Бои за торговый прилавок

Сфера деятельности: Розничная торговля

В прошлом году объемы розничной торговли в Ивановской области выросли на 22%. Это очень высокий показатель. По динамике его роста регион вошел в число российских лидеров, заняв второе место после Адыгеи. А в Центральном федеральном округе Ивановская область вообще стала первой по этому показателю.

Федералы идут в глубинку

Такие показатели означают, что розничная торговля у нас развивается очень бурно. Факторов здесь несколько. Во-первых, в регионе открылись и успешно действуют специализированные торговые комплексы, в первую очередь текстильные. Здесь совершают покупки не только ивановцы, но и жители других регионов, которые в выходные даже отправляются в специальные ивановские шоп-туры на больших автобусах.

А во-вторых, активно идет экспансия крупных сетевиков, торгующих в розницу продуктами питания. Сейчас они особенно активно открывают свои гипермаркеты в районных центрах. Противостояние небольших магазинов и крупных сетей происходит во всем мире. Россия и Ивановская область в этом смысле не исключение. Плюсы и минусы имеются в работе и тех и других. В конечном итоге всё решают деньги, и крупные игроки могут консолидировать более мощные финансовые ресурсы.

Массовое нашествие федеральный сетей в Ивановскую область началось несколько лет назад. С тех пор местные предприниматели не устают жаловаться на тяжкую конкуренцию с игроками всероссийского уровня. Особенно тяжело приходится небольшим магазинчикам в районах.

«Малые предприятия не могут конкурировать с сетевиками, – считает шуйский бизнесмен Дмитрий Шорохов, –  поскольку те могут покупать товары у поставщиков по заниженным ценам, могут демпинговать».

По его мнению, засилье сетей в ритейле тормозит развитие малого бизнеса и в других сферах торговли, а не только в продовольственной рознице: сети оттягивают на себя финансовые потоки. «Особенно тяжело приходится начинающим предпринимателям, которые сегодня видят, что в розницу им путь закрыт», - говорит он.

С другой стороны, и опытные предприниматели не заинтересованы развивать свои магазины, опасаясь, что рано или поздно их придется закрыть. «Поток покупателей устремляется в крупные гипермаркеты, а магазинчики у дома теряют свою клиентуру и закрываются, - говорит Дмитрий Шорохов. - Но магазинчики у дома необходимы».

Правда, существуют весьма мощные и развитые сетевые магазины, которые принадлежат ивановским предпринимателям. В качестве примеров можно назвать сети магазинов «Элиот», «Экстра», «Купец», «Как раз». А промтоварные магазины «Кенгуру» работают не только в нашем регионе, но и в соседних.

«Сети убивают не местные магазины, а неэффективные предприятия», – убежден ивановский бизнесмен Максим Тверской.

Сетям не хватает местных производителей

Показательным в этом смысле может оказаться пример работы американской сети Walmart со своими поставщиками. В ходе стремительной экспансии на американском рынке эта компания применяла следующую стратегию. Сначала заманивала поставщиков привлекательными условиями входа «на полки магазина», в том числе различными привилегиями и льготами. Постепенно сеть наращивала объемы закупок у поставщиков. Иной раз те отгружали ритейлеру если не 100% своей продукции, то большую ее часть.

Однако когда эта доля стала существенной, сеть гипермаркетов стала ужесточать требования к поставщикам - объемам, срокам поставки и реализации и другим факторам - и в то же время существенно снижать закупочную стоимость товаров. Таким образом, ритейлер получал максимальную прибыль, а производители фактически начали попадать в зависимость от реализации и сбыта. Поскольку быстро найти другого партнера для сбыта своей продукции они не могли, то были вынуждены торговать себе в убыток.

Не исключено, что подобные схемы активно применяются при развитии торговых сетей в России. Ведь зачастую сетевики требуют, чтобы местный производитель обеспечивал своей продукцией потребность не только Ивановской области, но и ЦФО. А этого ивановским производителям добиться непросто. 

«Для  производителя присутствие в торговой сети – это большое преимущество, поскольку позволяет иметь налаженный, предсказуемый бизнес со стабильной системой продаж», – убежден руководитель группы компаний «Кенгуру» Максим Тверской.

По его словам, у сети «Кенгуру» насчитывается порядка 800 поставщиков. Но из них в Ивановской области располагается менее 10%. «Я бы хотел, чтобы их было больше, но их просто физически нет, - говорит Максим Тверской. - А те, что действуют, не отвечают нашим требованиям. У  местных производителей недостаточные объемы производства, отсутствуют упаковка и маркировка, культура производства».

Но производители с такой точкой зрения не согласны. Они отмечают, что многие местные крупные пищевые предприятия соответствуют всем самым строгим требованиям к продукции, в том числе по фасовке, маркировке и так далее… Зачастую такие производители вынуждены поставлять свою продукцию в соседние регионы. И ее охотно приобретают тамошние сети.

Если бы крупные торговые сети активнее закупали продукцию местных производителей, это благоприятно отразилось бы на экономике области. Ведь, когда сеть закупает продукцию у местных предприятий, полученный доход идет на выплату зарплаты их сотрудникам. А люди на эти деньги покупают местную продукцию в этом же супермаркете. В результате обороты растут в каждом из секторов - и доходы растут у всех: и у производителей, и у торговых сетей, и у граждан.

Доказать нарушение закона о торговле непросто

Чтобы противостоять диктату торговых сетей, в России еще в 2009 году был принят закон «О торговле». Он налагал на крупных ритейлеров довольно строгие ограничения.

В частности, закон о торговле предполагает, что торговая сеть может занимать не более 25% рынка в муниципалитете. За соблюдением этого ограничения следят антимонопольщики. К примеру, в 2012 году сотрудники  регионального управления Федеральной антимонопольной службы проанализировали розничный рынок торговли продуктами питания в ряде муниципалитетов области. В результате появились претензии к компании «Тандер», которая владеет сетью гипермаркетов «Магнит». В ведомстве пришли к выводу, что присутствие сети «Магнит» в Южском районе превысило допустимые 25%. Антимонопольщики через суд потребовали закрытия гипермаркета «Магнит» в этом райцентре.

Однако суд установил, что еще один магазин в Юже «Магнит» открыл до вступления в силу закона  «О торговле», который ограничивает долю рыночных продаж сетью 25 процентами.

Впрочем, говорит руководитель ивановского УФАС Александр Боровков, сейчас в управлении изучают этот «дозаконный» договор, а также запросили в ЗАО «Тандер» информацию обо всех действующих договорах и объемах продаж. Специалисты проверяют, не был ли указанный договор заключен задним числом.