Постановление по делу №07-24/2009-028 (в отношении ОАО "МТС")

Дата публикации: 10 сентября 2009, 21:39

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 07-24/2009-028

10 сентября 2009 года                                                                                                             город  Иваново

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Михеева Татьяна Алексеевна, рассмотрев протокол № 07-24/2009-028 от 20 августа 2009 года и другие материалы дела об административном правонарушении № 07-24/2009-028, возбужденного в отношении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (<…>), в присутствии представителя <…>,

              

УСТАНОВИЛ:

      

20 августа 2009 года ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Уханова О.Р., составил протокол об административном правонарушении № 07-24/2009-028 по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) в отношении ОАО «МТС».

 

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что Ивановское УФАС России проводило контрольное мероприятие в филиале ОАО «МТС» в г. Иваново. В ходе проведения данного мероприятия была выявлена реклама услуг связи ОАО «МТС»: крупным шрифтом указано - «24 часа бесплатных разговоров. МТС оператор связи», а ниже мелким шрифтом обозначено: «Подключись с 25.08.2008 по 30.09.2008 г. на тарифные планы «Red New», «Стимул», «Супер Первый», «Мы», «Подружки», отправь в этот же период бесплатное SMS-сообщение на номер 3355 и получи 24 часа бесплатных разговоров. Подробности на сайте www.ivanovo.mts.ru и по телефону 0570».

 

Установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в периодических печатных изданиях: газета «Частник», газета «МегаМаркет», газета «168 часов», газета «Я&», журнал «HECD», а также с помощью средств стабильного территориального размещения: рекламные щиты 3х6м, по всей территории Ивановской области; пиллара, расположенного на пл. Вокзальная; на тумбах в киноцентрах г. Иваново; с помощью световых панелей формата А1, расположенных в кафе и ВУЗах г. Иваново, и баннеров, размещенных в эксклюзивных салонах-магазинах МТС.

 

Из данной рекламы следует, что возможно получить 24 часа бесплатных разговоров всем абонентам оператора сотовой связи МТС и пользоваться подключенной услугой в течение неограниченного периода времени, использовав предоставленные часы при совершении телефонных звонков в иные регионы, а также как внутри сети, так и  на номера других операторов. Однако, согласно условиям акции «24 часа бесплатных разговоров», она действует внутри сети МТС в пределах «домашнего» региона, а срок её действия ограничен 31 октября 2008 года, о чем в рассматриваемой рекламе не сообщается.

 

Следовательно, потребители могут быть введены в заблуждение при распространении рассматриваемой рекламы, выполненной с помощью различных видов рекламных носителей.

 

В рекламе, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения, существенная информация об условиях проведения акции (срок подключения с 25.08.2008 по 30.09.2008 к определенным тарифным планам, абоненты которых имеют возможность подключиться в указанной опции, отправив SMS сообщение) выполнена мелким, нечитаемым шрифтом. Несмотря на формальное наличие в рекламе сведений о сроках подключения к данной опции и абонентах МТС, данная информация не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и уяснить указанные условия не представляется возможным. Целью рекламы, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения является информирование потребителей относительно содержания рекламы с дальнего расстояния.

 

В силу изложенных обстоятельств, формальное присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.

 

Данные факты свидетельствуют о признаках нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

Объектом рекламирования в данном случае является услуга, оказываемая ОАО «МТС», а именно – услуга связи ОАО «МТС» со слоганом «24 часа бесплатных разговоров».

 

08 июня 2009 г. ФАС России на основании п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508, наделил Ивановское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе по факту рекламы услуг связи ОАО «МТС» со слоганом «24 часа бесплатных разговоров», распространяемой во всех регионах действия ОАО «МТС».

 

Ивановским УФАС России согласно предоставленным полномочиям по данному факту 26.06.2009 г. возбуждено дело № 07-18/2009-026 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

05 августа 2009 года по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Ивановского УФАС России было вынесено решение о признании рекламы услуг связи ОАО «МТС» со слоганом  «24 часа бесплатных разговоров», ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

В рассматриваемой рекламе, распространяемой с помощью различных рекламных носителей выделена наиболее привлекательная для потребителя информация – возможность получения 24 часов бесплатных разговоров.  Однако, существенная информация о том, что данное время дается в подарок лишь при подключении на тарифные планы «Red New», «Стимул», «Супер Первый», «Мы», «Подружки» напечатана мелким, нечитаемым шрифтом, который не воспринимается человеческим глазом, следовательно, без специальных приспособлений прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным. Размер цифр «24» в сорок раз превышает размер мелкого шрифта, которым выполнены иные существенные условия акции, а размер текста «часа бесплатных разговоров» - в десять раз. Данный факт свидетельствует о том, что рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к наиболее привлекательным для потребителей условиям тарифа, а иная существенная информация хотя формально в рекламе присутствует, однако, выполнена таким шрифтом, чтобы не привлекать внимание потенциальных потребителей к данной информации. 

 

Поскольку распространенная обществом реклама услуг связи со слоганом «24 часа бесплатных разговоров»  направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться и подключить предлагаемую ОАО «МТС» услугу, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях услуги может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой ОАО «МТС» услугой. 

 

Из смысла текста, доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что услугу «24 часа бесплатных разговоров» возможно получить всем абонентам оператора сотовой связи МТС и пользоваться подключенной услугой в течение неограниченного периода времени, использовав предоставленные часы при совершении телефонных звонков в иные регионы, а также как внутри сети, так и на номера других операторов.

 

Однако, согласно условиям акции «24 часа бесплатных разговоров», она действует внутри сети МТС в пределах «домашнего» региона, а срок её действия ограничен 31 октября 2008 года, о чем в рассматриваемой рекламе не сообщается.

 

Таким образом, потребитель мог быть введен в заблуждение относительно рассматриваемой рекламы, так как не имел возможности получить всю информацию о предоставляемой ОАО «МТС» услуге со слоганом «24 часа бесплатных разговоров».

 

Информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемой ОАО «МТС» услуге «24 часа бесплатных разговоров» по номеру телефона или на сайте, выполненная также мелким шрифтом, не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

 

Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ст.14.3 КоАП РФ.

 

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «МТС».

 

За нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно части 6 статьи 38 данного закона, ответственность несет рекламодатель.

 

Выявленное нарушение произошло по вине  рекламодателя ОАО «МТС», действия которого, во-первых, по не включению части существенной информации о рекламируемой услуге, а во-вторых, по уменьшению размера шрифта, использованного при отражении информации о рекламируемой услуге,  привели к фактическому скрытию существенной информации о рассматриваемой услуге, вводя в заблуждение потребителей рекламы. Данное обстоятельство повлекло за собой распространение рекламы с нарушением требований Закона о рекламе.

 

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

 

Объективная сторона административного правонарушения состоит в нарушении  Открытым акционерным обществом  «МТС» требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе при распространении рекламы с помощью различных рекламных носителей.

 

Субъект административного правонарушения – рекламодатель открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС»). В соответствии со статьей 2.10. КоАП России, юридическое лицо подлежит административной ответственности в случае совершения административного правонарушения.

 

Субъективная сторона. Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП России, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о рекламе, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 

ОАО «МТС» при распространении рекламы услуги «24 часа бесплатных разговоров»  имело возможность исполнить требования законодательства о рекламе, однако не сделало этого.

 

Виновность ОАО «МТС» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: макетом рекламы, описанием продукта «24 часа бесплатных разговоров», Решением Комиссии Ивановского УФАС России от 05.08.2009 г.; письменными пояснениями от 20.08.2009 г.

 

Представитель ОАО «МТС» <…> вину Общества в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что данная реклама не нарушает нормы ФЗ «О рекламе», так как, во-первых, законодательство о рекламе не содержит требований к размеру шрифта, применяемого в рекламе услуг связи; во-вторых, в Законе в отношении рекламы услуг связи никогда не было специальных ограничений; в-третьих, для правильного расчета стоимости той или иной услуги оператора подвижной связи рекламы никогда не будет достаточно.

 

Данные доводы не могут быть приняты по основаниям, указанным выше, а также содержащимся в решении Комиссии Ивановского УФАС от 05.08.2009 по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе.

 

Место совершения административного правонарушения – город Иваново, пр. Ф. Энгельса, д. 82 а.

Дата обнаружения административного правонарушения – 30 июля 2009 года.

Обстоятельств, смягчающим административную ответственность ОАО «МТС» не установлено.

Обстоятельством, отягчающим  административную  ответственность ОАО «МТС» является:

- повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП России (Постановление УФАС по Хабаровскому краю №9 от 17.02.2009 года).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, не установлено.

 

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС») виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП и назначить административное наказание в виде штрафа в размере  100 000  (Сто тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

    Реквизиты для перечисления суммы штрафа:

 

 Получатель УФК по Ивановской области (Ивановское УФАС России)

 Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г. Иваново

 БИК банка                042406001

 Счет                          40101810700000010001

 ИНН получателя      3728012720

 КПП получателя      370201001     

 КБК получателя       16111626000010000140

 Код по ОКАТО         24401000000

 

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня его вынесения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

 

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления _________________________ Т.А. Михеева

                                                                                                (подпись)

 

Копию постановления получил «___»________________2009 г.

 

Подпись лица, получившего постановление     _________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6673 [uid] => 1 [title] => Постановление по делу №07-24/2009-028 (в отношении ОАО "МТС") [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6673 [type] => solution [language] => ru [created] => 1252589948 [changed] => 1368721576 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368721576 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 07-24/2009-028

10 сентября 2009 года                                                                                                             город  Иваново

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Михеева Татьяна Алексеевна, рассмотрев протокол № 07-24/2009-028 от 20 августа 2009 года и другие материалы дела об административном правонарушении № 07-24/2009-028, возбужденного в отношении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (<…>), в присутствии представителя <…>,

              

УСТАНОВИЛ:

      

20 августа 2009 года ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Уханова О.Р., составил протокол об административном правонарушении № 07-24/2009-028 по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) в отношении ОАО «МТС».

 

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что Ивановское УФАС России проводило контрольное мероприятие в филиале ОАО «МТС» в г. Иваново. В ходе проведения данного мероприятия была выявлена реклама услуг связи ОАО «МТС»: крупным шрифтом указано - «24 часа бесплатных разговоров. МТС оператор связи», а ниже мелким шрифтом обозначено: «Подключись с 25.08.2008 по 30.09.2008 г. на тарифные планы «Red New», «Стимул», «Супер Первый», «Мы», «Подружки», отправь в этот же период бесплатное SMS-сообщение на номер 3355 и получи 24 часа бесплатных разговоров. Подробности на сайте www.ivanovo.mts.ru и по телефону 0570».

 

Установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в периодических печатных изданиях: газета «Частник», газета «МегаМаркет», газета «168 часов», газета «Я&», журнал «HECD», а также с помощью средств стабильного территориального размещения: рекламные щиты 3х6м, по всей территории Ивановской области; пиллара, расположенного на пл. Вокзальная; на тумбах в киноцентрах г. Иваново; с помощью световых панелей формата А1, расположенных в кафе и ВУЗах г. Иваново, и баннеров, размещенных в эксклюзивных салонах-магазинах МТС.

 

Из данной рекламы следует, что возможно получить 24 часа бесплатных разговоров всем абонентам оператора сотовой связи МТС и пользоваться подключенной услугой в течение неограниченного периода времени, использовав предоставленные часы при совершении телефонных звонков в иные регионы, а также как внутри сети, так и  на номера других операторов. Однако, согласно условиям акции «24 часа бесплатных разговоров», она действует внутри сети МТС в пределах «домашнего» региона, а срок её действия ограничен 31 октября 2008 года, о чем в рассматриваемой рекламе не сообщается.

 

Следовательно, потребители могут быть введены в заблуждение при распространении рассматриваемой рекламы, выполненной с помощью различных видов рекламных носителей.

 

В рекламе, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения, существенная информация об условиях проведения акции (срок подключения с 25.08.2008 по 30.09.2008 к определенным тарифным планам, абоненты которых имеют возможность подключиться в указанной опции, отправив SMS сообщение) выполнена мелким, нечитаемым шрифтом. Несмотря на формальное наличие в рекламе сведений о сроках подключения к данной опции и абонентах МТС, данная информация не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и уяснить указанные условия не представляется возможным. Целью рекламы, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения является информирование потребителей относительно содержания рекламы с дальнего расстояния.

 

В силу изложенных обстоятельств, формальное присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.

 

Данные факты свидетельствуют о признаках нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

Объектом рекламирования в данном случае является услуга, оказываемая ОАО «МТС», а именно – услуга связи ОАО «МТС» со слоганом «24 часа бесплатных разговоров».

 

08 июня 2009 г. ФАС России на основании п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508, наделил Ивановское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе по факту рекламы услуг связи ОАО «МТС» со слоганом «24 часа бесплатных разговоров», распространяемой во всех регионах действия ОАО «МТС».

 

Ивановским УФАС России согласно предоставленным полномочиям по данному факту 26.06.2009 г. возбуждено дело № 07-18/2009-026 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

05 августа 2009 года по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Ивановского УФАС России было вынесено решение о признании рекламы услуг связи ОАО «МТС» со слоганом  «24 часа бесплатных разговоров», ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

В рассматриваемой рекламе, распространяемой с помощью различных рекламных носителей выделена наиболее привлекательная для потребителя информация – возможность получения 24 часов бесплатных разговоров.  Однако, существенная информация о том, что данное время дается в подарок лишь при подключении на тарифные планы «Red New», «Стимул», «Супер Первый», «Мы», «Подружки» напечатана мелким, нечитаемым шрифтом, который не воспринимается человеческим глазом, следовательно, без специальных приспособлений прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным. Размер цифр «24» в сорок раз превышает размер мелкого шрифта, которым выполнены иные существенные условия акции, а размер текста «часа бесплатных разговоров» - в десять раз. Данный факт свидетельствует о том, что рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к наиболее привлекательным для потребителей условиям тарифа, а иная существенная информация хотя формально в рекламе присутствует, однако, выполнена таким шрифтом, чтобы не привлекать внимание потенциальных потребителей к данной информации. 

 

Поскольку распространенная обществом реклама услуг связи со слоганом «24 часа бесплатных разговоров»  направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться и подключить предлагаемую ОАО «МТС» услугу, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях услуги может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой ОАО «МТС» услугой. 

 

Из смысла текста, доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что услугу «24 часа бесплатных разговоров» возможно получить всем абонентам оператора сотовой связи МТС и пользоваться подключенной услугой в течение неограниченного периода времени, использовав предоставленные часы при совершении телефонных звонков в иные регионы, а также как внутри сети, так и на номера других операторов.

 

Однако, согласно условиям акции «24 часа бесплатных разговоров», она действует внутри сети МТС в пределах «домашнего» региона, а срок её действия ограничен 31 октября 2008 года, о чем в рассматриваемой рекламе не сообщается.

 

Таким образом, потребитель мог быть введен в заблуждение относительно рассматриваемой рекламы, так как не имел возможности получить всю информацию о предоставляемой ОАО «МТС» услуге со слоганом «24 часа бесплатных разговоров».

 

Информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемой ОАО «МТС» услуге «24 часа бесплатных разговоров» по номеру телефона или на сайте, выполненная также мелким шрифтом, не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

 

Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ст.14.3 КоАП РФ.

 

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «МТС».

 

За нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно части 6 статьи 38 данного закона, ответственность несет рекламодатель.

 

Выявленное нарушение произошло по вине  рекламодателя ОАО «МТС», действия которого, во-первых, по не включению части существенной информации о рекламируемой услуге, а во-вторых, по уменьшению размера шрифта, использованного при отражении информации о рекламируемой услуге,  привели к фактическому скрытию существенной информации о рассматриваемой услуге, вводя в заблуждение потребителей рекламы. Данное обстоятельство повлекло за собой распространение рекламы с нарушением требований Закона о рекламе.

 

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

 

Объективная сторона административного правонарушения состоит в нарушении  Открытым акционерным обществом  «МТС» требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе при распространении рекламы с помощью различных рекламных носителей.

 

Субъект административного правонарушения – рекламодатель открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС»). В соответствии со статьей 2.10. КоАП России, юридическое лицо подлежит административной ответственности в случае совершения административного правонарушения.

 

Субъективная сторона. Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП России, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о рекламе, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 

ОАО «МТС» при распространении рекламы услуги «24 часа бесплатных разговоров»  имело возможность исполнить требования законодательства о рекламе, однако не сделало этого.

 

Виновность ОАО «МТС» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: макетом рекламы, описанием продукта «24 часа бесплатных разговоров», Решением Комиссии Ивановского УФАС России от 05.08.2009 г.; письменными пояснениями от 20.08.2009 г.

 

Представитель ОАО «МТС» <…> вину Общества в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что данная реклама не нарушает нормы ФЗ «О рекламе», так как, во-первых, законодательство о рекламе не содержит требований к размеру шрифта, применяемого в рекламе услуг связи; во-вторых, в Законе в отношении рекламы услуг связи никогда не было специальных ограничений; в-третьих, для правильного расчета стоимости той или иной услуги оператора подвижной связи рекламы никогда не будет достаточно.

 

Данные доводы не могут быть приняты по основаниям, указанным выше, а также содержащимся в решении Комиссии Ивановского УФАС от 05.08.2009 по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе.

 

Место совершения административного правонарушения – город Иваново, пр. Ф. Энгельса, д. 82 а.

Дата обнаружения административного правонарушения – 30 июля 2009 года.

Обстоятельств, смягчающим административную ответственность ОАО «МТС» не установлено.

Обстоятельством, отягчающим  административную  ответственность ОАО «МТС» является:

- повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП России (Постановление УФАС по Хабаровскому краю №9 от 17.02.2009 года).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, не установлено.

 

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС») виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП и назначить административное наказание в виде штрафа в размере  100 000  (Сто тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

    Реквизиты для перечисления суммы штрафа:

 

 Получатель УФК по Ивановской области (Ивановское УФАС России)

 Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г. Иваново

 БИК банка                042406001

 Счет                          40101810700000010001

 ИНН получателя      3728012720

 КПП получателя      370201001     

 КБК получателя       16111626000010000140

 Код по ОКАТО         24401000000

 

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня его вынесения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

 

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления _________________________ Т.А. Михеева

                                                                                                (подпись)

 

Копию постановления получил «___»________________2009 г.

 

Подпись лица, получившего постановление     _________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 07-24/2009-028

10 сентября 2009 года                                                                                                             город  Иваново

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Михеева Татьяна Алексеевна, рассмотрев протокол № 07-24/2009-028 от 20 августа 2009 года и другие материалы дела об административном правонарушении № 07-24/2009-028, возбужденного в отношении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (<…>), в присутствии представителя <…>,

              

УСТАНОВИЛ:

      

20 августа 2009 года ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Уханова О.Р., составил протокол об административном правонарушении № 07-24/2009-028 по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) в отношении ОАО «МТС».

 

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что Ивановское УФАС России проводило контрольное мероприятие в филиале ОАО «МТС» в г. Иваново. В ходе проведения данного мероприятия была выявлена реклама услуг связи ОАО «МТС»: крупным шрифтом указано - «24 часа бесплатных разговоров. МТС оператор связи», а ниже мелким шрифтом обозначено: «Подключись с 25.08.2008 по 30.09.2008 г. на тарифные планы «Red New», «Стимул», «Супер Первый», «Мы», «Подружки», отправь в этот же период бесплатное SMS-сообщение на номер 3355 и получи 24 часа бесплатных разговоров. Подробности на сайте www.ivanovo.mts.ru и по телефону 0570».

 

Установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в периодических печатных изданиях: газета «Частник», газета «МегаМаркет», газета «168 часов», газета «Я&», журнал «HECD», а также с помощью средств стабильного территориального размещения: рекламные щиты 3х6м, по всей территории Ивановской области; пиллара, расположенного на пл. Вокзальная; на тумбах в киноцентрах г. Иваново; с помощью световых панелей формата А1, расположенных в кафе и ВУЗах г. Иваново, и баннеров, размещенных в эксклюзивных салонах-магазинах МТС.

 

Из данной рекламы следует, что возможно получить 24 часа бесплатных разговоров всем абонентам оператора сотовой связи МТС и пользоваться подключенной услугой в течение неограниченного периода времени, использовав предоставленные часы при совершении телефонных звонков в иные регионы, а также как внутри сети, так и  на номера других операторов. Однако, согласно условиям акции «24 часа бесплатных разговоров», она действует внутри сети МТС в пределах «домашнего» региона, а срок её действия ограничен 31 октября 2008 года, о чем в рассматриваемой рекламе не сообщается.

 

Следовательно, потребители могут быть введены в заблуждение при распространении рассматриваемой рекламы, выполненной с помощью различных видов рекламных носителей.

 

В рекламе, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения, существенная информация об условиях проведения акции (срок подключения с 25.08.2008 по 30.09.2008 к определенным тарифным планам, абоненты которых имеют возможность подключиться в указанной опции, отправив SMS сообщение) выполнена мелким, нечитаемым шрифтом. Несмотря на формальное наличие в рекламе сведений о сроках подключения к данной опции и абонентах МТС, данная информация не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и уяснить указанные условия не представляется возможным. Целью рекламы, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения является информирование потребителей относительно содержания рекламы с дальнего расстояния.

 

В силу изложенных обстоятельств, формальное присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.

 

Данные факты свидетельствуют о признаках нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

Объектом рекламирования в данном случае является услуга, оказываемая ОАО «МТС», а именно – услуга связи ОАО «МТС» со слоганом «24 часа бесплатных разговоров».

 

08 июня 2009 г. ФАС России на основании п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508, наделил Ивановское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе по факту рекламы услуг связи ОАО «МТС» со слоганом «24 часа бесплатных разговоров», распространяемой во всех регионах действия ОАО «МТС».

 

Ивановским УФАС России согласно предоставленным полномочиям по данному факту 26.06.2009 г. возбуждено дело № 07-18/2009-026 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

05 августа 2009 года по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Ивановского УФАС России было вынесено решение о признании рекламы услуг связи ОАО «МТС» со слоганом  «24 часа бесплатных разговоров», ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

В рассматриваемой рекламе, распространяемой с помощью различных рекламных носителей выделена наиболее привлекательная для потребителя информация – возможность получения 24 часов бесплатных разговоров.  Однако, существенная информация о том, что данное время дается в подарок лишь при подключении на тарифные планы «Red New», «Стимул», «Супер Первый», «Мы», «Подружки» напечатана мелким, нечитаемым шрифтом, который не воспринимается человеческим глазом, следовательно, без специальных приспособлений прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным. Размер цифр «24» в сорок раз превышает размер мелкого шрифта, которым выполнены иные существенные условия акции, а размер текста «часа бесплатных разговоров» - в десять раз. Данный факт свидетельствует о том, что рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к наиболее привлекательным для потребителей условиям тарифа, а иная существенная информация хотя формально в рекламе присутствует, однако, выполнена таким шрифтом, чтобы не привлекать внимание потенциальных потребителей к данной информации. 

 

Поскольку распространенная обществом реклама услуг связи со слоганом «24 часа бесплатных разговоров»  направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться и подключить предлагаемую ОАО «МТС» услугу, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях услуги может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой ОАО «МТС» услугой. 

 

Из смысла текста, доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что услугу «24 часа бесплатных разговоров» возможно получить всем абонентам оператора сотовой связи МТС и пользоваться подключенной услугой в течение неограниченного периода времени, использовав предоставленные часы при совершении телефонных звонков в иные регионы, а также как внутри сети, так и на номера других операторов.

 

Однако, согласно условиям акции «24 часа бесплатных разговоров», она действует внутри сети МТС в пределах «домашнего» региона, а срок её действия ограничен 31 октября 2008 года, о чем в рассматриваемой рекламе не сообщается.

 

Таким образом, потребитель мог быть введен в заблуждение относительно рассматриваемой рекламы, так как не имел возможности получить всю информацию о предоставляемой ОАО «МТС» услуге со слоганом «24 часа бесплатных разговоров».

 

Информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемой ОАО «МТС» услуге «24 часа бесплатных разговоров» по номеру телефона или на сайте, выполненная также мелким шрифтом, не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

 

Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ст.14.3 КоАП РФ.

 

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «МТС».

 

За нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно части 6 статьи 38 данного закона, ответственность несет рекламодатель.

 

Выявленное нарушение произошло по вине  рекламодателя ОАО «МТС», действия которого, во-первых, по не включению части существенной информации о рекламируемой услуге, а во-вторых, по уменьшению размера шрифта, использованного при отражении информации о рекламируемой услуге,  привели к фактическому скрытию существенной информации о рассматриваемой услуге, вводя в заблуждение потребителей рекламы. Данное обстоятельство повлекло за собой распространение рекламы с нарушением требований Закона о рекламе.

 

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

 

Объективная сторона административного правонарушения состоит в нарушении  Открытым акционерным обществом  «МТС» требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе при распространении рекламы с помощью различных рекламных носителей.

 

Субъект административного правонарушения – рекламодатель открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС»). В соответствии со статьей 2.10. КоАП России, юридическое лицо подлежит административной ответственности в случае совершения административного правонарушения.

 

Субъективная сторона. Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП России, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о рекламе, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 

ОАО «МТС» при распространении рекламы услуги «24 часа бесплатных разговоров»  имело возможность исполнить требования законодательства о рекламе, однако не сделало этого.

 

Виновность ОАО «МТС» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: макетом рекламы, описанием продукта «24 часа бесплатных разговоров», Решением Комиссии Ивановского УФАС России от 05.08.2009 г.; письменными пояснениями от 20.08.2009 г.

 

Представитель ОАО «МТС» <…> вину Общества в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что данная реклама не нарушает нормы ФЗ «О рекламе», так как, во-первых, законодательство о рекламе не содержит требований к размеру шрифта, применяемого в рекламе услуг связи; во-вторых, в Законе в отношении рекламы услуг связи никогда не было специальных ограничений; в-третьих, для правильного расчета стоимости той или иной услуги оператора подвижной связи рекламы никогда не будет достаточно.

 

Данные доводы не могут быть приняты по основаниям, указанным выше, а также содержащимся в решении Комиссии Ивановского УФАС от 05.08.2009 по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе.

 

Место совершения административного правонарушения – город Иваново, пр. Ф. Энгельса, д. 82 а.

Дата обнаружения административного правонарушения – 30 июля 2009 года.

Обстоятельств, смягчающим административную ответственность ОАО «МТС» не установлено.

Обстоятельством, отягчающим  административную  ответственность ОАО «МТС» является:

- повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП России (Постановление УФАС по Хабаровскому краю №9 от 17.02.2009 года).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, не установлено.

 

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС») виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП и назначить административное наказание в виде штрафа в размере  100 000  (Сто тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

    Реквизиты для перечисления суммы штрафа:

 

 Получатель УФК по Ивановской области (Ивановское УФАС России)

 Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г. Иваново

 БИК банка                042406001

 Счет                          40101810700000010001

 ИНН получателя      3728012720

 КПП получателя      370201001     

 КБК получателя       16111626000010000140

 Код по ОКАТО         24401000000

 

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня его вынесения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

 

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления _________________________ Т.А. Михеева

                                                                                                (подпись)

 

Копию постановления получил «___»________________2009 г.

 

Подпись лица, получившего постановление     _________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-09-10 17:39:08 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-09-10 17:39:08 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321500153 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )