Решение и предписание по делу №02-30/012 (ответчик - Фурмановский районный Совет)

Дата публикации: 6 апреля 2010, 19:18

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

06.04.2010                                                                                                    город Иваново

Изготовлено 06.04.2010                                                                            Дело №02-30/012 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: <…>,

 

в отсутствие представителя ответчика – Фурмановского районного Совета,

 

рассмотрев дело № 02-30/012, возбужденное по признакам нарушения Фурмановским районным Советом (<….>) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон о защите конкуренции),

 

установила:

 

Во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы России от 10.12.2008 №ЦА 33111 Ивановским УФАС России проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг.

 

При исполнении поручения выявлено Решение Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района» (далее – Решение Фурмановского районного Совета от 29.03.2006), содержащее признаки нарушения статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.

 

В связи с изложенным, Приказом Руководителя Ивановского УФАС России от 12.03.2010 № 31 возбуждено дело №02-30/012 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Фурмановским районным Советом статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.

 

В письменных пояснениях (письмо от 24.03.2010 №12) сообщено, что Фурмановским районным Советом принято решение от 09.12.2009 № 80 «Об отмене решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района». Принятие нового нормативного акта по данному вопросу не планируется, так как в соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения находятся в ведении поселений.

 

Фурмановским районным Советом заявлено ходатайство о прекращении рассмотрения дела № 02-30/012 и рассмотрении дела в отсутствие представителя Фурмановского районного  Совета.

 

Доказательством надлежащего извещения о времени  и месте рассмотрения дела является уведомление от 24.03.2010 № 10200023277703. Руководствуясь частями 1, 2, 3, 4 статьи 45 Федерального закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Фурмановского районного Совета.

 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

Решение Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 утверждает Правила предоставления ритуальных услуг на территории Фурмановского муниципального района и порядок содержания муниципальных кладбищ на территории Фурмановского муниципального района.

 

Пункт 1 Правил предоставления ритуальных услуг предусматривает, что на территории Фурмановского муниципального района организация похоронного дела возложена на МУП МПО ЖКХ, но ритуальные услуги могут оказываться и иными юридическими лицами, прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию.

 

Статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

 

Частью 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ, предусмотрено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего Кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц.

 

То есть индивидуальные предприниматели Решением Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 исключены из состава хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять ритуальные услуги на территории Фурмановского муниципального района. Фурмановский районный Совет ограничил круг хозяйствующих субъектов, имеющих право выполнять ритуальные услуги.

 

Такие действия органа местного самоуправления нарушают запрет на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, установленный пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего в период принятия Фурмановского районного Совета от 29.03.2006. Названная норма предусматривала, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов какой-либо сфере. Буквальный смысл и содержание упомянутой нормы рецептированы в пункте 2 части 1 статьи 15 Федерального закона, в котором не устанавливаются новые запреты либо новый вид ответственности, а только лишь дословно повторяется уже существовавшее законоположение).

 

Правила работы и порядок содержания муниципальных кладбищ предусматривают, что содержание территорий кладбищ, организация захоронения возложена на МУП МПО ЖКХ г. Фурманов и Фурмановского района. Заказ на захоронение на муниципальных кладбищах оформляется только через специализированную службу по вопросам похоронного дела МУП МПО ЖКХ не менее чем за сутки до погребения с учетом вероисповедания и национальных традиций умерших. Время захоронения по согласованию с заказчиком устанавливается при оформлении заказа. Отвод земельных участков для захоронения оформляется при приеме заказа согласно установленных норм. Каждое захоронение регистрируется МУП МПО ЖКХ в книге установленной формы. Книга подлежит вечному хранению. Все работы на кладбище, связанные с установкой надмогильных сооружений и благоустройства мест захоронения производятся только с разрешения администрации кладбища. МУП МПО ЖКХ обязано содержать кладбища в надлежащем порядке.

 

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

 

Согласно пунктам 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.

 

Часть 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

 

Часть 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции содержит запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

 

В Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 23.09.2008 № 1202/07 разъяснено, что возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не предусмотрена. Также Суд признал, что передача в ведение общественных кладбищ предприятию и наделение его функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ, создает преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.

 

То есть, Фурмановский районный Совет своим Решением от 29.03.2006 наделил  хозяйствующего субъекта специализированную службу по вопросам похоронного дела МУП МПО ЖКХ «Городские кладбища» функциями органа местного самоуправления,  возложив на него обязанности по содержанию кладбищ и организации захоронений.

 

Такие действия органа местного самоуправления нарушают запрет, установленный частью 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции (часть 3 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего в период принятия Решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006).

 

На обозрение Комиссии Ивановского УФАС России представлена копия Решения Фурмановского муниципального Совета от 09.12.2009 № 80 «Об отмене решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района». Названным решением от 09.12.2009 Фурмановский районный Совет отменяет решение Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района», в котором выявлены признаки нарушения частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.

 

Однако согласно статьям 3, 4 Устава Фурмановского муниципального района (утв. Решением Фурмановской городской Думы от 24.08.2005 № 78) на территории Фурмановского муниципального района применяются только те муниципальные правовые акты, которые вступили в силу. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Фурмановского муниципального района после дня их первого официального опубликования, если иное не предусмотрено настоящим Уставом и федеральными законами.

 

Комиссии не представлены доказательства того, что Решение Фурмановского муниципального Совета от 09.12.2009 № 80 «Об отмене решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района» прошло стадию официального опубликования в соответствующих источниках.

 

Какими-либо иными свидетельствами соблюдения процедуры, необходимой для вступления в законную силу и, следовательно, применения  названного муниципального правового акта, Комиссия не располагает.

 

Ввиду изложенного, Комиссия не вправе сделать вывод об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства и совершении органом местного самоуправления действий направленных на обеспечение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Фурмановского районного Совета по принятию Решения от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района» выразившиеся: в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;  в наделении хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, нарушением пункта  2 части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Выдать Фурмановскому районному Совету предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Подписи членов Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-30/012

 

6 апреля 2010 года                                                                                                     г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 6 апреля 2010 года по делу № 02-30/012 о нарушении Фурмановским районным Советом (<…>) пункта 2 части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Фурмановскому районному Совету прекратить нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего совершить действия направленные на обеспечение конкуренции: принять меры для официального опубликования Решения Фурмановского муниципального Совета от 09.12.2009 № 80 «Об отмене решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района»  в срок до 06.05.2010.

 

2. О выполнении настоящего Предписания Фурмановскому районному Совету сообщить в Ивановское УФАС России в срок до 13.05.2010.

 

  Подписи членов Комиссии

 

Предписание может быть  обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6291 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу №02-30/012 (ответчик - Фурмановский районный Совет) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6291 [type] => solution [language] => ru [created] => 1270552733 [changed] => 1368721576 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368721576 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

06.04.2010                                                                                                    город Иваново

Изготовлено 06.04.2010                                                                            Дело №02-30/012 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: <…>,

 

в отсутствие представителя ответчика – Фурмановского районного Совета,

 

рассмотрев дело № 02-30/012, возбужденное по признакам нарушения Фурмановским районным Советом (<….>) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон о защите конкуренции),

 

установила:

 

Во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы России от 10.12.2008 №ЦА 33111 Ивановским УФАС России проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг.

 

При исполнении поручения выявлено Решение Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района» (далее – Решение Фурмановского районного Совета от 29.03.2006), содержащее признаки нарушения статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.

 

В связи с изложенным, Приказом Руководителя Ивановского УФАС России от 12.03.2010 № 31 возбуждено дело №02-30/012 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Фурмановским районным Советом статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.

 

В письменных пояснениях (письмо от 24.03.2010 №12) сообщено, что Фурмановским районным Советом принято решение от 09.12.2009 № 80 «Об отмене решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района». Принятие нового нормативного акта по данному вопросу не планируется, так как в соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения находятся в ведении поселений.

 

Фурмановским районным Советом заявлено ходатайство о прекращении рассмотрения дела № 02-30/012 и рассмотрении дела в отсутствие представителя Фурмановского районного  Совета.

 

Доказательством надлежащего извещения о времени  и месте рассмотрения дела является уведомление от 24.03.2010 № 10200023277703. Руководствуясь частями 1, 2, 3, 4 статьи 45 Федерального закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Фурмановского районного Совета.

 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

Решение Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 утверждает Правила предоставления ритуальных услуг на территории Фурмановского муниципального района и порядок содержания муниципальных кладбищ на территории Фурмановского муниципального района.

 

Пункт 1 Правил предоставления ритуальных услуг предусматривает, что на территории Фурмановского муниципального района организация похоронного дела возложена на МУП МПО ЖКХ, но ритуальные услуги могут оказываться и иными юридическими лицами, прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию.

 

Статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

 

Частью 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ, предусмотрено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего Кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц.

 

То есть индивидуальные предприниматели Решением Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 исключены из состава хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять ритуальные услуги на территории Фурмановского муниципального района. Фурмановский районный Совет ограничил круг хозяйствующих субъектов, имеющих право выполнять ритуальные услуги.

 

Такие действия органа местного самоуправления нарушают запрет на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, установленный пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего в период принятия Фурмановского районного Совета от 29.03.2006. Названная норма предусматривала, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов какой-либо сфере. Буквальный смысл и содержание упомянутой нормы рецептированы в пункте 2 части 1 статьи 15 Федерального закона, в котором не устанавливаются новые запреты либо новый вид ответственности, а только лишь дословно повторяется уже существовавшее законоположение).

 

Правила работы и порядок содержания муниципальных кладбищ предусматривают, что содержание территорий кладбищ, организация захоронения возложена на МУП МПО ЖКХ г. Фурманов и Фурмановского района. Заказ на захоронение на муниципальных кладбищах оформляется только через специализированную службу по вопросам похоронного дела МУП МПО ЖКХ не менее чем за сутки до погребения с учетом вероисповедания и национальных традиций умерших. Время захоронения по согласованию с заказчиком устанавливается при оформлении заказа. Отвод земельных участков для захоронения оформляется при приеме заказа согласно установленных норм. Каждое захоронение регистрируется МУП МПО ЖКХ в книге установленной формы. Книга подлежит вечному хранению. Все работы на кладбище, связанные с установкой надмогильных сооружений и благоустройства мест захоронения производятся только с разрешения администрации кладбища. МУП МПО ЖКХ обязано содержать кладбища в надлежащем порядке.

 

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

 

Согласно пунктам 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.

 

Часть 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

 

Часть 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции содержит запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

 

В Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 23.09.2008 № 1202/07 разъяснено, что возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не предусмотрена. Также Суд признал, что передача в ведение общественных кладбищ предприятию и наделение его функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ, создает преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.

 

То есть, Фурмановский районный Совет своим Решением от 29.03.2006 наделил  хозяйствующего субъекта специализированную службу по вопросам похоронного дела МУП МПО ЖКХ «Городские кладбища» функциями органа местного самоуправления,  возложив на него обязанности по содержанию кладбищ и организации захоронений.

 

Такие действия органа местного самоуправления нарушают запрет, установленный частью 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции (часть 3 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего в период принятия Решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006).

 

На обозрение Комиссии Ивановского УФАС России представлена копия Решения Фурмановского муниципального Совета от 09.12.2009 № 80 «Об отмене решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района». Названным решением от 09.12.2009 Фурмановский районный Совет отменяет решение Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района», в котором выявлены признаки нарушения частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.

 

Однако согласно статьям 3, 4 Устава Фурмановского муниципального района (утв. Решением Фурмановской городской Думы от 24.08.2005 № 78) на территории Фурмановского муниципального района применяются только те муниципальные правовые акты, которые вступили в силу. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Фурмановского муниципального района после дня их первого официального опубликования, если иное не предусмотрено настоящим Уставом и федеральными законами.

 

Комиссии не представлены доказательства того, что Решение Фурмановского муниципального Совета от 09.12.2009 № 80 «Об отмене решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района» прошло стадию официального опубликования в соответствующих источниках.

 

Какими-либо иными свидетельствами соблюдения процедуры, необходимой для вступления в законную силу и, следовательно, применения  названного муниципального правового акта, Комиссия не располагает.

 

Ввиду изложенного, Комиссия не вправе сделать вывод об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства и совершении органом местного самоуправления действий направленных на обеспечение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Фурмановского районного Совета по принятию Решения от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района» выразившиеся: в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;  в наделении хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, нарушением пункта  2 части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Выдать Фурмановскому районному Совету предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Подписи членов Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-30/012

 

6 апреля 2010 года                                                                                                     г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 6 апреля 2010 года по делу № 02-30/012 о нарушении Фурмановским районным Советом (<…>) пункта 2 части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Фурмановскому районному Совету прекратить нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего совершить действия направленные на обеспечение конкуренции: принять меры для официального опубликования Решения Фурмановского муниципального Совета от 09.12.2009 № 80 «Об отмене решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района»  в срок до 06.05.2010.

 

2. О выполнении настоящего Предписания Фурмановскому районному Совету сообщить в Ивановское УФАС России в срок до 13.05.2010.

 

  Подписи членов Комиссии

 

Предписание может быть  обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

06.04.2010                                                                                                    город Иваново

Изготовлено 06.04.2010                                                                            Дело №02-30/012 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: <…>,

 

в отсутствие представителя ответчика – Фурмановского районного Совета,

 

рассмотрев дело № 02-30/012, возбужденное по признакам нарушения Фурмановским районным Советом (<….>) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон о защите конкуренции),

 

установила:

 

Во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы России от 10.12.2008 №ЦА 33111 Ивановским УФАС России проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг.

 

При исполнении поручения выявлено Решение Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района» (далее – Решение Фурмановского районного Совета от 29.03.2006), содержащее признаки нарушения статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.

 

В связи с изложенным, Приказом Руководителя Ивановского УФАС России от 12.03.2010 № 31 возбуждено дело №02-30/012 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Фурмановским районным Советом статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.

 

В письменных пояснениях (письмо от 24.03.2010 №12) сообщено, что Фурмановским районным Советом принято решение от 09.12.2009 № 80 «Об отмене решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района». Принятие нового нормативного акта по данному вопросу не планируется, так как в соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения находятся в ведении поселений.

 

Фурмановским районным Советом заявлено ходатайство о прекращении рассмотрения дела № 02-30/012 и рассмотрении дела в отсутствие представителя Фурмановского районного  Совета.

 

Доказательством надлежащего извещения о времени  и месте рассмотрения дела является уведомление от 24.03.2010 № 10200023277703. Руководствуясь частями 1, 2, 3, 4 статьи 45 Федерального закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Фурмановского районного Совета.

 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

Решение Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 утверждает Правила предоставления ритуальных услуг на территории Фурмановского муниципального района и порядок содержания муниципальных кладбищ на территории Фурмановского муниципального района.

 

Пункт 1 Правил предоставления ритуальных услуг предусматривает, что на территории Фурмановского муниципального района организация похоронного дела возложена на МУП МПО ЖКХ, но ритуальные услуги могут оказываться и иными юридическими лицами, прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию.

 

Статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

 

Частью 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ, предусмотрено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего Кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц.

 

То есть индивидуальные предприниматели Решением Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 исключены из состава хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять ритуальные услуги на территории Фурмановского муниципального района. Фурмановский районный Совет ограничил круг хозяйствующих субъектов, имеющих право выполнять ритуальные услуги.

 

Такие действия органа местного самоуправления нарушают запрет на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, установленный пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего в период принятия Фурмановского районного Совета от 29.03.2006. Названная норма предусматривала, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов какой-либо сфере. Буквальный смысл и содержание упомянутой нормы рецептированы в пункте 2 части 1 статьи 15 Федерального закона, в котором не устанавливаются новые запреты либо новый вид ответственности, а только лишь дословно повторяется уже существовавшее законоположение).

 

Правила работы и порядок содержания муниципальных кладбищ предусматривают, что содержание территорий кладбищ, организация захоронения возложена на МУП МПО ЖКХ г. Фурманов и Фурмановского района. Заказ на захоронение на муниципальных кладбищах оформляется только через специализированную службу по вопросам похоронного дела МУП МПО ЖКХ не менее чем за сутки до погребения с учетом вероисповедания и национальных традиций умерших. Время захоронения по согласованию с заказчиком устанавливается при оформлении заказа. Отвод земельных участков для захоронения оформляется при приеме заказа согласно установленных норм. Каждое захоронение регистрируется МУП МПО ЖКХ в книге установленной формы. Книга подлежит вечному хранению. Все работы на кладбище, связанные с установкой надмогильных сооружений и благоустройства мест захоронения производятся только с разрешения администрации кладбища. МУП МПО ЖКХ обязано содержать кладбища в надлежащем порядке.

 

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

 

Согласно пунктам 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.

 

Часть 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

 

Часть 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции содержит запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

 

В Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 23.09.2008 № 1202/07 разъяснено, что возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не предусмотрена. Также Суд признал, что передача в ведение общественных кладбищ предприятию и наделение его функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ, создает преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.

 

То есть, Фурмановский районный Совет своим Решением от 29.03.2006 наделил  хозяйствующего субъекта специализированную службу по вопросам похоронного дела МУП МПО ЖКХ «Городские кладбища» функциями органа местного самоуправления,  возложив на него обязанности по содержанию кладбищ и организации захоронений.

 

Такие действия органа местного самоуправления нарушают запрет, установленный частью 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции (часть 3 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего в период принятия Решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006).

 

На обозрение Комиссии Ивановского УФАС России представлена копия Решения Фурмановского муниципального Совета от 09.12.2009 № 80 «Об отмене решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района». Названным решением от 09.12.2009 Фурмановский районный Совет отменяет решение Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района», в котором выявлены признаки нарушения частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.

 

Однако согласно статьям 3, 4 Устава Фурмановского муниципального района (утв. Решением Фурмановской городской Думы от 24.08.2005 № 78) на территории Фурмановского муниципального района применяются только те муниципальные правовые акты, которые вступили в силу. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Фурмановского муниципального района после дня их первого официального опубликования, если иное не предусмотрено настоящим Уставом и федеральными законами.

 

Комиссии не представлены доказательства того, что Решение Фурмановского муниципального Совета от 09.12.2009 № 80 «Об отмене решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района» прошло стадию официального опубликования в соответствующих источниках.

 

Какими-либо иными свидетельствами соблюдения процедуры, необходимой для вступления в законную силу и, следовательно, применения  названного муниципального правового акта, Комиссия не располагает.

 

Ввиду изложенного, Комиссия не вправе сделать вывод об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства и совершении органом местного самоуправления действий направленных на обеспечение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Фурмановского районного Совета по принятию Решения от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района» выразившиеся: в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;  в наделении хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, нарушением пункта  2 части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Выдать Фурмановскому районному Совету предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Подписи членов Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-30/012

 

6 апреля 2010 года                                                                                                     г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 6 апреля 2010 года по делу № 02-30/012 о нарушении Фурмановским районным Советом (<…>) пункта 2 части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Фурмановскому районному Совету прекратить нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего совершить действия направленные на обеспечение конкуренции: принять меры для официального опубликования Решения Фурмановского муниципального Совета от 09.12.2009 № 80 «Об отмене решения Фурмановского районного Совета от 29.03.2006 № 50 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Фурмановского муниципального района»  в срок до 06.05.2010.

 

2. О выполнении настоящего Предписания Фурмановскому районному Совету сообщить в Ивановское УФАС России в срок до 13.05.2010.

 

  Подписи членов Комиссии

 

Предписание может быть  обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-06 15:18:53 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-06 15:18:53 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321500153 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )