Решение по делу №02-24/2014-002 (ответчик - ОАО ХБК "Шуйские ситцы")

Номер дела: 02-24/2014-002
Дата публикации: 3 сентября 2014, 17:44

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                    

Резолютивная часть решения оглашена 28.08.2014 года                                          г. Иваново

В полном объеме решение изготовлено 03.09.2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 02-24/2014-002 по признакам нарушения открытым акционерным обществом Хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы», далее – ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (<...>)  пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило заявление Шуйской межрайонной прокуратуры Ивановской области (вх. №845р от 18.10.2013) о нарушении ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (далее – Ответчик, Общество) требований антимонопольного законодательства.

Заявителем указано, что между Ответчиком и Муниципальным предприятием Жилищно-коммунального хозяйства г. Шуи (далее - МП ЖКХ г. Шуи) заключен договор теплоснабжения №23 от 24.09.2009, предметом которого является поставка тепловой энергии абоненту на нужды отопления и ГВС пос. Филино. От котельной, принадлежащей ОАО ХБК «Шуйские ситцы» производится отопление многоквартирных домов в д. Филино: ул. Набережная д. №№ 1-14, ул. Фабричная, д. № 43, 45, 47, а также отопление МБОДОУ Детский сад «Скворушка».

По состоянию на 01.10.2013 (начало отопительного сезона) Ответчик не приступил к подаче тепловой энергии на нужды отопления и ГВС указанных объектов. Заполнение центральной системы теплоснабжения не осуществлено.

Прокуратура, полагая, что Общество, занимая доминирующе положение на рынке услуг по производству тепловой энергии для нужд отопления потребителей пос. Филино, не начав отопительный сезон 2013-2014 в установленные органом местного самоуправления сроки, злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило положения Закона о защите конкуренции.

Бездействие ОАО ХБК «Шуйские ситцы» послужило поводом к обращению Шуйской межрайонной прокуратуры Ивановской области в Шуйский городской суд Ивановской области с иском к Обществу по не поставке с 01.10.2013 тепловой энергии на нужды отопления потребителей пос. Филино Шуйского района Ивановской области.

В связи с рассмотрением Шуйским городским судом дела № 2-1679/2013~М-1744/2013 по иску Шуйской межрайонной прокуратуры Ивановской области к ОАО ХБК «Шуйские ситцы», Ивановское УФАС России в порядке части 11 статьи 44 Закона о защите конкуренции, отложило срок принятия решения по жалобе до вступления в законную силу решения Шуйского городского суда Ивановской области (письмо № 02-05/013 от 09.01.2014).

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в письменных пояснениях от 07.11.2013 № 02/3 на запрос Ивановского УФАС России сообщило, что является поставщиком тепловой энергии, производимой оборудованием котельной ткацкой фабрики № 2 ОАО ХБК «Шуйские ситцы». Котельная расположена в пос. Филино Шуйского района. Абонентом Общества является МП ЖКХ г. Шуи, что подтверждается договором теплоснабжения от 24.09.2009 № 23.

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» указало, что не является субъектом, оказывающим коммунальные услуги потребителям.

Договоры с абонентами, получающими тепловую энергию от котельной ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (договоры с гражданами, управляющими компаниями – исполнителями коммунальных услуг, детскими дошкольными учреждениями)  Обществом не заключались.

Пояснило, что тепловая изоляция сетей Абонента, присоединенных к сетям ОАО ХБК «Шуйские ситцы», на дату обследования 27.09.2013 и в последующий период, не удовлетворяла предъявляемым требованиям, в том числе требованиям СНиП 41-03-2003 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов, в соответствии с которыми теплоизоляционная конструкция должна обеспечивать нормативный уровень тепловых потерь оборудованием и трубопроводами, безопасную для человека температуру их наружных поверхностей, требуемые параметры теплохолодоносителя при эксплуатации (пункт 4.1).

МП ЖКХ г. Шуи не исполнило обязанность по выявлению и восстановлению тепловых сетей: разрушенной тепловой изоляции и антикоррозийного покрытия сетей, установленная Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (пункт 6.2.25), утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115.

Кроме того, в связи с имеющейся у МП ЖКХ г. Шуи задолженностью по оплате полученной тепловой энергии, в адрес Абонента была направлена претензия от 28.10.2013 № 02/3, которая оставлена без ответа и удовлетворения.

Учитывая, что пос. Филино входит в состав Семейкинского сельского поселения Шуйского района Ивановской области, в Администрацию Семейкинского сельского поселения со стороны ОАО ХБК «Шуйские ситцы» был направлен запрос № 02/3 от 30.10.2013 о готовности муниципального образования к отопительному сезону 2013 – 2014 г.г. с просьбой предоставить Акт готовности, предусмотренный Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103.

Ответ на обращение ОАО ХБК «Шуйские ситцы» не поступил.

Приказом Ивановского УФАС России от 16.06.2014 № 51 возбуждено дело № 02-24/2014-002 по признакам нарушения ОАО ХБК «Шуйские ситцы» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 16.06.2014 дело № 02-24/2014-002 назначено к рассмотрению на 30.07.2014.

На заседании Комиссии 30.07.2014 лица, участвующие в деле, пояснили следующее:

- Заявитель поддержал доводы, изложенные в обращении в Ивановское УФАС России.

- Ответчик нарушение не признал. Одновременно пояснил, что между МП ЖКХ г. Шуи  и ОАО ХБК Шуйские ситцы» 23.09.2013 был подписан Акт о готовности тепловых сетей к началу отопительного сезона. В данном Акте было указано, что изоляция на теплотрассе отсутствует.

Определением Комиссии от 30.07.2014 рассмотрение дела № 02-24/2014-002 было отложено до 28.08.2014.

На заседании Комиссии 28.08.2014:

- Заявитель ходатайствовал о приобщении к материалам рассматриваемого дела информационных сообщений Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 01.10.2013 № 1045 и от 02.10.2013 № 1055.

- Ответчик  пояснил, что расчет за поставленную тепловую энергию, производится с МП ЖКХ г. Шуи по утвержденному РСТ Ивановской области тарифу по показаниям прибора учета. Данный прибор учета находится на балансе МП ЖКХ г. Шуи, но расположен на стороне ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в котельной ткацкой фабрики № 2 ОАО ХБК «Шуйские ситцы». Это продиктовано безопасностью и необходимыми условиями для эксплуатации, такими как закрытое помещение, температурный режим и несанкционированный доступ к прибору учета со стороны третьих лиц.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, заполнение тепловых сетей сетевой водой, включение циркуляции и иные действий должны производиться совместно теплоснабжающей организацией и абонентом.

Договорными отношениями между ОАО ХБК «Шуйские ситцы» и МП ЖКХ г. Шуи не предусмотрена поставка Обществом воды для нужд заполнения тепловых сетей, но при этом для своевременного начала отопительного периода в адрес Ответчика от МП ЖКХ г. Шуи не поступало соответствующих обращений. Общество самостоятельно обеспечило своевременное заполнение тепловых сетей пос. Филино Шуйского района Ивановской области сетевой водой и незамедлительную поставку после этого тепловой энергии. Ходатайствовал о приобщении к материалам рассматриваемого дела посуточных показаний прибора учета за октябрь 2013 года, а также акта о состоянии изоляции тепловых сетей МП ЖКХ г. Шуи от 27.09.2013.

Заслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия Ивановского УФАС России  установила следующее.

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» имеет в собственность здание котельной с оборудованием, предназначенным для производства тепловой энергии, которая расположена в пос. Филино Шуйского района Ивановской области (свидетельство о регистрации права от 05.04.2000 серии А № 221031).

Между ОАО ХБК «Шуйские ситцы» и МП ЖКХ г. Шуи 24.09.2009 заключен договор теплоснабжения № 23, предметом которого является отпуск тепловой энергии Ответчиком для отопления и горячего водоснабжения пос. Филино, потребление тепловой энергии и оплата ее Абонентом в соответствии с условиями договора (п. 1.1 Договора теплоснабжения №23).

Пунктами 3.2.2,  3.2.3, 3.5 договора теплоснабжения № 23 предусмотрено, что расчет за потребляемую тепловую энергию производится ежемесячно на основании показаний приборов учета тепловой энергии (при их отсутствия на основании расчетов) по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам Ивановской области.

Согласно пункту 4.2 договора теплоснабжения № 23 Абонент обязан оплачивать тепловую энергию в сроки, установленные настоящим Договором.

Пунктом 6.1 договора теплоснабжения № 23 предусмотрено прекращение отпуска тепловой энергии полностью, в том числе в случае неоплаты потребителем потребленной тепловой энергии в установленные сроки.

Дополнительным соглашением к договору теплоснабжения № 23, которое заключено в марте 2011, были внесены изменения, касающиеся характеристик зданий Абонента, присоединенных к тепловым сетям Поставщика – ОАО ХБК «Шуйские ситцы». Указанные здания Абонента, являются его субабонентами и плательщиками коммунальных услуг.

23.09.2013 года Администрацией Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области утверждено Постановление № 137 о начале отопительного сезона на территории Семейкинского сельского поселения с 01.10.2013.

Администрацией Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области утверждено Постановление от 26.09.2013 № 144 «Об определении единой теплоснабжающей организации Семейкинского сельского поселения». Данной организацией, в соответствии с Постановлением № 144, является ОАО ХБК «Шуйские ситцы».

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в установленный Постановлением № 137 срок не произвело подачу тепловой энергии МП ЖКХ г. Шуи, которое в свою очередь, не обеспечило поставку тепловой энергии потребителям, расположенным в пос. Филино Семейкинского сельского поселения Шуйского района Ивановской области.

Причиной срыва отопительного сезона явилось отсутствие изоляции тепловых сетей и задолженность МП ЖКХ г. Шуи перед ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в размере 4 175 585, 93 руб.

Указанное обстоятельство подтверждается данными показаний прибора учета – посуточная ведомость учета параметров теплопотребления за период с 01.01.2013 по 31.10.2013 (письмо Общества от 27.08.2014).

Кроме того, факт нарушения сроков поставки тепловой энергии установлен Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 30.12.2013 по делу № 2-1679/2013 (оставлено в силе Определением Ивановского областного суда от 26.05.2014 №33-1078).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление ВАС № 30), оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ставят контрагентам необоснованные ограничения или необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности направленной на монополизацию установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (пункт 4 Постановления ВАС № 30).

Таким образом, для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние:

- обладало признаком хозяйствующего субъекта;

- занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке;

- результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления, при этом его действия (бездействие) должны оцениваться по критерию, во-первых, допустимости таких прав, во-вторых, разумности тех или иных ограничений для контрагента.

Приказом Ивановского УФАС России от 06.09.2002 № 113 ОАО ХБК «Шуйские ситцы» включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов, по товарной позиции «производство и передача тепловой энергии» с долей более 50 процентов, в географических границах – зона обслуживания потребителей в административных границах «Заречная ч.г., ул. Московские, ул. Набережные, пер. Фабричный, пос. Филино, г. Шуи».

В соответствии с разъяснениями Пленума ВАС №30 пункт 13 «Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в Реестре».

Постановлением РСТ по Ивановской области от 25.10.2012 №501-т/12 для потребителей ОАО «ХБК «Шуйские Ситцы» на 2013г. установлен тариф на тепловую энергию, по которому потребители оплачивают производство и передачу тепловой энергии.

Услуги по передаче тепловой энергии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  (далее – Закон о естественных монополиях) относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства).

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», не требуется проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно пункту 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, положение ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на указанных товарных рынках в обозначенных географических границах признаются доминирующими, и на них распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о доминирующем положении ОАО ХБК «Шуйские ситцы»» на товарном рынке «Услуг по производству передаче тепловой энергии» в географических границах зона обслуживания потребителей в административных границах «Заречная ч.г., ул. Московские, ул. Набережные, пер. Фабричный, пос. Филино, г. Шуи».

ОАО ХБК «Шуйские ситцы», в ходе рассмотрения дела № 02-24/2014-002, не представлено доказательств того, что его положением не может быть признано доминирующим.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) и Правилами организации теплоснабжения в Российской  Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808), по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (пункт 20 Правил № 808).

В случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя (ч. 1 ст. 22 Закона о теплоснабжении).

Согласно пункту 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок N 1), который определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).

В пункте 6 Порядка N 1 предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

По смыслу указанного положения организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями.

Пунктом 96 Правил № 808 предусмотрено, что в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с Жилищным законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354).

Согласно пункту 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что такого основания прекращения поставки тепловой энергии потребителям, надлежащим образом исполняющих свои обязанности по оплате тепловой энергии, как наличие у теплоснабжающей организации задолженности перед третьими лицами по оплате отпущенных топливно-энергетических ресурсов, действующим законодательством не предусмотрено.

Ограничение режима подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязанностей по оплате потребленных тепловой энергии, теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

В данном случае, нарушение Ответчиком сроков поставки тепловой энергии привело к ущемлению интересов потребителей-граждан, проживающих в пос. Филино и социального учреждения – МБОДОУ Детский сад «Скворушка».

Таким образом, является несостоятельным довод Ответчика о применении пункта 6.1 договора теплоснабжения № 23, так как его реализация привела к изменению режима поставки тепловой энергии потребителям Шуйского района пос. Филино, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении.

Кроме того, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии регламентирован п.п. 92-100 Правил № 808.

При рассмотрении настоящего дела было установлено, что Обществом указанный порядок соблюден не был.

Таким образом, действия ОАО ХБК «Шуйские ситцы», выразившиеся в нарушении сроков поставки тепловой энергии с 01.10.2013 МП ЖКХ г. Шуи, ущемили интересы потребителей тепловой энергии, что противоречит требованиям пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая восстановление теплоснабжения, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи ОАО ХБК «Шуйские ситцы» предписания.

Основания для прекращения рассмотрения дела № 02-24/2014-002 о нарушении антимонопольного законодательства, в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции, у антимонопольного органа отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 43, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО ХБК «Шуйские ситцы», выразившиеся в нарушении сроков поставки тепловой энергии с 01.10.2013, что привело к ущемлению интересов потребителей МП ЖКХ г. Шуи, проживающих в пос. Филино Шуйского района Ивановской области, нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения дела № 02-24/2014-002 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

3. Предписание ОАО ХБК «Шуйские ситцы» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с тем, что теплоснабжение на момент принятия решения восстановлено.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы настоящего дела для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подписи членов комиссии

Решение может быть обжаловано в  течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

stdClass Object ( [vid] => 10076 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №02-24/2014-002 (ответчик - ОАО ХБК "Шуйские ситцы") [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10076 [type] => solution [language] => ru [created] => 1409752036 [changed] => 1409752036 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1409752036 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                    

Резолютивная часть решения оглашена 28.08.2014 года                                          г. Иваново

В полном объеме решение изготовлено 03.09.2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 02-24/2014-002 по признакам нарушения открытым акционерным обществом Хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы», далее – ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (<...>)  пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило заявление Шуйской межрайонной прокуратуры Ивановской области (вх. №845р от 18.10.2013) о нарушении ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (далее – Ответчик, Общество) требований антимонопольного законодательства.

Заявителем указано, что между Ответчиком и Муниципальным предприятием Жилищно-коммунального хозяйства г. Шуи (далее - МП ЖКХ г. Шуи) заключен договор теплоснабжения №23 от 24.09.2009, предметом которого является поставка тепловой энергии абоненту на нужды отопления и ГВС пос. Филино. От котельной, принадлежащей ОАО ХБК «Шуйские ситцы» производится отопление многоквартирных домов в д. Филино: ул. Набережная д. №№ 1-14, ул. Фабричная, д. № 43, 45, 47, а также отопление МБОДОУ Детский сад «Скворушка».

По состоянию на 01.10.2013 (начало отопительного сезона) Ответчик не приступил к подаче тепловой энергии на нужды отопления и ГВС указанных объектов. Заполнение центральной системы теплоснабжения не осуществлено.

Прокуратура, полагая, что Общество, занимая доминирующе положение на рынке услуг по производству тепловой энергии для нужд отопления потребителей пос. Филино, не начав отопительный сезон 2013-2014 в установленные органом местного самоуправления сроки, злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило положения Закона о защите конкуренции.

Бездействие ОАО ХБК «Шуйские ситцы» послужило поводом к обращению Шуйской межрайонной прокуратуры Ивановской области в Шуйский городской суд Ивановской области с иском к Обществу по не поставке с 01.10.2013 тепловой энергии на нужды отопления потребителей пос. Филино Шуйского района Ивановской области.

В связи с рассмотрением Шуйским городским судом дела № 2-1679/2013~М-1744/2013 по иску Шуйской межрайонной прокуратуры Ивановской области к ОАО ХБК «Шуйские ситцы», Ивановское УФАС России в порядке части 11 статьи 44 Закона о защите конкуренции, отложило срок принятия решения по жалобе до вступления в законную силу решения Шуйского городского суда Ивановской области (письмо № 02-05/013 от 09.01.2014).

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в письменных пояснениях от 07.11.2013 № 02/3 на запрос Ивановского УФАС России сообщило, что является поставщиком тепловой энергии, производимой оборудованием котельной ткацкой фабрики № 2 ОАО ХБК «Шуйские ситцы». Котельная расположена в пос. Филино Шуйского района. Абонентом Общества является МП ЖКХ г. Шуи, что подтверждается договором теплоснабжения от 24.09.2009 № 23.

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» указало, что не является субъектом, оказывающим коммунальные услуги потребителям.

Договоры с абонентами, получающими тепловую энергию от котельной ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (договоры с гражданами, управляющими компаниями – исполнителями коммунальных услуг, детскими дошкольными учреждениями)  Обществом не заключались.

Пояснило, что тепловая изоляция сетей Абонента, присоединенных к сетям ОАО ХБК «Шуйские ситцы», на дату обследования 27.09.2013 и в последующий период, не удовлетворяла предъявляемым требованиям, в том числе требованиям СНиП 41-03-2003 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов, в соответствии с которыми теплоизоляционная конструкция должна обеспечивать нормативный уровень тепловых потерь оборудованием и трубопроводами, безопасную для человека температуру их наружных поверхностей, требуемые параметры теплохолодоносителя при эксплуатации (пункт 4.1).

МП ЖКХ г. Шуи не исполнило обязанность по выявлению и восстановлению тепловых сетей: разрушенной тепловой изоляции и антикоррозийного покрытия сетей, установленная Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (пункт 6.2.25), утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115.

Кроме того, в связи с имеющейся у МП ЖКХ г. Шуи задолженностью по оплате полученной тепловой энергии, в адрес Абонента была направлена претензия от 28.10.2013 № 02/3, которая оставлена без ответа и удовлетворения.

Учитывая, что пос. Филино входит в состав Семейкинского сельского поселения Шуйского района Ивановской области, в Администрацию Семейкинского сельского поселения со стороны ОАО ХБК «Шуйские ситцы» был направлен запрос № 02/3 от 30.10.2013 о готовности муниципального образования к отопительному сезону 2013 – 2014 г.г. с просьбой предоставить Акт готовности, предусмотренный Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103.

Ответ на обращение ОАО ХБК «Шуйские ситцы» не поступил.

Приказом Ивановского УФАС России от 16.06.2014 № 51 возбуждено дело № 02-24/2014-002 по признакам нарушения ОАО ХБК «Шуйские ситцы» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 16.06.2014 дело № 02-24/2014-002 назначено к рассмотрению на 30.07.2014.

На заседании Комиссии 30.07.2014 лица, участвующие в деле, пояснили следующее:

- Заявитель поддержал доводы, изложенные в обращении в Ивановское УФАС России.

- Ответчик нарушение не признал. Одновременно пояснил, что между МП ЖКХ г. Шуи  и ОАО ХБК Шуйские ситцы» 23.09.2013 был подписан Акт о готовности тепловых сетей к началу отопительного сезона. В данном Акте было указано, что изоляция на теплотрассе отсутствует.

Определением Комиссии от 30.07.2014 рассмотрение дела № 02-24/2014-002 было отложено до 28.08.2014.

На заседании Комиссии 28.08.2014:

- Заявитель ходатайствовал о приобщении к материалам рассматриваемого дела информационных сообщений Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 01.10.2013 № 1045 и от 02.10.2013 № 1055.

- Ответчик  пояснил, что расчет за поставленную тепловую энергию, производится с МП ЖКХ г. Шуи по утвержденному РСТ Ивановской области тарифу по показаниям прибора учета. Данный прибор учета находится на балансе МП ЖКХ г. Шуи, но расположен на стороне ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в котельной ткацкой фабрики № 2 ОАО ХБК «Шуйские ситцы». Это продиктовано безопасностью и необходимыми условиями для эксплуатации, такими как закрытое помещение, температурный режим и несанкционированный доступ к прибору учета со стороны третьих лиц.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, заполнение тепловых сетей сетевой водой, включение циркуляции и иные действий должны производиться совместно теплоснабжающей организацией и абонентом.

Договорными отношениями между ОАО ХБК «Шуйские ситцы» и МП ЖКХ г. Шуи не предусмотрена поставка Обществом воды для нужд заполнения тепловых сетей, но при этом для своевременного начала отопительного периода в адрес Ответчика от МП ЖКХ г. Шуи не поступало соответствующих обращений. Общество самостоятельно обеспечило своевременное заполнение тепловых сетей пос. Филино Шуйского района Ивановской области сетевой водой и незамедлительную поставку после этого тепловой энергии. Ходатайствовал о приобщении к материалам рассматриваемого дела посуточных показаний прибора учета за октябрь 2013 года, а также акта о состоянии изоляции тепловых сетей МП ЖКХ г. Шуи от 27.09.2013.

Заслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия Ивановского УФАС России  установила следующее.

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» имеет в собственность здание котельной с оборудованием, предназначенным для производства тепловой энергии, которая расположена в пос. Филино Шуйского района Ивановской области (свидетельство о регистрации права от 05.04.2000 серии А № 221031).

Между ОАО ХБК «Шуйские ситцы» и МП ЖКХ г. Шуи 24.09.2009 заключен договор теплоснабжения № 23, предметом которого является отпуск тепловой энергии Ответчиком для отопления и горячего водоснабжения пос. Филино, потребление тепловой энергии и оплата ее Абонентом в соответствии с условиями договора (п. 1.1 Договора теплоснабжения №23).

Пунктами 3.2.2,  3.2.3, 3.5 договора теплоснабжения № 23 предусмотрено, что расчет за потребляемую тепловую энергию производится ежемесячно на основании показаний приборов учета тепловой энергии (при их отсутствия на основании расчетов) по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам Ивановской области.

Согласно пункту 4.2 договора теплоснабжения № 23 Абонент обязан оплачивать тепловую энергию в сроки, установленные настоящим Договором.

Пунктом 6.1 договора теплоснабжения № 23 предусмотрено прекращение отпуска тепловой энергии полностью, в том числе в случае неоплаты потребителем потребленной тепловой энергии в установленные сроки.

Дополнительным соглашением к договору теплоснабжения № 23, которое заключено в марте 2011, были внесены изменения, касающиеся характеристик зданий Абонента, присоединенных к тепловым сетям Поставщика – ОАО ХБК «Шуйские ситцы». Указанные здания Абонента, являются его субабонентами и плательщиками коммунальных услуг.

23.09.2013 года Администрацией Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области утверждено Постановление № 137 о начале отопительного сезона на территории Семейкинского сельского поселения с 01.10.2013.

Администрацией Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области утверждено Постановление от 26.09.2013 № 144 «Об определении единой теплоснабжающей организации Семейкинского сельского поселения». Данной организацией, в соответствии с Постановлением № 144, является ОАО ХБК «Шуйские ситцы».

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в установленный Постановлением № 137 срок не произвело подачу тепловой энергии МП ЖКХ г. Шуи, которое в свою очередь, не обеспечило поставку тепловой энергии потребителям, расположенным в пос. Филино Семейкинского сельского поселения Шуйского района Ивановской области.

Причиной срыва отопительного сезона явилось отсутствие изоляции тепловых сетей и задолженность МП ЖКХ г. Шуи перед ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в размере 4 175 585, 93 руб.

Указанное обстоятельство подтверждается данными показаний прибора учета – посуточная ведомость учета параметров теплопотребления за период с 01.01.2013 по 31.10.2013 (письмо Общества от 27.08.2014).

Кроме того, факт нарушения сроков поставки тепловой энергии установлен Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 30.12.2013 по делу № 2-1679/2013 (оставлено в силе Определением Ивановского областного суда от 26.05.2014 №33-1078).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление ВАС № 30), оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ставят контрагентам необоснованные ограничения или необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности направленной на монополизацию установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (пункт 4 Постановления ВАС № 30).

Таким образом, для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние:

- обладало признаком хозяйствующего субъекта;

- занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке;

- результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления, при этом его действия (бездействие) должны оцениваться по критерию, во-первых, допустимости таких прав, во-вторых, разумности тех или иных ограничений для контрагента.

Приказом Ивановского УФАС России от 06.09.2002 № 113 ОАО ХБК «Шуйские ситцы» включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов, по товарной позиции «производство и передача тепловой энергии» с долей более 50 процентов, в географических границах – зона обслуживания потребителей в административных границах «Заречная ч.г., ул. Московские, ул. Набережные, пер. Фабричный, пос. Филино, г. Шуи».

В соответствии с разъяснениями Пленума ВАС №30 пункт 13 «Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в Реестре».

Постановлением РСТ по Ивановской области от 25.10.2012 №501-т/12 для потребителей ОАО «ХБК «Шуйские Ситцы» на 2013г. установлен тариф на тепловую энергию, по которому потребители оплачивают производство и передачу тепловой энергии.

Услуги по передаче тепловой энергии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  (далее – Закон о естественных монополиях) относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства).

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», не требуется проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно пункту 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, положение ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на указанных товарных рынках в обозначенных географических границах признаются доминирующими, и на них распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о доминирующем положении ОАО ХБК «Шуйские ситцы»» на товарном рынке «Услуг по производству передаче тепловой энергии» в географических границах зона обслуживания потребителей в административных границах «Заречная ч.г., ул. Московские, ул. Набережные, пер. Фабричный, пос. Филино, г. Шуи».

ОАО ХБК «Шуйские ситцы», в ходе рассмотрения дела № 02-24/2014-002, не представлено доказательств того, что его положением не может быть признано доминирующим.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) и Правилами организации теплоснабжения в Российской  Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808), по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (пункт 20 Правил № 808).

В случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя (ч. 1 ст. 22 Закона о теплоснабжении).

Согласно пункту 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок N 1), который определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).

В пункте 6 Порядка N 1 предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

По смыслу указанного положения организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями.

Пунктом 96 Правил № 808 предусмотрено, что в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с Жилищным законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354).

Согласно пункту 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что такого основания прекращения поставки тепловой энергии потребителям, надлежащим образом исполняющих свои обязанности по оплате тепловой энергии, как наличие у теплоснабжающей организации задолженности перед третьими лицами по оплате отпущенных топливно-энергетических ресурсов, действующим законодательством не предусмотрено.

Ограничение режима подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязанностей по оплате потребленных тепловой энергии, теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

В данном случае, нарушение Ответчиком сроков поставки тепловой энергии привело к ущемлению интересов потребителей-граждан, проживающих в пос. Филино и социального учреждения – МБОДОУ Детский сад «Скворушка».

Таким образом, является несостоятельным довод Ответчика о применении пункта 6.1 договора теплоснабжения № 23, так как его реализация привела к изменению режима поставки тепловой энергии потребителям Шуйского района пос. Филино, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении.

Кроме того, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии регламентирован п.п. 92-100 Правил № 808.

При рассмотрении настоящего дела было установлено, что Обществом указанный порядок соблюден не был.

Таким образом, действия ОАО ХБК «Шуйские ситцы», выразившиеся в нарушении сроков поставки тепловой энергии с 01.10.2013 МП ЖКХ г. Шуи, ущемили интересы потребителей тепловой энергии, что противоречит требованиям пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая восстановление теплоснабжения, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи ОАО ХБК «Шуйские ситцы» предписания.

Основания для прекращения рассмотрения дела № 02-24/2014-002 о нарушении антимонопольного законодательства, в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции, у антимонопольного органа отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 43, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО ХБК «Шуйские ситцы», выразившиеся в нарушении сроков поставки тепловой энергии с 01.10.2013, что привело к ущемлению интересов потребителей МП ЖКХ г. Шуи, проживающих в пос. Филино Шуйского района Ивановской области, нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения дела № 02-24/2014-002 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

3. Предписание ОАО ХБК «Шуйские ситцы» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с тем, что теплоснабжение на момент принятия решения восстановлено.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы настоящего дела для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подписи членов комиссии

Решение может быть обжаловано в  течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                    

Резолютивная часть решения оглашена 28.08.2014 года                                          г. Иваново

В полном объеме решение изготовлено 03.09.2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 02-24/2014-002 по признакам нарушения открытым акционерным обществом Хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы», далее – ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (<...>)  пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило заявление Шуйской межрайонной прокуратуры Ивановской области (вх. №845р от 18.10.2013) о нарушении ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (далее – Ответчик, Общество) требований антимонопольного законодательства.

Заявителем указано, что между Ответчиком и Муниципальным предприятием Жилищно-коммунального хозяйства г. Шуи (далее - МП ЖКХ г. Шуи) заключен договор теплоснабжения №23 от 24.09.2009, предметом которого является поставка тепловой энергии абоненту на нужды отопления и ГВС пос. Филино. От котельной, принадлежащей ОАО ХБК «Шуйские ситцы» производится отопление многоквартирных домов в д. Филино: ул. Набережная д. №№ 1-14, ул. Фабричная, д. № 43, 45, 47, а также отопление МБОДОУ Детский сад «Скворушка».

По состоянию на 01.10.2013 (начало отопительного сезона) Ответчик не приступил к подаче тепловой энергии на нужды отопления и ГВС указанных объектов. Заполнение центральной системы теплоснабжения не осуществлено.

Прокуратура, полагая, что Общество, занимая доминирующе положение на рынке услуг по производству тепловой энергии для нужд отопления потребителей пос. Филино, не начав отопительный сезон 2013-2014 в установленные органом местного самоуправления сроки, злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило положения Закона о защите конкуренции.

Бездействие ОАО ХБК «Шуйские ситцы» послужило поводом к обращению Шуйской межрайонной прокуратуры Ивановской области в Шуйский городской суд Ивановской области с иском к Обществу по не поставке с 01.10.2013 тепловой энергии на нужды отопления потребителей пос. Филино Шуйского района Ивановской области.

В связи с рассмотрением Шуйским городским судом дела № 2-1679/2013~М-1744/2013 по иску Шуйской межрайонной прокуратуры Ивановской области к ОАО ХБК «Шуйские ситцы», Ивановское УФАС России в порядке части 11 статьи 44 Закона о защите конкуренции, отложило срок принятия решения по жалобе до вступления в законную силу решения Шуйского городского суда Ивановской области (письмо № 02-05/013 от 09.01.2014).

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в письменных пояснениях от 07.11.2013 № 02/3 на запрос Ивановского УФАС России сообщило, что является поставщиком тепловой энергии, производимой оборудованием котельной ткацкой фабрики № 2 ОАО ХБК «Шуйские ситцы». Котельная расположена в пос. Филино Шуйского района. Абонентом Общества является МП ЖКХ г. Шуи, что подтверждается договором теплоснабжения от 24.09.2009 № 23.

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» указало, что не является субъектом, оказывающим коммунальные услуги потребителям.

Договоры с абонентами, получающими тепловую энергию от котельной ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (договоры с гражданами, управляющими компаниями – исполнителями коммунальных услуг, детскими дошкольными учреждениями)  Обществом не заключались.

Пояснило, что тепловая изоляция сетей Абонента, присоединенных к сетям ОАО ХБК «Шуйские ситцы», на дату обследования 27.09.2013 и в последующий период, не удовлетворяла предъявляемым требованиям, в том числе требованиям СНиП 41-03-2003 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов, в соответствии с которыми теплоизоляционная конструкция должна обеспечивать нормативный уровень тепловых потерь оборудованием и трубопроводами, безопасную для человека температуру их наружных поверхностей, требуемые параметры теплохолодоносителя при эксплуатации (пункт 4.1).

МП ЖКХ г. Шуи не исполнило обязанность по выявлению и восстановлению тепловых сетей: разрушенной тепловой изоляции и антикоррозийного покрытия сетей, установленная Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (пункт 6.2.25), утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115.

Кроме того, в связи с имеющейся у МП ЖКХ г. Шуи задолженностью по оплате полученной тепловой энергии, в адрес Абонента была направлена претензия от 28.10.2013 № 02/3, которая оставлена без ответа и удовлетворения.

Учитывая, что пос. Филино входит в состав Семейкинского сельского поселения Шуйского района Ивановской области, в Администрацию Семейкинского сельского поселения со стороны ОАО ХБК «Шуйские ситцы» был направлен запрос № 02/3 от 30.10.2013 о готовности муниципального образования к отопительному сезону 2013 – 2014 г.г. с просьбой предоставить Акт готовности, предусмотренный Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103.

Ответ на обращение ОАО ХБК «Шуйские ситцы» не поступил.

Приказом Ивановского УФАС России от 16.06.2014 № 51 возбуждено дело № 02-24/2014-002 по признакам нарушения ОАО ХБК «Шуйские ситцы» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 16.06.2014 дело № 02-24/2014-002 назначено к рассмотрению на 30.07.2014.

На заседании Комиссии 30.07.2014 лица, участвующие в деле, пояснили следующее:

- Заявитель поддержал доводы, изложенные в обращении в Ивановское УФАС России.

- Ответчик нарушение не признал. Одновременно пояснил, что между МП ЖКХ г. Шуи  и ОАО ХБК Шуйские ситцы» 23.09.2013 был подписан Акт о готовности тепловых сетей к началу отопительного сезона. В данном Акте было указано, что изоляция на теплотрассе отсутствует.

Определением Комиссии от 30.07.2014 рассмотрение дела № 02-24/2014-002 было отложено до 28.08.2014.

На заседании Комиссии 28.08.2014:

- Заявитель ходатайствовал о приобщении к материалам рассматриваемого дела информационных сообщений Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 01.10.2013 № 1045 и от 02.10.2013 № 1055.

- Ответчик  пояснил, что расчет за поставленную тепловую энергию, производится с МП ЖКХ г. Шуи по утвержденному РСТ Ивановской области тарифу по показаниям прибора учета. Данный прибор учета находится на балансе МП ЖКХ г. Шуи, но расположен на стороне ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в котельной ткацкой фабрики № 2 ОАО ХБК «Шуйские ситцы». Это продиктовано безопасностью и необходимыми условиями для эксплуатации, такими как закрытое помещение, температурный режим и несанкционированный доступ к прибору учета со стороны третьих лиц.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, заполнение тепловых сетей сетевой водой, включение циркуляции и иные действий должны производиться совместно теплоснабжающей организацией и абонентом.

Договорными отношениями между ОАО ХБК «Шуйские ситцы» и МП ЖКХ г. Шуи не предусмотрена поставка Обществом воды для нужд заполнения тепловых сетей, но при этом для своевременного начала отопительного периода в адрес Ответчика от МП ЖКХ г. Шуи не поступало соответствующих обращений. Общество самостоятельно обеспечило своевременное заполнение тепловых сетей пос. Филино Шуйского района Ивановской области сетевой водой и незамедлительную поставку после этого тепловой энергии. Ходатайствовал о приобщении к материалам рассматриваемого дела посуточных показаний прибора учета за октябрь 2013 года, а также акта о состоянии изоляции тепловых сетей МП ЖКХ г. Шуи от 27.09.2013.

Заслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия Ивановского УФАС России  установила следующее.

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» имеет в собственность здание котельной с оборудованием, предназначенным для производства тепловой энергии, которая расположена в пос. Филино Шуйского района Ивановской области (свидетельство о регистрации права от 05.04.2000 серии А № 221031).

Между ОАО ХБК «Шуйские ситцы» и МП ЖКХ г. Шуи 24.09.2009 заключен договор теплоснабжения № 23, предметом которого является отпуск тепловой энергии Ответчиком для отопления и горячего водоснабжения пос. Филино, потребление тепловой энергии и оплата ее Абонентом в соответствии с условиями договора (п. 1.1 Договора теплоснабжения №23).

Пунктами 3.2.2,  3.2.3, 3.5 договора теплоснабжения № 23 предусмотрено, что расчет за потребляемую тепловую энергию производится ежемесячно на основании показаний приборов учета тепловой энергии (при их отсутствия на основании расчетов) по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам Ивановской области.

Согласно пункту 4.2 договора теплоснабжения № 23 Абонент обязан оплачивать тепловую энергию в сроки, установленные настоящим Договором.

Пунктом 6.1 договора теплоснабжения № 23 предусмотрено прекращение отпуска тепловой энергии полностью, в том числе в случае неоплаты потребителем потребленной тепловой энергии в установленные сроки.

Дополнительным соглашением к договору теплоснабжения № 23, которое заключено в марте 2011, были внесены изменения, касающиеся характеристик зданий Абонента, присоединенных к тепловым сетям Поставщика – ОАО ХБК «Шуйские ситцы». Указанные здания Абонента, являются его субабонентами и плательщиками коммунальных услуг.

23.09.2013 года Администрацией Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области утверждено Постановление № 137 о начале отопительного сезона на территории Семейкинского сельского поселения с 01.10.2013.

Администрацией Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области утверждено Постановление от 26.09.2013 № 144 «Об определении единой теплоснабжающей организации Семейкинского сельского поселения». Данной организацией, в соответствии с Постановлением № 144, является ОАО ХБК «Шуйские ситцы».

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в установленный Постановлением № 137 срок не произвело подачу тепловой энергии МП ЖКХ г. Шуи, которое в свою очередь, не обеспечило поставку тепловой энергии потребителям, расположенным в пос. Филино Семейкинского сельского поселения Шуйского района Ивановской области.

Причиной срыва отопительного сезона явилось отсутствие изоляции тепловых сетей и задолженность МП ЖКХ г. Шуи перед ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в размере 4 175 585, 93 руб.

Указанное обстоятельство подтверждается данными показаний прибора учета – посуточная ведомость учета параметров теплопотребления за период с 01.01.2013 по 31.10.2013 (письмо Общества от 27.08.2014).

Кроме того, факт нарушения сроков поставки тепловой энергии установлен Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 30.12.2013 по делу № 2-1679/2013 (оставлено в силе Определением Ивановского областного суда от 26.05.2014 №33-1078).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление ВАС № 30), оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ставят контрагентам необоснованные ограничения или необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности направленной на монополизацию установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (пункт 4 Постановления ВАС № 30).

Таким образом, для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние:

- обладало признаком хозяйствующего субъекта;

- занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке;

- результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления, при этом его действия (бездействие) должны оцениваться по критерию, во-первых, допустимости таких прав, во-вторых, разумности тех или иных ограничений для контрагента.

Приказом Ивановского УФАС России от 06.09.2002 № 113 ОАО ХБК «Шуйские ситцы» включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов, по товарной позиции «производство и передача тепловой энергии» с долей более 50 процентов, в географических границах – зона обслуживания потребителей в административных границах «Заречная ч.г., ул. Московские, ул. Набережные, пер. Фабричный, пос. Филино, г. Шуи».

В соответствии с разъяснениями Пленума ВАС №30 пункт 13 «Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в Реестре».

Постановлением РСТ по Ивановской области от 25.10.2012 №501-т/12 для потребителей ОАО «ХБК «Шуйские Ситцы» на 2013г. установлен тариф на тепловую энергию, по которому потребители оплачивают производство и передачу тепловой энергии.

Услуги по передаче тепловой энергии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  (далее – Закон о естественных монополиях) относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства).

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», не требуется проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно пункту 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, положение ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на указанных товарных рынках в обозначенных географических границах признаются доминирующими, и на них распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о доминирующем положении ОАО ХБК «Шуйские ситцы»» на товарном рынке «Услуг по производству передаче тепловой энергии» в географических границах зона обслуживания потребителей в административных границах «Заречная ч.г., ул. Московские, ул. Набережные, пер. Фабричный, пос. Филино, г. Шуи».

ОАО ХБК «Шуйские ситцы», в ходе рассмотрения дела № 02-24/2014-002, не представлено доказательств того, что его положением не может быть признано доминирующим.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) и Правилами организации теплоснабжения в Российской  Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808), по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (пункт 20 Правил № 808).

В случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя (ч. 1 ст. 22 Закона о теплоснабжении).

Согласно пункту 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок N 1), который определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).

В пункте 6 Порядка N 1 предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

По смыслу указанного положения организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями.

Пунктом 96 Правил № 808 предусмотрено, что в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с Жилищным законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354).

Согласно пункту 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что такого основания прекращения поставки тепловой энергии потребителям, надлежащим образом исполняющих свои обязанности по оплате тепловой энергии, как наличие у теплоснабжающей организации задолженности перед третьими лицами по оплате отпущенных топливно-энергетических ресурсов, действующим законодательством не предусмотрено.

Ограничение режима подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязанностей по оплате потребленных тепловой энергии, теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

В данном случае, нарушение Ответчиком сроков поставки тепловой энергии привело к ущемлению интересов потребителей-граждан, проживающих в пос. Филино и социального учреждения – МБОДОУ Детский сад «Скворушка».

Таким образом, является несостоятельным довод Ответчика о применении пункта 6.1 договора теплоснабжения № 23, так как его реализация привела к изменению режима поставки тепловой энергии потребителям Шуйского района пос. Филино, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении.

Кроме того, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии регламентирован п.п. 92-100 Правил № 808.

При рассмотрении настоящего дела было установлено, что Обществом указанный порядок соблюден не был.

Таким образом, действия ОАО ХБК «Шуйские ситцы», выразившиеся в нарушении сроков поставки тепловой энергии с 01.10.2013 МП ЖКХ г. Шуи, ущемили интересы потребителей тепловой энергии, что противоречит требованиям пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая восстановление теплоснабжения, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи ОАО ХБК «Шуйские ситцы» предписания.

Основания для прекращения рассмотрения дела № 02-24/2014-002 о нарушении антимонопольного законодательства, в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции, у антимонопольного органа отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 43, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО ХБК «Шуйские ситцы», выразившиеся в нарушении сроков поставки тепловой энергии с 01.10.2013, что привело к ущемлению интересов потребителей МП ЖКХ г. Шуи, проживающих в пос. Филино Шуйского района Ивановской области, нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения дела № 02-24/2014-002 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

3. Предписание ОАО ХБК «Шуйские ситцы» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с тем, что теплоснабжение на момент принятия решения восстановлено.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы настоящего дела для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подписи членов комиссии

Решение может быть обжаловано в  течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-24/2014-002 [format] => [safe_value] => 02-24/2014-002 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 71 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 71 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС России [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-03 13:44:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-28 13:44:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1409752036 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )