ФАС России разъясняет порядок исключения информации из РНП

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В своем информационном письме №МШ/32004/23 от 25.04.2023 ФАС России разъяснило вопросы применения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), возникающие при рассмотрении обращений об исключении информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Так, ФАС России указывает, что статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078 (далее – Правила), установлен порядок ведения РНП. В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в РНП включается информация, в том числе о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе по результатам проверки содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, принимается решение о включении в РНП соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в РНП. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), включенная в РНП в соответствии с пунктом 21 Правил, автоматически исключается по истечении двух лет со дня, следующего за датой, в которую такая информация подлежала размещению в РНП в соответствии с Правилами.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «а» пункта 22 Правил до истечения указанного срока информация подлежит исключению из РНП органом контроля в случае получения органом контроля решения суда о: - признании недействительным решения органа контроля о включении информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; - признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем правоотношения, возникающие между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении контракта, носят гражданско-правовой характер.

Таким образом, в случае несогласия поставщика (подрядчика, исполнителя) с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, такому поставщику (подрядчику, исполнителю) в целях защиты своих прав и законных интересов целесообразно обжаловать в судебном порядке такое решение заказчика. При этом в случае принятия судом решения о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным, такое решение необходимо направлять в орган контроля в порядке, предусмотренном разделом V Правил, поскольку указанное решение суда является самостоятельным основанием для исключения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) из РНП.