Представители Ивановского УФАС ответили на поступившие вопросы в рамках Интернет-круглого стола

    

29 сентября, в конференц-зале компании ООО «Гарант-инфо» состоялся Интернет – круглый стол на тему «Антимонопольный контроль в Ивановском УФАС России». Участниками круглого стола стали руководитель Ивановского УФАС России Александр Боровков, заместитель руководителя Татьяна Михеева и помощник руководителя Нина Лапшина.

 

Тема круглого стола вывала живой интерес у жителей и организаций города Иваново и Ивановской области. Участникам круглого стола поступило более 30 вопросов о состоянии конкуренции на различных товарных рынках, количестве выявленных управлением нарушений антимонопольного законодательства, количестве обжалуемых решений, крупных штрафах, типичных нарушениях со стороны органов власти и о многом другом.

Открывая круглый стол, Александр Боровков отметил, что сегодня перед антимонопольной службой стоят комплексные, стратегические задачи, связанные с созданием новой экономической модели страны, переходом на инновационные пути развития, стимулированием развития конкуренции и повышением конкурентоспособности российского государства в целом.

Нина Лапшина рассказала о функциях и полномочиях антимонопольного ведомства. С целью пресечения нарушений антимонопольного законодательства Ивановское УФАС России возбуждает и рассматривает дела, выносит решения и выдает предписания. Основаниями для возбуждения дела могут стать заявления граждан или организаций, результаты проверок, выявленные по собственной инициативе управления признаки нарушений в действиях или бездействии участников хозяйственной жизни или органов власти. Нина Лапшина подчеркнула, что предписания управления носят императивный характер и обязательны для исполнения. Кроме того, антимонопольный орган инициативно может обратиться в суд с исками о признании недействительными актов органов власти и местного самоуправления, о расторжении договоров, заключенных с нарушением антимонопольного законодательства.

Решения и предписания Ивановского УФАС могут быть обжалованы в судебных инстанциях. Так, в 2009 году 14% всех вынесенных управлением решений были обжалованы, в первом полугодии текущего года этот процент обжалований несколько выше и составил 19%. Однако, как рассказала Татьяна Михеева, более интересен другой показатель – доля отмененных судами обжалованных решений антимонопольного органа. В 2009 году в процентном соотношении данный показатель составил 14% от количества обжалованных решений. В этом году данная цифра существенно ниже – судебными инстанциями отменено только 8% обжалованных решений Ивановского УФАС. Это свидетельствует, прежде всего, о повышении качества подготавливаемых управлением решений и совершенствовании умения доказать свою правоту в судах.

Наибольший интерес вызвал вопрос о нарушениях антимонопольного законодательства со стороны представителей органов власти и местного самоуправления. По данным ФАС России по стране в целом доля нарушений антимонопольного законодательства, совершенных органами власти, в 2008 году составила 53%, в 2009 году – уже 60,5%. По мнению Александра Боровкова, эти цифры пугающие. Он напомнил, что вторым антимонопольным пакетом внесены изменения в КоАП, в соответствии с которыми представителей органов власти теперь можно наказать не только штрафными санкциями, но при повторном нарушении и дисквалификацией (ст.14.9 КоАП). ФАС Росси ведет общероссийский реестр должностных лиц, привлеченных к административной ответственности по данной статье, что позволяет любому территориальному управлению своевременно получить информацию о факте повторного нарушения должностным лицом органа власти антимонопольного законодательства.

Серьезная ситуация в области, как отметила Татьяна Михеева, сложилась на рынке пассажироперевозок. В течение текущего года управление выявило целый ряд договоров об организации пассажироперевозок, заключенных Департаментом транспорта и телекоммуникаций Ивановской области (в настоящее время – Комитет Ивановской области по транспорту) с перевозчиками без проведения конкурсных процедур. Это является прямым нарушением Федерального закона «О защите конкуренции». Управление выдало Комитету Ивановской области по транспорту предписания провести конкурсные процедуры по отбору перевозчиков на различных маршрутах, таким образом, обеспечив конкуренцию на рынке пассажироперевозок. Александр Боровков добавил, что возникшая ситуация вызвана и недостатками правового регулирования вопросов организации транспортного обслуживания. Однако, в настоящее время Комитетом ведется активная работа по исполнению предписаний антимонопольного органа.

Одним из видов административной ответственности в отношении нарушителей антимонопольного законодательства являются штрафные санкции. Александр Боровков отметил, что наиболее крупным штрафом, взысканным управлением за последние годы является штраф в 12 млн. 916 тыс. рублей, оплаченный в первом полугодии текущего года ООО «Энергосетевая компания».

По итогам первого полугодия Ивановское УФАС в рейтинге результативности территориальных органов ФАС России заняло 11 место из 82. Александр Боровков оценил работу управления на «четыре с плюсом» и наметил приоритетные направления деятельности управления на ближайшее будущее. Среди них: борьба с картелями; устранение административных барьеров для предпринимательской деятельности; внедрение в практику норм второго антимонопольного пакета законов; активизация работы с правоохранительными органами; усиление контроля на приоритетных рынках (нефтепродукты, лекарства, продукты питания); активизация всех форм адвокатирования конкуренции.

 

В заключение он отметил, что одной из важнейших, ключевых государственных функций, исполнение которой возложено на Федеральную антимонопольную службу, является обеспечение добросовестной конкуренции, защита принципов свободного рынка, интересов граждан и участников хозяйственной жизни. Именно на эффективное исполнение этой функции и будут направлены усилия Ивановского УФАС России в ближайшее время.

 

С подробной стенограммой Интернет-круглого стола можно будет ознакомиться в ближайшее время.