Решение о признании жалобы необоснованной (заявитель - ООО «Сайлент 2000» )

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: -
Дата публикации: 24 мая 2013, 15:38

РЕШЕНИЕ
 

Дата оглашения решения: 14 мая 2013 года                                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 16 мая 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов в составе (далее – Комиссия Ивановского УФАС России): <…>,

в присутствии представителей:

ООО «Сайлент 2000» (далее - Заявитель): <…>,

Департамента здравоохранения Ивановской области (далее - Заказчик): <…>,

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган): <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

30 апреля 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Сайлент 2000» на действия Заказчика – Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией в количестве 652 упаковок в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме (извещение № 0133200001713000424).

Заявитель считает, что Заказчиком при размещении заказа были нарушены нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) и, как следствие, права и законные интересы ООО «Сайлент 2000».

Из жалобы ООО «Сайлент 2000» следует, что требованиям к качеству товара, прописанным в документации об открытом аукционе в электронной форме указанного размещения заказа, полностью соответствуют препараты только одного производителя – фирмы «HERO» Испания, что ограничивает конкуренцию и число участников размещения заказа.

Установленные Департаментом здравоохранения Ивановской области требования к качеству товара не соответствуют нормам физиологической потребности в основных пищевых веществах, энергии, витаминах и минералах, которые установлены Методическим письмом Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 15-1/10/2-836 от 24.07.2012 (далее – Методическое письмо). Важные составляющие детского лечебного питания, предписанные Методическим письмом, такие, как хром, молибден, марганец, отсутствуют в техническом задании.

Представители Заказчика в своих возражениях указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении открытого аукциона в электронной форме допущено не было.

Исходя из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии по рассмотрению указанной жалобы, следует, что набор технических характеристик лечебного питания был разработан главным генетиком области для обеспечения качественного и полноценного питания детей, больных фенилкетонурией. В соответствии с рекомендациями Республиканского центра неонатального скрининга РФ право выбора лечебного питания для больных фенилкетонурией принадлежит врачу-генетику, курирующему пациентов (правильный выбор препаратов диетического питания важен, т. к. оно является не только лечебным препаратом, но и основным продуктом питания больных фенилкетонурией, и невозможность его использования, в конечном счете, приведет либо к голоданию детей, либо, в случае расширения диеты, к непоправимым нарушениям здоровья, умственной отсталости). В настоящее время под наблюдением медико-генетической консультации находится 27 детей, больных фенилкетонурией, которые получают лечебное питание с заявленными в документации характеристиками практически постоянно с 2005 года (19 детей из 27 – с рождения) и хорошо адаптировались к ним. Использование данных препаратов не вызывало осложнений в течение всего периода наблюдения. Дети употребляли смесь охотно, аппетит был сохранен, не отмечалось нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта, удовлетворительными были весовые прибавки, уровень фенилаланина поддерживался в пределах допустимого. Нецелесообразно заменять препарат для диетического питания, к которому привык ребенок, т. к. это небезразлично для больного: перевод с одного препарата на другой займет определенное время (от 1 недели до месяца), во время которого сложно поддерживать нормальный уровень фенилаланина. Кроме того, в случае отказа ребенка от нового препарата, привыкание может быть еще более длительным, не исключено, что ребенок не сможет переносить новый препарат. Использование препаратов, отличающихся по составу от заявленных в документации, значительно хуже переносится больными. Опыт использования таких смесей, как: «Афенилак», «Тетрафен» (новое название «Нутриген») получил отрицательный результат. Применение препаратов «Афенилак», «Тетрафен» вызвало аллергические реакции у 40% больных, а у одного ребенка провоцировало обострение бронхиальной астмы, у трети получавших лечение «Тетрафеном» отмечались диспептические явления (понос, рвота). Кроме того, за счет низких органолептических качеств препаратов (имеют неприятный посторонний запах и вкус разлагающегося белка) почти все дети отказывались их принимать, что приводило к невозможности поддержания нормального уровня фенилаланина в крови, т. е. применение препаратов не позволяло достигнуть необходимого эффекта. Родители детей, больных фенилкетонурией, настояли на замене препаратов марки «Тетрафен» в связи с их низкими органолептическими качествами, отказом детей от приема и непереносимости. В результате «Тетрафен» оказался неиспользованным, а деньги на его приобретение потраченными впустую. Необходимо отметить, что производители препаратов «Афенилак», «Тетрафен», «Нутриген» в их характеристике не отмечали низкие органолептические качества, наличие постороннего запаха и вкуса и возможные побочные действия.

Относительно довода жалобы по несоответствию показателей технического задания нормативам физиологической потребности в основных нутриентах для больных фенилкетонурией, изложенных в Методическом письме: в техническом задании прописан только состав заявляемого препарата, а количество макро- и микронутириентов, которое получит больной, рассчитывается врачом с учетом индивидуальной потребности (принимается во внимание масса ребенка, содержание фенилаланина в крови) путем назначения определенной дозы лечебной смеси, а также определенного количества естественных продуктов питания. По поводу отсутствия в техническом задании упоминания о хроме, молибдене и марганце в пояснениях содержится следующее: физиологическая потребность в этих микроэлементах ничтожно мала, и ребенок получит их с естественными продуктами питания. Кроме того, детям назначаются витаминно-минеральные комплексы.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

25.04.2013 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети «Интернет» было размещено извещение № 0133200001713000424 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией в количестве 652 упаковок в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 41. 6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона о размещении заказов.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в том числе, следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.

На основании ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Указанные положения Закона содержат исчерпывающий перечень запретов к содержанию документации об аукционе. Заказчиком в документации об аукционе установлен предмет контракта: поставка лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией в количестве 652 упаковок в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме. В разделе III «Спецификация» определены наименование товара, форма выпуска, количество, требования к качеству товара для определения соответствия товара, предлагаемого участником размещения заказа, товару, требуемому Заказчиком.

Специфика каждого заказа определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, правомочия на их установление Законом о размещении заказов предоставлены Заказчику. В связи с объективными причинами, в целях обеспечения потребностей (нужд), Заказчиком могут быть установлены более детальные требования, характеристики к товару, работам, услугам.

В документации об открытом аукционе в электронной форме определены функциональные характеристики товара с указанием значений показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара.

Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в размещении заказа, ограничить число участников размещения заказа, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации.

Материалами дела, пояснениями лиц, участвующих в деле, установлено, что вышеуказанные характеристики к товару установлены Заказчиком не произвольно, а связаны с необходимостью приобретения лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией с определенными параметрами.

Установление жестких требований к лечебному питанию обусловлено тем, что в настоящее время 27 детей больных фенилкетонурией получают лечебное питание с заявленными характеристиками практически постоянно с 2005 года (19 детей из 27 – с рождения). Использование данных препаратов не вызывало осложнений. Нецелесообразно заменять препарат для диетического питания, к которому привык ребенок, т. к. перевод с одного препарата на другой займет определенное время (от 1 недели до месяца), во время которого сложно поддерживать нормальный уровень фенилаланина. Кроме того, в случае отказа ребенка от нового препарата невозможность его использования может привести либо к голоданию детей, либо, в случае расширения диеты, к непоправимым нарушениям здоровья, умственной отсталости.

Принимая во внимание право Заказчика устанавливать требования к товару, исходя из действительных потребностей Заказчика, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о том, что требования к лечебному питанию, установленные Заказчиком в документации об аукционе, не противоречат требованиям законодательства о размещении заказов.

Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к запрашиваемому товару. На основании указанных норм Заказчик установил в аукционной документации качественные характеристики лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией.

Таким образом, довод Заявителя относительно установления Заказчиком требования, влекущего за собой ограничение количества участников размещения заказа, является необоснованным.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников размещения заказа.

Довод по установлению требований к качеству товара, не соответствующих нормам физиологической потребности в основных пищевых веществах, энергии, витаминах и минералах, которые определены Методическим письмом и отсутствия составляющих детского лечебного питания, предписанных Методическим письмом, таких, как хром, молибден, марганец, Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным, исходя из следующего.

«Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» (далее – Единые санитарные требования), утвержденные Решением Комиссии таможенного союза № 299 от 28.05.2010, содержат показатели к продуктам без фенилаланина или с низким его содержанием для питания детей старше года. Согласно указанным Единым санитарным требованиям продукты без фенилаланина или с низким его содержанием, предназначенные для питания детей старше года, должны содержать белка (экв.) не менее 20 г/л, а по показателям безопасности должны соответствовать требованиям к продуктам без фенилаланина или с низким его содержанием для детей 1-го года жизни. Содержание жира и углеводов в таких продуктах не регламентируется, а содержание витаминов, минеральных солей и микроэлементов должно соответствовать возрастным физиологическим потребностям. Иных характеристик к лечебному питанию без фенилаланина или с низким его содержанием Единые санитарные требования не содержат.

Единые санитарные требования имеют статус международного договора.

В силу п. «а» ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» «международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, Единые санитарные требования, являющиеся составной частью правовой системы Российской Федерации, имеют приоритет над законодательством Российской Федерации.

Таким образом, требования к качеству товаров установлены Заказчиком правомерно и довод Заявителя относительно установления требований к качеству товара, не соответствующих Методическому письму, не состоятелен.

Довод Заявителя, который был оглашен в ходе заседания Комиссии Ивановского УФАС России, о том, что имеется нарушение ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не может быть предметом рассмотрения в рамках настоящей жалобы, т.к. свидетельствует о предполагаемом нарушении антимонопольного законодательства, а не законодательства о размещении заказов.

При рассмотренных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства о размещении заказов, в том числе, незаконного ограничения количества участников размещения заказа.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Сайлент 2000» на действия Заказчика – Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией в количестве 652 упаковок в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме (извещение № 0133200001713000424) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

<Подписи членов Комиссии>

stdClass Object ( [vid] => 8814 [uid] => 5 [title] => Решение о признании жалобы необоснованной (заявитель - ООО «Сайлент 2000» ) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8814 [type] => solution [language] => ru [created] => 1370346048 [changed] => 1370348008 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370348008 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
 

Дата оглашения решения: 14 мая 2013 года                                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 16 мая 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов в составе (далее – Комиссия Ивановского УФАС России): <…>,

в присутствии представителей:

ООО «Сайлент 2000» (далее - Заявитель): <…>,

Департамента здравоохранения Ивановской области (далее - Заказчик): <…>,

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган): <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

30 апреля 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Сайлент 2000» на действия Заказчика – Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией в количестве 652 упаковок в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме (извещение № 0133200001713000424).

Заявитель считает, что Заказчиком при размещении заказа были нарушены нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) и, как следствие, права и законные интересы ООО «Сайлент 2000».

Из жалобы ООО «Сайлент 2000» следует, что требованиям к качеству товара, прописанным в документации об открытом аукционе в электронной форме указанного размещения заказа, полностью соответствуют препараты только одного производителя – фирмы «HERO» Испания, что ограничивает конкуренцию и число участников размещения заказа.

Установленные Департаментом здравоохранения Ивановской области требования к качеству товара не соответствуют нормам физиологической потребности в основных пищевых веществах, энергии, витаминах и минералах, которые установлены Методическим письмом Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 15-1/10/2-836 от 24.07.2012 (далее – Методическое письмо). Важные составляющие детского лечебного питания, предписанные Методическим письмом, такие, как хром, молибден, марганец, отсутствуют в техническом задании.

Представители Заказчика в своих возражениях указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении открытого аукциона в электронной форме допущено не было.

Исходя из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии по рассмотрению указанной жалобы, следует, что набор технических характеристик лечебного питания был разработан главным генетиком области для обеспечения качественного и полноценного питания детей, больных фенилкетонурией. В соответствии с рекомендациями Республиканского центра неонатального скрининга РФ право выбора лечебного питания для больных фенилкетонурией принадлежит врачу-генетику, курирующему пациентов (правильный выбор препаратов диетического питания важен, т. к. оно является не только лечебным препаратом, но и основным продуктом питания больных фенилкетонурией, и невозможность его использования, в конечном счете, приведет либо к голоданию детей, либо, в случае расширения диеты, к непоправимым нарушениям здоровья, умственной отсталости). В настоящее время под наблюдением медико-генетической консультации находится 27 детей, больных фенилкетонурией, которые получают лечебное питание с заявленными в документации характеристиками практически постоянно с 2005 года (19 детей из 27 – с рождения) и хорошо адаптировались к ним. Использование данных препаратов не вызывало осложнений в течение всего периода наблюдения. Дети употребляли смесь охотно, аппетит был сохранен, не отмечалось нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта, удовлетворительными были весовые прибавки, уровень фенилаланина поддерживался в пределах допустимого. Нецелесообразно заменять препарат для диетического питания, к которому привык ребенок, т. к. это небезразлично для больного: перевод с одного препарата на другой займет определенное время (от 1 недели до месяца), во время которого сложно поддерживать нормальный уровень фенилаланина. Кроме того, в случае отказа ребенка от нового препарата, привыкание может быть еще более длительным, не исключено, что ребенок не сможет переносить новый препарат. Использование препаратов, отличающихся по составу от заявленных в документации, значительно хуже переносится больными. Опыт использования таких смесей, как: «Афенилак», «Тетрафен» (новое название «Нутриген») получил отрицательный результат. Применение препаратов «Афенилак», «Тетрафен» вызвало аллергические реакции у 40% больных, а у одного ребенка провоцировало обострение бронхиальной астмы, у трети получавших лечение «Тетрафеном» отмечались диспептические явления (понос, рвота). Кроме того, за счет низких органолептических качеств препаратов (имеют неприятный посторонний запах и вкус разлагающегося белка) почти все дети отказывались их принимать, что приводило к невозможности поддержания нормального уровня фенилаланина в крови, т. е. применение препаратов не позволяло достигнуть необходимого эффекта. Родители детей, больных фенилкетонурией, настояли на замене препаратов марки «Тетрафен» в связи с их низкими органолептическими качествами, отказом детей от приема и непереносимости. В результате «Тетрафен» оказался неиспользованным, а деньги на его приобретение потраченными впустую. Необходимо отметить, что производители препаратов «Афенилак», «Тетрафен», «Нутриген» в их характеристике не отмечали низкие органолептические качества, наличие постороннего запаха и вкуса и возможные побочные действия.

Относительно довода жалобы по несоответствию показателей технического задания нормативам физиологической потребности в основных нутриентах для больных фенилкетонурией, изложенных в Методическом письме: в техническом задании прописан только состав заявляемого препарата, а количество макро- и микронутириентов, которое получит больной, рассчитывается врачом с учетом индивидуальной потребности (принимается во внимание масса ребенка, содержание фенилаланина в крови) путем назначения определенной дозы лечебной смеси, а также определенного количества естественных продуктов питания. По поводу отсутствия в техническом задании упоминания о хроме, молибдене и марганце в пояснениях содержится следующее: физиологическая потребность в этих микроэлементах ничтожно мала, и ребенок получит их с естественными продуктами питания. Кроме того, детям назначаются витаминно-минеральные комплексы.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

25.04.2013 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети «Интернет» было размещено извещение № 0133200001713000424 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией в количестве 652 упаковок в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 41. 6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона о размещении заказов.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в том числе, следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.

На основании ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Указанные положения Закона содержат исчерпывающий перечень запретов к содержанию документации об аукционе. Заказчиком в документации об аукционе установлен предмет контракта: поставка лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией в количестве 652 упаковок в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме. В разделе III «Спецификация» определены наименование товара, форма выпуска, количество, требования к качеству товара для определения соответствия товара, предлагаемого участником размещения заказа, товару, требуемому Заказчиком.

Специфика каждого заказа определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, правомочия на их установление Законом о размещении заказов предоставлены Заказчику. В связи с объективными причинами, в целях обеспечения потребностей (нужд), Заказчиком могут быть установлены более детальные требования, характеристики к товару, работам, услугам.

В документации об открытом аукционе в электронной форме определены функциональные характеристики товара с указанием значений показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара.

Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в размещении заказа, ограничить число участников размещения заказа, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации.

Материалами дела, пояснениями лиц, участвующих в деле, установлено, что вышеуказанные характеристики к товару установлены Заказчиком не произвольно, а связаны с необходимостью приобретения лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией с определенными параметрами.

Установление жестких требований к лечебному питанию обусловлено тем, что в настоящее время 27 детей больных фенилкетонурией получают лечебное питание с заявленными характеристиками практически постоянно с 2005 года (19 детей из 27 – с рождения). Использование данных препаратов не вызывало осложнений. Нецелесообразно заменять препарат для диетического питания, к которому привык ребенок, т. к. перевод с одного препарата на другой займет определенное время (от 1 недели до месяца), во время которого сложно поддерживать нормальный уровень фенилаланина. Кроме того, в случае отказа ребенка от нового препарата невозможность его использования может привести либо к голоданию детей, либо, в случае расширения диеты, к непоправимым нарушениям здоровья, умственной отсталости.

Принимая во внимание право Заказчика устанавливать требования к товару, исходя из действительных потребностей Заказчика, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о том, что требования к лечебному питанию, установленные Заказчиком в документации об аукционе, не противоречат требованиям законодательства о размещении заказов.

Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к запрашиваемому товару. На основании указанных норм Заказчик установил в аукционной документации качественные характеристики лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией.

Таким образом, довод Заявителя относительно установления Заказчиком требования, влекущего за собой ограничение количества участников размещения заказа, является необоснованным.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников размещения заказа.

Довод по установлению требований к качеству товара, не соответствующих нормам физиологической потребности в основных пищевых веществах, энергии, витаминах и минералах, которые определены Методическим письмом и отсутствия составляющих детского лечебного питания, предписанных Методическим письмом, таких, как хром, молибден, марганец, Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным, исходя из следующего.

«Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» (далее – Единые санитарные требования), утвержденные Решением Комиссии таможенного союза № 299 от 28.05.2010, содержат показатели к продуктам без фенилаланина или с низким его содержанием для питания детей старше года. Согласно указанным Единым санитарным требованиям продукты без фенилаланина или с низким его содержанием, предназначенные для питания детей старше года, должны содержать белка (экв.) не менее 20 г/л, а по показателям безопасности должны соответствовать требованиям к продуктам без фенилаланина или с низким его содержанием для детей 1-го года жизни. Содержание жира и углеводов в таких продуктах не регламентируется, а содержание витаминов, минеральных солей и микроэлементов должно соответствовать возрастным физиологическим потребностям. Иных характеристик к лечебному питанию без фенилаланина или с низким его содержанием Единые санитарные требования не содержат.

Единые санитарные требования имеют статус международного договора.

В силу п. «а» ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» «международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, Единые санитарные требования, являющиеся составной частью правовой системы Российской Федерации, имеют приоритет над законодательством Российской Федерации.

Таким образом, требования к качеству товаров установлены Заказчиком правомерно и довод Заявителя относительно установления требований к качеству товара, не соответствующих Методическому письму, не состоятелен.

Довод Заявителя, который был оглашен в ходе заседания Комиссии Ивановского УФАС России, о том, что имеется нарушение ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не может быть предметом рассмотрения в рамках настоящей жалобы, т.к. свидетельствует о предполагаемом нарушении антимонопольного законодательства, а не законодательства о размещении заказов.

При рассмотренных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства о размещении заказов, в том числе, незаконного ограничения количества участников размещения заказа.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Сайлент 2000» на действия Заказчика – Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией в количестве 652 упаковок в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме (извещение № 0133200001713000424) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

<Подписи членов Комиссии>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
 

Дата оглашения решения: 14 мая 2013 года                                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 16 мая 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов в составе (далее – Комиссия Ивановского УФАС России): <…>,

в присутствии представителей:

ООО «Сайлент 2000» (далее - Заявитель): <…>,

Департамента здравоохранения Ивановской области (далее - Заказчик): <…>,

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган): <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

30 апреля 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Сайлент 2000» на действия Заказчика – Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией в количестве 652 упаковок в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме (извещение № 0133200001713000424).

Заявитель считает, что Заказчиком при размещении заказа были нарушены нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) и, как следствие, права и законные интересы ООО «Сайлент 2000».

Из жалобы ООО «Сайлент 2000» следует, что требованиям к качеству товара, прописанным в документации об открытом аукционе в электронной форме указанного размещения заказа, полностью соответствуют препараты только одного производителя – фирмы «HERO» Испания, что ограничивает конкуренцию и число участников размещения заказа.

Установленные Департаментом здравоохранения Ивановской области требования к качеству товара не соответствуют нормам физиологической потребности в основных пищевых веществах, энергии, витаминах и минералах, которые установлены Методическим письмом Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 15-1/10/2-836 от 24.07.2012 (далее – Методическое письмо). Важные составляющие детского лечебного питания, предписанные Методическим письмом, такие, как хром, молибден, марганец, отсутствуют в техническом задании.

Представители Заказчика в своих возражениях указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении открытого аукциона в электронной форме допущено не было.

Исходя из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии по рассмотрению указанной жалобы, следует, что набор технических характеристик лечебного питания был разработан главным генетиком области для обеспечения качественного и полноценного питания детей, больных фенилкетонурией. В соответствии с рекомендациями Республиканского центра неонатального скрининга РФ право выбора лечебного питания для больных фенилкетонурией принадлежит врачу-генетику, курирующему пациентов (правильный выбор препаратов диетического питания важен, т. к. оно является не только лечебным препаратом, но и основным продуктом питания больных фенилкетонурией, и невозможность его использования, в конечном счете, приведет либо к голоданию детей, либо, в случае расширения диеты, к непоправимым нарушениям здоровья, умственной отсталости). В настоящее время под наблюдением медико-генетической консультации находится 27 детей, больных фенилкетонурией, которые получают лечебное питание с заявленными в документации характеристиками практически постоянно с 2005 года (19 детей из 27 – с рождения) и хорошо адаптировались к ним. Использование данных препаратов не вызывало осложнений в течение всего периода наблюдения. Дети употребляли смесь охотно, аппетит был сохранен, не отмечалось нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта, удовлетворительными были весовые прибавки, уровень фенилаланина поддерживался в пределах допустимого. Нецелесообразно заменять препарат для диетического питания, к которому привык ребенок, т. к. это небезразлично для больного: перевод с одного препарата на другой займет определенное время (от 1 недели до месяца), во время которого сложно поддерживать нормальный уровень фенилаланина. Кроме того, в случае отказа ребенка от нового препарата, привыкание может быть еще более длительным, не исключено, что ребенок не сможет переносить новый препарат. Использование препаратов, отличающихся по составу от заявленных в документации, значительно хуже переносится больными. Опыт использования таких смесей, как: «Афенилак», «Тетрафен» (новое название «Нутриген») получил отрицательный результат. Применение препаратов «Афенилак», «Тетрафен» вызвало аллергические реакции у 40% больных, а у одного ребенка провоцировало обострение бронхиальной астмы, у трети получавших лечение «Тетрафеном» отмечались диспептические явления (понос, рвота). Кроме того, за счет низких органолептических качеств препаратов (имеют неприятный посторонний запах и вкус разлагающегося белка) почти все дети отказывались их принимать, что приводило к невозможности поддержания нормального уровня фенилаланина в крови, т. е. применение препаратов не позволяло достигнуть необходимого эффекта. Родители детей, больных фенилкетонурией, настояли на замене препаратов марки «Тетрафен» в связи с их низкими органолептическими качествами, отказом детей от приема и непереносимости. В результате «Тетрафен» оказался неиспользованным, а деньги на его приобретение потраченными впустую. Необходимо отметить, что производители препаратов «Афенилак», «Тетрафен», «Нутриген» в их характеристике не отмечали низкие органолептические качества, наличие постороннего запаха и вкуса и возможные побочные действия.

Относительно довода жалобы по несоответствию показателей технического задания нормативам физиологической потребности в основных нутриентах для больных фенилкетонурией, изложенных в Методическом письме: в техническом задании прописан только состав заявляемого препарата, а количество макро- и микронутириентов, которое получит больной, рассчитывается врачом с учетом индивидуальной потребности (принимается во внимание масса ребенка, содержание фенилаланина в крови) путем назначения определенной дозы лечебной смеси, а также определенного количества естественных продуктов питания. По поводу отсутствия в техническом задании упоминания о хроме, молибдене и марганце в пояснениях содержится следующее: физиологическая потребность в этих микроэлементах ничтожно мала, и ребенок получит их с естественными продуктами питания. Кроме того, детям назначаются витаминно-минеральные комплексы.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

25.04.2013 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети «Интернет» было размещено извещение № 0133200001713000424 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией в количестве 652 упаковок в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 41. 6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона о размещении заказов.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в том числе, следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.

На основании ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Указанные положения Закона содержат исчерпывающий перечень запретов к содержанию документации об аукционе. Заказчиком в документации об аукционе установлен предмет контракта: поставка лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией в количестве 652 упаковок в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме. В разделе III «Спецификация» определены наименование товара, форма выпуска, количество, требования к качеству товара для определения соответствия товара, предлагаемого участником размещения заказа, товару, требуемому Заказчиком.

Специфика каждого заказа определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, правомочия на их установление Законом о размещении заказов предоставлены Заказчику. В связи с объективными причинами, в целях обеспечения потребностей (нужд), Заказчиком могут быть установлены более детальные требования, характеристики к товару, работам, услугам.

В документации об открытом аукционе в электронной форме определены функциональные характеристики товара с указанием значений показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара.

Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в размещении заказа, ограничить число участников размещения заказа, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации.

Материалами дела, пояснениями лиц, участвующих в деле, установлено, что вышеуказанные характеристики к товару установлены Заказчиком не произвольно, а связаны с необходимостью приобретения лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией с определенными параметрами.

Установление жестких требований к лечебному питанию обусловлено тем, что в настоящее время 27 детей больных фенилкетонурией получают лечебное питание с заявленными характеристиками практически постоянно с 2005 года (19 детей из 27 – с рождения). Использование данных препаратов не вызывало осложнений. Нецелесообразно заменять препарат для диетического питания, к которому привык ребенок, т. к. перевод с одного препарата на другой займет определенное время (от 1 недели до месяца), во время которого сложно поддерживать нормальный уровень фенилаланина. Кроме того, в случае отказа ребенка от нового препарата невозможность его использования может привести либо к голоданию детей, либо, в случае расширения диеты, к непоправимым нарушениям здоровья, умственной отсталости.

Принимая во внимание право Заказчика устанавливать требования к товару, исходя из действительных потребностей Заказчика, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о том, что требования к лечебному питанию, установленные Заказчиком в документации об аукционе, не противоречат требованиям законодательства о размещении заказов.

Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к запрашиваемому товару. На основании указанных норм Заказчик установил в аукционной документации качественные характеристики лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией.

Таким образом, довод Заявителя относительно установления Заказчиком требования, влекущего за собой ограничение количества участников размещения заказа, является необоснованным.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников размещения заказа.

Довод по установлению требований к качеству товара, не соответствующих нормам физиологической потребности в основных пищевых веществах, энергии, витаминах и минералах, которые определены Методическим письмом и отсутствия составляющих детского лечебного питания, предписанных Методическим письмом, таких, как хром, молибден, марганец, Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным, исходя из следующего.

«Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» (далее – Единые санитарные требования), утвержденные Решением Комиссии таможенного союза № 299 от 28.05.2010, содержат показатели к продуктам без фенилаланина или с низким его содержанием для питания детей старше года. Согласно указанным Единым санитарным требованиям продукты без фенилаланина или с низким его содержанием, предназначенные для питания детей старше года, должны содержать белка (экв.) не менее 20 г/л, а по показателям безопасности должны соответствовать требованиям к продуктам без фенилаланина или с низким его содержанием для детей 1-го года жизни. Содержание жира и углеводов в таких продуктах не регламентируется, а содержание витаминов, минеральных солей и микроэлементов должно соответствовать возрастным физиологическим потребностям. Иных характеристик к лечебному питанию без фенилаланина или с низким его содержанием Единые санитарные требования не содержат.

Единые санитарные требования имеют статус международного договора.

В силу п. «а» ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» «международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, Единые санитарные требования, являющиеся составной частью правовой системы Российской Федерации, имеют приоритет над законодательством Российской Федерации.

Таким образом, требования к качеству товаров установлены Заказчиком правомерно и довод Заявителя относительно установления требований к качеству товара, не соответствующих Методическому письму, не состоятелен.

Довод Заявителя, который был оглашен в ходе заседания Комиссии Ивановского УФАС России, о том, что имеется нарушение ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не может быть предметом рассмотрения в рамках настоящей жалобы, т.к. свидетельствует о предполагаемом нарушении антимонопольного законодательства, а не законодательства о размещении заказов.

При рассмотренных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства о размещении заказов, в том числе, незаконного ограничения количества участников размещения заказа.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Сайлент 2000» на действия Заказчика – Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией в количестве 652 упаковок в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме (извещение № 0133200001713000424) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

<Подписи членов Комиссии>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => - [format] => [safe_value] => - ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 51 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 51 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-24 11:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-14 11:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1370346048 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )