Решение по делу №02-30/012 (ответчик -Администрация Комсомольского м.р. Ивановской области)

Дата публикации: 28 апреля 2011, 19:05

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена "20" апреля 2011 г.                       город Иваново

В полном объеме решение изготовлено "28" апреля 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 02-30/012, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области (155150, Ивановская область, г. Комсомольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании Приказа Ивановского УФАС России от 02.02.2011 №13 была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области.

 

В результате проверки выявлено Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» (далее – Постановление № 728).

 

Данным постановлением утверждено Положение о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе (далее – Положение о работе социального магазина), Положение о работе Комиссии по присвоению статуса социального магазина (далее – Положение о работе Комиссии), состав Комиссии по присвоению статуса социального магазина, ассортиментный перечень социально-значимых товаров и форма Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина.

 

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о работе социального магазина данное положение определяет порядок работы, предоставления льгот и приобретения торговым предприятием статуса социального магазина.

 

В пункте 2.1 Положения о работе социального магазина установлено, что решение о присвоении статуса социального магазина принимается Комиссией, утвержденной постановлением администрации Комсомольского муниципального района.

 

Организации (индивидуальные предприниматели) претендующие на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли, представляют комиссии документы, перечень которых определен в пункте 2.3 Положения о работе социального магазина. В соответствии с пунктом 2.6 данного Положения на основании протокола заседания комиссии Администрацией Комсомольского муниципального района принимается решение о выдаче (отказе в выдаче) организации (индивидуальному предпринимателю) Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина установленной формы. В случае отказа в выдаче Свидетельства о присвоении статуса социального магазина, согласно пункту 2.10 Положения о работе социального магазина, организации (индивидуальному предпринимателю) претенденту направляется мотивированный отказ.

 

В соответствии с пунктами 3.6. и 3.7. Положения о работе Комиссии Комиссия принимает решение по рассматриваемому вопросу путем открытого голосования, решение Комиссии принимается простым большинством голосов от числа членов Комиссии, участвующих в заседании.

 

При этом порядок оценки заявлений и иных документов, представленных организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли, отсутствует.

 

Так как Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области №728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» не содержит порядка оценки заявлений и иных документов, представленных организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли, Комиссия самостоятельно и по своему усмотрению, путем голосования принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина.

 

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о работе социального магазина организации (индивидуальные предприниматели), имеющие статус социального магазина для объекта торговли, имеют право на предоставление льгот по арендной плате в отношении площадей (находящихся в муниципальной собственности), занимаемых социальным магазином и по арендной плате за пользование земельным участком. Кроме того, согласно пунктам 3.2 и 3.3 Положения о работе социального магазина данные организации (индивидуальные предприниматели) имеют преимущественное право на заключение долгосрочных договоров аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и им могут предоставляться налоговые льготы за счет применения корректирующих коэффициентов для исчисления единого налога на вмененный доход.

 

Размер снижения или освобождение от арендной платы, размер корректирующих коэффициентов устанавливается Решением сессии Комсомольского районного Совета.

 

При этом сам порядок предоставления данных льгот организациям (индивидуальным предпринимателям), имеющим статус социального магазина для объекта розничной торговли, отсутствует.

 

Так как в Постановлении Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области №728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» отсутствует порядок предоставления льгот организациям (индивидуальным предпринимателям), имеющим статус социальных магазинов для объектов розничной торговли, сессия Комсомольского районного Совета получила возможность самостоятельно и по своему субъективному усмотрению принимать решение о размере снижения или освобождения от арендной платы, о размере корректирующих коэффициентов для исчисления единого налога на вмененный доход для той или иной организации (индивидуального предпринимателя), имеющей статус социального магазина. Самостоятельное определение сессией Комсомольского районного Совета размера предоставляемых льгот приводит или может привести к ограничению конкуренции.

 

В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

 

Таким образом, Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Приказом руководителя Ивановского УФАС России от 22.03.2011 № 32 возбуждено дело № 02-30/012 по признакам нарушения Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

На заседании Комиссии 20.04.2011 представитель ответчика нарушение антимонопольного законодательства признала, дополнительно пояснила следующее. За период действия Постановления № 728 свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина выдавались всем хозяйствующим субъектам, которые обращались с соответствующими заявлениями и предоставляли полный комплект требуемых документов. Отказов в присвоении статуса социального магазина объектам розничной торговли со стороны муниципального органа не было, льгот по арендной плате и налоговых льгот хозяйствующим субъектам не предоставлялось. Жалоб от хозяйствующих субъектов и третьих лиц в Администрацию Комсомольского муниципального района не поступало. Кроме того, Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» утратило юридическую силу в связи с принятием Постановления Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 248 от 29.03.2011 «О социальных магазинах, расположенных на территории Комсомольского муниципального района».

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

 

В целях реализации предоставленных полномочий и усиления социальной направленности при организации и координации торгового процесса, для обеспечения социальной защиты населения района, администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области принято Постановление от 29.10.2010 № 728 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе», которое распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 05.03.2009 года.

 

Данным постановлением предусмотрено создание на территории Комсомольского муниципального района сети социальных магазинов для реализации социально значимых товаров с торговой надбавкой не выше 10 %, а на хлеб – не выше 5 %.

 

Порядок приобретения торговым предприятием статуса социального магазина, деятельность социального магазина, виды льгот, предоставляемых социальному магазину и порядок осуществления контроля за деятельностью социального магазина определены в Положении о работе социального магазина.

 

В соответствии с пунктом 1.3. Положения о работе социального магазина социальный магазин – это объект розничной торговли независимо от организационно-правовой формы, осуществляющий реализацию товаров первичной необходимости с минимальной торговой надбавкой, по ценам ниже среднего уровня цен на аналогичные товары в других магазинах, не имеющих статуса «социальный».

 

Решение о присвоении статуса социального магазина принимается Комиссией по присвоению статуса социального магазина, состав которой утвержден в приложении № 3 к Постановлению № 728.

 

Полномочия Комиссии, порядок её формирования и деятельности определены в Положении о работе Комиссии по присвоению статуса социального магазина.

 

Организации (индивидуальные предприниматели), претендующие на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли, представляют в Комиссию следующие документы: заявление, копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (для юридических лиц), копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии правоустанавливающих документов на помещения объекта розничной торговли, в котором планируется организация социального магазина, паспорт, подтверждающий внесение объекта розничной торговли в реестр Комсомольского муниципального района.

 

Комиссия рассматривает документы, представленные организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение объекту розничной торговли статуса социального магазина и принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче организации (индивидуальному предпринимателю) Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина.

 

В соответствии с пунктами 3.6, 3.7 Положения о Комиссии по рассматриваемым вопросам Комиссия принимает решение путем открытого голосования, решение принимается простым большинством голосов от числа членов Комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.

 

Все решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем Комиссии и всеми членами Комиссии, присутствующими на заседании.

 

При этом порядок оценки заявлений и иных документов, представленных организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли ни в Положении о работе социального магазина, ни в Положении о Комиссии не определен. Какой-либо отдельный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок оценки подобных заявлений и документов, также отсутствует.

 

В связи с тем, что Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области от 29.10.2010 №728 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» не содержит указанного порядка, Комиссия получила возможность самостоятельно и по своему усмотрению принимать решение о том, каким организациям (индивидуальным предпринимателям), претендующим на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли будет присвоен соответствующий статус и выдано свидетельство, а каким хозяйствующим субъектам будет отказано.

 

В материалах дела имеются документы, подтверждающие присвоение объектам розничной торговли ряда хозяйствующих субъектов статуса социального магазина. Так, на основании Постановления Администрации Комсомольского муниципального района от 08.02.2011 № 102 индивидуальному предпринимателю Сердюку Н.М. выдано Свидетельство о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина. Документы, представленные индивидуальным предпринимателем для присвоения статуса социального магазина павильону «Волшебница», расположенному по адресу: г. Комсомольск, ул. Пионерская (рыночная площадь), рассмотрены на заседании Комиссии, решение которой оформлено Протоколом № 1 от 08.02.2011. Комиссией установлено, что документы представлены индивидуальным предпринимателем в полном объеме и на основании этого принято решение присвоить объекту розничной торговли статус социального магазина.

 

Аналогичным образом Комиссией рассматривались документы, поступающие и от других хозяйствующих субъектов, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела копии Распоряжения Администрации Комсомольского муниципального района от 17.08.2010 № 334-р «О выдаче МУП «Спутник» Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина и Протокола №1 заседания комиссии по рассмотрению документов, представленных МУП «Спутник» от 17.08.2010; Распоряжения Администрации Комсомольского муниципального района от 03.02.2010 № 42-р «О выдаче ИП Кожемякиной Г.И. Свидетельства о присвоении магазину «Визит» статуса социального магазина и Протокола №1 заседания комиссии по рассмотрению документов, представленных ИП Кожемякиной Г.И. от 03.02.2010.

 

Несмотря на то, что в соответствии с письменными пояснениями Администрации Комсомольского муниципального района от 19.04.2011 № 993 отказов в присвоении статуса социального магазина объектам розничной торговли за период действия Постановления № 728 не производилось, при дальнейшей реализации данного Постановления не исключается возможность принятия Комиссией субъективного решения об отказе в выдаче тому или иному хозяйствующему субъекту Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина.

Хозяйствующие субъекты, обращающиеся в Администрацию Комсомольского муниципального района с заявлениями о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина являются конкурентами, поскольку сферы их деловой и территориальной активности совпадают.

 

Таким образом, самостоятельная оценка Комиссией поступающих заявлений и документов и принятие Комиссией решения по своему субъективному усмотрению о выдаче либо об отказе в выдаче организации (индивидуальному предпринимателю) Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина может привести к ограничению конкуренции.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

 

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Положения о работе социального магазина, организации (индивидуальные предприниматели) получившие статус социального магазина для объекта розничной торговли, имеют право на предоставление налоговых льгот, льгот по арендной плате, а также на преимущественное право заключения договоров аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Субъективный отказ Комиссии в выдаче организации (индивидуальному предпринимателю) Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина, ввиду отсутствия порядка оценки поступающих заявлений и документов, лишает хозяйствующего субъекта права на получение данных льгот, что также может привести к ограничению конкуренции.

 

При этом сам порядок предоставления льгот организациям (индивидуальным предпринимателям), имеющим статус социального магазина для объекта розничной торговли, ни в Постановлении № 728, ни в каком-либо ином нормативно-правовом акте не определен. Положение о работе социального магазина лишь уточняет, что размер снижения или освобождение от арендной платы, размер корректирующих коэффициентов для исчисления единого налога на вмененный доход устанавливается Решением Сессии Комсомольского районного Совета.

 

Таким образом, в связи с отсутствием в данном Положении порядка предоставления льгот, Сессия Комсомольского районного Совета получила возможность самостоятельно и по своему субъективному усмотрению принимать решение о предоставлении (либо отказе в предоставлении) тому или иному хозяйствующему субъекту, имеющему статус социального магазина для объекта розничной торговли, льгот и о размере соответствующих льгот, что недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством.

 

В соответствии с письменными пояснениями Администрации Комсомольского муниципального района от 19.04.2011 № 993 за период действия Постановления № 728 налоговых льгот, а также льгот по арендной плате хозяйствующим субъектам, имеющим статус социального магазина для объекта розничной торговли, не предоставлялось. Однако при дальнейшей реализации Постановления № 728 не исключается возможность принятия Сессией Комсомольского районного Совета решения о предоставлении льгот, что может привести к ограничению конкуренции.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

 

На заседании Комиссии 20.04.2011 представитель ответчика признала, что Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» принято с нарушением антимонопольного законодательства. С целью устранения выявленных нарушений, Администрацией Комсомольского муниципального района принято Постановление № 248 от 29.03.2011 «О социальных магазинах, расположенных на территории Комсомольского муниципального района», в соответствии с пунктом 3 которого, Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» признано утратившим силу.

 

В Постановлении Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 248 от 29.03.2011 «О социальных магазинах, расположенных на территории Комсомольского муниципального района» установлены основания, при наличии которых, Комиссия отказывает хозяйствующим субъектам в присвоении объектам розничной торговли статуса социального магазина. Кроме того, данное постановление предусматривает оказание организациям (индивидуальным предпринимателям), получившим статус социального магазина для объекта розничной торговли, со стороны Администрации Комсомольского муниципального района лишь консультативно-методической и информационной поддержки. Каких-либо иных льгот для хозяйствующих субъектов не предусмотрено.

 

Таким образом, Администрация Комсомольского муниципального района Ивановской области добровольно устранила нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что является основанием для прекращения рассмотрения дела.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области по принятию Постановления от 29.10.2010 № 728 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе», в котором отсутствует порядок оценки заявлений и иных документов, представляемых организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли и не определен порядок предоставления льгот, указанных в пункте 3 Положения, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2.      Прекратить рассмотрение дела №02-30/012 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области нарушения антимонопольного законодательства.

 

3.      В связи с добровольным устранением Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание не выдавать.

 

4.      Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела № 02-30/012 для решения вопроса о возбуждении дела в соответствии с КоАП РФ.

 

Подписи членов Комиссии

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

stdClass Object ( [vid] => 6350 [uid] => 1 [title] => Решение по делу №02-30/012 (ответчик -Администрация Комсомольского м.р. Ивановской области) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6350 [type] => solution [language] => ru [created] => 1303988750 [changed] => 1368721576 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368721576 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена "20" апреля 2011 г.                       город Иваново

В полном объеме решение изготовлено "28" апреля 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 02-30/012, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области (155150, Ивановская область, г. Комсомольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании Приказа Ивановского УФАС России от 02.02.2011 №13 была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области.

 

В результате проверки выявлено Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» (далее – Постановление № 728).

 

Данным постановлением утверждено Положение о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе (далее – Положение о работе социального магазина), Положение о работе Комиссии по присвоению статуса социального магазина (далее – Положение о работе Комиссии), состав Комиссии по присвоению статуса социального магазина, ассортиментный перечень социально-значимых товаров и форма Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина.

 

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о работе социального магазина данное положение определяет порядок работы, предоставления льгот и приобретения торговым предприятием статуса социального магазина.

 

В пункте 2.1 Положения о работе социального магазина установлено, что решение о присвоении статуса социального магазина принимается Комиссией, утвержденной постановлением администрации Комсомольского муниципального района.

 

Организации (индивидуальные предприниматели) претендующие на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли, представляют комиссии документы, перечень которых определен в пункте 2.3 Положения о работе социального магазина. В соответствии с пунктом 2.6 данного Положения на основании протокола заседания комиссии Администрацией Комсомольского муниципального района принимается решение о выдаче (отказе в выдаче) организации (индивидуальному предпринимателю) Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина установленной формы. В случае отказа в выдаче Свидетельства о присвоении статуса социального магазина, согласно пункту 2.10 Положения о работе социального магазина, организации (индивидуальному предпринимателю) претенденту направляется мотивированный отказ.

 

В соответствии с пунктами 3.6. и 3.7. Положения о работе Комиссии Комиссия принимает решение по рассматриваемому вопросу путем открытого голосования, решение Комиссии принимается простым большинством голосов от числа членов Комиссии, участвующих в заседании.

 

При этом порядок оценки заявлений и иных документов, представленных организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли, отсутствует.

 

Так как Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области №728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» не содержит порядка оценки заявлений и иных документов, представленных организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли, Комиссия самостоятельно и по своему усмотрению, путем голосования принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина.

 

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о работе социального магазина организации (индивидуальные предприниматели), имеющие статус социального магазина для объекта торговли, имеют право на предоставление льгот по арендной плате в отношении площадей (находящихся в муниципальной собственности), занимаемых социальным магазином и по арендной плате за пользование земельным участком. Кроме того, согласно пунктам 3.2 и 3.3 Положения о работе социального магазина данные организации (индивидуальные предприниматели) имеют преимущественное право на заключение долгосрочных договоров аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и им могут предоставляться налоговые льготы за счет применения корректирующих коэффициентов для исчисления единого налога на вмененный доход.

 

Размер снижения или освобождение от арендной платы, размер корректирующих коэффициентов устанавливается Решением сессии Комсомольского районного Совета.

 

При этом сам порядок предоставления данных льгот организациям (индивидуальным предпринимателям), имеющим статус социального магазина для объекта розничной торговли, отсутствует.

 

Так как в Постановлении Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области №728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» отсутствует порядок предоставления льгот организациям (индивидуальным предпринимателям), имеющим статус социальных магазинов для объектов розничной торговли, сессия Комсомольского районного Совета получила возможность самостоятельно и по своему субъективному усмотрению принимать решение о размере снижения или освобождения от арендной платы, о размере корректирующих коэффициентов для исчисления единого налога на вмененный доход для той или иной организации (индивидуального предпринимателя), имеющей статус социального магазина. Самостоятельное определение сессией Комсомольского районного Совета размера предоставляемых льгот приводит или может привести к ограничению конкуренции.

 

В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

 

Таким образом, Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Приказом руководителя Ивановского УФАС России от 22.03.2011 № 32 возбуждено дело № 02-30/012 по признакам нарушения Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

На заседании Комиссии 20.04.2011 представитель ответчика нарушение антимонопольного законодательства признала, дополнительно пояснила следующее. За период действия Постановления № 728 свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина выдавались всем хозяйствующим субъектам, которые обращались с соответствующими заявлениями и предоставляли полный комплект требуемых документов. Отказов в присвоении статуса социального магазина объектам розничной торговли со стороны муниципального органа не было, льгот по арендной плате и налоговых льгот хозяйствующим субъектам не предоставлялось. Жалоб от хозяйствующих субъектов и третьих лиц в Администрацию Комсомольского муниципального района не поступало. Кроме того, Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» утратило юридическую силу в связи с принятием Постановления Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 248 от 29.03.2011 «О социальных магазинах, расположенных на территории Комсомольского муниципального района».

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

 

В целях реализации предоставленных полномочий и усиления социальной направленности при организации и координации торгового процесса, для обеспечения социальной защиты населения района, администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области принято Постановление от 29.10.2010 № 728 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе», которое распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 05.03.2009 года.

 

Данным постановлением предусмотрено создание на территории Комсомольского муниципального района сети социальных магазинов для реализации социально значимых товаров с торговой надбавкой не выше 10 %, а на хлеб – не выше 5 %.

 

Порядок приобретения торговым предприятием статуса социального магазина, деятельность социального магазина, виды льгот, предоставляемых социальному магазину и порядок осуществления контроля за деятельностью социального магазина определены в Положении о работе социального магазина.

 

В соответствии с пунктом 1.3. Положения о работе социального магазина социальный магазин – это объект розничной торговли независимо от организационно-правовой формы, осуществляющий реализацию товаров первичной необходимости с минимальной торговой надбавкой, по ценам ниже среднего уровня цен на аналогичные товары в других магазинах, не имеющих статуса «социальный».

 

Решение о присвоении статуса социального магазина принимается Комиссией по присвоению статуса социального магазина, состав которой утвержден в приложении № 3 к Постановлению № 728.

 

Полномочия Комиссии, порядок её формирования и деятельности определены в Положении о работе Комиссии по присвоению статуса социального магазина.

 

Организации (индивидуальные предприниматели), претендующие на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли, представляют в Комиссию следующие документы: заявление, копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (для юридических лиц), копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии правоустанавливающих документов на помещения объекта розничной торговли, в котором планируется организация социального магазина, паспорт, подтверждающий внесение объекта розничной торговли в реестр Комсомольского муниципального района.

 

Комиссия рассматривает документы, представленные организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение объекту розничной торговли статуса социального магазина и принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче организации (индивидуальному предпринимателю) Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина.

 

В соответствии с пунктами 3.6, 3.7 Положения о Комиссии по рассматриваемым вопросам Комиссия принимает решение путем открытого голосования, решение принимается простым большинством голосов от числа членов Комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.

 

Все решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем Комиссии и всеми членами Комиссии, присутствующими на заседании.

 

При этом порядок оценки заявлений и иных документов, представленных организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли ни в Положении о работе социального магазина, ни в Положении о Комиссии не определен. Какой-либо отдельный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок оценки подобных заявлений и документов, также отсутствует.

 

В связи с тем, что Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области от 29.10.2010 №728 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» не содержит указанного порядка, Комиссия получила возможность самостоятельно и по своему усмотрению принимать решение о том, каким организациям (индивидуальным предпринимателям), претендующим на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли будет присвоен соответствующий статус и выдано свидетельство, а каким хозяйствующим субъектам будет отказано.

 

В материалах дела имеются документы, подтверждающие присвоение объектам розничной торговли ряда хозяйствующих субъектов статуса социального магазина. Так, на основании Постановления Администрации Комсомольского муниципального района от 08.02.2011 № 102 индивидуальному предпринимателю Сердюку Н.М. выдано Свидетельство о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина. Документы, представленные индивидуальным предпринимателем для присвоения статуса социального магазина павильону «Волшебница», расположенному по адресу: г. Комсомольск, ул. Пионерская (рыночная площадь), рассмотрены на заседании Комиссии, решение которой оформлено Протоколом № 1 от 08.02.2011. Комиссией установлено, что документы представлены индивидуальным предпринимателем в полном объеме и на основании этого принято решение присвоить объекту розничной торговли статус социального магазина.

 

Аналогичным образом Комиссией рассматривались документы, поступающие и от других хозяйствующих субъектов, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела копии Распоряжения Администрации Комсомольского муниципального района от 17.08.2010 № 334-р «О выдаче МУП «Спутник» Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина и Протокола №1 заседания комиссии по рассмотрению документов, представленных МУП «Спутник» от 17.08.2010; Распоряжения Администрации Комсомольского муниципального района от 03.02.2010 № 42-р «О выдаче ИП Кожемякиной Г.И. Свидетельства о присвоении магазину «Визит» статуса социального магазина и Протокола №1 заседания комиссии по рассмотрению документов, представленных ИП Кожемякиной Г.И. от 03.02.2010.

 

Несмотря на то, что в соответствии с письменными пояснениями Администрации Комсомольского муниципального района от 19.04.2011 № 993 отказов в присвоении статуса социального магазина объектам розничной торговли за период действия Постановления № 728 не производилось, при дальнейшей реализации данного Постановления не исключается возможность принятия Комиссией субъективного решения об отказе в выдаче тому или иному хозяйствующему субъекту Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина.

Хозяйствующие субъекты, обращающиеся в Администрацию Комсомольского муниципального района с заявлениями о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина являются конкурентами, поскольку сферы их деловой и территориальной активности совпадают.

 

Таким образом, самостоятельная оценка Комиссией поступающих заявлений и документов и принятие Комиссией решения по своему субъективному усмотрению о выдаче либо об отказе в выдаче организации (индивидуальному предпринимателю) Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина может привести к ограничению конкуренции.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

 

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Положения о работе социального магазина, организации (индивидуальные предприниматели) получившие статус социального магазина для объекта розничной торговли, имеют право на предоставление налоговых льгот, льгот по арендной плате, а также на преимущественное право заключения договоров аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Субъективный отказ Комиссии в выдаче организации (индивидуальному предпринимателю) Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина, ввиду отсутствия порядка оценки поступающих заявлений и документов, лишает хозяйствующего субъекта права на получение данных льгот, что также может привести к ограничению конкуренции.

 

При этом сам порядок предоставления льгот организациям (индивидуальным предпринимателям), имеющим статус социального магазина для объекта розничной торговли, ни в Постановлении № 728, ни в каком-либо ином нормативно-правовом акте не определен. Положение о работе социального магазина лишь уточняет, что размер снижения или освобождение от арендной платы, размер корректирующих коэффициентов для исчисления единого налога на вмененный доход устанавливается Решением Сессии Комсомольского районного Совета.

 

Таким образом, в связи с отсутствием в данном Положении порядка предоставления льгот, Сессия Комсомольского районного Совета получила возможность самостоятельно и по своему субъективному усмотрению принимать решение о предоставлении (либо отказе в предоставлении) тому или иному хозяйствующему субъекту, имеющему статус социального магазина для объекта розничной торговли, льгот и о размере соответствующих льгот, что недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством.

 

В соответствии с письменными пояснениями Администрации Комсомольского муниципального района от 19.04.2011 № 993 за период действия Постановления № 728 налоговых льгот, а также льгот по арендной плате хозяйствующим субъектам, имеющим статус социального магазина для объекта розничной торговли, не предоставлялось. Однако при дальнейшей реализации Постановления № 728 не исключается возможность принятия Сессией Комсомольского районного Совета решения о предоставлении льгот, что может привести к ограничению конкуренции.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

 

На заседании Комиссии 20.04.2011 представитель ответчика признала, что Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» принято с нарушением антимонопольного законодательства. С целью устранения выявленных нарушений, Администрацией Комсомольского муниципального района принято Постановление № 248 от 29.03.2011 «О социальных магазинах, расположенных на территории Комсомольского муниципального района», в соответствии с пунктом 3 которого, Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» признано утратившим силу.

 

В Постановлении Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 248 от 29.03.2011 «О социальных магазинах, расположенных на территории Комсомольского муниципального района» установлены основания, при наличии которых, Комиссия отказывает хозяйствующим субъектам в присвоении объектам розничной торговли статуса социального магазина. Кроме того, данное постановление предусматривает оказание организациям (индивидуальным предпринимателям), получившим статус социального магазина для объекта розничной торговли, со стороны Администрации Комсомольского муниципального района лишь консультативно-методической и информационной поддержки. Каких-либо иных льгот для хозяйствующих субъектов не предусмотрено.

 

Таким образом, Администрация Комсомольского муниципального района Ивановской области добровольно устранила нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что является основанием для прекращения рассмотрения дела.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области по принятию Постановления от 29.10.2010 № 728 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе», в котором отсутствует порядок оценки заявлений и иных документов, представляемых организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли и не определен порядок предоставления льгот, указанных в пункте 3 Положения, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2.      Прекратить рассмотрение дела №02-30/012 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области нарушения антимонопольного законодательства.

 

3.      В связи с добровольным устранением Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание не выдавать.

 

4.      Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела № 02-30/012 для решения вопроса о возбуждении дела в соответствии с КоАП РФ.

 

Подписи членов Комиссии

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена "20" апреля 2011 г.                       город Иваново

В полном объеме решение изготовлено "28" апреля 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 02-30/012, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области (155150, Ивановская область, г. Комсомольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании Приказа Ивановского УФАС России от 02.02.2011 №13 была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области.

 

В результате проверки выявлено Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» (далее – Постановление № 728).

 

Данным постановлением утверждено Положение о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе (далее – Положение о работе социального магазина), Положение о работе Комиссии по присвоению статуса социального магазина (далее – Положение о работе Комиссии), состав Комиссии по присвоению статуса социального магазина, ассортиментный перечень социально-значимых товаров и форма Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина.

 

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о работе социального магазина данное положение определяет порядок работы, предоставления льгот и приобретения торговым предприятием статуса социального магазина.

 

В пункте 2.1 Положения о работе социального магазина установлено, что решение о присвоении статуса социального магазина принимается Комиссией, утвержденной постановлением администрации Комсомольского муниципального района.

 

Организации (индивидуальные предприниматели) претендующие на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли, представляют комиссии документы, перечень которых определен в пункте 2.3 Положения о работе социального магазина. В соответствии с пунктом 2.6 данного Положения на основании протокола заседания комиссии Администрацией Комсомольского муниципального района принимается решение о выдаче (отказе в выдаче) организации (индивидуальному предпринимателю) Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина установленной формы. В случае отказа в выдаче Свидетельства о присвоении статуса социального магазина, согласно пункту 2.10 Положения о работе социального магазина, организации (индивидуальному предпринимателю) претенденту направляется мотивированный отказ.

 

В соответствии с пунктами 3.6. и 3.7. Положения о работе Комиссии Комиссия принимает решение по рассматриваемому вопросу путем открытого голосования, решение Комиссии принимается простым большинством голосов от числа членов Комиссии, участвующих в заседании.

 

При этом порядок оценки заявлений и иных документов, представленных организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли, отсутствует.

 

Так как Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области №728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» не содержит порядка оценки заявлений и иных документов, представленных организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли, Комиссия самостоятельно и по своему усмотрению, путем голосования принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина.

 

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о работе социального магазина организации (индивидуальные предприниматели), имеющие статус социального магазина для объекта торговли, имеют право на предоставление льгот по арендной плате в отношении площадей (находящихся в муниципальной собственности), занимаемых социальным магазином и по арендной плате за пользование земельным участком. Кроме того, согласно пунктам 3.2 и 3.3 Положения о работе социального магазина данные организации (индивидуальные предприниматели) имеют преимущественное право на заключение долгосрочных договоров аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и им могут предоставляться налоговые льготы за счет применения корректирующих коэффициентов для исчисления единого налога на вмененный доход.

 

Размер снижения или освобождение от арендной платы, размер корректирующих коэффициентов устанавливается Решением сессии Комсомольского районного Совета.

 

При этом сам порядок предоставления данных льгот организациям (индивидуальным предпринимателям), имеющим статус социального магазина для объекта розничной торговли, отсутствует.

 

Так как в Постановлении Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области №728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» отсутствует порядок предоставления льгот организациям (индивидуальным предпринимателям), имеющим статус социальных магазинов для объектов розничной торговли, сессия Комсомольского районного Совета получила возможность самостоятельно и по своему субъективному усмотрению принимать решение о размере снижения или освобождения от арендной платы, о размере корректирующих коэффициентов для исчисления единого налога на вмененный доход для той или иной организации (индивидуального предпринимателя), имеющей статус социального магазина. Самостоятельное определение сессией Комсомольского районного Совета размера предоставляемых льгот приводит или может привести к ограничению конкуренции.

 

В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

 

Таким образом, Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Приказом руководителя Ивановского УФАС России от 22.03.2011 № 32 возбуждено дело № 02-30/012 по признакам нарушения Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

На заседании Комиссии 20.04.2011 представитель ответчика нарушение антимонопольного законодательства признала, дополнительно пояснила следующее. За период действия Постановления № 728 свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина выдавались всем хозяйствующим субъектам, которые обращались с соответствующими заявлениями и предоставляли полный комплект требуемых документов. Отказов в присвоении статуса социального магазина объектам розничной торговли со стороны муниципального органа не было, льгот по арендной плате и налоговых льгот хозяйствующим субъектам не предоставлялось. Жалоб от хозяйствующих субъектов и третьих лиц в Администрацию Комсомольского муниципального района не поступало. Кроме того, Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» утратило юридическую силу в связи с принятием Постановления Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 248 от 29.03.2011 «О социальных магазинах, расположенных на территории Комсомольского муниципального района».

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

 

В целях реализации предоставленных полномочий и усиления социальной направленности при организации и координации торгового процесса, для обеспечения социальной защиты населения района, администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области принято Постановление от 29.10.2010 № 728 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе», которое распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 05.03.2009 года.

 

Данным постановлением предусмотрено создание на территории Комсомольского муниципального района сети социальных магазинов для реализации социально значимых товаров с торговой надбавкой не выше 10 %, а на хлеб – не выше 5 %.

 

Порядок приобретения торговым предприятием статуса социального магазина, деятельность социального магазина, виды льгот, предоставляемых социальному магазину и порядок осуществления контроля за деятельностью социального магазина определены в Положении о работе социального магазина.

 

В соответствии с пунктом 1.3. Положения о работе социального магазина социальный магазин – это объект розничной торговли независимо от организационно-правовой формы, осуществляющий реализацию товаров первичной необходимости с минимальной торговой надбавкой, по ценам ниже среднего уровня цен на аналогичные товары в других магазинах, не имеющих статуса «социальный».

 

Решение о присвоении статуса социального магазина принимается Комиссией по присвоению статуса социального магазина, состав которой утвержден в приложении № 3 к Постановлению № 728.

 

Полномочия Комиссии, порядок её формирования и деятельности определены в Положении о работе Комиссии по присвоению статуса социального магазина.

 

Организации (индивидуальные предприниматели), претендующие на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли, представляют в Комиссию следующие документы: заявление, копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (для юридических лиц), копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии правоустанавливающих документов на помещения объекта розничной торговли, в котором планируется организация социального магазина, паспорт, подтверждающий внесение объекта розничной торговли в реестр Комсомольского муниципального района.

 

Комиссия рассматривает документы, представленные организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение объекту розничной торговли статуса социального магазина и принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче организации (индивидуальному предпринимателю) Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина.

 

В соответствии с пунктами 3.6, 3.7 Положения о Комиссии по рассматриваемым вопросам Комиссия принимает решение путем открытого голосования, решение принимается простым большинством голосов от числа членов Комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.

 

Все решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем Комиссии и всеми членами Комиссии, присутствующими на заседании.

 

При этом порядок оценки заявлений и иных документов, представленных организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли ни в Положении о работе социального магазина, ни в Положении о Комиссии не определен. Какой-либо отдельный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок оценки подобных заявлений и документов, также отсутствует.

 

В связи с тем, что Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области от 29.10.2010 №728 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» не содержит указанного порядка, Комиссия получила возможность самостоятельно и по своему усмотрению принимать решение о том, каким организациям (индивидуальным предпринимателям), претендующим на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли будет присвоен соответствующий статус и выдано свидетельство, а каким хозяйствующим субъектам будет отказано.

 

В материалах дела имеются документы, подтверждающие присвоение объектам розничной торговли ряда хозяйствующих субъектов статуса социального магазина. Так, на основании Постановления Администрации Комсомольского муниципального района от 08.02.2011 № 102 индивидуальному предпринимателю Сердюку Н.М. выдано Свидетельство о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина. Документы, представленные индивидуальным предпринимателем для присвоения статуса социального магазина павильону «Волшебница», расположенному по адресу: г. Комсомольск, ул. Пионерская (рыночная площадь), рассмотрены на заседании Комиссии, решение которой оформлено Протоколом № 1 от 08.02.2011. Комиссией установлено, что документы представлены индивидуальным предпринимателем в полном объеме и на основании этого принято решение присвоить объекту розничной торговли статус социального магазина.

 

Аналогичным образом Комиссией рассматривались документы, поступающие и от других хозяйствующих субъектов, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела копии Распоряжения Администрации Комсомольского муниципального района от 17.08.2010 № 334-р «О выдаче МУП «Спутник» Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина и Протокола №1 заседания комиссии по рассмотрению документов, представленных МУП «Спутник» от 17.08.2010; Распоряжения Администрации Комсомольского муниципального района от 03.02.2010 № 42-р «О выдаче ИП Кожемякиной Г.И. Свидетельства о присвоении магазину «Визит» статуса социального магазина и Протокола №1 заседания комиссии по рассмотрению документов, представленных ИП Кожемякиной Г.И. от 03.02.2010.

 

Несмотря на то, что в соответствии с письменными пояснениями Администрации Комсомольского муниципального района от 19.04.2011 № 993 отказов в присвоении статуса социального магазина объектам розничной торговли за период действия Постановления № 728 не производилось, при дальнейшей реализации данного Постановления не исключается возможность принятия Комиссией субъективного решения об отказе в выдаче тому или иному хозяйствующему субъекту Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина.

Хозяйствующие субъекты, обращающиеся в Администрацию Комсомольского муниципального района с заявлениями о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина являются конкурентами, поскольку сферы их деловой и территориальной активности совпадают.

 

Таким образом, самостоятельная оценка Комиссией поступающих заявлений и документов и принятие Комиссией решения по своему субъективному усмотрению о выдаче либо об отказе в выдаче организации (индивидуальному предпринимателю) Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина может привести к ограничению конкуренции.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

 

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Положения о работе социального магазина, организации (индивидуальные предприниматели) получившие статус социального магазина для объекта розничной торговли, имеют право на предоставление налоговых льгот, льгот по арендной плате, а также на преимущественное право заключения договоров аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Субъективный отказ Комиссии в выдаче организации (индивидуальному предпринимателю) Свидетельства о присвоении объекту розничной торговли статуса социального магазина, ввиду отсутствия порядка оценки поступающих заявлений и документов, лишает хозяйствующего субъекта права на получение данных льгот, что также может привести к ограничению конкуренции.

 

При этом сам порядок предоставления льгот организациям (индивидуальным предпринимателям), имеющим статус социального магазина для объекта розничной торговли, ни в Постановлении № 728, ни в каком-либо ином нормативно-правовом акте не определен. Положение о работе социального магазина лишь уточняет, что размер снижения или освобождение от арендной платы, размер корректирующих коэффициентов для исчисления единого налога на вмененный доход устанавливается Решением Сессии Комсомольского районного Совета.

 

Таким образом, в связи с отсутствием в данном Положении порядка предоставления льгот, Сессия Комсомольского районного Совета получила возможность самостоятельно и по своему субъективному усмотрению принимать решение о предоставлении (либо отказе в предоставлении) тому или иному хозяйствующему субъекту, имеющему статус социального магазина для объекта розничной торговли, льгот и о размере соответствующих льгот, что недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством.

 

В соответствии с письменными пояснениями Администрации Комсомольского муниципального района от 19.04.2011 № 993 за период действия Постановления № 728 налоговых льгот, а также льгот по арендной плате хозяйствующим субъектам, имеющим статус социального магазина для объекта розничной торговли, не предоставлялось. Однако при дальнейшей реализации Постановления № 728 не исключается возможность принятия Сессией Комсомольского районного Совета решения о предоставлении льгот, что может привести к ограничению конкуренции.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

 

На заседании Комиссии 20.04.2011 представитель ответчика признала, что Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» принято с нарушением антимонопольного законодательства. С целью устранения выявленных нарушений, Администрацией Комсомольского муниципального района принято Постановление № 248 от 29.03.2011 «О социальных магазинах, расположенных на территории Комсомольского муниципального района», в соответствии с пунктом 3 которого, Постановление Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 728 от 29.10.2010 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе» признано утратившим силу.

 

В Постановлении Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области № 248 от 29.03.2011 «О социальных магазинах, расположенных на территории Комсомольского муниципального района» установлены основания, при наличии которых, Комиссия отказывает хозяйствующим субъектам в присвоении объектам розничной торговли статуса социального магазина. Кроме того, данное постановление предусматривает оказание организациям (индивидуальным предпринимателям), получившим статус социального магазина для объекта розничной торговли, со стороны Администрации Комсомольского муниципального района лишь консультативно-методической и информационной поддержки. Каких-либо иных льгот для хозяйствующих субъектов не предусмотрено.

 

Таким образом, Администрация Комсомольского муниципального района Ивановской области добровольно устранила нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что является основанием для прекращения рассмотрения дела.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области по принятию Постановления от 29.10.2010 № 728 «Об утверждении положения о работе социального магазина в Комсомольском муниципальном районе», в котором отсутствует порядок оценки заявлений и иных документов, представляемых организациями (индивидуальными предпринимателями), претендующими на присвоение статуса социального магазина объекту розничной торговли и не определен порядок предоставления льгот, указанных в пункте 3 Положения, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2.      Прекратить рассмотрение дела №02-30/012 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области нарушения антимонопольного законодательства.

 

3.      В связи с добровольным устранением Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание не выдавать.

 

4.      Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела № 02-30/012 для решения вопроса о возбуждении дела в соответствии с КоАП РФ.

 

Подписи членов Комиссии

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-28 15:05:50 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-28 15:05:50 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321500153 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )