Проект региональной программы развития конкуренции открыт для обсуждения и предложений

19 мая состоялось очередное заседание Общественно-консультативного совета при Ивановском УФАС России, на котором шла речь о замечаниях и предложениях к проекту региональной программы  «Развитие конкуренции в Ивановской области на период до 2012 года», а также о нормах регионального законодательства, создающих ограничения для субъектов предпринимательства.

 

Александр Боровков отметил, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009  №691-р субъектам Российской Федерации было поручено разработать региональные программы развития конкуренции. Реализация региональной программы развития конкуренции будет способствовать появлению новых участников на товарных рынках,  снижению уровня концентрации товарных рынков, а, следовательно, предупреждению монополистической деятельности. Проект Программы был разработан Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области и предложен к обсуждению. Ивановское УФАС России оказывало содействие органам исполнительной власти Ивановской области в разработке Программы посредством направления замечаний к проектам программы,  предоставления информации о состоянии конкурентной среды в регионе,  в порядке методологического сопровождения направило Макет программы развития конкуренции на рынках субъекта Российской Федерации, подготовленный Центром исследования защиты конкуренции, в целях изучения опыта других регионов представляло проекты региональных программ.

 

По первому вопросу с докладом выступила начальник Департамента экономического развития и торговли Ивановской области Светлана Давлетова. Она подчеркнула важность проводимого мероприятия, так как Общественно-консультативный совет позволяет взаимодействовать органам власти с бизнесом и общественными организациями при создании такого важного документа как программы развития конкуренции. В течение 2009 и текущего годов органами исполнительной власти Ивановской области при поддержке Ивановского УФАС была проделана огромная работа по разработке и формированию проекта региональной программы, основной целью которой является развитие конкуренции на различных товарных рынках (агропромышленный комплекс, строительная сфера, энергетики, связь, транспорт, торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, образовательные услуги и др.) на территории Ивановской области. При выборе товарных рынков акцент был сделан на тех рынках, на развитие конкуренции на которых могут повлиять органы власти субъекта РФ, а также те, которые наиболее близки к конечному потребителю. Основными мерами по развитию конкуренции должны стать: снижение административных барьеров при выходе на рынок, смещение акцента с контроля деятельность хозсубъектов на контроль за деятельностью органов власти, формирование доступа к кредитным ресурсам, в том числе к микрокредитованию, развитие системы размещения муниципальных заказов на торгах, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти и органами местного самоуправления, повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и др. В ходе обсуждения к проекту программы были приняты замечания и предложения от Алексея Жбанова, генерального директора Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области. Утверждение проекта программы на заседании Правительства Ивановской области запланировано на 25 мая 2010 года, однако, как отметила С.Давлетова, документ открыт для внесения изменений и доработки и перед утверждением в Минэкономразвития пройдет экспертизу в том же министерстве.

 

По второму вопросу выступила помощник руководителя Ивановского УФАС Нина Лапшина. Она отметила, что деятельность антимонопольных органов направлена в том числе и на предупреждение и пресечение недопущения, устранения и ограничения конкуренции органами государственной власти, органами местного самоуправления между предпринимателями и юридическими лицами. Федеральный закон о защите конкуренции запрещает органам власти: во-первых, принимать акты, осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Исключением из общего запрета является случай, когда орган власти укажет конкретную норму федерального закона, разрешившую принять такой правовой акт или совершить действие; во-вторых, заключать  между собой и с хозяйствующими субъектами соглашения, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Доля нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления Ивановской области в общем количестве выявленных управлением нарушений имеет устойчиво высокий уровень.

 

В 2009 году управление возбудило и рассмотрело 39 (в 2008 году - 4) таких дел. По 30 (в 2008 году - 4)  делам приняты решения о наличии нарушений. 9 (в 2008 году - 0) дел прекращены в связи с устранением нарушений до вынесения  решения комиссией.

Выявленные нарушения выражались, прежде всего, в таких действиях органов власти как:

·         необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов – 4 (1);

·         предоставление государственной преференции с нарушением установленного порядка – 1 (0);

·         наделение властных органов полномочиями, влекущими ограничение конкуренции – 1 (0);

·         прочие нарушения - 33 (2).

 

Типичным нарушением антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления является передача государственного и муниципального имущества без проведения торгов. Несмотря на обязанность проведения торгов при передаче имущества, введенную в Закон о защите конкуренции со 2-го июля 2008 года, органы, наделенные властными полномочиями, несвоевременно реагируют на изменившиеся условия создания равных условий для хозяйствующих субъектов. В одних случаях принимаются акты, позволяющие передать имущество  на безконкурсной основе, в других – совершаются действия, нарушающие обязанность проведения торгов, в-третьих – предоставляются преференции отдельному предпринимателю или организации без разрешения  антимонопольного органа и с нарушением законодательно закрепленной процедуры. 

 

В 2009 году управлением выявлено 47 подобных нарушений Закона о защите конкуренции. Управлением в инициативном порядке проведен анализ актов органов местного самоуправления по распоряжению муниципальным имуществом. В результате выявлены правовые акты по предоставлению муниципального имущества целевым назначением, то есть без проведения торгов. Такие правовые акты принимались как администрациями муниципальных образований так и представительными органами местного самоуправления Советами депутатов, Думами. По результатам работы возбуждено 31 дело, приняты решения о наличии нарушений антимонопольного законодательства по 22 делам, выданы соответствующие предписания об устранении нарушений. Предписания выполнены в установленный срок.

 

Всего в 2009 году управлением выявлены 38 актов органов местного самоуправления Ивановской области, нарушающих статью 15 Закона о защите конкуренции. С целью устранения нарушений управлением возбуждались дела, по результатам рассмотрения которых выносились соответствующие предписания. По 1-му из таких дел управление обратилось в Арбитражный суд Ивановской области. Решением суда заявление управления удовлетворено. Постановление Главы Администрации городского округа Кинешма «О предоставлении на праве безвозмездного пользования муниципального имущества» признано недействительным. На основании решения суда управлением выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Суть дела заключалась в том, что хозяйствующему субъекту, осуществляющему передачу тепловой энергии, были переданы без проведения торгов тепловые сети, являющиеся муниципальной собственностью. Другой хозяйствующий субъект, осуществляющий в городе Кинешма такой же вид деятельности, обратился в управление с заявлением о нарушении его законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в результате  нарушения антимонопольного законодательства. По итогам рассмотрения дела комиссия признала передачу отдельному хозяйствующему субъекту в безвозмездное пользование муниципального имущества без проведения торгов предоставлением органом власти преимущества в предпринимательской деятельности. Поэтому управление в судебном порядке добилось возврата имущества и проведения конкурса на право заключения такого договора.

 

В 2010 году управление продолжило исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы России по проверке соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. В 2009 году выявлены 6 нарушений антимонопольного законодательства на рынке ритуальных услуг со стороны органов местного самоуправления. В 2010 году управление продолжает работу по выявлению данного вида нарушений. В настоящее время по итогам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в органах местного самоуправления находятся на исполнении 6 предписаний Ивановского УФАС России.

 

Наиболее распространенными нарушениями органов местного самоуправления в этой сфере деятельности являются:

- передача муниципальных кладбищ в ведение коммерческих организаций и предпринимателей, в результате чего хозяйствующие субъекты выполняют функции органов местного самоуправления по организации похоронного дела;

- передача земельных участков, расположенных под муниципальными кладбищами отдельным организациям на условиях договоров аренды;

- возложение обязанности по организации захоронений, уборке и содержанию муниципальных кладбищ на специализированные организации.

 

В текущий период управление продолжает работу по выявлению и пресечению актов и действий органов власти, негативно влияющих на конкуренцию между предпринимателями и организациями.

 

В августе 2009 года со вступлением в силу «второго антимонопольного пакета» в отношении должностных лиц введена административная ответственность в виде штрафа и дисквалификации. Александр Боровков отметил, что введение административных санкций повлияет на снижение количества нарушений органами власти и местного самоуправления. 

 

В заключение Александр Боровков напомнил присутствующим, что ФАС России обладает правом нормотворческой деятельности, а Общественно-консультативный совет как раз и создан для того, чтобы на основе общественного мнения, предложений регионального бизнес-сообщества сформировать направления для усовершенствования антимонопольного законодательства и представить предложения в Центральный аппарат ФАС России.

 

Справка:

Общественно-консультативный совет при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области образован в 2009 году с учётом концепции административной реформы для взаимодействия территориального органа ФАС России с предпринимательскими союзами, некоммерческими организациями и общественными объединениями (далее - НКО) в целях совершенствования антимонопольного законодательства, совершенствования деятельности антимонопольных органов и проведения мониторинга нарушений антимонопольного законодательства. Совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при территориальном  органе ФАС России. Его решения имеют рекомендательный характер.

Основными задачами Совета являются:

- разработка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практики;

- привлечение НКО к мониторингу нарушений антимонопольного законодательства;

- информирование предпринимательского   сообщества, НКО  и граждан о целях, задачах и полномочиях антимонопольного органа;

- подготовка докладов о соблюдении антимонопольного законодательства и защите конкуренции;

- привлечение НКО к обсуждению наиболее важных вопросов конкурентной политики, антимонопольного регулирования, других вопросов, находящихся в компетенции территориального органа ФАС России.

Состав Общественно-консультативного совета при Ивановском УФАС России:

1. Сопредседатель – Боровков Александр Витальевич - Руководитель Ивановского УФАС России;

2. Сопредседатель – Скворцов Василий Вавельянович - Председатель Ивановского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»;

3. Ответственный секретарь – Строганова Ольга Петровна - начальник аналитического отдела Ивановского УФАС России;

4. Алфеев Владимир Робертович - представитель Ассоциации Агросервисных и Сельскохозяйственных Предприятий Ивановской области;

5. Ваганов Эдуард Вадимович - Президент Объединения работодателей «Союз строителей Ивановской области»;

6. Геллер Марк Витальевич - заместитель председателя Ивановского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»;

7. Жбанов Алексей Юрьевич  - Генеральный  директор Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области;

8. Иванов Леонид Геннадьевич - Президент Торгово-промышленной палаты Ивановской области.