Решение по делу №02-35/2013-054 (реклама)

Номер дела: 02-35/2013-054
Дата публикации: 20 января 2014, 17:00

Р Е Ш Е Н И Е

Дата принятия решения: 16 января 2014 года                                                       г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-054, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

-   в отсутствие заявителя – <…>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

- в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Общества с ограниченной ответственностью «Алиса Интернейшнл» (<…>),

- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: индивидуального предпринимателя  Шалашова Г.Н. (<…>) - <….> по доверенности,

- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Общества с ограниченной ответственностью «Альянс+» (<…>)- <…> по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г. Иваново, в котором содержалась информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, в газете «Гипермаркет Иваново» №41(413) от 16 октября 2013 года на стр.2 была опубликована реклама Центра автокредитования и страхования «АгатГрупп», в тексте которой содержался следующий текст: «Центр автокредитования и страхования «АгатГрупп» Экспресс-кредит для всех регионов России. Первоначальный взнос от 0% <…> Содействие в получении кредита: ОАО «Сбербанк России» лиц. №1481 от 03.10.2002 г.; Экспресс-кредит от 0% на срок до 7 лет».

Согласно представленным пояснениям в указанной рекламе отдельно упоминается кредит ОАО «Сбербанк России» и иные экспресс-кредиты других банков.

Следовательно, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (Далее – Закон о рекламе), согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Наряду с этим, данная реклама содержит признаки нарушения ч.3 ст.28 Закона о рекламе, согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, газетой «Гипермаркет Иваново» №41(413) от 16 октября 2013.

Ивановским УФАС России по данному факту 20 декабря 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-053 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-         адресована неопределенному кругу лиц;

-          направлена на привлечение внимания к Центру автокредитования и страхования «АгатГрупп», а также оказываемым услугам, в том числе финансовым;

-       призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции и является закрытым. Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках и банковской деятельности) кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности.

Согласно ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности.

Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.

В письменных пояснениях ООО «Альянс+» указал, что в рассматриваемой рекламе слова «Экспресс-кредит для всех регионов России. Первоначальный взнос от 0% Экспресс-кредит от 0% на срок до 7 лет» не относятся к рекламе услуги по содействию в получении кредита ОАО «Сбербанк России». Таким образом, в рекламе не указано наименование лица, предоставляющего экспресс-кредиты, а также все условия оказания данной услуги.

В соответствии с п.25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, может относиться информация о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.). Вместе с тем, рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов. Указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименованию) организации, предоставляющей соответствующую услугу.

В ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями обязанности по указанию наименования юридического лица, оказывающего эти финансовые услуги. Данная императивная обязанность не была соблюдена.

За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель. За нарушение требований ч.3 ст.28 Закона о рекламе согласно ч.6 ст.38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Альянс+», рекламопроизводителем и рекламодателем – ООО «Алиса Интернейшнл», рекламораспространителем рекламы является ИП Шалашов Г.Н.

Согласно письменным пояснениям ИП Шалашова Г.Н. по ошибке менеджера рассматриваемая реклама была опубликована без согласования с рекламодателем.

На рассмотрении дела №02-35/2013-054 представитель ООО «Альянс+» нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе признал и пояснил, что в настоящее время рассматриваемая реклама распространяется в исправленном виде.

По обстоятельствам дела представитель ИП Шалашова Г.Н. факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе признал и пояснил, что в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 1. Признать рекламу, содержащую следующий текст: «Центр автокредитования и страхования «АгатГрупп» Экспресс-кредит для всех регионов России. Первоначальный взнос от 0% <…> Содействие в получении кредита: ОАО «Сбербанк России» лиц. №1481 от 03.10.2002 г.; Экспресс-кредит от 0% на срок до 7 лет», опубликованную в газете «Гипермаркет Иваново» №41(413) от 16 октября 2013 года на стр.2, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.1 и ч.3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 16 января 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подписи членов Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 9456 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №02-35/2013-054 (реклама) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9456 [type] => solution [language] => ru [created] => 1390470360 [changed] => 1390563802 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1390563802 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

Дата принятия решения: 16 января 2014 года                                                       г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-054, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

-   в отсутствие заявителя – <…>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

- в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Общества с ограниченной ответственностью «Алиса Интернейшнл» (<…>),

- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: индивидуального предпринимателя  Шалашова Г.Н. (<…>) - <….> по доверенности,

- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Общества с ограниченной ответственностью «Альянс+» (<…>)- <…> по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г. Иваново, в котором содержалась информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, в газете «Гипермаркет Иваново» №41(413) от 16 октября 2013 года на стр.2 была опубликована реклама Центра автокредитования и страхования «АгатГрупп», в тексте которой содержался следующий текст: «Центр автокредитования и страхования «АгатГрупп» Экспресс-кредит для всех регионов России. Первоначальный взнос от 0% <…> Содействие в получении кредита: ОАО «Сбербанк России» лиц. №1481 от 03.10.2002 г.; Экспресс-кредит от 0% на срок до 7 лет».

Согласно представленным пояснениям в указанной рекламе отдельно упоминается кредит ОАО «Сбербанк России» и иные экспресс-кредиты других банков.

Следовательно, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (Далее – Закон о рекламе), согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Наряду с этим, данная реклама содержит признаки нарушения ч.3 ст.28 Закона о рекламе, согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, газетой «Гипермаркет Иваново» №41(413) от 16 октября 2013.

Ивановским УФАС России по данному факту 20 декабря 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-053 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-         адресована неопределенному кругу лиц;

-          направлена на привлечение внимания к Центру автокредитования и страхования «АгатГрупп», а также оказываемым услугам, в том числе финансовым;

-       призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции и является закрытым. Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках и банковской деятельности) кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности.

Согласно ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности.

Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.

В письменных пояснениях ООО «Альянс+» указал, что в рассматриваемой рекламе слова «Экспресс-кредит для всех регионов России. Первоначальный взнос от 0% Экспресс-кредит от 0% на срок до 7 лет» не относятся к рекламе услуги по содействию в получении кредита ОАО «Сбербанк России». Таким образом, в рекламе не указано наименование лица, предоставляющего экспресс-кредиты, а также все условия оказания данной услуги.

В соответствии с п.25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, может относиться информация о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.). Вместе с тем, рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов. Указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименованию) организации, предоставляющей соответствующую услугу.

В ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями обязанности по указанию наименования юридического лица, оказывающего эти финансовые услуги. Данная императивная обязанность не была соблюдена.

За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель. За нарушение требований ч.3 ст.28 Закона о рекламе согласно ч.6 ст.38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Альянс+», рекламопроизводителем и рекламодателем – ООО «Алиса Интернейшнл», рекламораспространителем рекламы является ИП Шалашов Г.Н.

Согласно письменным пояснениям ИП Шалашова Г.Н. по ошибке менеджера рассматриваемая реклама была опубликована без согласования с рекламодателем.

На рассмотрении дела №02-35/2013-054 представитель ООО «Альянс+» нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе признал и пояснил, что в настоящее время рассматриваемая реклама распространяется в исправленном виде.

По обстоятельствам дела представитель ИП Шалашова Г.Н. факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе признал и пояснил, что в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 1. Признать рекламу, содержащую следующий текст: «Центр автокредитования и страхования «АгатГрупп» Экспресс-кредит для всех регионов России. Первоначальный взнос от 0% <…> Содействие в получении кредита: ОАО «Сбербанк России» лиц. №1481 от 03.10.2002 г.; Экспресс-кредит от 0% на срок до 7 лет», опубликованную в газете «Гипермаркет Иваново» №41(413) от 16 октября 2013 года на стр.2, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.1 и ч.3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 16 января 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подписи членов Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

Дата принятия решения: 16 января 2014 года                                                       г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-054, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

-   в отсутствие заявителя – <…>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

- в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Общества с ограниченной ответственностью «Алиса Интернейшнл» (<…>),

- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: индивидуального предпринимателя  Шалашова Г.Н. (<…>) - <….> по доверенности,

- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Общества с ограниченной ответственностью «Альянс+» (<…>)- <…> по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г. Иваново, в котором содержалась информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, в газете «Гипермаркет Иваново» №41(413) от 16 октября 2013 года на стр.2 была опубликована реклама Центра автокредитования и страхования «АгатГрупп», в тексте которой содержался следующий текст: «Центр автокредитования и страхования «АгатГрупп» Экспресс-кредит для всех регионов России. Первоначальный взнос от 0% <…> Содействие в получении кредита: ОАО «Сбербанк России» лиц. №1481 от 03.10.2002 г.; Экспресс-кредит от 0% на срок до 7 лет».

Согласно представленным пояснениям в указанной рекламе отдельно упоминается кредит ОАО «Сбербанк России» и иные экспресс-кредиты других банков.

Следовательно, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (Далее – Закон о рекламе), согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Наряду с этим, данная реклама содержит признаки нарушения ч.3 ст.28 Закона о рекламе, согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, газетой «Гипермаркет Иваново» №41(413) от 16 октября 2013.

Ивановским УФАС России по данному факту 20 декабря 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-053 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-         адресована неопределенному кругу лиц;

-          направлена на привлечение внимания к Центру автокредитования и страхования «АгатГрупп», а также оказываемым услугам, в том числе финансовым;

-       призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции и является закрытым. Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках и банковской деятельности) кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности.

Согласно ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности.

Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.

В письменных пояснениях ООО «Альянс+» указал, что в рассматриваемой рекламе слова «Экспресс-кредит для всех регионов России. Первоначальный взнос от 0% Экспресс-кредит от 0% на срок до 7 лет» не относятся к рекламе услуги по содействию в получении кредита ОАО «Сбербанк России». Таким образом, в рекламе не указано наименование лица, предоставляющего экспресс-кредиты, а также все условия оказания данной услуги.

В соответствии с п.25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, может относиться информация о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.). Вместе с тем, рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов. Указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименованию) организации, предоставляющей соответствующую услугу.

В ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями обязанности по указанию наименования юридического лица, оказывающего эти финансовые услуги. Данная императивная обязанность не была соблюдена.

За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель. За нарушение требований ч.3 ст.28 Закона о рекламе согласно ч.6 ст.38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Альянс+», рекламопроизводителем и рекламодателем – ООО «Алиса Интернейшнл», рекламораспространителем рекламы является ИП Шалашов Г.Н.

Согласно письменным пояснениям ИП Шалашова Г.Н. по ошибке менеджера рассматриваемая реклама была опубликована без согласования с рекламодателем.

На рассмотрении дела №02-35/2013-054 представитель ООО «Альянс+» нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе признал и пояснил, что в настоящее время рассматриваемая реклама распространяется в исправленном виде.

По обстоятельствам дела представитель ИП Шалашова Г.Н. факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе признал и пояснил, что в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 1. Признать рекламу, содержащую следующий текст: «Центр автокредитования и страхования «АгатГрупп» Экспресс-кредит для всех регионов России. Первоначальный взнос от 0% <…> Содействие в получении кредита: ОАО «Сбербанк России» лиц. №1481 от 03.10.2002 г.; Экспресс-кредит от 0% на срок до 7 лет», опубликованную в газете «Гипермаркет Иваново» №41(413) от 16 октября 2013 года на стр.2, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.1 и ч.3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 16 января 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подписи членов Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-35/2013-054 [format] => [safe_value] => 02-35/2013-054 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-20 13:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-16 09:44:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1390470360 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )