ФАС России подготовила обзор актуальной практики по использованию в рекламе государственных символов

Использование негосударственными организациями в рекламе официальных государственных символов, символов власти, фотографий государственных лиц и т.п. нарушает требования законодательства. Подобные случаи рассмотрены территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Кемеровской, Липецкой и Челябинской областям.

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

В Кемеровское УФАС поступило обращение гражданина о наличии признаков нарушения требований Закона о рекламе. Он сообщил, что на главном входе в одно из офисных зданий размещена рекламная листовка, в которой неправомерно используется официальная символика Российской Федерации. В верхней центральной части рекламной листовки размещается изображение официальных государственных символов, сходных с изображением Государственного герба РФ на фоне флага Российской Федерации. Листовка распечатана в чёрно-белом цвете, на ней также имеется надпись: «Российская Федерация ПРАВОВОЙ ЦЕНТР <> ЮРИСТ Тел. <> Юридические услуги ».

По мнению специалистов Кемеровского УФАС, рекламная листовка содержит признаки нарушения требований пункта 8 части 3, пункта 2 части 5 и части 6 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку в рекламной листовке использовано изображение Государственного герба РФ на фоне флага РФ, а также слова «Российская Федерация». Управление возбудило дело.

Государство является единственным полноправным пользователем государственной символики и носителем авторитета, и неправомерное использование символов негосударственными учреждениями может вводить в заблуждение потребителей. Использование схожего с государственным символом изображения воспринимается потребителем как факт того, что данная организация является государственным органом, оказывает услуги от его имени или по поручению государственных органов или под их опекой и, как следствие, имеет право на использование официального государственного символа, что может подорвать доверие к органам власти.

 

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ.

УФАС по Липецкой области рассмотрело дело в отношении ООО «Единая служба автосервисов». Организация рекламировала свои услуги в интернете под обозначением «Росаварком». При этом в рекламе использовалось также изображение шеврона с двуглавым орлом, имитирующим эмблему МВД России. Специалисты управления установили, что общество целенаправленно использовало приставку «Рос-» и эмблему с целью ввести потребителей в заблуждение и вызвать у них ложную ассоциацию об участии органов государственной власти в деятельности аварийных комиссаров. Тем самым нарушены требования пункта 8 части 3 и части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

Реклама «Росаваркома» признана ненадлежащей, ООО «Единая служба автосервисов» предписано прекратить нарушение законодательства. Материалы переданы в административное производство.

 

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Челябинское УФАС пресекло распространение контекстной рекламы услуг кредитной амнистии с фотографией губернатора Челябинской области. В результате распространения такой рекламы потребители могли быть введены в заблуждение.

В настоящее время антимонопольная служба возбудило дело по факту нарушения требований части 3 и пункта 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе. Рекламный баннер размещался сервисами интернет-рекламы на арендованной площади сайта средства массовой информации. Ссылка в рекламном баннере вела на стороннюю страницу с предложением платных услуг по списанию долгов и кредитов. Рекламодатель за счёт использования фотографии высшего должностного лица Челябинской области и информации о государственных программах пытался привлечь к своим услугам как можно большее количество потребителей.

Челябинское УФАС выдало предупреждение юридическим компаниям за объявления об услугах банкротства и списания долгов «Командой Текслера». Они создавали у потребителей ложное впечатление о взаимодействии с губернатором Челябинской области. ООО «Начало» и ООО «Простое решение» надлежит в оперативные сроки прекратить распространять данную информацию. В случае неисполнения требований антимонопольного органа в отношении обществ будет возбуждено дело, по результатам рассмотрения которого может быть наложен крупный штраф.

Установлено, что в объявлении также содержалась информация о предоставлении аналогичных услуг иными компаниями «команды» - ООО «Юридическая компания Курилина «Квадрат», ООО «Бизнес юрист» и ООО «Вы с нами». При этом указанные телефонные номера, обозначенные рядом с каждой организацией, принадлежат исключительно ООО «Начало». Таким образом, по любому из указанных телефонных номеров вызов поступал конкретной компании. Информация с фирменными наименованиями конкурентов и недостоверными сведениями о взаимодействии с губернатором Челябинской области содержит признаки недобросовестной конкуренции. Действия ООО «Начало» и ООО «Простое решение» могут ввести граждан в заблуждение относительно исполнителя услуг и его преимущества на рынке, а также затрагивают интересы их конкурентов.

 

Для справки:

Согласно части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.

В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций.

В силу пункта 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

Часть 6 статьи 5 Закона о рекламе гласит: в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия.