Кто покинет рынок продуктов
Федеральные ритейлерские сети пришли в Иваново несколько лет назад. Поделив между собой облцентр, они двинулись в глубинку. Поэтому не случайно во время круглого стола бизнесменов, который проходил в День предпринимателя в областном центре, разгорелись жаркие споры о мощной экспансии крупных торговых сетей и действии закона «О торговле».
Пять магазинов в радиусе полукилометра
Одной из первых в облцентре появилась сеть магазинов «Магнит», затем открылись гипермаркеты «Метро», «Реал». Потом пришли такие сети, как «Копеечка», «Пятерочка», «Перекресток». И это не считая местных ивановских игроков на рынке розничных продаж продовольствия — «Торговая лига», «Купец», «Экстра», «Как раз».
Похоже, в областном центре местные розничные магазины в большинстве своем сохранились и избежали закрытия. Теперь борьба за покупателя между местными магазинами и крупными сетями разворачивается в райцентрах. Но там, где раньше располагались небольшие продмаги, стали появляться модные супер- и гипермаркеты.
«Иногда доходит до абсурда, - рассказывает шуйский предприниматель Дмитрий Шорохов. - Сетевая компания в одном из микрорайонов Шуи в радиусе 500 метров открыла один гипермаркет и три супермаркета».
При этом федеральный закон о торговле предполагает, что торговая сеть может занимать не более 25% рынка в муниципалитете. За соблюдением этого закона следят антимонопольщики.
Региональное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) рассчитало долю торговой сети «Магнит» в ряде муниципалитетов. Выяснилось, что в Кинешемском, Родниковском, Южском, Юрьевецком районах объем реализованных сетью «Магнит» продовольственных товаров за 2011 год превысил пороговое значение в 25% от всех реализованных продовольственных товаров. «Сейчас мы изучаем сроки и условия приобретения торговых объектов сетью «Магнит» в указанных районах», — говорит заместитель руководителя регионального УФАС Татьяна Михеева.
Конечно, антимонопольщики могут обнаружить превышение той или иной торговой сетью допустимого лимита в 25% розницы и обязать эту организацию устранить нарушения или даже заплатить штраф. Но предприниматели сомневаются в том, что антимонопольщики смогут ограничить столь стремительный рост сетей. «Вместо одного гипермаркета появится другой под новым брендом, новой вывеской, — считает ивановский бизнесмен Максим Тверской. — Но все они, хоть и под разными названиями, будут принадлежать одному хозяину».
«Разоряются не маленькие предприятия, а неэффективные!»
Противостояние небольших магазинов и крупных сетей происходит во всем мире. Россия и Ивановская область в этом смысле не исключение. Плюсы и минусы имеются и у тех, и у других представителей торговли. В конечном итоге все решают деньги, а крупные игроки могут консолидировать более мощные финансовые ресурсы.
«Малые предприятия не могут конкурировать с сетевиками, — говорит Дмитрий Шорохов. - Ведь те могут покупать товары по заниженным ценам, могут демпинговать». По его мнению, засилье сетей в ритейле тормозит развитие малого бизнеса и в других сферах торговли, а не только в продовольственной рознице, поскольку сети оттягивают на себя финансовые потоки. «Особенно тяжело приходится начинающим предпринимателям, которые сегодня видят, что в розницу им путь закрыт», - говорит он.
С другой стороны, и опытные предприниматели не заинтересованы развивать свои магазины, поскольку опасаются, что рано или поздно им придется закрыться. «Поток покупателей устремляется в крупные гипермаркеты, а магазинчики у дома теряют свою клиентуру и закрываются, -продолжает Дмитрии Шорохов. - Но магазинчики у дома необходимы».
«Сети убивают не местные магазины, а неэффективные предприятия», — не согласен с ним Максим Тверской.
В целом же розничная торговля в регионе развивается динамично из года в год. Другой вопрос - благодаря расширению федеральных сетей или вопреки ему?
«Я бы не стал представлять сетевые компании в образе врага, — отмечает замначальника департамента экономического развитая и торговли Ивановской области Андрей Зайцев. - Зачастую в сетевых магазинах цены на товары ниже - это хорошо для покупателей. Это как раз и есть конкуренция».
Как попасть на полку ритейлера?
Уже не первый год местные производители жалуются на диктат со стороны сетевиков, которые навязывают им невыгодные условия присутствия на полках своих магазинов. Раньше гипермаркеты открыто называли цену, которую должен был заплатить производитель, чтобы его товары появились на прилавках данного ритейлера. Однако закон о торговле такие механизмы запретил. Поэтому плата «за вход» приняла замаскированный вид.
В результате прилавки крупных гипермаркетов для местных производителей до их пор фактически закрыты.
Очень часто крупные сети, приходя в регион, обещают торговать продукцией местных производителей. «Но на деле получается так, что на полках сетевых магазинов присутствует только скоропортящаяся продукция производителей нашего региона», — говорит депутат Ивановской областной думы, генеральный директор торгово-производственной компании «Океан» Николай Корчагин.
По словам местных производителей, сетевики предлагают им самую маленькую маржу за торговлю их продукцией. А ведь местным производителям тоже нужно развиваться.
Зачастую сетевые компании предъявляют очень жесткие требования к своим поставщикам по целому ряду параметров: упаковка продукции, маркировка, достаточный объем и регулярность поставок. Так, сеть супермаркетов «Магнит» требует, чтобы местный производитель обеспечивал своей продукцией потребность не только Ивановской области, но и ЦФО, а этого ивановцам добиться непросто.
«Для производителя присутствие в торговой сети — это большое преимущество, поскольку позволяет иметь налаженный, предсказуемый бизнес со стабильной системой продаж», — убежден руководитель группы компаний «Кенгуру» Максим Тверской,
По его словам, у сети «Кенгуру» насчитывается около 800 поставщиков. Но из них менее 10% располагаются в Ивановской области. «Я бы хотел, чтобы последних было больше, но их просто физически нет, - говорит Тверской. – А те, что действуют, не отвечают нашим требованиям. У местных производителей недостаточные объемы производства, отсутствуют упаковка и маркировка, культура производства».
Но производители с такой точкой зрения не согласны. Они отмечают, что многие местные крупные пищевые предприятия отвечают всем самым строгим требованиям к своей продукции, в том числе по фасовке, маркировке и так далее… Зачастую такие производители вынуждены поставлять свою продукцию в соседние регионы, где ее охотно приобретают тамошние сети.
Конечно, если бы крупные торговые сети активнее закупали продукцию местных производителей, это благоприятно отразилось бы на экономике области. Ведь когда сеть закупает продукцию у местных предприятий, тогда полученный доход идет на выплату зарплаты их сотрудникам, а люди на эти деньги покупают в этом же супермаркете местную продукцию. В результате обороты растут в каждом из секторов, и доходы растут у всех – и у производителей, и у торговых сетей, и у граждан.