Приборы учета электроэнергии: а нужно ли заключать договоры возмездного оказания услуг?

В связи с многочисленными заявлениями, поступающими в адрес Ивановского УФАС России, о получении от ООО «Гранит» проектов договоров возмездного оказания услуг на размещение приборов учета электроэнергии на объектах электросетевого хозяйства (внутри, внешней стене ТП, РП и пр.) АО «Объединенные электрические сети»(далее – АО «ОЭС»), Ивановское УФАС России поясняет следующее.

Ивановским УФАС России в рамках рассмотрения заявлений проведено антимонопольное расследование, по результатам которого в действиях АО «Объединенные электрические сети» антимонопольным органом усмотрены признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившиеся в навязывании дополнительного условия по оплате за размещение на стене трансформаторной подстанции прибора учета электрической энергии,  что приводит к ущемлению интересов потребителя  в связи с необходимостью  несения дополнительных затрат при получении услуги по передаче электрической энергии.

По мнению антимонопольного органа, действующее законодательство не предусматривает оснований для взыскания с потребителей платы за установленные при осуществлении технологического присоединения или в процессе осуществления хозяйственной деятельности приборы учета электрической энергии на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации при определении места их установки самой организацией. Ивановским УФАС России не установлена ни экономическая, ни технологическая обоснованность поручения АО «ОЭС» по заключению договоров возмездного оказания услуг на размещение приборов учета электроэнергии на объектах электросетевого хозяйства третьих лиц, поскольку затраты на содержание объектов сетевого хозяйства учитываются при осуществлении регулируемой деятельности.  Возмещение их осуществляется через оплату установленного уполномоченным органом тарифа на электроэнергию.

Требование о возмездном размещении прибора учета электроэнергии на объектах электросетевого хозяйства сформулировано АО «ОЭС» в агентском договоре №178 от 01.06.2013 с ООО «Гранит».  

28.02.2018 Ивановским УФАС России АО «ОЭС» выдано Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение обжаловано АО «ОЭС» в Арбитражный суд Ивановской области. В Решении по делу №А17-2332/2018 Арбитражный суд Ивановской области не согласился с доводами антимонопольного органа, указав, что при навязывании условий договора необходимо доказать воздействие на волю контрагента. В частности, помимо направления оферты договора возмездного оказания услуг на размещение приборов учета электроэнергии необходимо принятие ООО «Гранит», АО «ОЭС» дополнительных мер, свидетельствующих о понуждении потребителя подписать договор под угрозой наступления негативных последствий.

В связи с этим, Ивановское УФАС России рекомендует хозяйствующим субъектам до обращения в антимонопольный орган с заявлением о признаках нарушения антимонопольного законодательства по рассматриваемым обстоятельствам:

– во-первых, обратиться в адрес ООО «Гранит» в целях выяснения полномочий по заключению договора возмездного оказания услуг на размещение приборов учета электрической энергии на объектах электросетевого хозяйства АО «ОЭС», конкретно с вашей организацией, как хозяйствующим субъектом;

– во-вторых, обратиться в АО «ОЭС» с запросом по поводу поступившей от ООО «Гранит» оферты договора возмездного оказания услуг на размещение приборов учета электрической энергии на объектах электросетевого хозяйства АО «ОЭС» для выяснения позиции Общества;

– в-третьих, собрать доказательства, свидетельствующие о настаивании АО «ОЭС» на заключении с ООО «Гранит» договора возмездного оказания услуг на размещение прибора учета электроэнергии на объектах электросетевого хозяйства АО «ОЭС» на условиях поступившей оферты.

Одновременно, поясняем, что договор возмездного оказания услуг на размещение прибора учета электроэнергии на объектах электросетевого хозяйства АО «ОЭС» не относится к публичным договорам, а, следовательно, не обязателен для заключения со стороны потребителя.

Часть 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор  предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом либо добровольно принятым обязательством.