Решение и предписание по делу №02-13/2013-006 (ответчик - Совет Савинского м.р.)

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 02-13/2013-006
Дата публикации: 21 ноября 2013, 09:32

         Решение

Резолютивная часть решения оглашена 20 ноября 2013 г.                                    город Иваново

В полном объеме решение изготовлено 20 ноября 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

рассмотрев дело №02-13/2013-006, возбужденное по признакам нарушения Советом Савинского муниципального района Ивановской области (юридический адрес: 155710  Ивановская  область, п. Савино, ул. Первомайская, д. 22)  подпункта «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,

в присутствии Главы Савинского муниципального района, председателя Совета Савинского муниципального района Ивановской области – <…>.

УСТАНОВИЛА

Ивановским УФАС России в ходе контроля за принятием органами местного самоуправления актов и (или) осуществлением действий (бездействий) были выявлены признаки нарушения Советом Савинского муниципального района Ивановской области (далее - Совет) подпункта «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), выразившегося в установлении норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями (Положение об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденное Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района»).

Приказом Ивановского УФАС России от 15.11.2013 № 113 возбуждено дело № 02-13/2013-006 по признакам нарушения Советом Савинского муниципального района Ивановской области  пп. «в» п. 4 ст. 15 Закона о торговле.

На заседании Комиссии 20.11.2013 <…> пояснил, что указанное нарушение Закона о торговле Совет Савинского муниципального района признает, отметил, что 21.11.2013 состоится плановое заседание Совета Савинского муниципального района, на котором в Положение о работе социальных магазинов на территории Савинского муниципального района будут внесены изменения.  Представил для приобщения к материалам дела проект Решения «О внесении изменений в Решение Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения Главы Совета, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

19.03.2009 принято Решение Савинского районного Совета № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района», которым утверждено Положение об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района (далее - Положение).

В соответствии с п.5.2 Положения социальным магазинам рекомендуется обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями.

Указанное Положение не отменено и действует в настоящее время.

Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает для органов местного самоуправления запрет на дачу хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Закон о торговле определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона о торговле торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Таким образом, социальный магазин является торговым объектом.

Раздел 5 Положения регулирует деятельность социального магазина. При этом п. 5.1 указанного раздела содержит перечень обязанностей, которые должен выполнять хозяйствующий субъект при получении статуса социального магазина

Требование п. 5.2 Положения также может восприниматься хозяйствующими субъектами, как понуждение к заключению указанных договоров, то есть как одна из обязанностей, которую он должен выполнить при получении статуса социального магазина.

Во избежание негативных последствий за неисполнение рекомендаций органа местного самоуправления  хозяйствующие субъекты могут обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями.

Последствием выполнения обязанности по заключению договоров преимущественно с местными товаропроизводителями является ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Однако Закон о торговле устанавливает антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

В соответствии с пп. «в» п. 4 ст. 15 Закона о торговле органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается: понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность.

Соответственно,  действия Совета Савинского муниципального района Ивановской области по установлению норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями, имеют антиконкурентный характер и создают реальную угрозу наступления негативных последствий при осуществлении торговой деятельности на территории Савинского муниципального района.

Таким образом, установление в Положении об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденном Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района», норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями, противоречит Закону о торговле.

Руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением подпункта «в» пункта 4  статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» действия Совета Савинского муниципального района Ивановской области, выразившиеся в установлении норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями (Положение об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденное Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района»).

2. Основания для прекращения рассмотрения дела № 02-13/2013-006, в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

3. Выдать Совету Савинского муниципального района Ивановской области предписание об устранении нарушения подпункта «в» пункта 4  статьи 15 Закона о торговле, для чего в срок до 09.12.2013 исключить пункт 5.2 из  Положения об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденного Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района».

Подписи членов Комиссии

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-13/2013-006

20 ноября 2013 года                                                                                                        г. Иваново

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 20.11.2013 по делу № 02-13/2013-006 (изготовлено в полном объеме 20.11.2013) о нарушении Советом Савинского муниципального района Ивановской области (юридический адрес: 155710  Ивановская  область, п. Савино, ул. Первомайская, д. 22)   подпункта «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету Савинского муниципального района Ивановской области прекратить нарушение подпункта «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в установлении норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями (Положение об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденное Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района»), а именно:

в срок до 09.12.2013 исключить пункт 5.2 из  Положения об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденного Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Подписи членов Комиссии

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 9310 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу №02-13/2013-006 (ответчик - Совет Савинского м.р.) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9310 [type] => solution [language] => ru [created] => 1385555645 [changed] => 1385555645 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1385555645 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

         Решение

Резолютивная часть решения оглашена 20 ноября 2013 г.                                    город Иваново

В полном объеме решение изготовлено 20 ноября 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

рассмотрев дело №02-13/2013-006, возбужденное по признакам нарушения Советом Савинского муниципального района Ивановской области (юридический адрес: 155710  Ивановская  область, п. Савино, ул. Первомайская, д. 22)  подпункта «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,

в присутствии Главы Савинского муниципального района, председателя Совета Савинского муниципального района Ивановской области – <…>.

УСТАНОВИЛА

Ивановским УФАС России в ходе контроля за принятием органами местного самоуправления актов и (или) осуществлением действий (бездействий) были выявлены признаки нарушения Советом Савинского муниципального района Ивановской области (далее - Совет) подпункта «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), выразившегося в установлении норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями (Положение об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденное Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района»).

Приказом Ивановского УФАС России от 15.11.2013 № 113 возбуждено дело № 02-13/2013-006 по признакам нарушения Советом Савинского муниципального района Ивановской области  пп. «в» п. 4 ст. 15 Закона о торговле.

На заседании Комиссии 20.11.2013 <…> пояснил, что указанное нарушение Закона о торговле Совет Савинского муниципального района признает, отметил, что 21.11.2013 состоится плановое заседание Совета Савинского муниципального района, на котором в Положение о работе социальных магазинов на территории Савинского муниципального района будут внесены изменения.  Представил для приобщения к материалам дела проект Решения «О внесении изменений в Решение Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения Главы Совета, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

19.03.2009 принято Решение Савинского районного Совета № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района», которым утверждено Положение об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района (далее - Положение).

В соответствии с п.5.2 Положения социальным магазинам рекомендуется обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями.

Указанное Положение не отменено и действует в настоящее время.

Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает для органов местного самоуправления запрет на дачу хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Закон о торговле определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона о торговле торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Таким образом, социальный магазин является торговым объектом.

Раздел 5 Положения регулирует деятельность социального магазина. При этом п. 5.1 указанного раздела содержит перечень обязанностей, которые должен выполнять хозяйствующий субъект при получении статуса социального магазина

Требование п. 5.2 Положения также может восприниматься хозяйствующими субъектами, как понуждение к заключению указанных договоров, то есть как одна из обязанностей, которую он должен выполнить при получении статуса социального магазина.

Во избежание негативных последствий за неисполнение рекомендаций органа местного самоуправления  хозяйствующие субъекты могут обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями.

Последствием выполнения обязанности по заключению договоров преимущественно с местными товаропроизводителями является ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Однако Закон о торговле устанавливает антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

В соответствии с пп. «в» п. 4 ст. 15 Закона о торговле органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается: понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность.

Соответственно,  действия Совета Савинского муниципального района Ивановской области по установлению норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями, имеют антиконкурентный характер и создают реальную угрозу наступления негативных последствий при осуществлении торговой деятельности на территории Савинского муниципального района.

Таким образом, установление в Положении об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденном Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района», норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями, противоречит Закону о торговле.

Руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением подпункта «в» пункта 4  статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» действия Совета Савинского муниципального района Ивановской области, выразившиеся в установлении норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями (Положение об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденное Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района»).

2. Основания для прекращения рассмотрения дела № 02-13/2013-006, в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

3. Выдать Совету Савинского муниципального района Ивановской области предписание об устранении нарушения подпункта «в» пункта 4  статьи 15 Закона о торговле, для чего в срок до 09.12.2013 исключить пункт 5.2 из  Положения об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденного Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района».

Подписи членов Комиссии

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-13/2013-006

20 ноября 2013 года                                                                                                        г. Иваново

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 20.11.2013 по делу № 02-13/2013-006 (изготовлено в полном объеме 20.11.2013) о нарушении Советом Савинского муниципального района Ивановской области (юридический адрес: 155710  Ивановская  область, п. Савино, ул. Первомайская, д. 22)   подпункта «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету Савинского муниципального района Ивановской области прекратить нарушение подпункта «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в установлении норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями (Положение об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденное Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района»), а именно:

в срок до 09.12.2013 исключить пункт 5.2 из  Положения об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденного Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Подписи членов Комиссии

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

         Решение

Резолютивная часть решения оглашена 20 ноября 2013 г.                                    город Иваново

В полном объеме решение изготовлено 20 ноября 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

рассмотрев дело №02-13/2013-006, возбужденное по признакам нарушения Советом Савинского муниципального района Ивановской области (юридический адрес: 155710  Ивановская  область, п. Савино, ул. Первомайская, д. 22)  подпункта «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,

в присутствии Главы Савинского муниципального района, председателя Совета Савинского муниципального района Ивановской области – <…>.

УСТАНОВИЛА

Ивановским УФАС России в ходе контроля за принятием органами местного самоуправления актов и (или) осуществлением действий (бездействий) были выявлены признаки нарушения Советом Савинского муниципального района Ивановской области (далее - Совет) подпункта «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), выразившегося в установлении норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями (Положение об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденное Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района»).

Приказом Ивановского УФАС России от 15.11.2013 № 113 возбуждено дело № 02-13/2013-006 по признакам нарушения Советом Савинского муниципального района Ивановской области  пп. «в» п. 4 ст. 15 Закона о торговле.

На заседании Комиссии 20.11.2013 <…> пояснил, что указанное нарушение Закона о торговле Совет Савинского муниципального района признает, отметил, что 21.11.2013 состоится плановое заседание Совета Савинского муниципального района, на котором в Положение о работе социальных магазинов на территории Савинского муниципального района будут внесены изменения.  Представил для приобщения к материалам дела проект Решения «О внесении изменений в Решение Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения Главы Совета, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

19.03.2009 принято Решение Савинского районного Совета № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района», которым утверждено Положение об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района (далее - Положение).

В соответствии с п.5.2 Положения социальным магазинам рекомендуется обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями.

Указанное Положение не отменено и действует в настоящее время.

Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает для органов местного самоуправления запрет на дачу хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Закон о торговле определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона о торговле торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Таким образом, социальный магазин является торговым объектом.

Раздел 5 Положения регулирует деятельность социального магазина. При этом п. 5.1 указанного раздела содержит перечень обязанностей, которые должен выполнять хозяйствующий субъект при получении статуса социального магазина

Требование п. 5.2 Положения также может восприниматься хозяйствующими субъектами, как понуждение к заключению указанных договоров, то есть как одна из обязанностей, которую он должен выполнить при получении статуса социального магазина.

Во избежание негативных последствий за неисполнение рекомендаций органа местного самоуправления  хозяйствующие субъекты могут обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями.

Последствием выполнения обязанности по заключению договоров преимущественно с местными товаропроизводителями является ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Однако Закон о торговле устанавливает антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

В соответствии с пп. «в» п. 4 ст. 15 Закона о торговле органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается: понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность.

Соответственно,  действия Совета Савинского муниципального района Ивановской области по установлению норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями, имеют антиконкурентный характер и создают реальную угрозу наступления негативных последствий при осуществлении торговой деятельности на территории Савинского муниципального района.

Таким образом, установление в Положении об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденном Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района», норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями, противоречит Закону о торговле.

Руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением подпункта «в» пункта 4  статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» действия Совета Савинского муниципального района Ивановской области, выразившиеся в установлении норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями (Положение об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденное Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района»).

2. Основания для прекращения рассмотрения дела № 02-13/2013-006, в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

3. Выдать Совету Савинского муниципального района Ивановской области предписание об устранении нарушения подпункта «в» пункта 4  статьи 15 Закона о торговле, для чего в срок до 09.12.2013 исключить пункт 5.2 из  Положения об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденного Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района».

Подписи членов Комиссии

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-13/2013-006

20 ноября 2013 года                                                                                                        г. Иваново

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 20.11.2013 по делу № 02-13/2013-006 (изготовлено в полном объеме 20.11.2013) о нарушении Советом Савинского муниципального района Ивановской области (юридический адрес: 155710  Ивановская  область, п. Савино, ул. Первомайская, д. 22)   подпункта «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету Савинского муниципального района Ивановской области прекратить нарушение подпункта «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в установлении норм, рекомендующих социальным магазинам обеспечить заключение прямых договоров поставки товаров, входящих в ассортиментный перечень, с местными товаропроизводителями (Положение об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденное Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района»), а именно:

в срок до 09.12.2013 исключить пункт 5.2 из  Положения об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района, утвержденного Решением Савинского районного Совета от 19.03.2009 № 16 «Об организации работы социальных магазинов на территории Савинского муниципального района».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Подписи членов Комиссии

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-13/2013-006 [format] => [safe_value] => 02-13/2013-006 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-21 05:32:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-20 07:32:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1385555645 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )