Экономическая концентрация как элемент здоровой конкурентной среды

Каким может быть эффект от правильного распределения ключевых элементов развития конкуренции и успешной организации рыночного пространства?

Именно об этом 24 мая 2019 года говорили участники юбилейной, пятой Всероссийской научно-практической конференции «Экономическая концентрация. Современные тенденции определения границ товарных рынков». На обсуждение вынесли стратегии развития конкурентной среды на социально-значимых рынках (здравоохранение, дорожное строительство, агропромышленный комплекс, ЖКХ, транспортные услуги), механизм согласования сделок с антимонопольной службой, мониторинг совершения крупных международных сделок и подходы к определению границ товарных рынков при рассмотрении дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

К участию в конференции было привлечено бизнес-сообщество, научная сфера и органы власти: вопросы, вынесенные на повестку, требуют эффективной совместной работы.

Так, применительно к Приказу №220, утвердившему Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке и, в частности, его границ, участники конференции заметили, что со времени, когда документ был подписан, произошли существенные изменения, своё активное внедрение во все сферы начала цифровая экономика и это, в свою очередь, требует изменений и к тем подходам, которые используются при ведении и расследовании антимонопольных нарушений.

О переменах, последовавших за развитием цифровой экономики, в своём выступлении говорил и заместитель начальника Правового управления ФАС России Игорь Антонов. Он рассказал, что вопросы экономической концентрации в этом году стали предметом активного обсуждения Питерского экономического форума. По словам Игоря Антонова, сейчас Россия живёт в эпоху цифровой революции, которая меняет правила и подходы, структуры рынков, несёт с собой технологическую непредсказуемость, захватывает все сферы. И в ответ на эти изменения должны быть и соответствующие решения, которые позволят осуществлять контроль за тем, чтобы все эти глобальные перемены несли пользу, а не вред.

Поддержала коллегу и начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева. Елена Заева выступила на предмет совершения сделок на высокотехнологичных рынках и их влияния на развитие конкуренции. Например, когда Яндекс и Uber направили своё намерение о слиянии на согласование в ФАС России, служба очень тщательно исследовала и анализировала то, какие последствия такая сделка может иметь для мирового рынка. Цифровые агрегаторы, как заявила Елена Заева, в настоящее время играют очень значимую роль на рынке, делают более доступными услуги, используют новые качественные характеристики, создавая при этом такие условия, при которых у них может появиться власть над другими участниками того же товарного рынка, что в свою очередь может иметь предпосылки влияния на потребителей и рынки, находящиеся в смежных отраслях. И в этой связи важным становится контроль за тем, чтобы инновационное развитие происходило в конкурентных условиях.

В ходе конференции отмечено, что современный подход государственной политики в сфере регулирования экономики подразумевает создание благоприятных условий для совершенствования конкурентных основ на товарных рынках в качестве главных составляющих развития конкуренции и успешного функционирования различных сфер рынка. С целью обеспечения реализации задуманного в декабре 2017 года в Российской Федерации был подписан Указ Президента №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», где главную роль играет именно конкуренция и вопросы её планомерного, динамичного и яркого развития. Как следствие Указа был разработан Национальный план конкуренции, который сегодня по праву называют масштабным стратегическим документом, чья реализация обеспечит всё то, что заложено в подписанном главой государства Указе.

Именно Национальный план сформировал и определил те главные ценности, которые предстоит беречь и совершенствовать в ближайшей перспективе. Определил он и основные направления работы ФАС России и её территориальных органов, чьи приоритеты связаны именно с вопросами развития конкуренции и контроля за обеспечением равного доступа на все товарные рынки.