Решение и предписание по делу №07-18/2009-019 (ответчик - НБ "Траст" (ОАО)

Дата публикации: 12 августа 2009, 19:26

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 11 августа 2009 г. 

Дата изготовления решения: 12 августа  2009 г.                                                     г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):

председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;

- Уханова О.Р., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы,

рассмотрев дело № 07-18/2009-019, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения с помощью средств стабильного территориального размещения рекламы финансовых услуг по вкладам населению, оказываемых НБ «Траст» (ОАО) (<…>),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе:

- НБ «Траст» (ОАО)  <…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

При проведении проверки наружной рекламы, размещенной на территории г. Иваново, Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Так, в г. Иваново на ул. 10 Августа и ул. Куконковых с помощью средств стабильного территориального размещения распространяется реклама финансовых услуг, оказываемых НБ «Траст» (ОАО), имеющая следующее содержание: «Национальный банк Траст. 200 городов России. Весенние вклады. 17,5%. Подарок каждому вкладчику*. Мультивалютность. Снятие. Пополнение. www.trust.ru», номер телефона, адрес Ивановского филиала Банка и мелким шрифтом следующие условия вклада: «Основные условия договора по вкладу «ТРАСТ – Лояльный 2009». Вклад открывается: 1. у вкладчика закончился срок действия ранее открытого в КБ «ТРАСТ» (ОАО) срочного вклада, причем данный ранее открытый срочный вклад не востребован вкладчиком; 2. у вкладчика имеется открытый в НБ «ТРАСТ» (ОАО) вклад «ТРАСТ – Лояльный» или вклад «ТРАСТ – Лояльный 2009», срок действия которого не закончился; 3. у вкладчика закончился не более 30 календарных дней назад срок действия ранее открытого в НБ «ТРАСТ» (ОАО) вклада «ТРАСТ – Лояльный» или вклада «ТРАСТ – Лояльный 2009»; 4. денежные средства вносятся на счет путем перечисления с расчетной банковской карты НБ «ТРАСТ» (ОАО). Валюта вклада: рубль РФ, доллар США, евро. Минимальная сумма первоначального взноса: 10 000 рублей РФ, 500 долларов США, 500 евро. Срок вклада: от 31 до 732 дней. Вклад пополняемый. Процентные ставки по вкладам дифференцированы в зависимости от суммы первоначального взноса и срока вклада. От 1 500 000 до 9 999 999 рублей на срок от 546 до 732 дней – 17,5%. Выплата процентов в конце срока. Информацию об организаторе проведения акции, сроки и правила проведения, количество призов по результатам такой акции, сроки и место их получения можно узнать на www.trust.ru. *Предложение действует с 01.03.2009 по 31.05.2009 или до момента полного израсходования подарков. НБ «ТРАСТ» (ОАО). Генеральная лицензия ЦБ РФ № 3279».

 

Ивановским филиалом НБ «Траст» (ОАО) по запросу Ивановского УФАС России среди прочих документов были представлены сведения о «Весенних вкладах», среди которых «Траст - Лояльный 2009» (введен в действие с 06.03.2009 г.), «Весенний рост» (введен в действие с 02.03.2009 г.) и «Бизнес-Рост» (введен в действие с 02.03.2009 г.).

 

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама банковских, страховых  и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

 

В рассматриваемой рекламе выделено условие, влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица –  конкретная процентная ставка 17,5%. Само название одного из «Весенних вкладов», а именно «Траст – Лояльный 2009» и иные условия, также подпадающие под характеристики условий, определенных п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет воспринимать данные сведения, поэтому не может расцениваться как их наличие.

 

Кроме того, в рассматриваемой рекламе отсутствует следующее условие банковского вклада «Траст – Лояльный 2009», влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица: процентные ставки дифференцированы в зависимости не только от суммы первоначального взноса и срока вклада, но и от валюты вклада, что следует из таблицы процентных ставок, согласно которой при максимальной сумме первоначального взноса от 100 000 долларов США максимальная процентная ставка будет составлять 13,5%, от 100 000 Евро – 12,5%.

 

Данные факты свидетельствуют о признаках нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28, а также ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

Ивановское УФАС России запросило информацию о распространении аналогичной рекламы на территории, подведомственной другим территориальным органам ФАС России. Согласно полученным ответам, рассматриваемая реклама распространяется на территории Республики Карелии, Краснодарского края, Хабаровского края, Челябинской области, Астраханской области, Тюменской области и Тульской области.

 

В соответствии с пунктом 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Ивановское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

 

Ивановским УФАС России, согласно предоставленным полномочиям, по данному факту 22.05.2009 г. возбуждено дело № 07-18/2009-019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя НБ «Траст» (ОАО), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Информация о финансовой услуге – банковских вкладах с условным названием «Весенние» подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовой услуге) и продвижение его на рынке, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения.

 

Объектом рекламирования в данном случае является финансовая услуга, оказываемая НБ «Траст» (ОАО), а именно – услуга по заключению договоров банковских вкладов с условными названиями «Весенние».

 

Данная реклама представляет собой рекламную конструкцию (3х6 кв.м.), в которой выделено наиболее привлекательное для потребителя условие – максимальная процентная ставка по вкладам – 17,5%. Само название одного из «Весенних вкладов», а именно «Траст – Лояльный 2009» и иные условия, необходимые потребителю  для принятия осознанного решения по размещению вклада, напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом, который не воспринимается человеческим глазом, следовательно, без специальных приспособлений прочесть и, тем более, уяснить указанные условия не представляется возможным.

 

Поскольку распространенная обществом реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях вклада может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.

 

Из смысла текста, доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что при открытии одного из предлагаемых Банком «Весенних вкладов» («Траст - Лояльный 2009», «Весенний рост» и «Бизнес-Рост») каждый получит доход в размере 17,5% годовых независимо от суммы, валюты, срока и названия «Весеннего» вклада. Однако, чтобы получить максимальный процент по вкладу «Траст - Лояльный 2009» необходимо внести от 1 500 000 до 9 999 999 рублей на срок от 546 до 732 дней, о чем в рекламе указано мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие. Согласно условиям вкладов «Весенний рост» и «Бизнес-Рост», максимальная процентная ставка по ним составляет 15,15%, однако в рассматриваемой рекламе указаны «Весенние вклады» с  процентной ставкой 17,5%. Отсутствие данной информации может ввести потребителей рассматриваемой рекламы в заблуждение, в связи с чем  они могут решить, что при открытии любого из «Весенних вкладов», предлагаемых Банком, при внесении любой суммы, в любой валюте и на любой срок - можно получить 17,5% годовых.                   

 

В рассматриваемой рекламе отсутствует следующее условие банковского вклада «Траст – Лояльный 2009», влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица: процентные ставки дифференцированы в зависимости не только от суммы первоначального взноса и срока вклада, но и от валюты вклада, что следует из таблицы процентных ставок, согласно которой при максимальной сумме первоначального взноса от 100 000 долларов США максимальная процентная ставка будет составлять 13,5%, от 100 000 Евро – 12,5%.       

 

Вышеизложенные факты свидетельствует о нарушениях ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2   ст. 28 Закона о рекламе.

 

В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

 

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ.

 

Согласно Протоколу № 16 Экспертного совета ФАС по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг, размер и способ доведения до потребителей сведений должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком, обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на сумму дохода, воспринимается потребителями указанным образом.

 

Таким образом, потребитель не имел возможности получить всю информацию о предоставляемой финансовой услуге – банковских вкладах с условным названием «Весенние», предусмотренную частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

 

Данные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.  

 

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является НБ «Траст» (ОАО).

 

В соответствии со статьёй 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 данного закона.

 

Представитель НБ «Траст» (ОАО) признал факт нарушения законодательства о рекламе и пояснил, что действительно в рекламе выделено одно из условий «Весеннего вклада» («Траст – Лояльный 2009») - процентная ставка, а иная существенная информация об условиях «Весенних вкладов» выполнена мелким шрифтом, который невозможно прочесть и тем более уяснить, а также признал, что одно из существенных условий (дифференцирование процентной ставки зависит от валюты вклада) в рассматриваемой рекламе отсутствует.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать   рекламу финансовой услуги – банковских вкладов с условным названием «Весенние», оказываемой НБ «Траст» (ОАО), ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

2. НБ «Траст» (ОАО) выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении НБ «Траст» (ОАО).

 

Решение  может  быть  обжаловано  в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       Т.А. Михеева

 

 

Члены Комиссии                                                                                                   А.А. Семенов

 

 

                                                                                                             О.Р. Уханова

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

12 августа 2009 г.                                                                                                        г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;

- Уханова О.Р., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;

на основании своего решения от 12 августа 2009 г. по делу № 07-18/2009-019 по факту распространения рекламы финансовых услуг по вкладам населению, оказываемых НБ «Траст» (ОАО) (<…>), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. НБ «Траст» (ОАО), г. Москва, ул. Спартаковская, д. 5, стр. 1, устранить выявленные нарушения ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», для чего прекратить распространение на всей территории Российской Федерации ненадлежащей рекламы финансовых услуг - банковских вкладов с условным названием «Весенние», оказываемых НБ «Траст» (ОАО) в срок до 15 сентября 2009 года.

2. НБ «Траст» (ОАО), г. Москва, ул. Спартаковская, д. 5, стр. 1, в срок до 22 сентября 2009 года представить в Ивановское УФАС России доказательства, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности  в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                       Т.А. Михеева

 

Члены Комиссии:                                                                                                               А.А. Семенов

 

                                                                                                                                   О.Р. Уханова

 

stdClass Object ( [vid] => 6577 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу №07-18/2009-019 (ответчик - НБ "Траст" (ОАО) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6577 [type] => solution [language] => ru [created] => 1250076400 [changed] => 1368721576 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368721576 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 11 августа 2009 г. 

Дата изготовления решения: 12 августа  2009 г.                                                     г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):

председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;

- Уханова О.Р., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы,

рассмотрев дело № 07-18/2009-019, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения с помощью средств стабильного территориального размещения рекламы финансовых услуг по вкладам населению, оказываемых НБ «Траст» (ОАО) (<…>),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе:

- НБ «Траст» (ОАО)  <…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

При проведении проверки наружной рекламы, размещенной на территории г. Иваново, Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Так, в г. Иваново на ул. 10 Августа и ул. Куконковых с помощью средств стабильного территориального размещения распространяется реклама финансовых услуг, оказываемых НБ «Траст» (ОАО), имеющая следующее содержание: «Национальный банк Траст. 200 городов России. Весенние вклады. 17,5%. Подарок каждому вкладчику*. Мультивалютность. Снятие. Пополнение. www.trust.ru», номер телефона, адрес Ивановского филиала Банка и мелким шрифтом следующие условия вклада: «Основные условия договора по вкладу «ТРАСТ – Лояльный 2009». Вклад открывается: 1. у вкладчика закончился срок действия ранее открытого в КБ «ТРАСТ» (ОАО) срочного вклада, причем данный ранее открытый срочный вклад не востребован вкладчиком; 2. у вкладчика имеется открытый в НБ «ТРАСТ» (ОАО) вклад «ТРАСТ – Лояльный» или вклад «ТРАСТ – Лояльный 2009», срок действия которого не закончился; 3. у вкладчика закончился не более 30 календарных дней назад срок действия ранее открытого в НБ «ТРАСТ» (ОАО) вклада «ТРАСТ – Лояльный» или вклада «ТРАСТ – Лояльный 2009»; 4. денежные средства вносятся на счет путем перечисления с расчетной банковской карты НБ «ТРАСТ» (ОАО). Валюта вклада: рубль РФ, доллар США, евро. Минимальная сумма первоначального взноса: 10 000 рублей РФ, 500 долларов США, 500 евро. Срок вклада: от 31 до 732 дней. Вклад пополняемый. Процентные ставки по вкладам дифференцированы в зависимости от суммы первоначального взноса и срока вклада. От 1 500 000 до 9 999 999 рублей на срок от 546 до 732 дней – 17,5%. Выплата процентов в конце срока. Информацию об организаторе проведения акции, сроки и правила проведения, количество призов по результатам такой акции, сроки и место их получения можно узнать на www.trust.ru. *Предложение действует с 01.03.2009 по 31.05.2009 или до момента полного израсходования подарков. НБ «ТРАСТ» (ОАО). Генеральная лицензия ЦБ РФ № 3279».

 

Ивановским филиалом НБ «Траст» (ОАО) по запросу Ивановского УФАС России среди прочих документов были представлены сведения о «Весенних вкладах», среди которых «Траст - Лояльный 2009» (введен в действие с 06.03.2009 г.), «Весенний рост» (введен в действие с 02.03.2009 г.) и «Бизнес-Рост» (введен в действие с 02.03.2009 г.).

 

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама банковских, страховых  и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

 

В рассматриваемой рекламе выделено условие, влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица –  конкретная процентная ставка 17,5%. Само название одного из «Весенних вкладов», а именно «Траст – Лояльный 2009» и иные условия, также подпадающие под характеристики условий, определенных п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет воспринимать данные сведения, поэтому не может расцениваться как их наличие.

 

Кроме того, в рассматриваемой рекламе отсутствует следующее условие банковского вклада «Траст – Лояльный 2009», влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица: процентные ставки дифференцированы в зависимости не только от суммы первоначального взноса и срока вклада, но и от валюты вклада, что следует из таблицы процентных ставок, согласно которой при максимальной сумме первоначального взноса от 100 000 долларов США максимальная процентная ставка будет составлять 13,5%, от 100 000 Евро – 12,5%.

 

Данные факты свидетельствуют о признаках нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28, а также ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

Ивановское УФАС России запросило информацию о распространении аналогичной рекламы на территории, подведомственной другим территориальным органам ФАС России. Согласно полученным ответам, рассматриваемая реклама распространяется на территории Республики Карелии, Краснодарского края, Хабаровского края, Челябинской области, Астраханской области, Тюменской области и Тульской области.

 

В соответствии с пунктом 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Ивановское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

 

Ивановским УФАС России, согласно предоставленным полномочиям, по данному факту 22.05.2009 г. возбуждено дело № 07-18/2009-019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя НБ «Траст» (ОАО), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Информация о финансовой услуге – банковских вкладах с условным названием «Весенние» подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовой услуге) и продвижение его на рынке, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения.

 

Объектом рекламирования в данном случае является финансовая услуга, оказываемая НБ «Траст» (ОАО), а именно – услуга по заключению договоров банковских вкладов с условными названиями «Весенние».

 

Данная реклама представляет собой рекламную конструкцию (3х6 кв.м.), в которой выделено наиболее привлекательное для потребителя условие – максимальная процентная ставка по вкладам – 17,5%. Само название одного из «Весенних вкладов», а именно «Траст – Лояльный 2009» и иные условия, необходимые потребителю  для принятия осознанного решения по размещению вклада, напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом, который не воспринимается человеческим глазом, следовательно, без специальных приспособлений прочесть и, тем более, уяснить указанные условия не представляется возможным.

 

Поскольку распространенная обществом реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях вклада может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.

 

Из смысла текста, доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что при открытии одного из предлагаемых Банком «Весенних вкладов» («Траст - Лояльный 2009», «Весенний рост» и «Бизнес-Рост») каждый получит доход в размере 17,5% годовых независимо от суммы, валюты, срока и названия «Весеннего» вклада. Однако, чтобы получить максимальный процент по вкладу «Траст - Лояльный 2009» необходимо внести от 1 500 000 до 9 999 999 рублей на срок от 546 до 732 дней, о чем в рекламе указано мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие. Согласно условиям вкладов «Весенний рост» и «Бизнес-Рост», максимальная процентная ставка по ним составляет 15,15%, однако в рассматриваемой рекламе указаны «Весенние вклады» с  процентной ставкой 17,5%. Отсутствие данной информации может ввести потребителей рассматриваемой рекламы в заблуждение, в связи с чем  они могут решить, что при открытии любого из «Весенних вкладов», предлагаемых Банком, при внесении любой суммы, в любой валюте и на любой срок - можно получить 17,5% годовых.                   

 

В рассматриваемой рекламе отсутствует следующее условие банковского вклада «Траст – Лояльный 2009», влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица: процентные ставки дифференцированы в зависимости не только от суммы первоначального взноса и срока вклада, но и от валюты вклада, что следует из таблицы процентных ставок, согласно которой при максимальной сумме первоначального взноса от 100 000 долларов США максимальная процентная ставка будет составлять 13,5%, от 100 000 Евро – 12,5%.       

 

Вышеизложенные факты свидетельствует о нарушениях ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2   ст. 28 Закона о рекламе.

 

В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

 

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ.

 

Согласно Протоколу № 16 Экспертного совета ФАС по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг, размер и способ доведения до потребителей сведений должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком, обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на сумму дохода, воспринимается потребителями указанным образом.

 

Таким образом, потребитель не имел возможности получить всю информацию о предоставляемой финансовой услуге – банковских вкладах с условным названием «Весенние», предусмотренную частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

 

Данные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.  

 

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является НБ «Траст» (ОАО).

 

В соответствии со статьёй 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 данного закона.

 

Представитель НБ «Траст» (ОАО) признал факт нарушения законодательства о рекламе и пояснил, что действительно в рекламе выделено одно из условий «Весеннего вклада» («Траст – Лояльный 2009») - процентная ставка, а иная существенная информация об условиях «Весенних вкладов» выполнена мелким шрифтом, который невозможно прочесть и тем более уяснить, а также признал, что одно из существенных условий (дифференцирование процентной ставки зависит от валюты вклада) в рассматриваемой рекламе отсутствует.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать   рекламу финансовой услуги – банковских вкладов с условным названием «Весенние», оказываемой НБ «Траст» (ОАО), ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

2. НБ «Траст» (ОАО) выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении НБ «Траст» (ОАО).

 

Решение  может  быть  обжаловано  в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       Т.А. Михеева

 

 

Члены Комиссии                                                                                                   А.А. Семенов

 

 

                                                                                                             О.Р. Уханова

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

12 августа 2009 г.                                                                                                        г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;

- Уханова О.Р., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;

на основании своего решения от 12 августа 2009 г. по делу № 07-18/2009-019 по факту распространения рекламы финансовых услуг по вкладам населению, оказываемых НБ «Траст» (ОАО) (<…>), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. НБ «Траст» (ОАО), г. Москва, ул. Спартаковская, д. 5, стр. 1, устранить выявленные нарушения ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», для чего прекратить распространение на всей территории Российской Федерации ненадлежащей рекламы финансовых услуг - банковских вкладов с условным названием «Весенние», оказываемых НБ «Траст» (ОАО) в срок до 15 сентября 2009 года.

2. НБ «Траст» (ОАО), г. Москва, ул. Спартаковская, д. 5, стр. 1, в срок до 22 сентября 2009 года представить в Ивановское УФАС России доказательства, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности  в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                       Т.А. Михеева

 

Члены Комиссии:                                                                                                               А.А. Семенов

 

                                                                                                                                   О.Р. Уханова

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 11 августа 2009 г. 

Дата изготовления решения: 12 августа  2009 г.                                                     г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):

председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;

- Уханова О.Р., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы,

рассмотрев дело № 07-18/2009-019, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения с помощью средств стабильного территориального размещения рекламы финансовых услуг по вкладам населению, оказываемых НБ «Траст» (ОАО) (<…>),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе:

- НБ «Траст» (ОАО)  <…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

При проведении проверки наружной рекламы, размещенной на территории г. Иваново, Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Так, в г. Иваново на ул. 10 Августа и ул. Куконковых с помощью средств стабильного территориального размещения распространяется реклама финансовых услуг, оказываемых НБ «Траст» (ОАО), имеющая следующее содержание: «Национальный банк Траст. 200 городов России. Весенние вклады. 17,5%. Подарок каждому вкладчику*. Мультивалютность. Снятие. Пополнение. www.trust.ru», номер телефона, адрес Ивановского филиала Банка и мелким шрифтом следующие условия вклада: «Основные условия договора по вкладу «ТРАСТ – Лояльный 2009». Вклад открывается: 1. у вкладчика закончился срок действия ранее открытого в КБ «ТРАСТ» (ОАО) срочного вклада, причем данный ранее открытый срочный вклад не востребован вкладчиком; 2. у вкладчика имеется открытый в НБ «ТРАСТ» (ОАО) вклад «ТРАСТ – Лояльный» или вклад «ТРАСТ – Лояльный 2009», срок действия которого не закончился; 3. у вкладчика закончился не более 30 календарных дней назад срок действия ранее открытого в НБ «ТРАСТ» (ОАО) вклада «ТРАСТ – Лояльный» или вклада «ТРАСТ – Лояльный 2009»; 4. денежные средства вносятся на счет путем перечисления с расчетной банковской карты НБ «ТРАСТ» (ОАО). Валюта вклада: рубль РФ, доллар США, евро. Минимальная сумма первоначального взноса: 10 000 рублей РФ, 500 долларов США, 500 евро. Срок вклада: от 31 до 732 дней. Вклад пополняемый. Процентные ставки по вкладам дифференцированы в зависимости от суммы первоначального взноса и срока вклада. От 1 500 000 до 9 999 999 рублей на срок от 546 до 732 дней – 17,5%. Выплата процентов в конце срока. Информацию об организаторе проведения акции, сроки и правила проведения, количество призов по результатам такой акции, сроки и место их получения можно узнать на www.trust.ru. *Предложение действует с 01.03.2009 по 31.05.2009 или до момента полного израсходования подарков. НБ «ТРАСТ» (ОАО). Генеральная лицензия ЦБ РФ № 3279».

 

Ивановским филиалом НБ «Траст» (ОАО) по запросу Ивановского УФАС России среди прочих документов были представлены сведения о «Весенних вкладах», среди которых «Траст - Лояльный 2009» (введен в действие с 06.03.2009 г.), «Весенний рост» (введен в действие с 02.03.2009 г.) и «Бизнес-Рост» (введен в действие с 02.03.2009 г.).

 

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама банковских, страховых  и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

 

В рассматриваемой рекламе выделено условие, влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица –  конкретная процентная ставка 17,5%. Само название одного из «Весенних вкладов», а именно «Траст – Лояльный 2009» и иные условия, также подпадающие под характеристики условий, определенных п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет воспринимать данные сведения, поэтому не может расцениваться как их наличие.

 

Кроме того, в рассматриваемой рекламе отсутствует следующее условие банковского вклада «Траст – Лояльный 2009», влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица: процентные ставки дифференцированы в зависимости не только от суммы первоначального взноса и срока вклада, но и от валюты вклада, что следует из таблицы процентных ставок, согласно которой при максимальной сумме первоначального взноса от 100 000 долларов США максимальная процентная ставка будет составлять 13,5%, от 100 000 Евро – 12,5%.

 

Данные факты свидетельствуют о признаках нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28, а также ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

Ивановское УФАС России запросило информацию о распространении аналогичной рекламы на территории, подведомственной другим территориальным органам ФАС России. Согласно полученным ответам, рассматриваемая реклама распространяется на территории Республики Карелии, Краснодарского края, Хабаровского края, Челябинской области, Астраханской области, Тюменской области и Тульской области.

 

В соответствии с пунктом 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Ивановское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

 

Ивановским УФАС России, согласно предоставленным полномочиям, по данному факту 22.05.2009 г. возбуждено дело № 07-18/2009-019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя НБ «Траст» (ОАО), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Информация о финансовой услуге – банковских вкладах с условным названием «Весенние» подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовой услуге) и продвижение его на рынке, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения.

 

Объектом рекламирования в данном случае является финансовая услуга, оказываемая НБ «Траст» (ОАО), а именно – услуга по заключению договоров банковских вкладов с условными названиями «Весенние».

 

Данная реклама представляет собой рекламную конструкцию (3х6 кв.м.), в которой выделено наиболее привлекательное для потребителя условие – максимальная процентная ставка по вкладам – 17,5%. Само название одного из «Весенних вкладов», а именно «Траст – Лояльный 2009» и иные условия, необходимые потребителю  для принятия осознанного решения по размещению вклада, напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом, который не воспринимается человеческим глазом, следовательно, без специальных приспособлений прочесть и, тем более, уяснить указанные условия не представляется возможным.

 

Поскольку распространенная обществом реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях вклада может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.

 

Из смысла текста, доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что при открытии одного из предлагаемых Банком «Весенних вкладов» («Траст - Лояльный 2009», «Весенний рост» и «Бизнес-Рост») каждый получит доход в размере 17,5% годовых независимо от суммы, валюты, срока и названия «Весеннего» вклада. Однако, чтобы получить максимальный процент по вкладу «Траст - Лояльный 2009» необходимо внести от 1 500 000 до 9 999 999 рублей на срок от 546 до 732 дней, о чем в рекламе указано мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие. Согласно условиям вкладов «Весенний рост» и «Бизнес-Рост», максимальная процентная ставка по ним составляет 15,15%, однако в рассматриваемой рекламе указаны «Весенние вклады» с  процентной ставкой 17,5%. Отсутствие данной информации может ввести потребителей рассматриваемой рекламы в заблуждение, в связи с чем  они могут решить, что при открытии любого из «Весенних вкладов», предлагаемых Банком, при внесении любой суммы, в любой валюте и на любой срок - можно получить 17,5% годовых.                   

 

В рассматриваемой рекламе отсутствует следующее условие банковского вклада «Траст – Лояльный 2009», влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица: процентные ставки дифференцированы в зависимости не только от суммы первоначального взноса и срока вклада, но и от валюты вклада, что следует из таблицы процентных ставок, согласно которой при максимальной сумме первоначального взноса от 100 000 долларов США максимальная процентная ставка будет составлять 13,5%, от 100 000 Евро – 12,5%.       

 

Вышеизложенные факты свидетельствует о нарушениях ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2   ст. 28 Закона о рекламе.

 

В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

 

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ.

 

Согласно Протоколу № 16 Экспертного совета ФАС по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг, размер и способ доведения до потребителей сведений должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком, обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на сумму дохода, воспринимается потребителями указанным образом.

 

Таким образом, потребитель не имел возможности получить всю информацию о предоставляемой финансовой услуге – банковских вкладах с условным названием «Весенние», предусмотренную частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

 

Данные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.  

 

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является НБ «Траст» (ОАО).

 

В соответствии со статьёй 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 данного закона.

 

Представитель НБ «Траст» (ОАО) признал факт нарушения законодательства о рекламе и пояснил, что действительно в рекламе выделено одно из условий «Весеннего вклада» («Траст – Лояльный 2009») - процентная ставка, а иная существенная информация об условиях «Весенних вкладов» выполнена мелким шрифтом, который невозможно прочесть и тем более уяснить, а также признал, что одно из существенных условий (дифференцирование процентной ставки зависит от валюты вклада) в рассматриваемой рекламе отсутствует.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать   рекламу финансовой услуги – банковских вкладов с условным названием «Весенние», оказываемой НБ «Траст» (ОАО), ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

2. НБ «Траст» (ОАО) выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении НБ «Траст» (ОАО).

 

Решение  может  быть  обжаловано  в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       Т.А. Михеева

 

 

Члены Комиссии                                                                                                   А.А. Семенов

 

 

                                                                                                             О.Р. Уханова

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

12 августа 2009 г.                                                                                                        г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;

- Уханова О.Р., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;

на основании своего решения от 12 августа 2009 г. по делу № 07-18/2009-019 по факту распространения рекламы финансовых услуг по вкладам населению, оказываемых НБ «Траст» (ОАО) (<…>), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. НБ «Траст» (ОАО), г. Москва, ул. Спартаковская, д. 5, стр. 1, устранить выявленные нарушения ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», для чего прекратить распространение на всей территории Российской Федерации ненадлежащей рекламы финансовых услуг - банковских вкладов с условным названием «Весенние», оказываемых НБ «Траст» (ОАО) в срок до 15 сентября 2009 года.

2. НБ «Траст» (ОАО), г. Москва, ул. Спартаковская, д. 5, стр. 1, в срок до 22 сентября 2009 года представить в Ивановское УФАС России доказательства, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности  в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                       Т.А. Михеева

 

Члены Комиссии:                                                                                                               А.А. Семенов

 

                                                                                                                                   О.Р. Уханова

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-12 15:26:40 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-12 15:26:40 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321500153 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )