Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №02-36/2014-001 (в отношении ОАО "НБД-Банк")

Номер дела: -
Дата публикации: 18 марта 2014, 14:53

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 02-36/2014-001

 

18 марта 2014 года                                                                                                       город Иваново

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <..>, рассмотрев протокол № 02-36/2014-001 от 17 февраля 2014 года и другие материалы дела об административном правонарушении № 02-36/2014-001, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «НБД-Банк» (<…>), в присутствии представителя Общества – <…>,

 

УСТАНОВИЛ:

17 февраля 2014 года главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <…> составила протокол об административном правонарушении № 02-36/2014-001 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ОАО «НБД-Банк».

В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г. Иваново, в котором содержалась информация о распространении рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В результате рассмотрения заявления было установлено, что в журнале «Ивановский Бизнесъ» №3 за 2013 год на стр. 17 размещалась реклама ОАО «НБД-Банка» без указания наименования кредитной организации, также в тексте были приведены только следующие условия предоставления указанной финансовой услуги: «в рамках программы «Проще простого» предприниматели могут получить кредит до 500 тыс. руб. на максимальный срок – 2 года под залог автомобиля <…> предусмотрено досрочное погашение кредита в любое время без дополнительных комиссий».

Указанная реклама содержала признаки нарушения ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (Далее – Закон о рекламе), согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Наряду с этим, данная реклама содержала признаки нарушения ч.3 ст.28 Закона о рекламе, согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, журналом «Ивановский Бизнесъ» №3 за 2013 год.

Ивановским УФАС России по данному факту 26 августа 2013 года было возбуждено дело № 02-35/2013-035 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

25 октября 2013 года по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Ивановского УФАС России была оглашена резолютивная часть решения о признании рассматриваемой рекламы ненадлежащей, нарушающей требования ч.1 ст. 28 Закона о рекламе. Материалы дела переданы должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-   направлена на привлечение внимания к ОАО «НБД-Банк» и оказываемой финансовой услуге;

-    призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке;

-      адресована неопределенному кругу лиц.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции и является закрытым. Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках и банковской деятельности) кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности.

Согласно ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности.

Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.

В своих письменных пояснениях (вх. №3581 от 17.10.2013) ОАО «НБД-Банк» (далее - Общество) ссылается на то, что действия Общества не противоречат законодательству, т.к. организационно-правовая форма может быть отделена от наименования юридического лица, при этом в рассматриваемой статье 6 раз было указано фирменное наименование Общества.

Однако данные доводы противоречат действующему законодательству и материалам дела.

В соответствии с ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с ч. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Согласно ч.2 указанной статьи ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Согласно п. «а» ч.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке.

В соответствии со ст. 7 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация». Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

Таким образом, приведенные нормы законодательства Российской Федерации свидетельствуют о том, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования. Данный вывод подтверждается также постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2012 года по делу №А17-1968/2012, постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2012 года по делу №А17-2252/2012.

В соответствии с представленными в материалы дела Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.07.2013, а также ст.2 Устава ОАО «НБД-Банк» полное наименование юридического лица на русском языке - Открытое акционерное общество «НБД-Банк», сокращенное наименование юридического лица на русском языке – ОАО «НБД-Банк», фирменное наименование юридического лица - Открытое акционерное общество «НБД-Банк», сокращенное фирменное наименование юридического лица на русском языке - ОАО «НБД-Банк».

Таким образом, приведенные нормы законодательства Российской Федерации и материалы дела свидетельствуют о том, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.

К материалам дела также приобщены и учитывались при  вынесении постановления следующие сведения и документы:

- заключенный между ОАО «НБД-Банк» и ООО «Ивановский бизнес» договор №11 на оказание рекламных услуг от 20.03.2013 с приложением №1, согласно которому в журнале «Ивановский бизнесъ» №3 за 2013 год была опубликована рассматриваемая реклама ОАО «НБД-Банк»;

-  Акт №00000019 от 29.03.2013 о выполнении работ по указанному договору  и отсутствию каких-либо претензий заказчика;

- объяснительные записки сотрудников ОАО «НБД-Банк» <…> об обстоятельствах направления в ООО «Ивановский бизнес» для опубликования макета рассматриваемой рекламы;

- приказы о принятии на работу в ОАО «НБД-Банк» <…> и др.

- скриншоты переписки главного редактора ООО «Ивановский бизнес» <…> со специалистом по связям с общественностью ОАО «НБД-Банк»  <…> о направлении и согласовании макета рассматриваемой рекламы для опубликования в журнале (вх. № 3374 от 24.09.2013);

 - заключенные между ОАО «НБД-Банк» и ООО «Ивановский бизнес» договоры на оказание рекламных услуг с приложениями, акты выполненных работ к ним,  скриншоты переписки главного редактора ООО «Ивановский бизнес» <…> со специалистом по связям с общественностью ОАО «НБД-Банк»  <….> о направлении и согласовании макетов другой рекламы банка для опубликования в журнале (вх. № 3605 от 18.10.2013).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что текст рассматриваемой рекламы в рамках сложившегося между юридическими лицами делового оборота был направлен в ООО «Ивановский Бизнес» сотрудницей ОАО «НБД-Банк» <…> по электронной почте согласно заключенному договору на оказание рекламных услуг №0100-41/13-Р-047 от 20 марта 2013 года и приложению к нему. Публикация рекламы в журнале «Ивановский Бизнесъ» №3 за 2013 год на стр. 17 была оплачена ОАО «НБД-Банк», каких-либо претензий рекламораспространителю не предъявлялось.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименованию) организации, предоставляющей соответствующую услугу.

В ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями обязанности по указанию наименования юридического лица, оказывающего эти финансовые услуги. Данная императивная обязанность не была соблюдена.

За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «НБД-Банк».

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в нарушении ОАО «НБД-Банк» при размещении рекламы требований  Закона о рекламе.

Субъект административного правонарушения – рекламодатель ОАО «НБД-Банк».

В соответствии со статьей 2.10. КоАП РФ юридическое лицо подлежит административной ответственности в случае совершения административного правонарушения.

Субъективная сторона: согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ОАО «НБД-Банк» при распространении рекламы имело возможность исполнить требования законодательства о рекламе, однако, не сделало этого, при этом, объективные обстоятельства, делающие невозможным выполнение ОАО «НБД-Банк» требований Закона о рекламе, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, ОАО «НБД-Банк» совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 КоАП РФ, выразившееся в нарушении рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе.

На рассмотрении  дела об административном правонарушении № 02-36/2014-001  представитель ОАО «НБД-Банк» вину в совершении правонарушения не признал, поддержав изложенные ранее письменные доводы банка.

Виновность ОАО «НБД-Банк» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: решением Комиссии Ивановского УФАС России по делу № 02-35/2013-035 от 29 октября 2013 года,  письменными пояснениями (вх. №3581 от 17.10.2013), объяснительными записками сотрудников ОАО «НБД-Банк» <…>; скриншотами переписки главного редактора ООО «Ивановский бизнес» <…> со специалистом по связям с общественностью ОАО «НБД-Банк» <…> о направлении и согласовании макета рассматриваемой рекламы для опубликования в журнале (вх. № 3374 от 24.09.2013).

При рассмотрении дела об административном правонарушении была рассмотрена возможность применения к ОАО «НБД-Банк» ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность совершенного правонарушения).

На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10, введенный постановлением Пленума ВАС РФ от 20 ноября 2008 года № 60).

По смыслу статьи 2.9. КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Операции, связанные с такими материальными благами, как денежные средства, всегда предполагают риск и опасения за их утрату. В связи с этим должны приниматься все необходимые меры для обеспечения добросовестности, интересов потребителей и оправдания их доверия. В данном случае, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ОАО «НБД-Банк» имелась. Доказательств, принятия Обществом мер по предотвращению вменяемого ему правонарушения, не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях Общества.

В рассматриваемом случае ОАО «НБД-Банк» при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности, а также осуществления надлежащего контроля за соблюдением законодательства при распространении рекламы могло не допустить совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Необходимо учитывать, что в силу положений ст. 1 Закона о рекламе целями данного закона являются реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

Существенная угроза общественным отношениям в сфере рекламы выражается в пренебрежительном отношении ОАО «НБД-Банк» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, как рекламодателя при распространении рекламы, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

При неосторожности пренебрежительное отношение обретает форму самонадеянности (легкомыслия) либо небрежности.

Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя в совершенном правонарушении, прихожу к выводу, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с этим не допустимо применение                         статьи 2.9. КоАП РФ. Применение в рассматриваемом случае статьи 2.9. КоАП РФ не обеспечит адекватную защиту охраняемым общественным отношениям, а также не приведет к достижению установленной законом цели предупреждения совершения новых правонарушений.

Место совершения административного правонарушения – г. Иваново.

Дата совершения административного правонарушения – 25 марта 2013 года.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ОАО «НБД-Банк» является:

- совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ОАО «НБД-Банк», предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ОАО «НБД-Банк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Реквизиты для перечисления суммы штрафа: <…>

Назначение платежа: оплата штрафа по постановлению о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 02-36/2014-001 от 18 марта 2014 года.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. 

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Подпись должностного лица

stdClass Object ( [vid] => 9691 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №02-36/2014-001 (в отношении ОАО "НБД-Банк") [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9691 [type] => solution [language] => ru [created] => 1396954516 [changed] => 1396954516 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1396954516 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 02-36/2014-001

 

18 марта 2014 года                                                                                                       город Иваново

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <..>, рассмотрев протокол № 02-36/2014-001 от 17 февраля 2014 года и другие материалы дела об административном правонарушении № 02-36/2014-001, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «НБД-Банк» (<…>), в присутствии представителя Общества – <…>,

 

УСТАНОВИЛ:

17 февраля 2014 года главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <…> составила протокол об административном правонарушении № 02-36/2014-001 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ОАО «НБД-Банк».

В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г. Иваново, в котором содержалась информация о распространении рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В результате рассмотрения заявления было установлено, что в журнале «Ивановский Бизнесъ» №3 за 2013 год на стр. 17 размещалась реклама ОАО «НБД-Банка» без указания наименования кредитной организации, также в тексте были приведены только следующие условия предоставления указанной финансовой услуги: «в рамках программы «Проще простого» предприниматели могут получить кредит до 500 тыс. руб. на максимальный срок – 2 года под залог автомобиля <…> предусмотрено досрочное погашение кредита в любое время без дополнительных комиссий».

Указанная реклама содержала признаки нарушения ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (Далее – Закон о рекламе), согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Наряду с этим, данная реклама содержала признаки нарушения ч.3 ст.28 Закона о рекламе, согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, журналом «Ивановский Бизнесъ» №3 за 2013 год.

Ивановским УФАС России по данному факту 26 августа 2013 года было возбуждено дело № 02-35/2013-035 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

25 октября 2013 года по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Ивановского УФАС России была оглашена резолютивная часть решения о признании рассматриваемой рекламы ненадлежащей, нарушающей требования ч.1 ст. 28 Закона о рекламе. Материалы дела переданы должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-   направлена на привлечение внимания к ОАО «НБД-Банк» и оказываемой финансовой услуге;

-    призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке;

-      адресована неопределенному кругу лиц.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции и является закрытым. Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках и банковской деятельности) кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности.

Согласно ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности.

Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.

В своих письменных пояснениях (вх. №3581 от 17.10.2013) ОАО «НБД-Банк» (далее - Общество) ссылается на то, что действия Общества не противоречат законодательству, т.к. организационно-правовая форма может быть отделена от наименования юридического лица, при этом в рассматриваемой статье 6 раз было указано фирменное наименование Общества.

Однако данные доводы противоречат действующему законодательству и материалам дела.

В соответствии с ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с ч. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Согласно ч.2 указанной статьи ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Согласно п. «а» ч.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке.

В соответствии со ст. 7 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация». Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

Таким образом, приведенные нормы законодательства Российской Федерации свидетельствуют о том, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования. Данный вывод подтверждается также постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2012 года по делу №А17-1968/2012, постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2012 года по делу №А17-2252/2012.

В соответствии с представленными в материалы дела Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.07.2013, а также ст.2 Устава ОАО «НБД-Банк» полное наименование юридического лица на русском языке - Открытое акционерное общество «НБД-Банк», сокращенное наименование юридического лица на русском языке – ОАО «НБД-Банк», фирменное наименование юридического лица - Открытое акционерное общество «НБД-Банк», сокращенное фирменное наименование юридического лица на русском языке - ОАО «НБД-Банк».

Таким образом, приведенные нормы законодательства Российской Федерации и материалы дела свидетельствуют о том, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.

К материалам дела также приобщены и учитывались при  вынесении постановления следующие сведения и документы:

- заключенный между ОАО «НБД-Банк» и ООО «Ивановский бизнес» договор №11 на оказание рекламных услуг от 20.03.2013 с приложением №1, согласно которому в журнале «Ивановский бизнесъ» №3 за 2013 год была опубликована рассматриваемая реклама ОАО «НБД-Банк»;

-  Акт №00000019 от 29.03.2013 о выполнении работ по указанному договору  и отсутствию каких-либо претензий заказчика;

- объяснительные записки сотрудников ОАО «НБД-Банк» <…> об обстоятельствах направления в ООО «Ивановский бизнес» для опубликования макета рассматриваемой рекламы;

- приказы о принятии на работу в ОАО «НБД-Банк» <…> и др.

- скриншоты переписки главного редактора ООО «Ивановский бизнес» <…> со специалистом по связям с общественностью ОАО «НБД-Банк»  <…> о направлении и согласовании макета рассматриваемой рекламы для опубликования в журнале (вх. № 3374 от 24.09.2013);

 - заключенные между ОАО «НБД-Банк» и ООО «Ивановский бизнес» договоры на оказание рекламных услуг с приложениями, акты выполненных работ к ним,  скриншоты переписки главного редактора ООО «Ивановский бизнес» <…> со специалистом по связям с общественностью ОАО «НБД-Банк»  <….> о направлении и согласовании макетов другой рекламы банка для опубликования в журнале (вх. № 3605 от 18.10.2013).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что текст рассматриваемой рекламы в рамках сложившегося между юридическими лицами делового оборота был направлен в ООО «Ивановский Бизнес» сотрудницей ОАО «НБД-Банк» <…> по электронной почте согласно заключенному договору на оказание рекламных услуг №0100-41/13-Р-047 от 20 марта 2013 года и приложению к нему. Публикация рекламы в журнале «Ивановский Бизнесъ» №3 за 2013 год на стр. 17 была оплачена ОАО «НБД-Банк», каких-либо претензий рекламораспространителю не предъявлялось.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименованию) организации, предоставляющей соответствующую услугу.

В ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями обязанности по указанию наименования юридического лица, оказывающего эти финансовые услуги. Данная императивная обязанность не была соблюдена.

За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «НБД-Банк».

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в нарушении ОАО «НБД-Банк» при размещении рекламы требований  Закона о рекламе.

Субъект административного правонарушения – рекламодатель ОАО «НБД-Банк».

В соответствии со статьей 2.10. КоАП РФ юридическое лицо подлежит административной ответственности в случае совершения административного правонарушения.

Субъективная сторона: согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ОАО «НБД-Банк» при распространении рекламы имело возможность исполнить требования законодательства о рекламе, однако, не сделало этого, при этом, объективные обстоятельства, делающие невозможным выполнение ОАО «НБД-Банк» требований Закона о рекламе, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, ОАО «НБД-Банк» совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 КоАП РФ, выразившееся в нарушении рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе.

На рассмотрении  дела об административном правонарушении № 02-36/2014-001  представитель ОАО «НБД-Банк» вину в совершении правонарушения не признал, поддержав изложенные ранее письменные доводы банка.

Виновность ОАО «НБД-Банк» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: решением Комиссии Ивановского УФАС России по делу № 02-35/2013-035 от 29 октября 2013 года,  письменными пояснениями (вх. №3581 от 17.10.2013), объяснительными записками сотрудников ОАО «НБД-Банк» <…>; скриншотами переписки главного редактора ООО «Ивановский бизнес» <…> со специалистом по связям с общественностью ОАО «НБД-Банк» <…> о направлении и согласовании макета рассматриваемой рекламы для опубликования в журнале (вх. № 3374 от 24.09.2013).

При рассмотрении дела об административном правонарушении была рассмотрена возможность применения к ОАО «НБД-Банк» ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность совершенного правонарушения).

На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10, введенный постановлением Пленума ВАС РФ от 20 ноября 2008 года № 60).

По смыслу статьи 2.9. КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Операции, связанные с такими материальными благами, как денежные средства, всегда предполагают риск и опасения за их утрату. В связи с этим должны приниматься все необходимые меры для обеспечения добросовестности, интересов потребителей и оправдания их доверия. В данном случае, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ОАО «НБД-Банк» имелась. Доказательств, принятия Обществом мер по предотвращению вменяемого ему правонарушения, не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях Общества.

В рассматриваемом случае ОАО «НБД-Банк» при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности, а также осуществления надлежащего контроля за соблюдением законодательства при распространении рекламы могло не допустить совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Необходимо учитывать, что в силу положений ст. 1 Закона о рекламе целями данного закона являются реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

Существенная угроза общественным отношениям в сфере рекламы выражается в пренебрежительном отношении ОАО «НБД-Банк» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, как рекламодателя при распространении рекламы, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

При неосторожности пренебрежительное отношение обретает форму самонадеянности (легкомыслия) либо небрежности.

Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя в совершенном правонарушении, прихожу к выводу, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с этим не допустимо применение                         статьи 2.9. КоАП РФ. Применение в рассматриваемом случае статьи 2.9. КоАП РФ не обеспечит адекватную защиту охраняемым общественным отношениям, а также не приведет к достижению установленной законом цели предупреждения совершения новых правонарушений.

Место совершения административного правонарушения – г. Иваново.

Дата совершения административного правонарушения – 25 марта 2013 года.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ОАО «НБД-Банк» является:

- совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ОАО «НБД-Банк», предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ОАО «НБД-Банк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Реквизиты для перечисления суммы штрафа: <…>

Назначение платежа: оплата штрафа по постановлению о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 02-36/2014-001 от 18 марта 2014 года.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. 

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Подпись должностного лица

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 02-36/2014-001

 

18 марта 2014 года                                                                                                       город Иваново

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <..>, рассмотрев протокол № 02-36/2014-001 от 17 февраля 2014 года и другие материалы дела об административном правонарушении № 02-36/2014-001, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «НБД-Банк» (<…>), в присутствии представителя Общества – <…>,

 

УСТАНОВИЛ:

17 февраля 2014 года главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <…> составила протокол об административном правонарушении № 02-36/2014-001 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ОАО «НБД-Банк».

В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г. Иваново, в котором содержалась информация о распространении рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В результате рассмотрения заявления было установлено, что в журнале «Ивановский Бизнесъ» №3 за 2013 год на стр. 17 размещалась реклама ОАО «НБД-Банка» без указания наименования кредитной организации, также в тексте были приведены только следующие условия предоставления указанной финансовой услуги: «в рамках программы «Проще простого» предприниматели могут получить кредит до 500 тыс. руб. на максимальный срок – 2 года под залог автомобиля <…> предусмотрено досрочное погашение кредита в любое время без дополнительных комиссий».

Указанная реклама содержала признаки нарушения ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (Далее – Закон о рекламе), согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Наряду с этим, данная реклама содержала признаки нарушения ч.3 ст.28 Закона о рекламе, согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, журналом «Ивановский Бизнесъ» №3 за 2013 год.

Ивановским УФАС России по данному факту 26 августа 2013 года было возбуждено дело № 02-35/2013-035 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

25 октября 2013 года по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Ивановского УФАС России была оглашена резолютивная часть решения о признании рассматриваемой рекламы ненадлежащей, нарушающей требования ч.1 ст. 28 Закона о рекламе. Материалы дела переданы должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-   направлена на привлечение внимания к ОАО «НБД-Банк» и оказываемой финансовой услуге;

-    призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке;

-      адресована неопределенному кругу лиц.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции и является закрытым. Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках и банковской деятельности) кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности.

Согласно ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности.

Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.

В своих письменных пояснениях (вх. №3581 от 17.10.2013) ОАО «НБД-Банк» (далее - Общество) ссылается на то, что действия Общества не противоречат законодательству, т.к. организационно-правовая форма может быть отделена от наименования юридического лица, при этом в рассматриваемой статье 6 раз было указано фирменное наименование Общества.

Однако данные доводы противоречат действующему законодательству и материалам дела.

В соответствии с ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с ч. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Согласно ч.2 указанной статьи ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Согласно п. «а» ч.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке.

В соответствии со ст. 7 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация». Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

Таким образом, приведенные нормы законодательства Российской Федерации свидетельствуют о том, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования. Данный вывод подтверждается также постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2012 года по делу №А17-1968/2012, постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2012 года по делу №А17-2252/2012.

В соответствии с представленными в материалы дела Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.07.2013, а также ст.2 Устава ОАО «НБД-Банк» полное наименование юридического лица на русском языке - Открытое акционерное общество «НБД-Банк», сокращенное наименование юридического лица на русском языке – ОАО «НБД-Банк», фирменное наименование юридического лица - Открытое акционерное общество «НБД-Банк», сокращенное фирменное наименование юридического лица на русском языке - ОАО «НБД-Банк».

Таким образом, приведенные нормы законодательства Российской Федерации и материалы дела свидетельствуют о том, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.

К материалам дела также приобщены и учитывались при  вынесении постановления следующие сведения и документы:

- заключенный между ОАО «НБД-Банк» и ООО «Ивановский бизнес» договор №11 на оказание рекламных услуг от 20.03.2013 с приложением №1, согласно которому в журнале «Ивановский бизнесъ» №3 за 2013 год была опубликована рассматриваемая реклама ОАО «НБД-Банк»;

-  Акт №00000019 от 29.03.2013 о выполнении работ по указанному договору  и отсутствию каких-либо претензий заказчика;

- объяснительные записки сотрудников ОАО «НБД-Банк» <…> об обстоятельствах направления в ООО «Ивановский бизнес» для опубликования макета рассматриваемой рекламы;

- приказы о принятии на работу в ОАО «НБД-Банк» <…> и др.

- скриншоты переписки главного редактора ООО «Ивановский бизнес» <…> со специалистом по связям с общественностью ОАО «НБД-Банк»  <…> о направлении и согласовании макета рассматриваемой рекламы для опубликования в журнале (вх. № 3374 от 24.09.2013);

 - заключенные между ОАО «НБД-Банк» и ООО «Ивановский бизнес» договоры на оказание рекламных услуг с приложениями, акты выполненных работ к ним,  скриншоты переписки главного редактора ООО «Ивановский бизнес» <…> со специалистом по связям с общественностью ОАО «НБД-Банк»  <….> о направлении и согласовании макетов другой рекламы банка для опубликования в журнале (вх. № 3605 от 18.10.2013).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что текст рассматриваемой рекламы в рамках сложившегося между юридическими лицами делового оборота был направлен в ООО «Ивановский Бизнес» сотрудницей ОАО «НБД-Банк» <…> по электронной почте согласно заключенному договору на оказание рекламных услуг №0100-41/13-Р-047 от 20 марта 2013 года и приложению к нему. Публикация рекламы в журнале «Ивановский Бизнесъ» №3 за 2013 год на стр. 17 была оплачена ОАО «НБД-Банк», каких-либо претензий рекламораспространителю не предъявлялось.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименованию) организации, предоставляющей соответствующую услугу.

В ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями обязанности по указанию наименования юридического лица, оказывающего эти финансовые услуги. Данная императивная обязанность не была соблюдена.

За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «НБД-Банк».

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в нарушении ОАО «НБД-Банк» при размещении рекламы требований  Закона о рекламе.

Субъект административного правонарушения – рекламодатель ОАО «НБД-Банк».

В соответствии со статьей 2.10. КоАП РФ юридическое лицо подлежит административной ответственности в случае совершения административного правонарушения.

Субъективная сторона: согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ОАО «НБД-Банк» при распространении рекламы имело возможность исполнить требования законодательства о рекламе, однако, не сделало этого, при этом, объективные обстоятельства, делающие невозможным выполнение ОАО «НБД-Банк» требований Закона о рекламе, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, ОАО «НБД-Банк» совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 КоАП РФ, выразившееся в нарушении рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе.

На рассмотрении  дела об административном правонарушении № 02-36/2014-001  представитель ОАО «НБД-Банк» вину в совершении правонарушения не признал, поддержав изложенные ранее письменные доводы банка.

Виновность ОАО «НБД-Банк» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: решением Комиссии Ивановского УФАС России по делу № 02-35/2013-035 от 29 октября 2013 года,  письменными пояснениями (вх. №3581 от 17.10.2013), объяснительными записками сотрудников ОАО «НБД-Банк» <…>; скриншотами переписки главного редактора ООО «Ивановский бизнес» <…> со специалистом по связям с общественностью ОАО «НБД-Банк» <…> о направлении и согласовании макета рассматриваемой рекламы для опубликования в журнале (вх. № 3374 от 24.09.2013).

При рассмотрении дела об административном правонарушении была рассмотрена возможность применения к ОАО «НБД-Банк» ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность совершенного правонарушения).

На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10, введенный постановлением Пленума ВАС РФ от 20 ноября 2008 года № 60).

По смыслу статьи 2.9. КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Операции, связанные с такими материальными благами, как денежные средства, всегда предполагают риск и опасения за их утрату. В связи с этим должны приниматься все необходимые меры для обеспечения добросовестности, интересов потребителей и оправдания их доверия. В данном случае, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ОАО «НБД-Банк» имелась. Доказательств, принятия Обществом мер по предотвращению вменяемого ему правонарушения, не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях Общества.

В рассматриваемом случае ОАО «НБД-Банк» при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности, а также осуществления надлежащего контроля за соблюдением законодательства при распространении рекламы могло не допустить совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Необходимо учитывать, что в силу положений ст. 1 Закона о рекламе целями данного закона являются реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

Существенная угроза общественным отношениям в сфере рекламы выражается в пренебрежительном отношении ОАО «НБД-Банк» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, как рекламодателя при распространении рекламы, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

При неосторожности пренебрежительное отношение обретает форму самонадеянности (легкомыслия) либо небрежности.

Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя в совершенном правонарушении, прихожу к выводу, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с этим не допустимо применение                         статьи 2.9. КоАП РФ. Применение в рассматриваемом случае статьи 2.9. КоАП РФ не обеспечит адекватную защиту охраняемым общественным отношениям, а также не приведет к достижению установленной законом цели предупреждения совершения новых правонарушений.

Место совершения административного правонарушения – г. Иваново.

Дата совершения административного правонарушения – 25 марта 2013 года.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ОАО «НБД-Банк» является:

- совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ОАО «НБД-Банк», предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ОАО «НБД-Банк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Реквизиты для перечисления суммы штрафа: <…>

Назначение платежа: оплата штрафа по постановлению о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 02-36/2014-001 от 18 марта 2014 года.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. 

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Подпись должностного лица

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => - [format] => [safe_value] => - ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-18 10:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-18 10:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1396954516 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )