Ивановское УФАС продолжает выявлять нарушения антимонопольного законодательства на рынке риуальных услуг

08 сентября текущего года Ивановское УФАС России вынесло сразу пять решений о признании представительных органов Ильинского городского поселения и четырех сельских поселений (Аньковское с.п., Исаевское с.п., Щенниковское с.п., Ивашевское с.п.) Ильинского муниципального района нарушившими антимонопольное законодательство в сфере осуществления ритуальных услуг. Советам депутатов городского и сельского поселений выданы предписания о приведении правовых актов в соответствие с антимонопольным законодательством.         

 

Напомним, специалистами Ивановского УФАС России была проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления Ивановской области с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. На основе проведенного анализа актов органов местного самоуправления были выявлены признаки нарушений и возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

При рассмотрении дел Комиссия Ивановского УФАС установила, что представленные органами местного самоуправления Положения (структура и содержание актов в перечисленных муниципальных образованиях практически полностью идентичны) об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений в границах городского и сельских поселений, утвержденные Решениями Советов депутатов муниципальных образований в 2007-2008 годах содержат нарушения статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В нарушение действующего законодательства Положения предоставляет администрациям поселений полномочия устанавливать размер платы, которую должны уплачивать хозяйствующие субъекты всех форм собственности (кроме муниципальной) при осуществлении деятельности по захоронению на муниципальном кладбище. В то время как установление возмещения затрат на развитие, капитальный ремонт и долевое содержание муниципальных кладбищ действующим налоговым законодательством не предусмотрено. Таким образом, нормы Положений позволяют администрациям поселений вводить обязательный платеж в нарушение налогового законодательства. Кроме того, и Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» не определяет в качестве источника финансирования похоронного дела установление и взимание обязательных платежей на содержание кладбищ.

 

В случае реализации администрациями предоставленного им права устанавливать обязательные платежи на содержание кладбищ, происходит необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги на рынке ритуальных услуг, что запрещено п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона о защите конкуренции. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона о защите конкуренции запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Также Положения предусматривают норму о предоставлении специализированной службе по вопросам похоронного дела исключительного права на предоставление ряда ритуальных услуг и продажу ритуальных принадлежностей. Статьей 25 Закона о погребении и похоронном деле закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем, данная норма не предусматривает, что участниками рынка ритуальных услуг могут быть только специализированные службы, и что иные лица, оказывающие данного рода услуги на этом рынке и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, лишены права заниматься этой деятельностью.

 

Таким образом, нормы Положений ограничивают круг субъектов оказания ритуальных услуг специализированными службами по вопросам похоронного дела. Кроме того, нормы Положений устанавливают не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам (требование о наличии статуса специализированной организации для возможности оказания ритуальных услуг), что запрещено п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона о защите конкуренции, а также ограничивает выбор хозяйствующих субъектов для приобретателей ритуальных услуг, что запрещено п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона о защите конкуренции.