Информация о проведении открытых аукционов в электронной форме

В целях повышения эффективности размещения государственного заказа, а также для противодействия коррупции в сфере государственного финансирования был принят Федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 2 июля 2005 г.

С 1 января 2010 года, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд для товаров, работ и услуг, указанных в Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008г. N 236-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 25.03.2010 N 427-р), должно производиться путем проведения открытых аукционов в электронной форме.

При проведении открытого аукциона в электронной форме в порядке, установленном главой 3.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ извещение о проведении соответствующего аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона не будет известно, кто участвует в торгах, что в значительной степени обеспечивает конкуренцию, уменьшает возможность коррупции.

Что такое электронный аукцион?

Электронный аукцион - это аукцион, при котором ценовые предложения подаются через электронную торговую площадку в сети Интернет. Каждый участник аукциона может наблюдать на веб-странице торговой площадки ценовые предложения конкурентов и через специальную форму подавать собственные. Особенностью аукциона является возможность многократной подачи ценовых предложений, а также максимально короткий временной интервал для подачи ценовых предложений – десять минут. Аукцион автоматически, при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение завершается, если в течение десяти минут ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило.

Протокол проведения аукциона размещается оператором электронной площадки в течение тридцати минут после окончания открытого аукциона.

Подписание контракта осуществляется  только в электронной форме с использованием ЭЦП, не ранее чем по истечении десяти дней  со дня размещения на электронной площадке протокола аукциона.

Преимущества электронных аукционов

Каждый специалист в области государственных закупок знает, какие сложности возникают при проведении конкурсов и аукционов по стандартным схемам – большой расход рабочего времени, средств и многое другое. По сравнению с обычными аукционами и конкурсами электронные имеют ряд преимуществ:

  1. Короткие сроки проведения процедур;
  2. Экономия бюджетных средств на организацию и проведение торгов;
  3. Прозрачность и открытость процесса закупок;
  4. Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  5. Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  6. Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
  7. Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
  8. Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти в область государственных закупок.

Основное преимущество открытых аукционов в электронной форме – конфиденциальность участия в аукционе, которая сохраняется до момента подведения итогов аукциона. Это позволяет избежать как сговора участников между собой, так и административного давления на участников со стороны заказчиков.  С электронными аукционами это сделать уже будет невозможно просто потому, что заказчик до окончания аукциона даже не будет знать о том, кто в нем участвует.

Помимо достижения экономии бюджетных средств и снижения коррупционной составляющей, реализация правительственных мер обеспечивает широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, тем самым расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. Это особенно важно для преодоления экономикой России последствий экономического кризиса. 

Как принять участие в аукционе в электронной форме?

Для участия в аукционах в электронной форме поставщик должен обладать действующим сертификатом электронной цифровой подписи (ЭЦП). Получить сертификат ЭЦП  можно в одном из аккредитованных удостоверяющих центров. ЭЦП предпринимателям будут выдавать только те удостоверяющие центры, которым доверяет хотя бы одна из площадок и готова нести за данный удостоверяющий центр финансовую ответственность. При этом получение ЭЦП в таком удостоверяющем центре означает возможность у предпринимателя работать на любой из площадок.

Для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников размещения заказа.  Аккредитация  представляет собой процедуру идентификации  участника размещения заказа, посредством получения от него необходимых документов в соответствии со статьей 41.3 Закона о размещении госзаказов и дальнейшего включения его в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение пяти дней с момента получения необходимых сведений и документов оператор электронной площадки обязан аккредитовать, либо отказать в аккредитации участника размещения заказа.

С момента получения аккредитации участник размещения заказа вправе участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке, при этом взимание платы с участников размещения заказа за аккредитацию и за участие в открытом аукционе не допускается, за исключением платы, взимаемой с лица, с которым заключается государственный или муниципальный контракт. Аккредитация участника размещения заказа осуществляется сроком на три года. Следует отметить, что все связанные с получением аккредитации на электронной площадке и проведением самого открытого аукциона в электронной форме документы и сведения, т.е. весь документооборот, осуществляется в электронной форме.

Для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку. Заявка участника делится на две части. Первая часть - информация о товаре, работе или услуге. Вторая часть - информация о самом участнике. Вначале заказчик осуществляет допуск участников по первой части, не зная, от кого она поступила. Потом проходит электронный аукцион. И только после этого заказчик узнает, кто в нем принимал участие.

Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме

  1. Для участия в аукционе, участники должны зарегистрироваться на Электронной Торговой Площадке и в день проведения аукциона зайти на страницу аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
  2. Аукцион проходит на понижение цены.
  3. В момент начала аукциона у участника появляется возможность, сделать ценовое предложение, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
  4. Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.
  5. Торги считаются завершенными, если через 1 час (это время может быть изменено) с момента начала торгов или последнего предложения по цене от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
  6. Победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.
  7. Выявляется участник сделавший лучшее предложение по цене, следующее за предложением победителя.
  8. Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.

Согласно положениям закона 94-ФЗ, при проведении открытого аукциона в электронной форме, во время публикации извещения о проведении торгов, заказчик обязан установить размер так называемого страхового обеспечения, которое колеблется от 0,5 до 5% начальной суммы контракта. Поставщики, желающие принять участие в торгах, обязаны завести эти средства со своего счета на счет электронной площадки на время проведения процедуры торгов.

 

Как оформить электронную цифровую подпись?

 

Одним из обязательных условий проведения электронных торгов является обеспечение юридической значимости операций за счет применения электронной цифровой подписи. ЭЦП придает юридический статус электронным документам, сопровождающим все операции по подготовке и проведению торгов, как со стороны заказчика, так и со стороны участников торгов.

ЭЦП может получить любое физическое или юридическое лицо, это специальный ключ (файл, сертификат), который обеспечивает юридическую значимость и подтверждает авторство тех или иных действий, совершенных в электронной форме, в частности через Интернет. Легитимные сертификаты ЭЦП выдаются так называемыми удостоверяющими центрами (УЦ), в нашей стране их несколько десятков.


По информации первого в России национального оператора электронных торгов – компании SETonline, для участия в аукционах города Москвы и подачи заявки на сайте www.tender.mos.ru ЭЦП возможно получить в пяти удостоверяющих центрах, поддерживающихся сайтом www.tender.mos.ru: «Мосжилрегистрация» (www.uc-mgr.ru), «Электронная Москва» (www.uc-em.ru), ФГУП НИИ «Восход» (www.uc.voskhod.ru), «Межрегиональный удостоверяющий центр» www.mruc.ru, «Националь-ный удостоверяющий центр» (www.nucrf.ru), Компания «Сервис ТВ-Инфо» (г. Иваново) www.stv-it.ru.

 

Где прочитать информацию об электронных площадках?

 

Первой площадкой проведения электронных аукционов стал сайт компании SETonline, где и сейчас можно получить более полную информацию по электронным аукционам – на сайте www.setonline.ru, и, конечно, на сайте Тендерного комитета Департамента города Москвы по конкурентной политике www.tender.mos.ru.

 

Кроме того, с 1 июля 2009 года Правительство Российской Федерации определило еще трех операторов электронных площадок для проведения торгов в рамках государственных закупок. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 755-р, операторами для проведения открытых аукционов в электронной форме стали: открытое акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» (Москва) (www.roseltorg.ru), закрытое акционерное общество «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (www.sberbank-ast.ru) и государственное унитарное предприятие «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (www.agzrt.ru).

 

Они получили возможность проводить открытые аукционы в электронной форме для более чем 50 тысяч федеральных заказчиков.

 

Аккредитованные Электронные Торговые Площадки для госзаказов

Согласно приказа Минэкономразвития России от 26 октября 2009 г. № 428 «Об утверждении Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» и приказа Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 г. №466/763 «О проведении отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» к 1 января 2010 года был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок.

В перечень отобранных площадок попали: ЗАО «Сбербанк-АСТ»; ОАО «Единая электронная торговая площадка»; ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»; а также площадки ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ОАО «РТС».