающим административную ответственность ОАО «МТС» не установлено.

Обстоятельством, отягчающим  административную  ответственность ОАО «МТС» является:

- повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП России (Постановление УФАС по Хабаровскому краю №9 от 17.02.2009 года).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, не установлено.

 

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС») виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Реквизиты для перечисления суммы штрафа:

 

 Получатель УФК по Ивановской области (Ивановское УФАС России)

 Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г. Иваново

 БИК банка                042406001

 Счет                          40101810700000010001

 ИНН получателя      3728012720

 КПП получателя      370201001     

 КБК получателя       16111626000010000140

 Код по ОКАТО         24401000000

 

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня его вынесения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

 

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления _________________________ Т.А. Михеева

                   (подпись)

 

Копию постановления получил «___»________________2009 г.

 

Подпись лица, получившего постановление     _________________________________

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-09-10 17:18:42 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-09-10 17:18:42 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321500153 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )