Андрей Цыганов: аналитическая работа требует правильной организации

«Благодаря анализу товарных рынков мы можем сказать о том, какие барьеры существуют для развития конкуренции и дать предложения как эти барьеры устранить, чтобы предпринимателям и гражданам жилось легче», - сказал замглавы ФАС на мероприятии в Санкт-Петербурге

7 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге состоялась научно-практическая конференция «Правовые и экономические вопросы оценки состояния конкуренции на товарных рынках».

В своем вступительном слове модератор пленарного заседания, начальник Правового управления ФАС России Артём Молчанов отметил:

«Это вторая конференция по вопросам антимонопольного регулирования, которую мы проводим в Санкт-Петербурге. В этом году у нас заявилось более 200 участников, более 20 вузов из различных регионов принимают участие, присутствуют порядка 20 территориальных органов ФАС России. И мы можем уверенно сказать, что открытие года 30-летия антимонопольного регулирования в России можно считать состоявшимся. Сегодня мы обсудим как базовые понятия антимонопольного регулирования, так и будем пытаться найти новые решения новых вызовов, которые ставит перед нами экономика».

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, выступая в пленарном заседании, остановился на практических вопросах и рассказал о применяемых антимонопольным ведомством подходах к анализу состояния конкуренции на товарных рынках.

«Эта конференция – первая в 2020 году из череды мероприятий, в которых мы пытаемся объяснить чем мы занимаемся, чего мы хотим от науки, почему мы активны в отношении адвокатирования конкуренции. Потому что не все понимают важность конкуренции. Парадигмы бывают разные, нам бывает сложно объяснить, что рынок, конкуренция, возможность выбора для граждан – ценности, которые имеют важное значение», - начал свое выступление Андрей Цыганов.

Он сообщил, что проведение анализа состояния рынка проводится в ряде случаев, к которым относятся рассмотрение заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, принятие решений в рамках государственного контроля за экономической концентрацией, во исполнение планов по анализу состояния конкуренции на товарных рынках, а также во исполнение поручений Правительства и Президента Российской Федерации.

Замглавы ФАС подробно остановился на процедуре исследования рынков и рассказал о работе действующей с 2012 года при ФАС России Комиссии по проведению анализа товарных рынков.

 «Комиссия, Председателем которой я являюсь, работает на регулярной основе, мы рассматриваем планы исследований, утверждаем методики, сначала смотрим как анализировать конкретный рынок, а потом приступаем к исследованию. Результаты анализов товарных рынков становятся публичными и размещаются на сайте ФАС России, а также включаются в ежегодные Доклады о состоянии конкуренции в Российской Федерации и используются в нашей повседневной работе», - сообщил спикер.

«В Докладе о развитии конкуренции, который ФАС ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации, отражаются основные результаты анализов рынков, эти материалы становятся доступными всем членам правительства. Это тоже важный способ доведения до лиц, которые принимают решение, наших подходов и понимания того, что происходит на рынках. Мы включаем в Доклад не просто данные, мы говорим о том какие барьеры существуют для развития конкуренции и даем предложения как эти барьеры устранить, чтобы предпринимателям и гражданам жилось легче», - продолжил замглавы ФАС.

Он обратил внимание участников на то, что только в 2019 году эксперты ФАС проанализировали 12 товарных рынков, 3 из которых ранее не изучались. Это рынки услуг по теплоснабжению конечного потребителя, услуг связи для целей телевещания и рынок бобов соевых для посева. Кроме того, Комиссия по анализу товарных рынков утвердила 24 исследовательские методики, разработка которых, по мнению замглавы ФАС, «иногда не менее сложна и важна, чем результат исследования».

Спикер также обозначил рынки, которые ФАС России планирует изучить в 2020 году. Наиболее интересные из них – рынки агрегаторов такси, табачной продукции и альтернативных устройств для доведения никотина, строительства многоквартирных домов, минеральных удобрений, услуг по убою скота, ремонта автодорог, семян подсолнечника для посева, нефтесервисных услуг и твердых коммунальных отходов.