Решение о признании жалобы необоснованной (заявитель - ООО "ОксиМед")

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: -
Дата публикации: 18 ноября 2014, 10:04

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 10 ноября 2014 года                                               город Иваново

Дата изготовления решения: 13 ноября 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>

в присутствии представителей:

Департамента здравоохранения Ивановской области (далее – Заказчик): <…>;

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган): <…>;

ООО «ОксиМед» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

УСТАНОВИЛА:

30 октября 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ОксиМед» на действия Заказчика – Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лабораторных анализаторов состава и свойств биологических жидкостей, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови согласно документации о закупке (извещение № 0133200001714003359).

Заявитель считает, что в ходе проведения данной закупки Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), и, как следствие, права и законные интересы ООО «ОксиМед».

Во-первых, документация рассматриваемого электронного аукциона, в части касающейся поставки анализатора для контроля стерильности компонентов крови составлена Департаментом здравоохранения Ивановской области таким образом, чтобы приобрести анализатор только двух конкретных производителей BD Bactec FX производства фирмы BD и VersaTrek производства фирмы TREK Diagnostic Systems. Таким образом, участие в электронном аукционе производителей иных анализаторов или дистрибьюторов становится фактически невозможным, т.к. их оборудование заведомо не соответствует заданным в документации характеристикам товара. ООО «ОксиМед» является официальным дистрибьютором анализаторов BAct/Alert 3D 240 производства компании bioMerieux и не может предложить к поставке данный аппарат в рассматриваемом аукционе.

Во-вторых, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта по позиции анализатор контроля стерильности компонентов крови Заказчиком не была учтена стоимость анализатора Bact/Alert 3D 240 производства компании bioMerieux, по цене 3 604 162, 92 руб., которая значительно ниже начальной (максимальной) цены заявленной Заказчиком по указанному аукциону, что свидетельствует о возможном нерациональном расходовании бюджетных средств.

Исходя из письменных пояснений Департамента здравоохранения Ивановской области, а также из пояснений представителей Департамента здравоохранения Ивановской области, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы, следовало, что они с доводами жалобы не согласны, так как нарушений при проведении указанного аукциона допущено не было.

Во-первых, предметом электронного аукциона является заключение государственного контракта на поставку лабораторных анализаторов состава и свойств биологических жидкостей, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови. Участником данного аукциона может выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации данного электронного аукциона. Установление в документации определенных характеристик анализатора для контроля стерильности компонентов крови, обусловлено спецификой работы данного анализатора, в том числе, методом и способом детекции, а также возможностью совместного культивирования флаконов для микобактерий и других флаконов в одной секции.

Основными параметрами при оценке качества работы анализаторов культур крови являются: способность выявлять микроорганизмы из образцов и скорость их выявления. Для сравнения систем, использующих различные методы измерения, неоднократно проводились клинические испытания. Например, флуориметрический метод измерения по скорости выявления микроорганизмов превосходит другие методы, поскольку флуоресцентная технология отличается высокой чувствительностью. Колориметрический датчик пластиковых флаконов при нахождении на свету меняет свой цвет на желтый, даже если роста нет. Таким образом, если лаборатория откладывает загрузку флаконов, то будут ложноположительные результаты, что приводит к использованию дополнительных методов исследования для подтверждения результата, а соответственно и к дополнительному расходу денежных средств.

Возможность совместного культивирования флаконов для микобактерий и других флаконов в одной секции позволяет проводить весь спектр исследований на одном приборе, без приобретения дополнительного оборудования и позволяет загружать флаконы любого типа в любое время, таким образом, экономить денежные средства.

Кроме того, из указанной в жалобе информации также следует, что требованиям документации об аукционе подходят как минимум анализаторы двух разных производителей, что уже свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

Во-вторых, начальная (максимальная) цена контракта по данному электронному аукциону определена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. При расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком были получены ценовые предложения от разных поставщиков, готовых поставить продукцию соответствующую потребностям Департамента здравоохранения Ивановской области.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии Ивановского УФАС России позицию Заказчика поддержала и сообщила, что считает жалобу ООО «ОксиМед» необоснованной.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей сторон, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

17.10.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение № 0133200001714003359 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лабораторных анализаторов состава и свойств биологических жидкостей, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови согласно документации о закупке.

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе  заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки…

В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из приведенных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие требования к техническим и функциональным характеристикам товара, которые отвечают его потребностями, и необходимы для выполнения соответствующих функций.

Согласно п. 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» описание объекта закупки содержится в разделе III документации об электронном аукционе.

В п. 4 раздела III «Спецификация» документации о проведении электронного аукциона, установлено требование о поставке анализатора для контроля стерильности компонентов крови.

Для определения соответствия закупаемого товара, предлагаемого участником закупки, товару требуемому Заказчику, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в документации установлены максимальные и минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. При этом документация об электронном аукционе не содержит указаний на конкретные знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование конкретных производителей товара, в том числе, производителей TREK Diagnostic Systems или BD.

Соответствие параметров закупаемого Заказчиком анализатора для контроля стерильности компонентов крови, параметрам производителей TREK Diagnostic Systems или BD, само по себе не свидетельствует о том, что включение в документацию об электронном аукционе параметров анализатора интересующего Заказчика, направлено на ограничение количества потенциальных участников закупки, а не на описание характеристик товара, способного удовлетворить потребность государственного заказчика. Иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, императивно устанавливающим обязанность по указанию заказчиком в документации о закупке тех показателей, которые связаны с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может выступать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, включение в документацию об электронном аукционе параметров анализатора для контроля стерильности компонентов крови не могло повлечь ограничения количества участников аукциона, поскольку продать и поставить такой анализатор, в том числе производителей TREK Diagnostic Systems или BD могли различные поставщики. Более того, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель ООО «ОксиМед» не отрицал, что Общество могло бы закупить аппарат производителей TREK Diagnostic Systems или BD и поставить его на склад Заказчика.

Комиссия Ивановского УФАС России также принимая во внимания то, что доводом жалобы ООО «ОксиМед» является утверждение о невозможности поставки, в рамках данной закупки, аппарата Bact/Alert 3D 240, дистрибьютором которого является Общество, отмечает, что Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных потенциальных участников закупки. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников электронного аукциона. Аналогичная правовая позиция отражена в решении Арбитражного суда Ивановской области от 23 января 2014 года по делу № А17-7375/2013.

Исходя из изложенного, первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным.

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения, в том числе, метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе, в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 данной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

В соответствии с приложением к информационной карте данного электронного аукциона, при расчете начальной (максимальной) цены контракта использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Заказчиком были взяты в расчет четыре ценовых предложения, полученные от различных поставщиков осуществляющих поставку товара с техническими характеристиками соответствующими заявленным Заказчиком.

Довод заявителя о том, что расчет начальной (максимальной) цены контракта является необъективным, поскольку не был произведен с расчётом стоимости аппарата BAct/Alert 3D 240, Комиссия Ивановского УФАС России отклоняет, поскольку указанный аппарат согласно представленным документам имеет иные технические (функциональные) характеристики и отличается от заявленных Заказчиком.

Комиссия Ивановского УФАС России также отмечает, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 указал, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что при проведении указанного электронного аукциона Заказчиком не были нарушены нормы Закона о контрактной системе и, как следствие, права и законные интересы ООО «ОксиМед».

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ОксиМед» на действия Заказчика – Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лабораторных анализаторов состава и свойств биологических жидкостей, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови согласно документации о закупке (извещение № 0133200001714003359) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Подписи членов Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 10317 [uid] => 5 [title] => Решение о признании жалобы необоснованной (заявитель - ООО "ОксиМед") [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10317 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416294336 [changed] => 1416294336 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416294336 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 10 ноября 2014 года                                               город Иваново

Дата изготовления решения: 13 ноября 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>

в присутствии представителей:

Департамента здравоохранения Ивановской области (далее – Заказчик): <…>;

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган): <…>;

ООО «ОксиМед» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

УСТАНОВИЛА:

30 октября 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ОксиМед» на действия Заказчика – Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лабораторных анализаторов состава и свойств биологических жидкостей, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови согласно документации о закупке (извещение № 0133200001714003359).

Заявитель считает, что в ходе проведения данной закупки Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), и, как следствие, права и законные интересы ООО «ОксиМед».

Во-первых, документация рассматриваемого электронного аукциона, в части касающейся поставки анализатора для контроля стерильности компонентов крови составлена Департаментом здравоохранения Ивановской области таким образом, чтобы приобрести анализатор только двух конкретных производителей BD Bactec FX производства фирмы BD и VersaTrek производства фирмы TREK Diagnostic Systems. Таким образом, участие в электронном аукционе производителей иных анализаторов или дистрибьюторов становится фактически невозможным, т.к. их оборудование заведомо не соответствует заданным в документации характеристикам товара. ООО «ОксиМед» является официальным дистрибьютором анализаторов BAct/Alert 3D 240 производства компании bioMerieux и не может предложить к поставке данный аппарат в рассматриваемом аукционе.

Во-вторых, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта по позиции анализатор контроля стерильности компонентов крови Заказчиком не была учтена стоимость анализатора Bact/Alert 3D 240 производства компании bioMerieux, по цене 3 604 162, 92 руб., которая значительно ниже начальной (максимальной) цены заявленной Заказчиком по указанному аукциону, что свидетельствует о возможном нерациональном расходовании бюджетных средств.

Исходя из письменных пояснений Департамента здравоохранения Ивановской области, а также из пояснений представителей Департамента здравоохранения Ивановской области, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы, следовало, что они с доводами жалобы не согласны, так как нарушений при проведении указанного аукциона допущено не было.

Во-первых, предметом электронного аукциона является заключение государственного контракта на поставку лабораторных анализаторов состава и свойств биологических жидкостей, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови. Участником данного аукциона может выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации данного электронного аукциона. Установление в документации определенных характеристик анализатора для контроля стерильности компонентов крови, обусловлено спецификой работы данного анализатора, в том числе, методом и способом детекции, а также возможностью совместного культивирования флаконов для микобактерий и других флаконов в одной секции.

Основными параметрами при оценке качества работы анализаторов культур крови являются: способность выявлять микроорганизмы из образцов и скорость их выявления. Для сравнения систем, использующих различные методы измерения, неоднократно проводились клинические испытания. Например, флуориметрический метод измерения по скорости выявления микроорганизмов превосходит другие методы, поскольку флуоресцентная технология отличается высокой чувствительностью. Колориметрический датчик пластиковых флаконов при нахождении на свету меняет свой цвет на желтый, даже если роста нет. Таким образом, если лаборатория откладывает загрузку флаконов, то будут ложноположительные результаты, что приводит к использованию дополнительных методов исследования для подтверждения результата, а соответственно и к дополнительному расходу денежных средств.

Возможность совместного культивирования флаконов для микобактерий и других флаконов в одной секции позволяет проводить весь спектр исследований на одном приборе, без приобретения дополнительного оборудования и позволяет загружать флаконы любого типа в любое время, таким образом, экономить денежные средства.

Кроме того, из указанной в жалобе информации также следует, что требованиям документации об аукционе подходят как минимум анализаторы двух разных производителей, что уже свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

Во-вторых, начальная (максимальная) цена контракта по данному электронному аукциону определена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. При расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком были получены ценовые предложения от разных поставщиков, готовых поставить продукцию соответствующую потребностям Департамента здравоохранения Ивановской области.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии Ивановского УФАС России позицию Заказчика поддержала и сообщила, что считает жалобу ООО «ОксиМед» необоснованной.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей сторон, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

17.10.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение № 0133200001714003359 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лабораторных анализаторов состава и свойств биологических жидкостей, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови согласно документации о закупке.

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе  заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки…

В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из приведенных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие требования к техническим и функциональным характеристикам товара, которые отвечают его потребностями, и необходимы для выполнения соответствующих функций.

Согласно п. 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» описание объекта закупки содержится в разделе III документации об электронном аукционе.

В п. 4 раздела III «Спецификация» документации о проведении электронного аукциона, установлено требование о поставке анализатора для контроля стерильности компонентов крови.

Для определения соответствия закупаемого товара, предлагаемого участником закупки, товару требуемому Заказчику, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в документации установлены максимальные и минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. При этом документация об электронном аукционе не содержит указаний на конкретные знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование конкретных производителей товара, в том числе, производителей TREK Diagnostic Systems или BD.

Соответствие параметров закупаемого Заказчиком анализатора для контроля стерильности компонентов крови, параметрам производителей TREK Diagnostic Systems или BD, само по себе не свидетельствует о том, что включение в документацию об электронном аукционе параметров анализатора интересующего Заказчика, направлено на ограничение количества потенциальных участников закупки, а не на описание характеристик товара, способного удовлетворить потребность государственного заказчика. Иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, императивно устанавливающим обязанность по указанию заказчиком в документации о закупке тех показателей, которые связаны с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может выступать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, включение в документацию об электронном аукционе параметров анализатора для контроля стерильности компонентов крови не могло повлечь ограничения количества участников аукциона, поскольку продать и поставить такой анализатор, в том числе производителей TREK Diagnostic Systems или BD могли различные поставщики. Более того, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель ООО «ОксиМед» не отрицал, что Общество могло бы закупить аппарат производителей TREK Diagnostic Systems или BD и поставить его на склад Заказчика.

Комиссия Ивановского УФАС России также принимая во внимания то, что доводом жалобы ООО «ОксиМед» является утверждение о невозможности поставки, в рамках данной закупки, аппарата Bact/Alert 3D 240, дистрибьютором которого является Общество, отмечает, что Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных потенциальных участников закупки. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников электронного аукциона. Аналогичная правовая позиция отражена в решении Арбитражного суда Ивановской области от 23 января 2014 года по делу № А17-7375/2013.

Исходя из изложенного, первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным.

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения, в том числе, метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе, в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 данной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

В соответствии с приложением к информационной карте данного электронного аукциона, при расчете начальной (максимальной) цены контракта использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Заказчиком были взяты в расчет четыре ценовых предложения, полученные от различных поставщиков осуществляющих поставку товара с техническими характеристиками соответствующими заявленным Заказчиком.

Довод заявителя о том, что расчет начальной (максимальной) цены контракта является необъективным, поскольку не был произведен с расчётом стоимости аппарата BAct/Alert 3D 240, Комиссия Ивановского УФАС России отклоняет, поскольку указанный аппарат согласно представленным документам имеет иные технические (функциональные) характеристики и отличается от заявленных Заказчиком.

Комиссия Ивановского УФАС России также отмечает, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 указал, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что при проведении указанного электронного аукциона Заказчиком не были нарушены нормы Закона о контрактной системе и, как следствие, права и законные интересы ООО «ОксиМед».

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ОксиМед» на действия Заказчика – Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лабораторных анализаторов состава и свойств биологических жидкостей, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови согласно документации о закупке (извещение № 0133200001714003359) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Подписи членов Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 10 ноября 2014 года                                               город Иваново

Дата изготовления решения: 13 ноября 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>

в присутствии представителей:

Департамента здравоохранения Ивановской области (далее – Заказчик): <…>;

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган): <…>;

ООО «ОксиМед» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

УСТАНОВИЛА:

30 октября 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ОксиМед» на действия Заказчика – Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лабораторных анализаторов состава и свойств биологических жидкостей, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови согласно документации о закупке (извещение № 0133200001714003359).

Заявитель считает, что в ходе проведения данной закупки Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), и, как следствие, права и законные интересы ООО «ОксиМед».

Во-первых, документация рассматриваемого электронного аукциона, в части касающейся поставки анализатора для контроля стерильности компонентов крови составлена Департаментом здравоохранения Ивановской области таким образом, чтобы приобрести анализатор только двух конкретных производителей BD Bactec FX производства фирмы BD и VersaTrek производства фирмы TREK Diagnostic Systems. Таким образом, участие в электронном аукционе производителей иных анализаторов или дистрибьюторов становится фактически невозможным, т.к. их оборудование заведомо не соответствует заданным в документации характеристикам товара. ООО «ОксиМед» является официальным дистрибьютором анализаторов BAct/Alert 3D 240 производства компании bioMerieux и не может предложить к поставке данный аппарат в рассматриваемом аукционе.

Во-вторых, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта по позиции анализатор контроля стерильности компонентов крови Заказчиком не была учтена стоимость анализатора Bact/Alert 3D 240 производства компании bioMerieux, по цене 3 604 162, 92 руб., которая значительно ниже начальной (максимальной) цены заявленной Заказчиком по указанному аукциону, что свидетельствует о возможном нерациональном расходовании бюджетных средств.

Исходя из письменных пояснений Департамента здравоохранения Ивановской области, а также из пояснений представителей Департамента здравоохранения Ивановской области, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы, следовало, что они с доводами жалобы не согласны, так как нарушений при проведении указанного аукциона допущено не было.

Во-первых, предметом электронного аукциона является заключение государственного контракта на поставку лабораторных анализаторов состава и свойств биологических жидкостей, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови. Участником данного аукциона может выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации данного электронного аукциона. Установление в документации определенных характеристик анализатора для контроля стерильности компонентов крови, обусловлено спецификой работы данного анализатора, в том числе, методом и способом детекции, а также возможностью совместного культивирования флаконов для микобактерий и других флаконов в одной секции.

Основными параметрами при оценке качества работы анализаторов культур крови являются: способность выявлять микроорганизмы из образцов и скорость их выявления. Для сравнения систем, использующих различные методы измерения, неоднократно проводились клинические испытания. Например, флуориметрический метод измерения по скорости выявления микроорганизмов превосходит другие методы, поскольку флуоресцентная технология отличается высокой чувствительностью. Колориметрический датчик пластиковых флаконов при нахождении на свету меняет свой цвет на желтый, даже если роста нет. Таким образом, если лаборатория откладывает загрузку флаконов, то будут ложноположительные результаты, что приводит к использованию дополнительных методов исследования для подтверждения результата, а соответственно и к дополнительному расходу денежных средств.

Возможность совместного культивирования флаконов для микобактерий и других флаконов в одной секции позволяет проводить весь спектр исследований на одном приборе, без приобретения дополнительного оборудования и позволяет загружать флаконы любого типа в любое время, таким образом, экономить денежные средства.

Кроме того, из указанной в жалобе информации также следует, что требованиям документации об аукционе подходят как минимум анализаторы двух разных производителей, что уже свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

Во-вторых, начальная (максимальная) цена контракта по данному электронному аукциону определена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. При расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком были получены ценовые предложения от разных поставщиков, готовых поставить продукцию соответствующую потребностям Департамента здравоохранения Ивановской области.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии Ивановского УФАС России позицию Заказчика поддержала и сообщила, что считает жалобу ООО «ОксиМед» необоснованной.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей сторон, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

17.10.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение № 0133200001714003359 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лабораторных анализаторов состава и свойств биологических жидкостей, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови согласно документации о закупке.

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе  заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки…

В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из приведенных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие требования к техническим и функциональным характеристикам товара, которые отвечают его потребностями, и необходимы для выполнения соответствующих функций.

Согласно п. 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» описание объекта закупки содержится в разделе III документации об электронном аукционе.

В п. 4 раздела III «Спецификация» документации о проведении электронного аукциона, установлено требование о поставке анализатора для контроля стерильности компонентов крови.

Для определения соответствия закупаемого товара, предлагаемого участником закупки, товару требуемому Заказчику, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в документации установлены максимальные и минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. При этом документация об электронном аукционе не содержит указаний на конкретные знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование конкретных производителей товара, в том числе, производителей TREK Diagnostic Systems или BD.

Соответствие параметров закупаемого Заказчиком анализатора для контроля стерильности компонентов крови, параметрам производителей TREK Diagnostic Systems или BD, само по себе не свидетельствует о том, что включение в документацию об электронном аукционе параметров анализатора интересующего Заказчика, направлено на ограничение количества потенциальных участников закупки, а не на описание характеристик товара, способного удовлетворить потребность государственного заказчика. Иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, императивно устанавливающим обязанность по указанию заказчиком в документации о закупке тех показателей, которые связаны с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может выступать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, включение в документацию об электронном аукционе параметров анализатора для контроля стерильности компонентов крови не могло повлечь ограничения количества участников аукциона, поскольку продать и поставить такой анализатор, в том числе производителей TREK Diagnostic Systems или BD могли различные поставщики. Более того, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель ООО «ОксиМед» не отрицал, что Общество могло бы закупить аппарат производителей TREK Diagnostic Systems или BD и поставить его на склад Заказчика.

Комиссия Ивановского УФАС России также принимая во внимания то, что доводом жалобы ООО «ОксиМед» является утверждение о невозможности поставки, в рамках данной закупки, аппарата Bact/Alert 3D 240, дистрибьютором которого является Общество, отмечает, что Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных потенциальных участников закупки. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников электронного аукциона. Аналогичная правовая позиция отражена в решении Арбитражного суда Ивановской области от 23 января 2014 года по делу № А17-7375/2013.

Исходя из изложенного, первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным.

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения, в том числе, метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе, в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 данной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

В соответствии с приложением к информационной карте данного электронного аукциона, при расчете начальной (максимальной) цены контракта использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Заказчиком были взяты в расчет четыре ценовых предложения, полученные от различных поставщиков осуществляющих поставку товара с техническими характеристиками соответствующими заявленным Заказчиком.

Довод заявителя о том, что расчет начальной (максимальной) цены контракта является необъективным, поскольку не был произведен с расчётом стоимости аппарата BAct/Alert 3D 240, Комиссия Ивановского УФАС России отклоняет, поскольку указанный аппарат согласно представленным документам имеет иные технические (функциональные) характеристики и отличается от заявленных Заказчиком.

Комиссия Ивановского УФАС России также отмечает, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 указал, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что при проведении указанного электронного аукциона Заказчиком не были нарушены нормы Закона о контрактной системе и, как следствие, права и законные интересы ООО «ОксиМед».

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ОксиМед» на действия Заказчика – Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лабораторных анализаторов состава и свойств биологических жидкостей, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови согласно документации о закупке (извещение № 0133200001714003359) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Подписи членов Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => - [format] => [safe_value] => - ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 49 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 49 [vid] => 3 [name] => Решения по жалобам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 71 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 71 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС России [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-18 07:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-10 07:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416294336 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )