Цифровые продажи. Проблемы маркетплейсов обсуждали в Иванове

С 1 сентября в России вступает в силу так называемый закон о маркетплейсах. Он вводит антимонопольные ограничения для цифровых торговых площадок. Острые вопросы о взаимоотношениях между предпринимателями, покупателями, пунктами выдачи товаров и самими платформами обсуждались в Иванове. Дискуссия вышла на всероссийский уровень. Подробнее - в репортаже.

Расцвет электронных торговых площадок в России пришелся на пандемию коронавируса. Малый и средний бизнес вышел в цифровое поле. Что принесло предпринимателям развитие. Однако без проблем не обходится. Кризис в отношениях между всеми участниками цифрового рынка вышел на общегосударственный уровень. Круглый стол на территории нашего региона собрали не просто так. По данным на 2022 год продажи ивановских предприятий на ведущих онлайн-площадках перевалили за 50 миллиардов рублей.

Александр Шорыгин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ивановской области: «Как известно, Ивановская область одна из лидеров по обороту продаж, по участникам на рынке Вайлдбериз, и вообще маркетплейсов, поэтому этим вопросом мы были озабочены еще с того года. Потому что нас много. У селлеров есть обращения по проблематике. Поэтому мы одними из первых вошли в тему эту. Были как раз инициаторами принятия законов. И вообще об этой теме разговаривали».

В адрес уполномоченных по бизнесу в разных регионах поступали жалобы от предпринимателей, торгующих на маркетплейсах. На штрафные санкции, уход от материальной ответственности и так далее.

Валентина Тимофеева, генеральный директор «Океан-66»: «Очень страшным моментом являются регулярно вводимые комиссии и сборы. Буквально год назад мы потеряли достаточно серьезные суммы. Я могу сказать о своем предприятии, которое потеряло практически миллион только на том, что Вайлдберис ввел систему, в которой предусматривалось повышение уровня продаж».

Когда ситуация достигла кризиса, правовым регулированием вопроса занялось государство. Круглый стол по проблемам взаимодействия с маркетплейсами организовала партия «Новые люди». Собрав вместе представителей бизнеса, руководителей отделений партии, омбудсменов Иванова и Владимира. В центре обсуждения - новый закон о маркетплейсах. Он вводит ряд ограничений для торговых площадок. Коснется он в большей степени крупных игроков рынка, годовая выручка которых превышает 2 миллиарда рублей.

Алла Матюшкина, уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области: «Новый закон запрещает маркетплейсам следующие операции: установка предельно низкой и высокой стоимости на товар, установка разной стоимости на одинаковый товар, вывод товара из продажи для повышения цены, навязывание невыгодного договора или не подписание без очевидной причины, уменьшение или остановка продажи товара, который пользуется спросом».

Обсуждение проходит в формате дискуссии. За круглым столом с предпринимателями - депутат Государственной думы. По мнению Александра Дёмина, предпринимательское сообщество сейчас готово к саморегуляции. И осталось только придумать максимально понятные, прозрачные критерии взаимодействия друг с другом. Разграничить зоны ответственности.

Александр Дёмин, депутат ГД РФ, зам. руководителя фракции партии «Новые люди»: «Если необходимо принимать и рамочные законы, которые сделают прозрачными нормы для операций на маркетплейсах, на электронных площадках, то мы будем вместе с Государственной думой разрабатывать такие нормы, чтобы и маркетплейсам, и селлерам было комфортно вести свою деятельность».

Закон об антимонопольном регулировании работы маркетплейсов вступает в силу уже с 1 сентября. Дальше пойдет период правоприменительной практики. Будут понятны сильные и слабые места. Но площадка для дискуссий остается открытой. Например, пока что сложнорешаемым остается вопрос с воровством фото и моделей одежды. С интеллектуальной собственностью еще предстоит разбираться.

Наталья Сергеева. Максим Шишкин. Телекомпания «Барс».