Решение по делу №02-35/2013-050 (в отношении ЗАО "Оригинал")

Номер дела: 02-35/2013-050
Дата публикации: 25 декабря 2013, 17:06

Р Е Ш Е Н И Е

Дата принятия решения: 18 декабря 2013 года                                                       г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-050, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие заявителя – <…>, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения указанного дела,

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе Закрытого акционерного общества «Оригинал» (<…>):

- <….>,

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г. Иваново, в котором содержалась информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, заявитель указал, что в г. Иваново в ТЦ «Вертикаль» (пр-т Ленина, д. 20А) распространялись рекламные листовки фитнес-клуба «Energy», в которых рекламировались медицинские услуги (массаж и эпиляция) без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.

К заявлению была приложена листовка следующего содержания: «Мы работаем. Вами восхищаются. Все просто… Фитнес-клуб Energy пр-т Ленина, 20-А тел.: 32-84-04 ТЦ «Вертикаль» www.fitnes-energy.ru Обертывания массаж эпиляция маникюр педикюр кедр. бочка  ик-сауна Energy Spa ТЦ «Вертикаль», 1 этаж www.fitnes-energy.ru пр-т Ленина, 20-А тел.:41-32-73».

Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Также рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.7 ст.7 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, листовкой.

Ивановским УФАС России по данному факту 27 ноября 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-050 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей                                Общества, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-   направлена на привлечение внимания к фитнес-клубу Energy и Energy Spa, а также к оказываемым там услугам;

-   призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке;

-     адресована неопределенному кругу лиц.

Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

На основании п. 50 Указаний «в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи, проведения физиотерапевтических и иных процедур, массажей (включая гидромассаж)».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой проведение эпиляции (код ПМУ 14.01.015), общий массаж (код ПМУ 21.01.001), массаж лица (код ПМУ 21.01.002), массаж шеи (код ПМУ 21.01.003), массаж рук (код ПМУ 21.01.004), массаж волосистой части головы (код ПМУ 21.01.005), массаж ног (код ПМУ 21.01.009) входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

В соответствии с п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Согласно Перечню работ (услуг, составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», к медицинской деятельности относятся, в том числе, работы (услуги) по косметологии и медицинскому массажу.

Вместе с тем, в Ивановское УФАС России не была представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности. В пояснениях ЗАО «Оригинал» (вх. №3743 от 05.11.2013) указало, что не оказывает подлежащих лицензированию услуг, все виды массажей являются расслабляющими, тонизирующими либо косметическими, относятся не к медицинским, а к бытовым услугам. К тому же рассматриваемая реклама распространялась только на территории ТЦ «Вертикаль», в принадлежащем ЗАО «Оригинал» (далее – Общество) на праве собственности здании.

Ивановским УФАС России проведен осмотр интернет-сайта, адрес которого указан в рассматриваемой листовке, по результатам которого установлено, что на нем размещена информация об оказываемых в Energy Spa видах массажа (спортивный, антицеллюлитный, косметический, антистрессовый, массаж головы и воротниковой зоны, классический (общий оздоровительный), массаж спины, лечебный массаж, испанский омолаживающий массаж (лицо и зона декольте), а также биоэпиляции.

Наряду с этим в материалы дела представлен действующий на дату распространения рассматриваемой рекламы прейскурант цен на услуги Spa-салона Energy Spa, в котором перечислены оказываемые услуги, в том числе: классический массаж лица, восковая эпиляция, оздоровительный массаж (при шейно-грудном остеохондрозе, при пояснично-крестцовом остеохондрозе, при сколеозе, при гипертонической болезни, общеоздоровительный массаж (тела, головы, воротниковой зоны, живота, поясницы, рук, ног, спины). Отдельно в прейскуранте цен приведены: relax-массаж, антицеллюлитный и спортивный массаж.

В письменных пояснениях (вх. № 4047 от 05.12.2013) ЗАО «Оригинал» ссылается на то, что по факту распространения рассматриваемой рекламной листовки в 2012 году Ивановским УФАС России уже выносилось решение о признании указанной рекламы ненадлежащей, поэтому дело 02-35/2013-050 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольным органом возбуждено незаконно.

Однако с данным доводом согласиться нельзя, т.к. решение « 07-18/2012-010 от 06 июня 2012 года, на которое ссылается ЗАО «Оригинал», было вынесено по факту распространения рекламной листовки иного содержания, копия которой приобщена к материалам дела.

На рассмотрении дела №02-35/2013-050, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, представители Общества факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не признали, поддержав изложенные письменно доводы.

Дополнительно <…> сообщила, что ЗАО «Оригинал» не оказывает медицинские услуги, в настоящее время Обществом только ведется работа по сбору документов на получение медицинской лицензии. Информация в представленном в материалы дела прайс-листе и на сайте ЗАО «Оригинал», адрес которого указан в рассматриваемой листовке, указана только в целях привлечения клиентов и не является достоверной. В настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется. Также представитель ЗАО «Оригинал» подтвердила, что фитнес-клуб Energy и Spa-салон Energy Spa являются структурными подразделениями ЗАО «Оригинал».

Комиссией приняты во внимание доводы ЗАО «Оригинал» о том, что в настоящее время в фитнес-клубе Energy и Spa-салоне Energy Spa указанные в рекламе медицинские услуги не оказываются. Следовательно, рассматриваемая реклама содержит не признаки нарушения ч.7 ст.7 Закона о рекламе, а признаки нарушения п.2 ч.3 ст.5 данного закона, согласно которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

За нарушение требований ч.7 ст.24 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч. 7 ст. 38 данного закона ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель. За нарушение п.2 ч.3 ст.5 Закона о рекламе согласно ч. 6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ЗАО «Оригинал».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 1. Признать рекламу следующего содержания: «Мы работаем. Вами восхищаются. Все просто… Фитнес-клуб Energy пр-т Ленина, 20-А тел.: 32-84-04 ТЦ «Вертикаль» www.fitnes-energy.ru Обертывания массаж эпиляция маникюр педикюр кедр. бочка  ик-сауна Energy Spa ТЦ «Вертикаль», 1 этаж www.fitnes-energy.ru пр-т Ленина, 20-А тел.:41-32-73», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 9414 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №02-35/2013-050 (в отношении ЗАО "Оригинал") [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9414 [type] => solution [language] => ru [created] => 1387976879 [changed] => 1387976879 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1387976879 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

Дата принятия решения: 18 декабря 2013 года                                                       г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-050, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие заявителя – <…>, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения указанного дела,

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе Закрытого акционерного общества «Оригинал» (<…>):

- <….>,

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г. Иваново, в котором содержалась информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, заявитель указал, что в г. Иваново в ТЦ «Вертикаль» (пр-т Ленина, д. 20А) распространялись рекламные листовки фитнес-клуба «Energy», в которых рекламировались медицинские услуги (массаж и эпиляция) без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.

К заявлению была приложена листовка следующего содержания: «Мы работаем. Вами восхищаются. Все просто… Фитнес-клуб Energy пр-т Ленина, 20-А тел.: 32-84-04 ТЦ «Вертикаль» www.fitnes-energy.ru Обертывания массаж эпиляция маникюр педикюр кедр. бочка  ик-сауна Energy Spa ТЦ «Вертикаль», 1 этаж www.fitnes-energy.ru пр-т Ленина, 20-А тел.:41-32-73».

Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Также рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.7 ст.7 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, листовкой.

Ивановским УФАС России по данному факту 27 ноября 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-050 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей                                Общества, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-   направлена на привлечение внимания к фитнес-клубу Energy и Energy Spa, а также к оказываемым там услугам;

-   призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке;

-     адресована неопределенному кругу лиц.

Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

На основании п. 50 Указаний «в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи, проведения физиотерапевтических и иных процедур, массажей (включая гидромассаж)».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой проведение эпиляции (код ПМУ 14.01.015), общий массаж (код ПМУ 21.01.001), массаж лица (код ПМУ 21.01.002), массаж шеи (код ПМУ 21.01.003), массаж рук (код ПМУ 21.01.004), массаж волосистой части головы (код ПМУ 21.01.005), массаж ног (код ПМУ 21.01.009) входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

В соответствии с п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Согласно Перечню работ (услуг, составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», к медицинской деятельности относятся, в том числе, работы (услуги) по косметологии и медицинскому массажу.

Вместе с тем, в Ивановское УФАС России не была представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности. В пояснениях ЗАО «Оригинал» (вх. №3743 от 05.11.2013) указало, что не оказывает подлежащих лицензированию услуг, все виды массажей являются расслабляющими, тонизирующими либо косметическими, относятся не к медицинским, а к бытовым услугам. К тому же рассматриваемая реклама распространялась только на территории ТЦ «Вертикаль», в принадлежащем ЗАО «Оригинал» (далее – Общество) на праве собственности здании.

Ивановским УФАС России проведен осмотр интернет-сайта, адрес которого указан в рассматриваемой листовке, по результатам которого установлено, что на нем размещена информация об оказываемых в Energy Spa видах массажа (спортивный, антицеллюлитный, косметический, антистрессовый, массаж головы и воротниковой зоны, классический (общий оздоровительный), массаж спины, лечебный массаж, испанский омолаживающий массаж (лицо и зона декольте), а также биоэпиляции.

Наряду с этим в материалы дела представлен действующий на дату распространения рассматриваемой рекламы прейскурант цен на услуги Spa-салона Energy Spa, в котором перечислены оказываемые услуги, в том числе: классический массаж лица, восковая эпиляция, оздоровительный массаж (при шейно-грудном остеохондрозе, при пояснично-крестцовом остеохондрозе, при сколеозе, при гипертонической болезни, общеоздоровительный массаж (тела, головы, воротниковой зоны, живота, поясницы, рук, ног, спины). Отдельно в прейскуранте цен приведены: relax-массаж, антицеллюлитный и спортивный массаж.

В письменных пояснениях (вх. № 4047 от 05.12.2013) ЗАО «Оригинал» ссылается на то, что по факту распространения рассматриваемой рекламной листовки в 2012 году Ивановским УФАС России уже выносилось решение о признании указанной рекламы ненадлежащей, поэтому дело 02-35/2013-050 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольным органом возбуждено незаконно.

Однако с данным доводом согласиться нельзя, т.к. решение « 07-18/2012-010 от 06 июня 2012 года, на которое ссылается ЗАО «Оригинал», было вынесено по факту распространения рекламной листовки иного содержания, копия которой приобщена к материалам дела.

На рассмотрении дела №02-35/2013-050, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, представители Общества факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не признали, поддержав изложенные письменно доводы.

Дополнительно <…> сообщила, что ЗАО «Оригинал» не оказывает медицинские услуги, в настоящее время Обществом только ведется работа по сбору документов на получение медицинской лицензии. Информация в представленном в материалы дела прайс-листе и на сайте ЗАО «Оригинал», адрес которого указан в рассматриваемой листовке, указана только в целях привлечения клиентов и не является достоверной. В настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется. Также представитель ЗАО «Оригинал» подтвердила, что фитнес-клуб Energy и Spa-салон Energy Spa являются структурными подразделениями ЗАО «Оригинал».

Комиссией приняты во внимание доводы ЗАО «Оригинал» о том, что в настоящее время в фитнес-клубе Energy и Spa-салоне Energy Spa указанные в рекламе медицинские услуги не оказываются. Следовательно, рассматриваемая реклама содержит не признаки нарушения ч.7 ст.7 Закона о рекламе, а признаки нарушения п.2 ч.3 ст.5 данного закона, согласно которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

За нарушение требований ч.7 ст.24 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч. 7 ст. 38 данного закона ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель. За нарушение п.2 ч.3 ст.5 Закона о рекламе согласно ч. 6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ЗАО «Оригинал».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 1. Признать рекламу следующего содержания: «Мы работаем. Вами восхищаются. Все просто… Фитнес-клуб Energy пр-т Ленина, 20-А тел.: 32-84-04 ТЦ «Вертикаль» www.fitnes-energy.ru Обертывания массаж эпиляция маникюр педикюр кедр. бочка  ик-сауна Energy Spa ТЦ «Вертикаль», 1 этаж www.fitnes-energy.ru пр-т Ленина, 20-А тел.:41-32-73», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

Дата принятия решения: 18 декабря 2013 года                                                       г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-050, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие заявителя – <…>, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения указанного дела,

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе Закрытого акционерного общества «Оригинал» (<…>):

- <….>,

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г. Иваново, в котором содержалась информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, заявитель указал, что в г. Иваново в ТЦ «Вертикаль» (пр-т Ленина, д. 20А) распространялись рекламные листовки фитнес-клуба «Energy», в которых рекламировались медицинские услуги (массаж и эпиляция) без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.

К заявлению была приложена листовка следующего содержания: «Мы работаем. Вами восхищаются. Все просто… Фитнес-клуб Energy пр-т Ленина, 20-А тел.: 32-84-04 ТЦ «Вертикаль» www.fitnes-energy.ru Обертывания массаж эпиляция маникюр педикюр кедр. бочка  ик-сауна Energy Spa ТЦ «Вертикаль», 1 этаж www.fitnes-energy.ru пр-т Ленина, 20-А тел.:41-32-73».

Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Также рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.7 ст.7 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, листовкой.

Ивановским УФАС России по данному факту 27 ноября 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-050 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей                                Общества, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-   направлена на привлечение внимания к фитнес-клубу Energy и Energy Spa, а также к оказываемым там услугам;

-   призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке;

-     адресована неопределенному кругу лиц.

Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

На основании п. 50 Указаний «в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи, проведения физиотерапевтических и иных процедур, массажей (включая гидромассаж)».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой проведение эпиляции (код ПМУ 14.01.015), общий массаж (код ПМУ 21.01.001), массаж лица (код ПМУ 21.01.002), массаж шеи (код ПМУ 21.01.003), массаж рук (код ПМУ 21.01.004), массаж волосистой части головы (код ПМУ 21.01.005), массаж ног (код ПМУ 21.01.009) входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

В соответствии с п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Согласно Перечню работ (услуг, составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», к медицинской деятельности относятся, в том числе, работы (услуги) по косметологии и медицинскому массажу.

Вместе с тем, в Ивановское УФАС России не была представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности. В пояснениях ЗАО «Оригинал» (вх. №3743 от 05.11.2013) указало, что не оказывает подлежащих лицензированию услуг, все виды массажей являются расслабляющими, тонизирующими либо косметическими, относятся не к медицинским, а к бытовым услугам. К тому же рассматриваемая реклама распространялась только на территории ТЦ «Вертикаль», в принадлежащем ЗАО «Оригинал» (далее – Общество) на праве собственности здании.

Ивановским УФАС России проведен осмотр интернет-сайта, адрес которого указан в рассматриваемой листовке, по результатам которого установлено, что на нем размещена информация об оказываемых в Energy Spa видах массажа (спортивный, антицеллюлитный, косметический, антистрессовый, массаж головы и воротниковой зоны, классический (общий оздоровительный), массаж спины, лечебный массаж, испанский омолаживающий массаж (лицо и зона декольте), а также биоэпиляции.

Наряду с этим в материалы дела представлен действующий на дату распространения рассматриваемой рекламы прейскурант цен на услуги Spa-салона Energy Spa, в котором перечислены оказываемые услуги, в том числе: классический массаж лица, восковая эпиляция, оздоровительный массаж (при шейно-грудном остеохондрозе, при пояснично-крестцовом остеохондрозе, при сколеозе, при гипертонической болезни, общеоздоровительный массаж (тела, головы, воротниковой зоны, живота, поясницы, рук, ног, спины). Отдельно в прейскуранте цен приведены: relax-массаж, антицеллюлитный и спортивный массаж.

В письменных пояснениях (вх. № 4047 от 05.12.2013) ЗАО «Оригинал» ссылается на то, что по факту распространения рассматриваемой рекламной листовки в 2012 году Ивановским УФАС России уже выносилось решение о признании указанной рекламы ненадлежащей, поэтому дело 02-35/2013-050 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольным органом возбуждено незаконно.

Однако с данным доводом согласиться нельзя, т.к. решение « 07-18/2012-010 от 06 июня 2012 года, на которое ссылается ЗАО «Оригинал», было вынесено по факту распространения рекламной листовки иного содержания, копия которой приобщена к материалам дела.

На рассмотрении дела №02-35/2013-050, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, представители Общества факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не признали, поддержав изложенные письменно доводы.

Дополнительно <…> сообщила, что ЗАО «Оригинал» не оказывает медицинские услуги, в настоящее время Обществом только ведется работа по сбору документов на получение медицинской лицензии. Информация в представленном в материалы дела прайс-листе и на сайте ЗАО «Оригинал», адрес которого указан в рассматриваемой листовке, указана только в целях привлечения клиентов и не является достоверной. В настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется. Также представитель ЗАО «Оригинал» подтвердила, что фитнес-клуб Energy и Spa-салон Energy Spa являются структурными подразделениями ЗАО «Оригинал».

Комиссией приняты во внимание доводы ЗАО «Оригинал» о том, что в настоящее время в фитнес-клубе Energy и Spa-салоне Energy Spa указанные в рекламе медицинские услуги не оказываются. Следовательно, рассматриваемая реклама содержит не признаки нарушения ч.7 ст.7 Закона о рекламе, а признаки нарушения п.2 ч.3 ст.5 данного закона, согласно которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

За нарушение требований ч.7 ст.24 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч. 7 ст. 38 данного закона ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель. За нарушение п.2 ч.3 ст.5 Закона о рекламе согласно ч. 6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ЗАО «Оригинал».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 1. Признать рекламу следующего содержания: «Мы работаем. Вами восхищаются. Все просто… Фитнес-клуб Energy пр-т Ленина, 20-А тел.: 32-84-04 ТЦ «Вертикаль» www.fitnes-energy.ru Обертывания массаж эпиляция маникюр педикюр кедр. бочка  ик-сауна Energy Spa ТЦ «Вертикаль», 1 этаж www.fitnes-energy.ru пр-т Ленина, 20-А тел.:41-32-73», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-35/2013-050 [format] => [safe_value] => 02-35/2013-050 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-25 13:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-18 13:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1387976879 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )