Решение по делу №02-35/2013-030 (реклама)

Номер дела: 02-35/2013-030
Дата публикации: 22 августа 2013, 14:45

РЕШЕНИЕ

22 августа 2013 года                                                                                                   г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-030, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

- в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:  <…>,

- в отсутствие заинтересованного лица – ИП Радзиевского Р.С.,

УСТАНОВИЛА:

При мониторинге рекламы, размещенной в периодических печатных изданиях региона, выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, в журнале «Fresh» №2(10) от 10.04.2013 на стр.62 была размещена реклама следующего содержания: «СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Лицензия: ЛО-37-01-000214 от 22.06.2009 Зубной врач РАДЗИЕВСКИЙ Роман Сергеевич ПОНЕДЕЛЬНИК- ПЯТНИЦА С 9.00 ДО 18.00  ул. Лежневская, 138А, 6-й этаж, офис 40 8-910-982-01-38 8-920-674-42-42 8(4932) 23-46-96 Пенсионерам предоставляется скидка 5% на лечебно-диагностический прием».

Указанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Факт установления сотрудниками Ивановского УФАС России распространения указанной рекламы подтверждается: журналом «fresh.Свежие предложения» №2(10) от 10.04.2013.

Ивановским УФАС России по данному факту 25 июня 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-030 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением от 18 июля 2013 года рассмотрение дела № 02-35/2013-030 было отложено на 22 августа 2013 года, т.к. возникла необходимость замены лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения <…>, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-       адресована неопределенному кругу лиц;

-       направлена на привлечение внимания к оказываемым медицинским услугам;

-    призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Указания), подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

На основании пунктов 49, 50 Указаний медицинские услуги включают услуги стоматологических учреждений, в медицинские услуги включается оплата населением  услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области стоматологии и зубопротезирования, физиотерапии, косметологии, наркологии и т.д.).

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163(в ред. от 28.03.2008 г.), группа «медицинские услуги» (код 8) состоит, в том числе из таких услуг как: «лечение зубов», «протезирование», «мануальная терапия» и «массаж».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой перечень медицинских услуг разделен на два класса: «А» и «В».

Класс «А»  включает, в том числе,  такие медицинские услуги как лечение зубов, протезирование, профессиональная чистка зубов и диагностическое исследование, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Класс «В» включает, в том числе,  такие медицинские услуги как стоматология хирургическая, ортодонтия, стоматология детская, оториноларингология, представляющие  собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.   

Согласно ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Материалами дела подтверждается, что ИП Радзиевский Р.С. обладает лицензией на  осуществление медицинской деятельности №ЛО-37-01-000214 от 22 июня 2009 года, на осуществление доврачебной медицинской помощи по стоматологии.

Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.

Вместе с тем, протезирование и лечение зубов противопоказано, например, при наличии онкологических заболеваний, обострении болезней сердечнососудистой системы и органов дыхания, сахарном диабете и других хронических заболеваниях и др. Отсутствие в рекламе предупреждения об имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами при обращении за оказанием рекламируемых медицинских услуг, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых ИП Радзиевским Р.С. Тем самым, потенциальные потребители медицинских услуг вводятся в заблуждение.

За нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В материалы дела были представлены доказательства того, что рекламораспространителем указанной рекламы является не ИП Тугаринова Е.Н., а учредитель и редактор журнала «fresh. Свежие предложения» <…>.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 37-00161 от 23 сентября 2011 года учредителем СМИ «fresh.Свежие предложения» является <…>. Соглашением от 23 сентября 2011 года между ИП Тугариновой Е.Н. и <…> предусмотрено, что индивидуальный предприниматель обладает исключительным правом на продажу рекламных площадок в журнале «fresh.Свежие предложения», а также осуществляет расчеты с производящей печать журнала типографией. Учредитель и главный редактор рассматриваемого печатного издания <…> осуществляет подготовку журналистских материалов и макетирование журнала.

Таким образом, рекламодателем указанной рекламы является ИП Радзиевский Р.С., рекламораспространителем <…>

В соответствии с письменными объяснениями ИП Радзиевского Р.С. (вх. № 1472 от 22.05.2013) перед опубликованием макет рассматриваемой рекламы с ним не согласовывался.

ИП Радзиевский Р.С., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте  рассмотрения дела, на его рассмотрение не явился.

На рассмотрении дела <…> факт нарушения признал и пояснил, что макет указанной рекламы перед опубликованием не был согласован с рекламодателем, рассматриваемая реклама была напечатана по ошибке менеджера.  Вместе с тем, <…> подтвердил, что должен был проверить соответствие публикуемых материалов Закону о рекламе. В настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.

Исходя из изложенного, Комиссия считает, что ответственность за распространение рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе лежит на рекламораспространителе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Лицензия: ЛО-37-01-000214 от 22.06.2009 Зубной врач РАДЗИЕВСКИЙ Роман Сергеевич ПОНЕДЕЛЬНИК- ПЯТНИЦА С 9.00 ДО 18.00  ул. Лежневская, 138А, 6-й этаж, офис 40 8-910-982-01-38 8-920-674-42-42 8(4932) 23-46-96 Пенсионерам предоставляется скидка 5% на лечебно-диагностичекий прием», размещенную в журнале «Fresh» №2(10) от 10.04.2013 на стр.62, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 22 августа 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подписи членов Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 9105 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №02-35/2013-030 (реклама) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9105 [type] => solution [language] => ru [created] => 1377773245 [changed] => 1377773245 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1377773245 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

22 августа 2013 года                                                                                                   г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-030, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

- в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:  <…>,

- в отсутствие заинтересованного лица – ИП Радзиевского Р.С.,

УСТАНОВИЛА:

При мониторинге рекламы, размещенной в периодических печатных изданиях региона, выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, в журнале «Fresh» №2(10) от 10.04.2013 на стр.62 была размещена реклама следующего содержания: «СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Лицензия: ЛО-37-01-000214 от 22.06.2009 Зубной врач РАДЗИЕВСКИЙ Роман Сергеевич ПОНЕДЕЛЬНИК- ПЯТНИЦА С 9.00 ДО 18.00  ул. Лежневская, 138А, 6-й этаж, офис 40 8-910-982-01-38 8-920-674-42-42 8(4932) 23-46-96 Пенсионерам предоставляется скидка 5% на лечебно-диагностический прием».

Указанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Факт установления сотрудниками Ивановского УФАС России распространения указанной рекламы подтверждается: журналом «fresh.Свежие предложения» №2(10) от 10.04.2013.

Ивановским УФАС России по данному факту 25 июня 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-030 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением от 18 июля 2013 года рассмотрение дела № 02-35/2013-030 было отложено на 22 августа 2013 года, т.к. возникла необходимость замены лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения <…>, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-       адресована неопределенному кругу лиц;

-       направлена на привлечение внимания к оказываемым медицинским услугам;

-    призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Указания), подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

На основании пунктов 49, 50 Указаний медицинские услуги включают услуги стоматологических учреждений, в медицинские услуги включается оплата населением  услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области стоматологии и зубопротезирования, физиотерапии, косметологии, наркологии и т.д.).

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163(в ред. от 28.03.2008 г.), группа «медицинские услуги» (код 8) состоит, в том числе из таких услуг как: «лечение зубов», «протезирование», «мануальная терапия» и «массаж».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой перечень медицинских услуг разделен на два класса: «А» и «В».

Класс «А»  включает, в том числе,  такие медицинские услуги как лечение зубов, протезирование, профессиональная чистка зубов и диагностическое исследование, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Класс «В» включает, в том числе,  такие медицинские услуги как стоматология хирургическая, ортодонтия, стоматология детская, оториноларингология, представляющие  собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.   

Согласно ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Материалами дела подтверждается, что ИП Радзиевский Р.С. обладает лицензией на  осуществление медицинской деятельности №ЛО-37-01-000214 от 22 июня 2009 года, на осуществление доврачебной медицинской помощи по стоматологии.

Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.

Вместе с тем, протезирование и лечение зубов противопоказано, например, при наличии онкологических заболеваний, обострении болезней сердечнососудистой системы и органов дыхания, сахарном диабете и других хронических заболеваниях и др. Отсутствие в рекламе предупреждения об имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами при обращении за оказанием рекламируемых медицинских услуг, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых ИП Радзиевским Р.С. Тем самым, потенциальные потребители медицинских услуг вводятся в заблуждение.

За нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В материалы дела были представлены доказательства того, что рекламораспространителем указанной рекламы является не ИП Тугаринова Е.Н., а учредитель и редактор журнала «fresh. Свежие предложения» <…>.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 37-00161 от 23 сентября 2011 года учредителем СМИ «fresh.Свежие предложения» является <…>. Соглашением от 23 сентября 2011 года между ИП Тугариновой Е.Н. и <…> предусмотрено, что индивидуальный предприниматель обладает исключительным правом на продажу рекламных площадок в журнале «fresh.Свежие предложения», а также осуществляет расчеты с производящей печать журнала типографией. Учредитель и главный редактор рассматриваемого печатного издания <…> осуществляет подготовку журналистских материалов и макетирование журнала.

Таким образом, рекламодателем указанной рекламы является ИП Радзиевский Р.С., рекламораспространителем <…>

В соответствии с письменными объяснениями ИП Радзиевского Р.С. (вх. № 1472 от 22.05.2013) перед опубликованием макет рассматриваемой рекламы с ним не согласовывался.

ИП Радзиевский Р.С., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте  рассмотрения дела, на его рассмотрение не явился.

На рассмотрении дела <…> факт нарушения признал и пояснил, что макет указанной рекламы перед опубликованием не был согласован с рекламодателем, рассматриваемая реклама была напечатана по ошибке менеджера.  Вместе с тем, <…> подтвердил, что должен был проверить соответствие публикуемых материалов Закону о рекламе. В настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.

Исходя из изложенного, Комиссия считает, что ответственность за распространение рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе лежит на рекламораспространителе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Лицензия: ЛО-37-01-000214 от 22.06.2009 Зубной врач РАДЗИЕВСКИЙ Роман Сергеевич ПОНЕДЕЛЬНИК- ПЯТНИЦА С 9.00 ДО 18.00  ул. Лежневская, 138А, 6-й этаж, офис 40 8-910-982-01-38 8-920-674-42-42 8(4932) 23-46-96 Пенсионерам предоставляется скидка 5% на лечебно-диагностичекий прием», размещенную в журнале «Fresh» №2(10) от 10.04.2013 на стр.62, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 22 августа 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подписи членов Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

22 августа 2013 года                                                                                                   г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-030, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

- в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:  <…>,

- в отсутствие заинтересованного лица – ИП Радзиевского Р.С.,

УСТАНОВИЛА:

При мониторинге рекламы, размещенной в периодических печатных изданиях региона, выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, в журнале «Fresh» №2(10) от 10.04.2013 на стр.62 была размещена реклама следующего содержания: «СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Лицензия: ЛО-37-01-000214 от 22.06.2009 Зубной врач РАДЗИЕВСКИЙ Роман Сергеевич ПОНЕДЕЛЬНИК- ПЯТНИЦА С 9.00 ДО 18.00  ул. Лежневская, 138А, 6-й этаж, офис 40 8-910-982-01-38 8-920-674-42-42 8(4932) 23-46-96 Пенсионерам предоставляется скидка 5% на лечебно-диагностический прием».

Указанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Факт установления сотрудниками Ивановского УФАС России распространения указанной рекламы подтверждается: журналом «fresh.Свежие предложения» №2(10) от 10.04.2013.

Ивановским УФАС России по данному факту 25 июня 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-030 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением от 18 июля 2013 года рассмотрение дела № 02-35/2013-030 было отложено на 22 августа 2013 года, т.к. возникла необходимость замены лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения <…>, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-       адресована неопределенному кругу лиц;

-       направлена на привлечение внимания к оказываемым медицинским услугам;

-    призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Указания), подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

На основании пунктов 49, 50 Указаний медицинские услуги включают услуги стоматологических учреждений, в медицинские услуги включается оплата населением  услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области стоматологии и зубопротезирования, физиотерапии, косметологии, наркологии и т.д.).

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163(в ред. от 28.03.2008 г.), группа «медицинские услуги» (код 8) состоит, в том числе из таких услуг как: «лечение зубов», «протезирование», «мануальная терапия» и «массаж».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой перечень медицинских услуг разделен на два класса: «А» и «В».

Класс «А»  включает, в том числе,  такие медицинские услуги как лечение зубов, протезирование, профессиональная чистка зубов и диагностическое исследование, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Класс «В» включает, в том числе,  такие медицинские услуги как стоматология хирургическая, ортодонтия, стоматология детская, оториноларингология, представляющие  собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.   

Согласно ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Материалами дела подтверждается, что ИП Радзиевский Р.С. обладает лицензией на  осуществление медицинской деятельности №ЛО-37-01-000214 от 22 июня 2009 года, на осуществление доврачебной медицинской помощи по стоматологии.

Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.

Вместе с тем, протезирование и лечение зубов противопоказано, например, при наличии онкологических заболеваний, обострении болезней сердечнососудистой системы и органов дыхания, сахарном диабете и других хронических заболеваниях и др. Отсутствие в рекламе предупреждения об имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами при обращении за оказанием рекламируемых медицинских услуг, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых ИП Радзиевским Р.С. Тем самым, потенциальные потребители медицинских услуг вводятся в заблуждение.

За нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В материалы дела были представлены доказательства того, что рекламораспространителем указанной рекламы является не ИП Тугаринова Е.Н., а учредитель и редактор журнала «fresh. Свежие предложения» <…>.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 37-00161 от 23 сентября 2011 года учредителем СМИ «fresh.Свежие предложения» является <…>. Соглашением от 23 сентября 2011 года между ИП Тугариновой Е.Н. и <…> предусмотрено, что индивидуальный предприниматель обладает исключительным правом на продажу рекламных площадок в журнале «fresh.Свежие предложения», а также осуществляет расчеты с производящей печать журнала типографией. Учредитель и главный редактор рассматриваемого печатного издания <…> осуществляет подготовку журналистских материалов и макетирование журнала.

Таким образом, рекламодателем указанной рекламы является ИП Радзиевский Р.С., рекламораспространителем <…>

В соответствии с письменными объяснениями ИП Радзиевского Р.С. (вх. № 1472 от 22.05.2013) перед опубликованием макет рассматриваемой рекламы с ним не согласовывался.

ИП Радзиевский Р.С., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте  рассмотрения дела, на его рассмотрение не явился.

На рассмотрении дела <…> факт нарушения признал и пояснил, что макет указанной рекламы перед опубликованием не был согласован с рекламодателем, рассматриваемая реклама была напечатана по ошибке менеджера.  Вместе с тем, <…> подтвердил, что должен был проверить соответствие публикуемых материалов Закону о рекламе. В настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.

Исходя из изложенного, Комиссия считает, что ответственность за распространение рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе лежит на рекламораспространителе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Лицензия: ЛО-37-01-000214 от 22.06.2009 Зубной врач РАДЗИЕВСКИЙ Роман Сергеевич ПОНЕДЕЛЬНИК- ПЯТНИЦА С 9.00 ДО 18.00  ул. Лежневская, 138А, 6-й этаж, офис 40 8-910-982-01-38 8-920-674-42-42 8(4932) 23-46-96 Пенсионерам предоставляется скидка 5% на лечебно-диагностичекий прием», размещенную в журнале «Fresh» №2(10) от 10.04.2013 на стр.62, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 22 августа 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подписи членов Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-35/2013-030 [format] => [safe_value] => 02-35/2013-030 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-22 10:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-22 10:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1377773245 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )