• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ФАС России о реформе городского общественного транспорта

В связи с многочисленными обращениями по вопросам реформирования городского общественного транспорта, в частности при переходе на контракты за транспортную работу по регулируемым тарифам, ФАС России информирует.

При проработке моделей реформирования городского общественного транспорта просим исходить из необходимости улучшения показателей транспортного обслуживания населения, утвержденных Минтрансом России, и, вместе с тем, функционирования рынка в конкурентных условиях, в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Передача государственных полномочий коммерческим структурам, тем более задействованным или заинтересованным в работе на рынке перевозки пассажиров или смежных рынках, недопустима. Вопросы организации перевозок, включая оптимизацию маршрутной сети и установление требований к автотранспортным средствам, должны быть в сфере ответственности уполномоченных органов власти местного самоуправления или субъекта Российской Федерации.

Выбор модели рынка осуществляется местными/ региональными органами власти. Недопустимо навязывание модели, при которой перевозчикам оплачивается транспортная работа по регулируемым тарифам («брутто-контракты»), в отсутствии прямых законодательных норм или решений Правительства Российской Федерации. При выборе модели рынка по «брутто-контрактам» необходимо оценивать исполнимость будущих бюджетно-тарифных обязательств, принимаемых муниципалитетом/    регионом на долгосрочный период.

При подготовке аукционов на закупку транспортных услуг следует обеспечить прозрачность расчета начальной максимальной цены контракта для регулирующего органа; разумный размер лотов, обеспечивающий широкое участие в аукционах заинтересованных перевозчиков и инвесторов; возможность доступа перевозчиков к автотранспортным средствам с требуемыми характеристиками и оснащением нескольких конкурирующих производителей.

В результате отбора перевозчиков не может быть сформирована монополия или установлено доминирование какого-либо перевозчика на рынке, с долей свыше 35%. При сохранении множественности перевозчиков органы власти контролируют эффективность и качество их работы за счёт возможности отказа от услуг неэффективной компании. В случае монополии такая возможность может быть утрачена, и уже органы власти могут попасть в политическую зависимость от ее деятельности.

Недопустимы преференции в виде явных или скрытых субсидий муниципальным или государственным предприятиям или подконтрольным акционерным обществам, которые ставят частных перевозчиков в неравное положение и ограничивают конкуренцию. Доля последних должна поэтапно увеличиваться, в соответствии с требованиями Указа №618.

Полагаем возможным формирование части лотов для привлечения перевозчиков - субъектов малого и среднего предпринимательства. Следует разумно определять требования к темпам и этапности обновления транспортных средств таким образом, чтобы обеспечить окупаемость ранее приобретенных предпринимателями автобусов (например, 2-Зх летних), в том числе за кредитные ресурсы, и исключить риск их банкротства в процессе реформы из-за резкого изменения «правил игры».

Следует обеспечить равный доступ участников рынка к мерам государственной поддержки, в том числе к льготным ставкам на смежном рынке лизинга автотранспортных средств. В случае, если льготные ставки были доступны ограниченному кругу перевозчиков, это могло негативно повлиять на исход конкурентного отбора перевозчиков и не получить эффективное снижение начальной максимальной цены контрактов - бюджетной экономии.