Решение по делу №02-35/2013-025 (в отношении ИП Цыплова С.А. и ИП Шестухиной Н.А.)

Номер дела: 02-35/2013-025
Дата публикации: 13 сентября 2013, 17:15

РЕШЕНИЕ

12 сентября 2013 года                                                                                                        г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-025, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП Шестухиной Н.<…> А.<…> (<…>) – представителя по доверенности от 17 июля 2013 года <…>,

- в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП Цыплова С.<…> А.<…> (<…>),

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявления, поступившего в Ивановское УФАС России, были выявлены факты распространения в газете «Местный спрос» рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, в газете «Местный спрос» №50(533) от 11.12.2012 стр.20 была размещена реклама следующего содержания: «3% 5% скидки 20% 40% нам 5 лет для организаций специальные предложения. Окна  из ПВХ и алюминия немецкое качество- гарантия 5 лет – профессиональный монтаж входные и межкомнатные двери сталь – шпон – ламинат – противовзломная фурнитура балконы все виды отделки пвх вагонка – пвх панели – сайдинг натяжные потолки Рассрочка 0% Кредит до 2 лет Альфа Банк. Бесплатные замеры и доставка. Наличный и безналичный расчет. пл. Ленина, 20, тел.:4-32-41, 8-908-565-15-58».

Указанная реклама содержит признаки нарушения ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Также рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего финансовую услугу, что свидетельствует о признаках нарушения ч.1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Факт установления сотрудниками Ивановского УФАС России распространения указанной рекламы подтверждается газетой «Местный спрос» №50(533) от 11.12.2012.

Ивановским УФАС России по данному факту 24 июня 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-025 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением от 17 июля 2013 года рассмотрение указанного дела было отложено на 20 августа 2013 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 20 августа 2013 года рассмотрение указанного дела было отложено на 12 сентября 2013 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-          адресована неопределенному кругу лиц;

-          направлена на привлечение внимания к реализуемым товарам и финансовой услуге - кредите;

-       призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Объектами рекламирования в данном случае являются окна ПВХ и другие товары, а также финансовая услуга – кредит.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.

В материалах дела имеется заключенный между ИП Цыпловым С.А. и ОАО «Альфа-Банк» Договор № АП37010004  от 02 мая 2007 года о сотрудничестве с торговой организацией, предметом которого является порядок взаимодействия сторон при обслуживании клиентов, приобретающих в торговой точке товар с оплатой за счет кредита, предоставленного клиенту банком.

Вместе с тем, из текста рекламы следует, что указанный кредит предоставляется на любую сумму, любой процент и т.д. Поэтому указание в рекламе только срока представления финансовой услуги может ввести потребителей в заблуждение.

Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименование) организации, предоставляющей соответствующую услугу.

В соответствии с ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Следовательно, в данном случае наименование лица, оказывающего финансовую услугу, - ОАО «Альфа-Банк».

В ч.1 ст.28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями обязанности по указанию всех реквизитов организаций, оказывающих финансовые услуги. Данная императивная обязанность не была соблюдена. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. За нарушение требований ч.3 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 37-00111 от 08.04.2010 учредителем газеты «Местный спрос» является <…>. Пунктом 2.2.10 Договора между учредителем и издателем СМИ от 01.01.2011 предусмотрено, что ИП Шестухина Н.А., как издатель газеты «Местный спрос», обязана организовывать и обеспечивать распространение газеты коммерческим способом.

Согласно объяснениям ИП Шестухиной Н.А. макет объявления в редакцию газеты был предоставлен ИП Цыпловым С.А. на флэш-носителе (вх. №1996 от 10.07.2013), оплата производилась наличными средствами.

Согласно письменным объяснениям ИП Цыплова С.А. макет указанной рекламы был разработан и произведен газетой «Местный спрос», перед опубликованием с ним не согласовывался.

На рассмотрении указанного дела 17 июля 2013 года представитель ИП Шестухиной Н.А. пояснила, что, макет указанной рекламы перед опубликованием был согласован с доверенным лицом ИП Цыплова С.А., в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.

Согласно определению от 17 июля 2013 года об отложении рассмотрения дела №02-35/2013-025 ИП Шестухиной Н.А. надлежало представить в Ивановское УФАС России доверенность, выданную ИП Цыпловым С.А. своему представителю <…> на согласование макета рекламы.

Однако в установленный срок ИП Шестухиной Н.А. в Ивановское УФАС России представлена только копия товарного чека об оплате рекламы в №50 газеты (вх. № 2237 от 05.08.2013). При этом роспись заказчика в указанном товарном чеке не совпадает с росписью в контрольной распечатке объявления, имеющейся в материалах дела.

На рассмотрении дела №02-35/2013-025 представитель ИП Шестухиной Н.А. факт нарушения законодательства о рекламе признала и пояснила, что с ИП Цыпловым С.А. согласовывался макет другой рекламы, частично совпадающий по содержанию с рассматриваемой рекламой. <…> представила в материалы дела контрольную распечатку с подписью ИП Цыплова С.А. от 14 мая 2010 года.

20 августа 2013 года на рассмотрении дела №02-35/2013-025 ИП Цыплов С.А. сообщил, что макет рассматриваемой рекламы был разработан и произведен газетой «Местный спрос», при этом оплачивал опубликование указанной рекламы его представитель, не уполномоченный согласовывать от его имени текст рекламы. К тому же Договор с ОАО «Альфа-Банк» о сотрудничестве на сегодняшний день расторгнут.

Также ИП Цыплов С.А. пояснил, что при разработке макета рекламы он сообщил в газету сведения о возможности оформления покупки товаров в кредит ОАО «АльфаБанка»; факт нарушения, допущенного из-за незнания норм законодательства о рекламе,  признал.

В ответ на запрос Ивановского УФАС России ОАО «Альфа-Банк» сообщило, что заключенный с ИП Цыпловым С.А. Договор № АП37010004  от 02 мая 2007 года о сотрудничестве с торговой организацией до настоящего времени не расторгнут.

12 сентября 2013 года ИП Цыплов С.А., уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исходя из изложенного, учитывая, что макет рассматриваемой рекламы был опубликован в газете без согласования с рекламодателем, Комиссия пришла к выводу о том, что ответственность за распространение рассматриваемой рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе лежит на рекламораспространителе.

Рекламораспространителем указанной рекламы является ИП Шестухина Н.А.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, следующего содержания: «3% 5% скидки 20% 40% нам 5 лет для организаций специальные предложения. Окна  из ПВХ и алюминия немецкое качество- гарантия 5 лет – профессиональный монтаж входные и межкомнатные двери сталь –шпон – ламинат – противовзломная фурнитура балконы все виды отделки пвх вагонка – пвх панели – сайдинг натяжные потолки Рассрочка 0% Кредит до 2 лет Альфа Банк. Бесплатные замеры и доставка. Наличный и безналичный расчет. пл. Ленина, 20, тел.:4-32-41, 8-908-565-15-58», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.1 и ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 9201 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №02-35/2013-025 (в отношении ИП Цыплова С.А. и ИП Шестухиной Н.А.) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9201 [type] => solution [language] => ru [created] => 1380276997 [changed] => 1380276997 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1380276997 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

12 сентября 2013 года                                                                                                        г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-025, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП Шестухиной Н.<…> А.<…> (<…>) – представителя по доверенности от 17 июля 2013 года <…>,

- в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП Цыплова С.<…> А.<…> (<…>),

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявления, поступившего в Ивановское УФАС России, были выявлены факты распространения в газете «Местный спрос» рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, в газете «Местный спрос» №50(533) от 11.12.2012 стр.20 была размещена реклама следующего содержания: «3% 5% скидки 20% 40% нам 5 лет для организаций специальные предложения. Окна  из ПВХ и алюминия немецкое качество- гарантия 5 лет – профессиональный монтаж входные и межкомнатные двери сталь – шпон – ламинат – противовзломная фурнитура балконы все виды отделки пвх вагонка – пвх панели – сайдинг натяжные потолки Рассрочка 0% Кредит до 2 лет Альфа Банк. Бесплатные замеры и доставка. Наличный и безналичный расчет. пл. Ленина, 20, тел.:4-32-41, 8-908-565-15-58».

Указанная реклама содержит признаки нарушения ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Также рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего финансовую услугу, что свидетельствует о признаках нарушения ч.1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Факт установления сотрудниками Ивановского УФАС России распространения указанной рекламы подтверждается газетой «Местный спрос» №50(533) от 11.12.2012.

Ивановским УФАС России по данному факту 24 июня 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-025 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением от 17 июля 2013 года рассмотрение указанного дела было отложено на 20 августа 2013 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 20 августа 2013 года рассмотрение указанного дела было отложено на 12 сентября 2013 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-          адресована неопределенному кругу лиц;

-          направлена на привлечение внимания к реализуемым товарам и финансовой услуге - кредите;

-       призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Объектами рекламирования в данном случае являются окна ПВХ и другие товары, а также финансовая услуга – кредит.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.

В материалах дела имеется заключенный между ИП Цыпловым С.А. и ОАО «Альфа-Банк» Договор № АП37010004  от 02 мая 2007 года о сотрудничестве с торговой организацией, предметом которого является порядок взаимодействия сторон при обслуживании клиентов, приобретающих в торговой точке товар с оплатой за счет кредита, предоставленного клиенту банком.

Вместе с тем, из текста рекламы следует, что указанный кредит предоставляется на любую сумму, любой процент и т.д. Поэтому указание в рекламе только срока представления финансовой услуги может ввести потребителей в заблуждение.

Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименование) организации, предоставляющей соответствующую услугу.

В соответствии с ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Следовательно, в данном случае наименование лица, оказывающего финансовую услугу, - ОАО «Альфа-Банк».

В ч.1 ст.28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями обязанности по указанию всех реквизитов организаций, оказывающих финансовые услуги. Данная императивная обязанность не была соблюдена. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. За нарушение требований ч.3 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 37-00111 от 08.04.2010 учредителем газеты «Местный спрос» является <…>. Пунктом 2.2.10 Договора между учредителем и издателем СМИ от 01.01.2011 предусмотрено, что ИП Шестухина Н.А., как издатель газеты «Местный спрос», обязана организовывать и обеспечивать распространение газеты коммерческим способом.

Согласно объяснениям ИП Шестухиной Н.А. макет объявления в редакцию газеты был предоставлен ИП Цыпловым С.А. на флэш-носителе (вх. №1996 от 10.07.2013), оплата производилась наличными средствами.

Согласно письменным объяснениям ИП Цыплова С.А. макет указанной рекламы был разработан и произведен газетой «Местный спрос», перед опубликованием с ним не согласовывался.

На рассмотрении указанного дела 17 июля 2013 года представитель ИП Шестухиной Н.А. пояснила, что, макет указанной рекламы перед опубликованием был согласован с доверенным лицом ИП Цыплова С.А., в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.

Согласно определению от 17 июля 2013 года об отложении рассмотрения дела №02-35/2013-025 ИП Шестухиной Н.А. надлежало представить в Ивановское УФАС России доверенность, выданную ИП Цыпловым С.А. своему представителю <…> на согласование макета рекламы.

Однако в установленный срок ИП Шестухиной Н.А. в Ивановское УФАС России представлена только копия товарного чека об оплате рекламы в №50 газеты (вх. № 2237 от 05.08.2013). При этом роспись заказчика в указанном товарном чеке не совпадает с росписью в контрольной распечатке объявления, имеющейся в материалах дела.

На рассмотрении дела №02-35/2013-025 представитель ИП Шестухиной Н.А. факт нарушения законодательства о рекламе признала и пояснила, что с ИП Цыпловым С.А. согласовывался макет другой рекламы, частично совпадающий по содержанию с рассматриваемой рекламой. <…> представила в материалы дела контрольную распечатку с подписью ИП Цыплова С.А. от 14 мая 2010 года.

20 августа 2013 года на рассмотрении дела №02-35/2013-025 ИП Цыплов С.А. сообщил, что макет рассматриваемой рекламы был разработан и произведен газетой «Местный спрос», при этом оплачивал опубликование указанной рекламы его представитель, не уполномоченный согласовывать от его имени текст рекламы. К тому же Договор с ОАО «Альфа-Банк» о сотрудничестве на сегодняшний день расторгнут.

Также ИП Цыплов С.А. пояснил, что при разработке макета рекламы он сообщил в газету сведения о возможности оформления покупки товаров в кредит ОАО «АльфаБанка»; факт нарушения, допущенного из-за незнания норм законодательства о рекламе,  признал.

В ответ на запрос Ивановского УФАС России ОАО «Альфа-Банк» сообщило, что заключенный с ИП Цыпловым С.А. Договор № АП37010004  от 02 мая 2007 года о сотрудничестве с торговой организацией до настоящего времени не расторгнут.

12 сентября 2013 года ИП Цыплов С.А., уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исходя из изложенного, учитывая, что макет рассматриваемой рекламы был опубликован в газете без согласования с рекламодателем, Комиссия пришла к выводу о том, что ответственность за распространение рассматриваемой рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе лежит на рекламораспространителе.

Рекламораспространителем указанной рекламы является ИП Шестухина Н.А.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, следующего содержания: «3% 5% скидки 20% 40% нам 5 лет для организаций специальные предложения. Окна  из ПВХ и алюминия немецкое качество- гарантия 5 лет – профессиональный монтаж входные и межкомнатные двери сталь –шпон – ламинат – противовзломная фурнитура балконы все виды отделки пвх вагонка – пвх панели – сайдинг натяжные потолки Рассрочка 0% Кредит до 2 лет Альфа Банк. Бесплатные замеры и доставка. Наличный и безналичный расчет. пл. Ленина, 20, тел.:4-32-41, 8-908-565-15-58», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.1 и ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

12 сентября 2013 года                                                                                                        г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-025, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП Шестухиной Н.<…> А.<…> (<…>) – представителя по доверенности от 17 июля 2013 года <…>,

- в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП Цыплова С.<…> А.<…> (<…>),

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявления, поступившего в Ивановское УФАС России, были выявлены факты распространения в газете «Местный спрос» рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, в газете «Местный спрос» №50(533) от 11.12.2012 стр.20 была размещена реклама следующего содержания: «3% 5% скидки 20% 40% нам 5 лет для организаций специальные предложения. Окна  из ПВХ и алюминия немецкое качество- гарантия 5 лет – профессиональный монтаж входные и межкомнатные двери сталь – шпон – ламинат – противовзломная фурнитура балконы все виды отделки пвх вагонка – пвх панели – сайдинг натяжные потолки Рассрочка 0% Кредит до 2 лет Альфа Банк. Бесплатные замеры и доставка. Наличный и безналичный расчет. пл. Ленина, 20, тел.:4-32-41, 8-908-565-15-58».

Указанная реклама содержит признаки нарушения ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Также рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего финансовую услугу, что свидетельствует о признаках нарушения ч.1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Факт установления сотрудниками Ивановского УФАС России распространения указанной рекламы подтверждается газетой «Местный спрос» №50(533) от 11.12.2012.

Ивановским УФАС России по данному факту 24 июня 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-025 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением от 17 июля 2013 года рассмотрение указанного дела было отложено на 20 августа 2013 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 20 августа 2013 года рассмотрение указанного дела было отложено на 12 сентября 2013 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-          адресована неопределенному кругу лиц;

-          направлена на привлечение внимания к реализуемым товарам и финансовой услуге - кредите;

-       призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Объектами рекламирования в данном случае являются окна ПВХ и другие товары, а также финансовая услуга – кредит.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.

В материалах дела имеется заключенный между ИП Цыпловым С.А. и ОАО «Альфа-Банк» Договор № АП37010004  от 02 мая 2007 года о сотрудничестве с торговой организацией, предметом которого является порядок взаимодействия сторон при обслуживании клиентов, приобретающих в торговой точке товар с оплатой за счет кредита, предоставленного клиенту банком.

Вместе с тем, из текста рекламы следует, что указанный кредит предоставляется на любую сумму, любой процент и т.д. Поэтому указание в рекламе только срока представления финансовой услуги может ввести потребителей в заблуждение.

Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименование) организации, предоставляющей соответствующую услугу.

В соответствии с ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Следовательно, в данном случае наименование лица, оказывающего финансовую услугу, - ОАО «Альфа-Банк».

В ч.1 ст.28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями обязанности по указанию всех реквизитов организаций, оказывающих финансовые услуги. Данная императивная обязанность не была соблюдена. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. За нарушение требований ч.3 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 37-00111 от 08.04.2010 учредителем газеты «Местный спрос» является <…>. Пунктом 2.2.10 Договора между учредителем и издателем СМИ от 01.01.2011 предусмотрено, что ИП Шестухина Н.А., как издатель газеты «Местный спрос», обязана организовывать и обеспечивать распространение газеты коммерческим способом.

Согласно объяснениям ИП Шестухиной Н.А. макет объявления в редакцию газеты был предоставлен ИП Цыпловым С.А. на флэш-носителе (вх. №1996 от 10.07.2013), оплата производилась наличными средствами.

Согласно письменным объяснениям ИП Цыплова С.А. макет указанной рекламы был разработан и произведен газетой «Местный спрос», перед опубликованием с ним не согласовывался.

На рассмотрении указанного дела 17 июля 2013 года представитель ИП Шестухиной Н.А. пояснила, что, макет указанной рекламы перед опубликованием был согласован с доверенным лицом ИП Цыплова С.А., в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.

Согласно определению от 17 июля 2013 года об отложении рассмотрения дела №02-35/2013-025 ИП Шестухиной Н.А. надлежало представить в Ивановское УФАС России доверенность, выданную ИП Цыпловым С.А. своему представителю <…> на согласование макета рекламы.

Однако в установленный срок ИП Шестухиной Н.А. в Ивановское УФАС России представлена только копия товарного чека об оплате рекламы в №50 газеты (вх. № 2237 от 05.08.2013). При этом роспись заказчика в указанном товарном чеке не совпадает с росписью в контрольной распечатке объявления, имеющейся в материалах дела.

На рассмотрении дела №02-35/2013-025 представитель ИП Шестухиной Н.А. факт нарушения законодательства о рекламе признала и пояснила, что с ИП Цыпловым С.А. согласовывался макет другой рекламы, частично совпадающий по содержанию с рассматриваемой рекламой. <…> представила в материалы дела контрольную распечатку с подписью ИП Цыплова С.А. от 14 мая 2010 года.

20 августа 2013 года на рассмотрении дела №02-35/2013-025 ИП Цыплов С.А. сообщил, что макет рассматриваемой рекламы был разработан и произведен газетой «Местный спрос», при этом оплачивал опубликование указанной рекламы его представитель, не уполномоченный согласовывать от его имени текст рекламы. К тому же Договор с ОАО «Альфа-Банк» о сотрудничестве на сегодняшний день расторгнут.

Также ИП Цыплов С.А. пояснил, что при разработке макета рекламы он сообщил в газету сведения о возможности оформления покупки товаров в кредит ОАО «АльфаБанка»; факт нарушения, допущенного из-за незнания норм законодательства о рекламе,  признал.

В ответ на запрос Ивановского УФАС России ОАО «Альфа-Банк» сообщило, что заключенный с ИП Цыпловым С.А. Договор № АП37010004  от 02 мая 2007 года о сотрудничестве с торговой организацией до настоящего времени не расторгнут.

12 сентября 2013 года ИП Цыплов С.А., уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исходя из изложенного, учитывая, что макет рассматриваемой рекламы был опубликован в газете без согласования с рекламодателем, Комиссия пришла к выводу о том, что ответственность за распространение рассматриваемой рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе лежит на рекламораспространителе.

Рекламораспространителем указанной рекламы является ИП Шестухина Н.А.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, следующего содержания: «3% 5% скидки 20% 40% нам 5 лет для организаций специальные предложения. Окна  из ПВХ и алюминия немецкое качество- гарантия 5 лет – профессиональный монтаж входные и межкомнатные двери сталь –шпон – ламинат – противовзломная фурнитура балконы все виды отделки пвх вагонка – пвх панели – сайдинг натяжные потолки Рассрочка 0% Кредит до 2 лет Альфа Банк. Бесплатные замеры и доставка. Наличный и безналичный расчет. пл. Ленина, 20, тел.:4-32-41, 8-908-565-15-58», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.1 и ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-35/2013-025 [format] => [safe_value] => 02-35/2013-025 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-13 13:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-12 10:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1380276997 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )