Решение по делу №02-35/2013-031 (ответчик - ИП Шалашов Г.Н.)

Номер дела: 02-35/2013-031
Дата публикации: 18 июля 2013, 15:08

РЕШЕНИЕ

Дата принятия решения: 18 июля 2013 года                                                            г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-031, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

-   в отсутствие заявителя – <…>,

- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП Шалашова Г<…> Н<…> (<…>) - представителя по доверенности <…>

- в отсутствие заинтересованного лица: ООО «Санитас»,

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России поступило заявление о распространении рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, заявитель указал, что в газете «Гипермаркет Иваново» №16 (388) от 24 апреля 2013 года на стр. 1 размещалась реклама Медцентра САНИТАС, в котором предупреждение о наличии противопоказаний занимало менее 5% площади объявления.

В ходе рассмотрения данного заявления подтвердилась изложенная в нем информация, в указанном издании размещалась реклама следующего содержания: «НАРКОЛОГИЯ прерывание запоя снятие похмелья лечение алкоголизма предрейсовые осмотры 39-39-39 42-35-000 Медцентр САНИТАС 9 лет работы Лиц. ДО23585 358 К Управл. Здравоохранения Ив.области ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВОЗМОЖНЫХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ»

Указанная реклама содержала признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Факт установления распространения указанной рекламы подтверждается: газетой «Гипермаркет Иваново» №16 (388) от 24 апреля 2013.

Ивановским УФАС России по данному факту 25 июня 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-031 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ИП Шалашова Г.Н., Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-         адресована неопределенному кругу лиц;

-        направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемым в медцентре «Санитас»;

-       призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Указания), подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

Согласно п.50 Указаний в медицинские услуги включается оплата населением:  услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области наркологии и т.д.); освидетельствование граждан медицинскими водительскими комиссиями.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой перечень медицинских услуг разделен на два класса: «А» и «В».

Класс «В» включает сложные и комплексные медицинские услуги: Психиатрия-наркология (В 01.036), Прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога первичный (В 01.036.01), Прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога повторный (В 01.036.02), Психиатрия-наркология (В 02.036),  Процедуры сестринского ухода при лечении алкогольной зависимости (В 02.036.01), Психиатрия-наркология (В 04.036), Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога (В 04.036.01), Профилактический прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога (В 04.036.02)

Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», работы по наркологии подлежат лицензированию.

Согласно пунктам  1.2 и 1.4. Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, приведенного в письме Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Санитас» обладает лицензией на  осуществление медицинской деятельности № ЛО-37-01-000087 от 10 ноября 2008 года, на основе которой осуществляет деятельность по оказанию услуг доврачебной медицинской помощи по: медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), сестринскому делу. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по психиатрии-наркологии, психиатрии, терапии.

Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.

В рассматриваемой рекламе не соблюдены требования к объему предупреждения о наличии противопоказаний к медицинской услуге и ее применению, необходимости получения консультации специалистов. Согласно ч.7 ст. 24 Закона о рекламе оно должно занимать в данном случае не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Площадь рассматриваемой рекламы составляет 31,03 см. Для такого объявления размер установленного законодательством предупреждения должен быть не менее 1,55 см. Однако в данном случае размер предупреждения составил 0,73 см.

За нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона, ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ №ФС5-1083 от 12.07.2005 учредителем газеты «Гипермаркет Иваново» является Шалашов Г<…> Н<…>.

Следовательно, рекламодателем указанной рекламы является ООО «Санитас», рекламораспространителем ИП Шалашов Г.Н.

Согласно пояснениям ООО «Санитас» (вх. № 1773 от 25.06.2013) Общество не принимало участие в компоновке и оформлении рекламного модуля.

Согласно объяснениям ИП Шалашова Г.Н. макет рекламы перед опубликованием с рекламодателем не согласовывался.

Заявитель и заинтересованное лицо, уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились.

По обстоятельствам дела представитель ИП Шалашова Г.Н. пояснил, что предупреждение о наличии противопоказаний не измерялось при оформлении макета рекламы, перед опубликованием макет с рекламодателем не согласовывался. В настоящее время размер необходимого предупреждения в указанной рекламе увеличен.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «НАРКОЛОГИЯ прерывание запоя снятие похмелья лечение алкоголизма предрейсовые осмотры 39-39-39 42-35-000 Медцентр САНИТАС 9 лет работы Лиц. ДО23585 358 К Управл. Здравоохранения Ив.области ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВОЗМОЖНЫХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ», размещенную в газете «Гипермаркет Иваново» №16 (388) от 24 апреля 2013 года на стр.1, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 18 июля 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 8982 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №02-35/2013-031 (ответчик - ИП Шалашов Г.Н.) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8982 [type] => solution [language] => ru [created] => 1374664415 [changed] => 1374664534 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1374664534 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Дата принятия решения: 18 июля 2013 года                                                            г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-031, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

-   в отсутствие заявителя – <…>,

- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП Шалашова Г<…> Н<…> (<…>) - представителя по доверенности <…>

- в отсутствие заинтересованного лица: ООО «Санитас»,

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России поступило заявление о распространении рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, заявитель указал, что в газете «Гипермаркет Иваново» №16 (388) от 24 апреля 2013 года на стр. 1 размещалась реклама Медцентра САНИТАС, в котором предупреждение о наличии противопоказаний занимало менее 5% площади объявления.

В ходе рассмотрения данного заявления подтвердилась изложенная в нем информация, в указанном издании размещалась реклама следующего содержания: «НАРКОЛОГИЯ прерывание запоя снятие похмелья лечение алкоголизма предрейсовые осмотры 39-39-39 42-35-000 Медцентр САНИТАС 9 лет работы Лиц. ДО23585 358 К Управл. Здравоохранения Ив.области ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВОЗМОЖНЫХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ»

Указанная реклама содержала признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Факт установления распространения указанной рекламы подтверждается: газетой «Гипермаркет Иваново» №16 (388) от 24 апреля 2013.

Ивановским УФАС России по данному факту 25 июня 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-031 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ИП Шалашова Г.Н., Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-         адресована неопределенному кругу лиц;

-        направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемым в медцентре «Санитас»;

-       призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Указания), подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

Согласно п.50 Указаний в медицинские услуги включается оплата населением:  услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области наркологии и т.д.); освидетельствование граждан медицинскими водительскими комиссиями.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой перечень медицинских услуг разделен на два класса: «А» и «В».

Класс «В» включает сложные и комплексные медицинские услуги: Психиатрия-наркология (В 01.036), Прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога первичный (В 01.036.01), Прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога повторный (В 01.036.02), Психиатрия-наркология (В 02.036),  Процедуры сестринского ухода при лечении алкогольной зависимости (В 02.036.01), Психиатрия-наркология (В 04.036), Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога (В 04.036.01), Профилактический прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога (В 04.036.02)

Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», работы по наркологии подлежат лицензированию.

Согласно пунктам  1.2 и 1.4. Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, приведенного в письме Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Санитас» обладает лицензией на  осуществление медицинской деятельности № ЛО-37-01-000087 от 10 ноября 2008 года, на основе которой осуществляет деятельность по оказанию услуг доврачебной медицинской помощи по: медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), сестринскому делу. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по психиатрии-наркологии, психиатрии, терапии.

Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.

В рассматриваемой рекламе не соблюдены требования к объему предупреждения о наличии противопоказаний к медицинской услуге и ее применению, необходимости получения консультации специалистов. Согласно ч.7 ст. 24 Закона о рекламе оно должно занимать в данном случае не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Площадь рассматриваемой рекламы составляет 31,03 см. Для такого объявления размер установленного законодательством предупреждения должен быть не менее 1,55 см. Однако в данном случае размер предупреждения составил 0,73 см.

За нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона, ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ №ФС5-1083 от 12.07.2005 учредителем газеты «Гипермаркет Иваново» является Шалашов Г<…> Н<…>.

Следовательно, рекламодателем указанной рекламы является ООО «Санитас», рекламораспространителем ИП Шалашов Г.Н.

Согласно пояснениям ООО «Санитас» (вх. № 1773 от 25.06.2013) Общество не принимало участие в компоновке и оформлении рекламного модуля.

Согласно объяснениям ИП Шалашова Г.Н. макет рекламы перед опубликованием с рекламодателем не согласовывался.

Заявитель и заинтересованное лицо, уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились.

По обстоятельствам дела представитель ИП Шалашова Г.Н. пояснил, что предупреждение о наличии противопоказаний не измерялось при оформлении макета рекламы, перед опубликованием макет с рекламодателем не согласовывался. В настоящее время размер необходимого предупреждения в указанной рекламе увеличен.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «НАРКОЛОГИЯ прерывание запоя снятие похмелья лечение алкоголизма предрейсовые осмотры 39-39-39 42-35-000 Медцентр САНИТАС 9 лет работы Лиц. ДО23585 358 К Управл. Здравоохранения Ив.области ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВОЗМОЖНЫХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ», размещенную в газете «Гипермаркет Иваново» №16 (388) от 24 апреля 2013 года на стр.1, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 18 июля 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дата принятия решения: 18 июля 2013 года                                                            г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 02-35/2013-031, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

-   в отсутствие заявителя – <…>,

- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП Шалашова Г<…> Н<…> (<…>) - представителя по доверенности <…>

- в отсутствие заинтересованного лица: ООО «Санитас»,

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России поступило заявление о распространении рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, заявитель указал, что в газете «Гипермаркет Иваново» №16 (388) от 24 апреля 2013 года на стр. 1 размещалась реклама Медцентра САНИТАС, в котором предупреждение о наличии противопоказаний занимало менее 5% площади объявления.

В ходе рассмотрения данного заявления подтвердилась изложенная в нем информация, в указанном издании размещалась реклама следующего содержания: «НАРКОЛОГИЯ прерывание запоя снятие похмелья лечение алкоголизма предрейсовые осмотры 39-39-39 42-35-000 Медцентр САНИТАС 9 лет работы Лиц. ДО23585 358 К Управл. Здравоохранения Ив.области ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВОЗМОЖНЫХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ»

Указанная реклама содержала признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Факт установления распространения указанной рекламы подтверждается: газетой «Гипермаркет Иваново» №16 (388) от 24 апреля 2013.

Ивановским УФАС России по данному факту 25 июня 2013 года возбуждено дело № 02-35/2013-031 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ИП Шалашова Г.Н., Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-         адресована неопределенному кругу лиц;

-        направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемым в медцентре «Санитас»;

-       призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Указания), подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

Согласно п.50 Указаний в медицинские услуги включается оплата населением:  услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области наркологии и т.д.); освидетельствование граждан медицинскими водительскими комиссиями.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой перечень медицинских услуг разделен на два класса: «А» и «В».

Класс «В» включает сложные и комплексные медицинские услуги: Психиатрия-наркология (В 01.036), Прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога первичный (В 01.036.01), Прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога повторный (В 01.036.02), Психиатрия-наркология (В 02.036),  Процедуры сестринского ухода при лечении алкогольной зависимости (В 02.036.01), Психиатрия-наркология (В 04.036), Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога (В 04.036.01), Профилактический прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога (В 04.036.02)

Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», работы по наркологии подлежат лицензированию.

Согласно пунктам  1.2 и 1.4. Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, приведенного в письме Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Санитас» обладает лицензией на  осуществление медицинской деятельности № ЛО-37-01-000087 от 10 ноября 2008 года, на основе которой осуществляет деятельность по оказанию услуг доврачебной медицинской помощи по: медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), сестринскому делу. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по психиатрии-наркологии, психиатрии, терапии.

Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.

В рассматриваемой рекламе не соблюдены требования к объему предупреждения о наличии противопоказаний к медицинской услуге и ее применению, необходимости получения консультации специалистов. Согласно ч.7 ст. 24 Закона о рекламе оно должно занимать в данном случае не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Площадь рассматриваемой рекламы составляет 31,03 см. Для такого объявления размер установленного законодательством предупреждения должен быть не менее 1,55 см. Однако в данном случае размер предупреждения составил 0,73 см.

За нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона, ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ №ФС5-1083 от 12.07.2005 учредителем газеты «Гипермаркет Иваново» является Шалашов Г<…> Н<…>.

Следовательно, рекламодателем указанной рекламы является ООО «Санитас», рекламораспространителем ИП Шалашов Г.Н.

Согласно пояснениям ООО «Санитас» (вх. № 1773 от 25.06.2013) Общество не принимало участие в компоновке и оформлении рекламного модуля.

Согласно объяснениям ИП Шалашова Г.Н. макет рекламы перед опубликованием с рекламодателем не согласовывался.

Заявитель и заинтересованное лицо, уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились.

По обстоятельствам дела представитель ИП Шалашова Г.Н. пояснил, что предупреждение о наличии противопоказаний не измерялось при оформлении макета рекламы, перед опубликованием макет с рекламодателем не согласовывался. В настоящее время размер необходимого предупреждения в указанной рекламе увеличен.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «НАРКОЛОГИЯ прерывание запоя снятие похмелья лечение алкоголизма предрейсовые осмотры 39-39-39 42-35-000 Медцентр САНИТАС 9 лет работы Лиц. ДО23585 358 К Управл. Здравоохранения Ив.области ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВОЗМОЖНЫХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ», размещенную в газете «Гипермаркет Иваново» №16 (388) от 24 апреля 2013 года на стр.1, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 18 июля 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-35/2013-031 [format] => [safe_value] => 02-35/2013-031 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-18 11:08:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-18 11:08:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1374664415 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )