О гарантирующих поставщиках

Результаты анализа заявлений хозяйствующих субъектов и граждан, поступивших в Ивановское УФАС России в 2009 году, на действия (бездействия) гарантирующих поставщиков. Анализ заявлений хозяйствующих субъектов и граждан, поступивших в Ивановское УФАС России в 2009 год, показал, что значительное количество обращений, связано с отказом или уклонением гарантирующих поставщиков от заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии.

 

В соответствии с действующим законодательством, а именно пунктами 61-62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006 (далее – Правила), гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности.

 

При этом гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае:

- отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;

- нахождением точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

 

Другие основания для отказа гарантирующим поставщиком в заключении договора энергоснабжения (купли-продажи, поставки) электрической энергии Правилами не предусмотрено.

 

При этом необходимо обратить внимание, что в случае отказа  от заключения договора по указанным основаниям, законодателем определен срок в 5 дней со дня обращения заявителя.

 

Учитывая изложенное, гарантирующий поставщик обязан заключить договор купли-продажи электрической энергии не только с обратившимся к нему потребителем, но и с энергосбытовой организацией, в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика.

 

Кроме того, основанием для отказа гарантирующим поставщиком в заключении договора энергоснабжения с энергосбытовой организацией (в целях поставки электрической энергии потребителям) не может являться наличие действующих договоров энергоснабжения, заключенных гарантирующим поставщиком с указанными потребителями.

 

Данный вывод следует из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» и Правил.

 

Частью 4 статьи 539 ГК РФ установлен приоритет законов и иных правовых актов в сфере электроэнергетики перед нормами параграфа 6 (энергоснабжение) главы 30 ГК РФ.

 

В соответствии с часть 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике потребитель  электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии.

 

Исходя из пункта 76 Правил розничных рынков, покупатель, не имеющий перед гарантирующим поставщиком признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности по оплате, вправе заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с энергосбытовой организацией (переход на обслуживание к энергосбытовой организации). В случае, если покупатель электрической энергии заключил договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с энергосбытовой организацией в отношении всего объема электрической энергии, предусмотренного договором с гарантирующим поставщиком, обязательства по договору с гарантирующим поставщиком считаются прекращенными в связи с невозможностью исполнения с даты вступления в силу указанного договора с энергосбытовой организацией.

 

Любое иное действие гарантирующего поставщика в ответ на надлежащим образом оформленную и поданную заявку на заключение договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии), чем осуществление действий по заключению договора в 30-дневный срок со дня получения заявки, является нарушением Правил, и квалифицируется Ивановским УФАС России как нарушение запрета, предусмотренного статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 27.07.2006 «О защите конкуренции», а, следовательно, влечет применение мер антимонопольного реагирования по отношению к гарантирующему поставщику.

 

Изложенная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, в том числе Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.11.2008 № 2215/08.