Битвы за маршруты

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Большинство жителей области пользуются общественным транспортом. Кто-то - каждый день, чтобы добраться из дома до работы и обратно. А жителям глубинки он часто необходим, чтобы добраться до райцентра... Казалось бы, в стабильной работе транспорта заинтересованы все. Тем не менее эту отрасль постоянно сотрясают конфликты.

Когда водители сходятся врукопашную

Один из ярких примеров – конфликт между перевозчиками в Иванове на 15-м маршруте, который произошел в начале 2012 года. Дело в том, что прежний перевозчик не смог выиграть аукцион, и его место занял новый игрок. Тогда водители и представители конкурировавших перевозчиков чуть не сошлись в рукопашной схватке, а на маршруты выходил транспорт обеих компаний. Правда, пассажиры от этого только выигрывали.

«Такие конфликты возникают из-за нежелания ранее обслуживавших маршрут и проигравших конкурс перевозчиков уступать права тем, кто выиграл этот конкурс, - говорит зампредседателя транспортного комитета г. Иваново Алексей Власов. - Подобные действия незаконны, так как все маршруты являются муниципальными, их обслуживание осуществляется на основании соответствующих договоров, заключаемых с победителями открытых конкурсов».

Можно вспомнить и конфликт на маршруте Шуя – Иваново летом 2011 года. Тогда тоже поменялся перевозчик, и некоторое время автобусы прежнего автовладельца возили пассажиров бесплатно. «Перевозчик, проигравший конкурс, решил на свой страх и риск продолжать возить пассажиров, хотя на маршрут законно выехали работать автобусы другого перевозчика, заключившего соответствующий договор», - вспоминает и.о. председателя регионального комитета по транспорту Ирина Егорова. В результате спор между проигравшим перевозчиком и органами власти рассматривался в арбитражных судах разных инстанций. И в кассационной жалобе перевозчику было отказано. «Органы власти действовали законно и справедливо», - комментирует решение Ирина Егорова.

Но что делать перевозчику, который потерял регулярные рейсы: увольнять персонал, продавать автопарк или сдавать его в аренду новому игроку на рынке?

Некоторые выходят из положения довольно просто – начинают заниматься заказными перевозками. В этом случае с каждый пассажиром заключается специальный договор и, когда автобус заполняется, то отправляется к месту назначения.

Насколько прозрачно проведение конкурсов?

Конкурсы на перевозку пассажиров внутри муниципалитета проводят местные власти. Конкурсами на перевозку пассажиров по межмуниципальным маршрутам занимаются уже чиновники регионального уровня. Разумеется, при проведении конкурсов конфликтов не избежать. Особенно в ситуациях, когда прежний перевозчик теряет маршрут.
«Процедура проведения конкурсов на пассажирские перевозки должна быть предельно прозрачная, - убежден председатель общественной организации «Перспектива» Андрей Автонеев. – Но попробуй найди информацию, кто из перевозчиков победил на конкурсе, с каким тарифом на перевозку, соблюдает ли он затем эти тарифы или же повышает до уровня, установленного РСТ… Выполнение условий контракта никто не проверяет».

Однако у организаторов конкурсов на этот счет другое мнение. Алексей Власов подчеркивает, что конкурсы на перевозку пассажиров являются открытыми. Информация о них есть на сайте администрации Иванова (ivgoradm.ru), публикуется в прессе.

Тем не менее, по словам Андрея Автонеева, имеют место странные нестыковки. Например, в первоначальном конкурсе на право работать на 131-м маршруте участвовали 4 претендента. А в окончательном – лишь один. Остальные желающие, убежден Автонеев, не могли найти информацию о конкурсе.

Невостребованные маршруты

Бывают и противоположные ситуации, когда ни один из перевозчиков не хочет обслуживать новый маршрут. В этом году проводились аукционы на обслуживание  маршрута № 108 от «Текстиль-Макс» через всё Иваново, маршрутов № 142 и 143. Желающих не оказалось. Почему?

«Это типичный пример, когда желающих работать на малорентабельном маршруте не будет, - говорит Ирина Егорова. - При проведении конкурса лоты формируются из нескольких маршрутов – высоко- и малорентабельных. А маршруты № 108, 142 и 143 выставлялись на конкурс по отдельности».

Она, кстати, замечает, что как власти, так и предприниматели могут организовать новый пассажирский маршрут. «Но в принципе, все жизненно важные маршруты давно разработаны и внедрены, - добавляет Егорова. - И люди обеспечены транспортом. Тем не менее комитет по транспорту готов рассмотреть любые предложения».

Кто должен заниматься обкаткой рейса?

Однако сами перевозчики называют другие причины отказов от нерентабельных маршрутов. Маршрут, оказывается, сначала нужно обкатать, вложить в него деньги. На это уходит от шести месяцев до одного года.  Обкатка одного маршрута, который обслуживают 15-20 машин, составляет от 500 тысяч до миллиона рублей.

«Порою перевозчики боятся осваивать новые маршруты, - считает Андрей Автонеев. – Боятся, что, когда маршруты «прикатают», власти расторгнут с перевозчиками договоры перевозки и проведут новые конкурсы, в которых победят те игроки, которые обладают коррупциогенными возможностями».

Потому-то некоторые перевозчики предлагают, чтобы деньги в «прикатку» и развитие нового пассажирского маршрута вкладывали либо муниципалитеты, либо муниципальные предприятия.

«Модель «вы нам прикатайте – а мы потом придем зарабатывать - это ошибочное мнение, - категорически не соглашается с такой позицией Ирина Егорова. - Муниципальные предприятия заняты своим делом, они перевозят пассажиров. И ориентировать эти предприятия на так называемую раскатку маршрута для частника нет смысла. Зачем нам нужен нищий частник с одним-двумя автобусами, который не сможет обеспечить регулярность движения? Муниципальное предприятие с большим парком автобусов, раскатав маршрут до высокой рентабельности, с удовольствием останется на нем работать».