Жалоба на Департамент здравоохранения Ивановской области признана необоснованной

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Ивановское УФАС России обратилось ЗАО «Научный институт высокотехнологических комплексных решений» с жалобой на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по внедрению современных информационных систем в сфере здравоохранения Ивановской области в рамках Программы модернизации здравоохранения Ивановской области на 2011-2012 годы.
         Заявитель ссылался на то, что конкурсная документация на проведение рассматриваемых торгов была разработана с нарушениями Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов). Так, в один лот была объединена поставка и установка компьютерного, телекоммуникационного оборудования, криптомаршрутизаторов и выполнение работ по внедрению современных информационных систем в сфере здравоохранения Ивановской области в рамках Программы модернизации здравоохранения Ивановской области на 2011-2012 годы. Также ЗАО «Научный институт высокотехнологических комплексных решений»ссылалось на то, что закупка спорных товаров должна была осуществляться путем проведения аукциона.
  Однако Комиссией Ивановского УФАС России данные доводы были признаны необоснованными. В рамках создания и внедрения указанной информационной системы приобретение оборудования является неотъемлемой, функционально и технологически связанной процедурой и не может быть осуществлено отдельно без ущерба для конечного результата.
  Вместе с тем представители заказчика пояснили, что во исполнение постановления Правительства Ивановской области от 22.02.2011 № 28-п «О Программе модернизации здравоохранения Ивановской области на 2011 — 2012 годы» в целях внедрения современных информационных систем в сфере здравоохранения Ивановской области в рамках Программы модернизации здравоохранения Ивановской области на 2011-2012 годы в 52 учреждениях здравоохранения Ивановской области в срок до декабря 2012 года необходимо реализовать сразу комплекс мероприятий, наименование, объем, и финансирование которых согласованы и утверждены в Минздравсоцразвития России и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, среди них: запись к врачу в электронном виде; внедрение систем электронного документооборота; ведение паспорта здравоохранения субъекта Российской Федерации и др. Поэтому поставка, установка, настройка и введение в эксплуатацию рассматриваемого оборудования именно в рамках создания информационной системы в сфере здравоохранения являются составной частью комплексного процесса создания готовой продукции.
При изложенных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России не посчитала доказанным довод о незаконном ограничении количества участников размещения рассматриваемого заказа.

 

Справочно:

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов  размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
        В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
        Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р.
        В соответствии с частью 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты. Законом о размещении заказов как таковой порядок формирования лотов для проведения торгов не регулируется. По смыслу норм указанного закона заказчик самостоятельно принимает решение в отношении предмета размещаемого заказа. 
      В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
     По схожему вопросу сформирована позиция Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Президиума от 28.12.2010 № 11017/10, согласно которой основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.