Решение о признании жалобы необоснованной (заявитель - ООО "Яр")

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: -
Дата публикации: 25 июня 2014, 10:57

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 23 июня 2014 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 25 июня 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России):

<…>,

в присутствии представителей:

Департамента здравоохранения Ивановской области (далее - Заказчик): <…>,

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган): <…>,

ООО «Яр» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

УСТАНОВИЛА:

16.06.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Яр» на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для автоматизированного разделения компонентов крови, лейкоредукции и инактивации патогенов крови, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови (извещение № 0133200001714001808).

По мнению Заявителя, действия Заказчика противоречат Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и приводят к ограничению конкуренции.

Заказчик объединил в один лот плазмоэкстрактор/аппарат автоматизированного разделения компонентов крови и систему инактивации вирусов в плазме крови, однако, только одна компания (Terumo: Caridian BCT) является производителем обоих видов оборудования. В связи с чем, остальные производители аналогичного оборудования не имеют возможности принять участие в рассматриваемом электронном аукционе.

Требования к товару, установленные в документации об электронном аукционе: о получении 3-х компонентов крови: тромбоцитов, плазмы и эритроцитов за одну процедуру в любых комбинациях, встроенной камере лейкоредукции, возможности одновременной заготовки плазмы, эритроцитной массы (взвеси) и тромбоконцентрата, соответствуют характеристикам аппарата, производителем которого является Terumo: Caridian BCT. В связи с чем, ограничивается возможность участия в указанной закупке остальных производителей.

Учитывая изложенное, Заявитель считает, что действия Заказчика также нарушают ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Довод о том, что наименование оборудования: плазмоэкстрактор/аппарат автоматизированного разделения компонентов крови, указанное в документации об электронном аукционе, не соответствует требованиям Технического задания и вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, был снят на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представителем ООО «Яр».

Представители Заказчика, Уполномоченного органа в своих возражениях на жалобу, а также на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении закупки допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

26.05.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение № 0133200001714001808 о проведении электронного аукциона на поставку оборудования для автоматизированного разделения компонентов крови, лейкоредукции и инактивации патогенов крови, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Согласно п. 7 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе предметом контракта является поставка оборудования для автоматизированного разделения компонентов крови, лейкоредукции и инактивации патогенов крови, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови.

Так, согласно разделу III «Спецификация» документации об электронном аукционе к поставке необходимы плазмоэкстрактор/аппарат автоматизированного разделения компонентов крови и система инактивации вирусов в плазме крови.

Для плазмоэкстрактора/аппарата автоматизированного разделения компонентов крови установлены, в том числе, следующие характеристики: получение 3-х компонентов крови: тромбоцитов, плазмы и эритроцитов за одну процедуру в любых комбинациях, встроенная камера лейкоредукции, возможность одновременной заготовки плазмы, эритроцитной массы (взвеси) и тромбоконцентрата.

Департаментом здравоохранения Ивановской области получено заключение эксперта, которое было представлено на заседание Комиссии Ивановского УФАС России и оглашено в ходе его проведения <…>

Оборудование с указанными в документации об электронном аукционе характеристиками быстрее всего заготавливает компоненты крови, что уменьшает время пребывания донора в отделении или станции переливания крови, а также уменьшает затраченное на донора время медицинского персонала и увеличивает производительность отделения. Для удаления лейкоцитов, используется камера лейкоредукции, удаляющая лейкоциты во время сбора компонентов крови. Переливание реципиенту свободных от лейкоцитов плазмы крови, эритроцитарной массы или тромбоцитов снижает риск заражения теми или иными заболеваниями. Получение сразу трех компонентов крови от одного донора уменьшает расходы отделения на заготовку компонентов крови. Благодаря разделению крови на различные компоненты одна единица крови может быть использована для нескольких пациентов, также пациенту может быть предоставлена только та часть крови, которая ему необходима. Потребность в получении компонентов крови бывает плановой и экстренной. При плановой заготовке скорость заготовки имеет второстепенное значение и влияет на загруженность персонала и дискомфорт у донора. При экстренной потребности компонентов, скорость заготовки имеет первостепенное значение и напрямую влияет на исход лечения пациента. После того, как будут получены компоненты крови от донора, они должны быть обработаны с целью обеспечения безопасности реципиента (пациента). Применение метода инактивации вирусов в плазме крови позволяет обезопасить реципиентов и предотвратить передачу широкого спектра вирусных инфекций при переливании плазмы; значительно сократить потери плазмы; уменьшить затраты на проведение лейкофильтрации; уменьшить затраты на проведение карантинизации плазмы; сократить расходы на лекарственные препараты в лечебных учреждениях; оперативно реагировать и в кратчайшие сроки создавать запасы «безопасной» плазмы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе доказательств ограничения конкуренции требованием о том, что к поставке необходимы плазмоэкстрактор/аппарат автоматизированного разделения компонентов крови и система инактивации вирусов в плазме крови, Заявителем представлено не было.

Между тем, формирование лота обусловлено потребностями Заказчика. Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в закупке, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе. Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при предъявлении конкретных требований к необходимому к поставке товару учитывать субъективные возможности участия в том или ином электронном аукционе всех потенциальных участников закупки.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Общества сообщил, что ООО «Яр» не является производителем медицинского оборудования, а лишь поставщиком. Однако необходимо отметить, что в рассматриваемом случае электронный аукцион проводился не на производство необходимого Заказчику оборудования, а на его поставку.

Факт невозможности участия ООО «Яр» в рассматриваемой закупке, в связи с отсутствием у него возможности поставки плазмоэкстрактора/аппарата автоматизированного разделения компонентов крови и системы инактивации вирусов в плазме крови, необходимых Заказчику, не влечет нарушение его прав.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что объединение в один лот аппарата автоматизированного разделения компонентов крови и аппарата ультрафиолетового облучения компонентов крови для инактивации патогенов обосновано следующим. Указанные аппараты используются в одной производственной цепи, позволяют сначала получить компоненты донорской крови путем автоматического разделения крови донора на плазму, тромбоциты и эритроциты, основанного на сочетании метода сепарации (центрифугирования) и лейкоредукции (в камере лейкоредукции) и в дальнейшем провести инактивацию патогенов в компонентах крови: плазме и тромбоцитарном концентрате с применением рибофлавина (витамина В2) и ультрафиолетового облучения.

Также на заседание Комиссии Ивановского УФАС России представителями Заказчика было представлено письмо ООО «Медицинская Группа КаридианБТС» от 20.06.2014, согласно которому ООО «Медицинская Группа КаридианБТС» готово продать продукцию производства Terumo BCT неограниченному кругу лиц.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно представленным Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области документам, на участие в рассматриваемом электронном аукционе было подано 2 заявки, которые были допущены к участию в электронном аукционе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства о контрактной системе, в том числе незаконного ограничения количества участников закупки.

 

Довод Заявителя о том, что имеется нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции не могло быть предметом рассмотрения Комиссии Ивановского УФАС России. Жалоба ООО «Яр» была подана в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, на положения документации об электронном аукционе. Жалобы по ст. 17 Закона о защите конкуренции рассматриваются в ином, предусмотренном указанным законом порядке.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Яр» на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для автоматизированного разделения компонентов крови, лейкоредукции и инактивации патогенов крови, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови (извещение № 0133200001714001808) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии: <…>

 

Члены Комиссии: <…>

stdClass Object ( [vid] => 9770 [uid] => 5 [title] => Решение о признании жалобы необоснованной (заявитель - ООО "Яр") [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9770 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404457151 [changed] => 1404457151 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404457151 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 23 июня 2014 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 25 июня 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России):

<…>,

в присутствии представителей:

Департамента здравоохранения Ивановской области (далее - Заказчик): <…>,

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган): <…>,

ООО «Яр» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

УСТАНОВИЛА:

16.06.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Яр» на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для автоматизированного разделения компонентов крови, лейкоредукции и инактивации патогенов крови, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови (извещение № 0133200001714001808).

По мнению Заявителя, действия Заказчика противоречат Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и приводят к ограничению конкуренции.

Заказчик объединил в один лот плазмоэкстрактор/аппарат автоматизированного разделения компонентов крови и систему инактивации вирусов в плазме крови, однако, только одна компания (Terumo: Caridian BCT) является производителем обоих видов оборудования. В связи с чем, остальные производители аналогичного оборудования не имеют возможности принять участие в рассматриваемом электронном аукционе.

Требования к товару, установленные в документации об электронном аукционе: о получении 3-х компонентов крови: тромбоцитов, плазмы и эритроцитов за одну процедуру в любых комбинациях, встроенной камере лейкоредукции, возможности одновременной заготовки плазмы, эритроцитной массы (взвеси) и тромбоконцентрата, соответствуют характеристикам аппарата, производителем которого является Terumo: Caridian BCT. В связи с чем, ограничивается возможность участия в указанной закупке остальных производителей.

Учитывая изложенное, Заявитель считает, что действия Заказчика также нарушают ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Довод о том, что наименование оборудования: плазмоэкстрактор/аппарат автоматизированного разделения компонентов крови, указанное в документации об электронном аукционе, не соответствует требованиям Технического задания и вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, был снят на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представителем ООО «Яр».

Представители Заказчика, Уполномоченного органа в своих возражениях на жалобу, а также на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении закупки допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

26.05.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение № 0133200001714001808 о проведении электронного аукциона на поставку оборудования для автоматизированного разделения компонентов крови, лейкоредукции и инактивации патогенов крови, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Согласно п. 7 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе предметом контракта является поставка оборудования для автоматизированного разделения компонентов крови, лейкоредукции и инактивации патогенов крови, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови.

Так, согласно разделу III «Спецификация» документации об электронном аукционе к поставке необходимы плазмоэкстрактор/аппарат автоматизированного разделения компонентов крови и система инактивации вирусов в плазме крови.

Для плазмоэкстрактора/аппарата автоматизированного разделения компонентов крови установлены, в том числе, следующие характеристики: получение 3-х компонентов крови: тромбоцитов, плазмы и эритроцитов за одну процедуру в любых комбинациях, встроенная камера лейкоредукции, возможность одновременной заготовки плазмы, эритроцитной массы (взвеси) и тромбоконцентрата.

Департаментом здравоохранения Ивановской области получено заключение эксперта, которое было представлено на заседание Комиссии Ивановского УФАС России и оглашено в ходе его проведения <…>

Оборудование с указанными в документации об электронном аукционе характеристиками быстрее всего заготавливает компоненты крови, что уменьшает время пребывания донора в отделении или станции переливания крови, а также уменьшает затраченное на донора время медицинского персонала и увеличивает производительность отделения. Для удаления лейкоцитов, используется камера лейкоредукции, удаляющая лейкоциты во время сбора компонентов крови. Переливание реципиенту свободных от лейкоцитов плазмы крови, эритроцитарной массы или тромбоцитов снижает риск заражения теми или иными заболеваниями. Получение сразу трех компонентов крови от одного донора уменьшает расходы отделения на заготовку компонентов крови. Благодаря разделению крови на различные компоненты одна единица крови может быть использована для нескольких пациентов, также пациенту может быть предоставлена только та часть крови, которая ему необходима. Потребность в получении компонентов крови бывает плановой и экстренной. При плановой заготовке скорость заготовки имеет второстепенное значение и влияет на загруженность персонала и дискомфорт у донора. При экстренной потребности компонентов, скорость заготовки имеет первостепенное значение и напрямую влияет на исход лечения пациента. После того, как будут получены компоненты крови от донора, они должны быть обработаны с целью обеспечения безопасности реципиента (пациента). Применение метода инактивации вирусов в плазме крови позволяет обезопасить реципиентов и предотвратить передачу широкого спектра вирусных инфекций при переливании плазмы; значительно сократить потери плазмы; уменьшить затраты на проведение лейкофильтрации; уменьшить затраты на проведение карантинизации плазмы; сократить расходы на лекарственные препараты в лечебных учреждениях; оперативно реагировать и в кратчайшие сроки создавать запасы «безопасной» плазмы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе доказательств ограничения конкуренции требованием о том, что к поставке необходимы плазмоэкстрактор/аппарат автоматизированного разделения компонентов крови и система инактивации вирусов в плазме крови, Заявителем представлено не было.

Между тем, формирование лота обусловлено потребностями Заказчика. Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в закупке, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе. Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при предъявлении конкретных требований к необходимому к поставке товару учитывать субъективные возможности участия в том или ином электронном аукционе всех потенциальных участников закупки.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Общества сообщил, что ООО «Яр» не является производителем медицинского оборудования, а лишь поставщиком. Однако необходимо отметить, что в рассматриваемом случае электронный аукцион проводился не на производство необходимого Заказчику оборудования, а на его поставку.

Факт невозможности участия ООО «Яр» в рассматриваемой закупке, в связи с отсутствием у него возможности поставки плазмоэкстрактора/аппарата автоматизированного разделения компонентов крови и системы инактивации вирусов в плазме крови, необходимых Заказчику, не влечет нарушение его прав.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что объединение в один лот аппарата автоматизированного разделения компонентов крови и аппарата ультрафиолетового облучения компонентов крови для инактивации патогенов обосновано следующим. Указанные аппараты используются в одной производственной цепи, позволяют сначала получить компоненты донорской крови путем автоматического разделения крови донора на плазму, тромбоциты и эритроциты, основанного на сочетании метода сепарации (центрифугирования) и лейкоредукции (в камере лейкоредукции) и в дальнейшем провести инактивацию патогенов в компонентах крови: плазме и тромбоцитарном концентрате с применением рибофлавина (витамина В2) и ультрафиолетового облучения.

Также на заседание Комиссии Ивановского УФАС России представителями Заказчика было представлено письмо ООО «Медицинская Группа КаридианБТС» от 20.06.2014, согласно которому ООО «Медицинская Группа КаридианБТС» готово продать продукцию производства Terumo BCT неограниченному кругу лиц.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно представленным Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области документам, на участие в рассматриваемом электронном аукционе было подано 2 заявки, которые были допущены к участию в электронном аукционе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства о контрактной системе, в том числе незаконного ограничения количества участников закупки.

 

Довод Заявителя о том, что имеется нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции не могло быть предметом рассмотрения Комиссии Ивановского УФАС России. Жалоба ООО «Яр» была подана в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, на положения документации об электронном аукционе. Жалобы по ст. 17 Закона о защите конкуренции рассматриваются в ином, предусмотренном указанным законом порядке.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Яр» на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для автоматизированного разделения компонентов крови, лейкоредукции и инактивации патогенов крови, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови (извещение № 0133200001714001808) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии: <…>

 

Члены Комиссии: <…>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 23 июня 2014 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 25 июня 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России):

<…>,

в присутствии представителей:

Департамента здравоохранения Ивановской области (далее - Заказчик): <…>,

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган): <…>,

ООО «Яр» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

УСТАНОВИЛА:

16.06.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Яр» на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для автоматизированного разделения компонентов крови, лейкоредукции и инактивации патогенов крови, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови (извещение № 0133200001714001808).

По мнению Заявителя, действия Заказчика противоречат Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и приводят к ограничению конкуренции.

Заказчик объединил в один лот плазмоэкстрактор/аппарат автоматизированного разделения компонентов крови и систему инактивации вирусов в плазме крови, однако, только одна компания (Terumo: Caridian BCT) является производителем обоих видов оборудования. В связи с чем, остальные производители аналогичного оборудования не имеют возможности принять участие в рассматриваемом электронном аукционе.

Требования к товару, установленные в документации об электронном аукционе: о получении 3-х компонентов крови: тромбоцитов, плазмы и эритроцитов за одну процедуру в любых комбинациях, встроенной камере лейкоредукции, возможности одновременной заготовки плазмы, эритроцитной массы (взвеси) и тромбоконцентрата, соответствуют характеристикам аппарата, производителем которого является Terumo: Caridian BCT. В связи с чем, ограничивается возможность участия в указанной закупке остальных производителей.

Учитывая изложенное, Заявитель считает, что действия Заказчика также нарушают ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Довод о том, что наименование оборудования: плазмоэкстрактор/аппарат автоматизированного разделения компонентов крови, указанное в документации об электронном аукционе, не соответствует требованиям Технического задания и вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, был снят на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представителем ООО «Яр».

Представители Заказчика, Уполномоченного органа в своих возражениях на жалобу, а также на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении закупки допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

26.05.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение № 0133200001714001808 о проведении электронного аукциона на поставку оборудования для автоматизированного разделения компонентов крови, лейкоредукции и инактивации патогенов крови, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Согласно п. 7 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе предметом контракта является поставка оборудования для автоматизированного разделения компонентов крови, лейкоредукции и инактивации патогенов крови, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови.

Так, согласно разделу III «Спецификация» документации об электронном аукционе к поставке необходимы плазмоэкстрактор/аппарат автоматизированного разделения компонентов крови и система инактивации вирусов в плазме крови.

Для плазмоэкстрактора/аппарата автоматизированного разделения компонентов крови установлены, в том числе, следующие характеристики: получение 3-х компонентов крови: тромбоцитов, плазмы и эритроцитов за одну процедуру в любых комбинациях, встроенная камера лейкоредукции, возможность одновременной заготовки плазмы, эритроцитной массы (взвеси) и тромбоконцентрата.

Департаментом здравоохранения Ивановской области получено заключение эксперта, которое было представлено на заседание Комиссии Ивановского УФАС России и оглашено в ходе его проведения <…>

Оборудование с указанными в документации об электронном аукционе характеристиками быстрее всего заготавливает компоненты крови, что уменьшает время пребывания донора в отделении или станции переливания крови, а также уменьшает затраченное на донора время медицинского персонала и увеличивает производительность отделения. Для удаления лейкоцитов, используется камера лейкоредукции, удаляющая лейкоциты во время сбора компонентов крови. Переливание реципиенту свободных от лейкоцитов плазмы крови, эритроцитарной массы или тромбоцитов снижает риск заражения теми или иными заболеваниями. Получение сразу трех компонентов крови от одного донора уменьшает расходы отделения на заготовку компонентов крови. Благодаря разделению крови на различные компоненты одна единица крови может быть использована для нескольких пациентов, также пациенту может быть предоставлена только та часть крови, которая ему необходима. Потребность в получении компонентов крови бывает плановой и экстренной. При плановой заготовке скорость заготовки имеет второстепенное значение и влияет на загруженность персонала и дискомфорт у донора. При экстренной потребности компонентов, скорость заготовки имеет первостепенное значение и напрямую влияет на исход лечения пациента. После того, как будут получены компоненты крови от донора, они должны быть обработаны с целью обеспечения безопасности реципиента (пациента). Применение метода инактивации вирусов в плазме крови позволяет обезопасить реципиентов и предотвратить передачу широкого спектра вирусных инфекций при переливании плазмы; значительно сократить потери плазмы; уменьшить затраты на проведение лейкофильтрации; уменьшить затраты на проведение карантинизации плазмы; сократить расходы на лекарственные препараты в лечебных учреждениях; оперативно реагировать и в кратчайшие сроки создавать запасы «безопасной» плазмы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе доказательств ограничения конкуренции требованием о том, что к поставке необходимы плазмоэкстрактор/аппарат автоматизированного разделения компонентов крови и система инактивации вирусов в плазме крови, Заявителем представлено не было.

Между тем, формирование лота обусловлено потребностями Заказчика. Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в закупке, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе. Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при предъявлении конкретных требований к необходимому к поставке товару учитывать субъективные возможности участия в том или ином электронном аукционе всех потенциальных участников закупки.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Общества сообщил, что ООО «Яр» не является производителем медицинского оборудования, а лишь поставщиком. Однако необходимо отметить, что в рассматриваемом случае электронный аукцион проводился не на производство необходимого Заказчику оборудования, а на его поставку.

Факт невозможности участия ООО «Яр» в рассматриваемой закупке, в связи с отсутствием у него возможности поставки плазмоэкстрактора/аппарата автоматизированного разделения компонентов крови и системы инактивации вирусов в плазме крови, необходимых Заказчику, не влечет нарушение его прав.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что объединение в один лот аппарата автоматизированного разделения компонентов крови и аппарата ультрафиолетового облучения компонентов крови для инактивации патогенов обосновано следующим. Указанные аппараты используются в одной производственной цепи, позволяют сначала получить компоненты донорской крови путем автоматического разделения крови донора на плазму, тромбоциты и эритроциты, основанного на сочетании метода сепарации (центрифугирования) и лейкоредукции (в камере лейкоредукции) и в дальнейшем провести инактивацию патогенов в компонентах крови: плазме и тромбоцитарном концентрате с применением рибофлавина (витамина В2) и ультрафиолетового облучения.

Также на заседание Комиссии Ивановского УФАС России представителями Заказчика было представлено письмо ООО «Медицинская Группа КаридианБТС» от 20.06.2014, согласно которому ООО «Медицинская Группа КаридианБТС» готово продать продукцию производства Terumo BCT неограниченному кругу лиц.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно представленным Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области документам, на участие в рассматриваемом электронном аукционе было подано 2 заявки, которые были допущены к участию в электронном аукционе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства о контрактной системе, в том числе незаконного ограничения количества участников закупки.

 

Довод Заявителя о том, что имеется нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции не могло быть предметом рассмотрения Комиссии Ивановского УФАС России. Жалоба ООО «Яр» была подана в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, на положения документации об электронном аукционе. Жалобы по ст. 17 Закона о защите конкуренции рассматриваются в ином, предусмотренном указанным законом порядке.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Яр» на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для автоматизированного разделения компонентов крови, лейкоредукции и инактивации патогенов крови, в целях реализации мероприятий по развитию службы крови (извещение № 0133200001714001808) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии: <…>

 

Члены Комиссии: <…>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => - [format] => [safe_value] => - ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 49 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 49 [vid] => 3 [name] => Решения по жалобам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 71 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 71 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС России [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-25 06:57:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-23 06:57:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404457151 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )