Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №02-36/2014-045 (в отношении ИП Камбулатовой Т.М.)

Номер дела: 02-36/2014-045
Дата публикации: 20 октября 2014, 11:23

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 02-36/2014-045

 

09 октября 2014 года                                                                                                      город Иваново

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <…>, рассмотрев протокол № 02-36/2014-045 от 25 сентября 2014 года и другие материалы дела об административном правонарушении № 02-36/2014-045, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя Камбулатовой Т.<…> М.<…> (<…>), в отсутствие ИП Камбулатовой Т.М.,

УСТАНОВИЛ:

25 сентября 2014 года главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <…> составила протокол об административном правонарушении № 02-36/2014-045 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении индивидуального предпринимателя Камбулатовой Т.М.

Ивановским УФАС России выявлен факт распространения на территории г.Иваново рекламы с признаками нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Так, в г. Иваново распространялась печатная листовка «Здоровая семья», в которой рекламировались биологически активные добавки (БАД) и пищевые добавки (бальзам «Алтайский целитель», «Каменное масло +7», «Сибирская лиственница +7», крем «Добродея живичный +7») с признаками нарушения п.10 и п.11 ч.3 ст. 5, п. 4 и п.6 ч. 5 ст.5, ч.7 ст.5, п.1, 2, 3 и 5 ч.1 и ч.1.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Согласно п.10 и п.11 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами; о результатах исследований и испытаний.

В соответствии с п. 4 и п.6 ч. 5 ст.5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются:

- использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

- указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

В п.1, 2, 3 и 5 ч.1 ст.25 Закона о рекламе установлено, что реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

-  создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

- содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

-  создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

При этом согласно ч.1.1 ст. 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В указанной рекламной листовке содержится информация о дате, времени и месте проведения выставки-продажи рекламируемых товаров. В рамках совместного рейда Ивановского УФАС России и УМВД России по Ивановской области 24 января 2014 года было установлено, что рекламируемые товары продавались в здании по адресу: г.Иваново, ул. Карла Маркса, д. 62/107 (бывший ДК «Железнодорожников») на основании заключенного между ИП Камбулатовой Т.М. и АГУИО «Областной координационно-методический центр культуры и творчества» договора от 30.12.2013 на оказание услуг по организации проведения мероприятия №10114.

Факт распространения указанной рекламы подтверждается: печатной листовкой «Здоровая семья».

Ивановским УФАС России по данному факту 17 июня 2014 года возбуждено дело № 02-35/2014-008 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

16 июля 2014 года по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Ивановского УФАС России принято решение о признании рассматриваемой рекламы ненадлежащей, нарушающей требования п.2, п.10 и п.11 ч.3, п.6 ч.5 и ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Материалы дела были переданы должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания, в том числе, к следующим товарам: бальзам «Алтайский целитель», «Каменное масло +7», «Сибирская лиственница +7», крем «Добродея живичный +7»;

- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

Вместе с тем, в рекламной листовке содержится следующее описание указанных товаров:

- «Каменное масло +7» можно применять почти при всех заболеваниях, т.к. оно повышает защитные функции организма. Положительные результаты наблюдались при ОРЗ, ОРВИ, гриппе диабете, онкологии, болезнях печени, геморрое, инфекциях, костнотуберкулезных процессах, головных болях.

- В бальзаме «Алтайский целитель» природные компоненты содержатся в виде медовых вытяжек. Доказано: они способствуют быстрому и гармоничному предотвращению воспалительных, инфекционных, нервных, сердечно-сосудистых, гормональных изменений, устранению нарушений в пищеварительной системе, половых органах, опорно-двигательном аппарате, при кожных заболеваниях.

- Курсовой прием «Сибирской лиственницы +7» нормализует давление при хронической гипер- или гипотении. Ежедневное употребление комплекса «Сибирская лиственница +7» способствует устранению последствий пагубного воздействия внешних условий (радиация, ГМО, электромагнитные излучения, плохая экология и т.д.).

Также в тексте рассматриваемой рекламе приведены благодарности потребителей с упоминанием конкретных случаев излечения, среди которых:

- «у меня рак кишечника. <…> За год я не только получил от «Алтайского целителя» прекращение метастазирования и избавился от боли…»;

- «сейчас почти не пью таблетки, потому что пользовалась «Каменным маслом +7». Боли в суставах прошли благодаря «Живице +7». Варикоз стал менее заметен, голова меньше болит»;

- «Больше я не употребляю таблетки и разные лекарства. Не принимаю ничего кроме ваших продуктов».

Кроме того, в рекламной листовке упоминаются: ДЦП, аутизм, синдром Дауна, рак кишечника, варикоз, аритмия, стенокардия, язва желудка и 12-перстной кишки, сахарный диабет, ОРЗ, ОРВИ, грипп, гипертония, геморрой, дистрофия хрусталика, остеохондроз, хронический бронхит и др.

В п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъясняется следующее: если в рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект, такая реклама создает  впечатление о том, что рекламируемые товары являются лекарственными средствами (обладают лечебным эффектом).

Из анализа текста рассматриваемой рекламы следует, что она создает впечатление, что указанные продукты обладают лечебными свойствами, положительно влияют на течение болезни. Однако рекламируемые товары не являются лекарственными средствами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Статьей 19 Закона о лекарственных средствах предусмотрено, что лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств, которым установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Документы, подтверждающие тот факт, что рекламируемые товары являются лекарственными средствами, в материалах дела отсутствуют.

В своих письменных пояснениях (вх. № 1719 от 27.05.2014) ИП Камбулатова Т.М. сообщила, что является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, которая доводилась до жителей Ивановской области через почтовые ящики в целях информирования о проведении выставки-продажи. Также ИП Камбулатова Т.М. пояснила, что рекламируемые товары являются продуктами питания.

В материалы дела представлены сведения, согласно которым:

- крем «Добродея живичный +7» является косметическим средством для интимной гигиены;

- бальзам «Алтайский целитель» - это безалкогольный медово-растительный бальзам;

-   «Сибирская лиственница +7» - бальзам лиственничный растительный;

- «Каменное масло +7» - это соль пищевая с витаминно-минеральными добавками.

При этом бальзам «Сибирская лиственница +7» в соответствии требованиями СанПиН 2.3.2.1078-01 Приложение №1 п. 1.8.5.5 отнесен к напиткам - сиропам непастеризованным, бальзам «Алтайский целитель» в соответствии требованиями СанПиН 2.3.2.1078-01 Приложение №1 п. 1.5.6 - к кондитерским изделиям (мед).

В ст.1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определено, что:

- пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки;

-  пищевые добавки - природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов;

- биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

Из изложенного следует, что рекламируемые товары нельзя отнести к пищевым либо биологически активным добавкам. Таким образом, рассматриваемая реклама не подпадает под регулирование ст.25 Закона о рекламе.

Однако, поскольку как лекарственные средства рекламируемые продукты не зарегистрированы, это исключает возможность указания в рекламе на их лечебные свойства.

Вместе с тем, согласно п.2 ч.3 ст.5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Также в соответствии с ч.7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

За нарушение требований п.2, п.10 и п.11 ч.3, п.6 ч.5 и ч.7 ст.5 Закона о рекламе согласно ч. 6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель. За нарушение требований п.6 ч.5  Закона о рекламе согласно ч.7 ст.38 данного закона ответственность также несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем и рекламодателем указанной рекламы является ИП Камбулатова Т.М.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в совершении  ИП Камбулатовой Т.М. действий по факту распространения рекламы, нарушающей требования Закона о рекламе.

Субъект административного правонарушения – ИП Камбулатова Т.М. В соответствии со статьей 2.4. КоАП РФ индивидуальный предприниматель подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с ненадлежащим осуществлением предпринимательской деятельности.

Субъективная сторона: ИП Камбулатова Т.М. не предвидела наступления вредных последствий своих действий в виде распространения рекламы, нарушающей требования Закона о рекламе, хотя как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, должна была и могла их предвидеть.

Согласно статье 2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее не предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия, хотя должно было и могло их предвидеть. Таким образом, правонарушение было совершено по неосторожности.

Существенная угроза общественным отношениям в сфере рекламы выражается в пренебрежительном отношении ИП Камбулатовой Т.М. к исполнению своих публично-правовых обязанностей при распространении рекламы, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

При неосторожности пренебрежительное отношение обретает форму самонадеянности (легкомыслия) либо небрежности.

Виновность ИП Камбулатовой Т.М. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: решением Ивановского УФАС России по делу №02-35/2014-008 от 22 июля 2014 года, письменными объяснениями ИП Камбулатовой Т.М. от 22 мая 2014 года (вх. №1719 от 27.05.2014).

На рассмотрение дела об административном правонарушении ИП Камбулатова Т.М., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения, не явилась. Ранее в Ивановское УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ИП Камбулатовой Т.М. (вх. №3650 от 02.10.2014).

При рассмотрении дела об административном правонарушении была рассмотрена возможность применения к ИП Камбулатовой Т.М. статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность совершенного правонарушения).

На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд РФ в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пункта 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у  ИП Камбулатовой Т.М. имелась. Доказательств, принятия мер по предотвращению вменяемого ей правонарушения, не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ИП Камбулатовой Т.М.

При соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от ИП Камбулатовой Т.М. в целях выполнения законодательно установленной обязанности, она могла не допустить совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Необходимо учитывать, что в силу положений ст. 1 Закона о рекламе целями данного закона являются реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

В данном случае, несоответствие рекламы требованиям законодательства о рекламе демонстрирует безразличное отношение ИП Камбулатовой Т.М. к своим публично-правовым обязанностям, установленным в данном случае Законом о рекламе.

С учетом изложенного, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют.

Место совершения административного правонарушения – г. Иваново.

Дата совершения (обнаружения) административного правонарушения – 21 января 2014 года.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих  административную ответственность ИП Камбулатовой Т.М. не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя Камбулатову Т.<…> М.<…> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1  ст. 14.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

 

Реквизиты для перечисления суммы штрафа:

Плательщик   Камбулатова Т.<…> М.<…>

Получатель   УФК по Ивановской области (Ивановское УФАС России)

Банк получателя   ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г. Иваново

БИК банка   042406001

Счет   40101810700000010001

ИНН получателя   3728012720

КПП получателя   370201001

КБК получателя   16111626000016000140

Код ОКТМО   24701000

Назначение платежа: оплата штрафа по постановлению о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 02-36/2014-045 от 09 октября 2014 года. 

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. 

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Подпись должностного лица

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 10231 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №02-36/2014-045 (в отношении ИП Камбулатовой Т.М.) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10231 [type] => solution [language] => ru [created] => 1413790013 [changed] => 1413790013 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1413790013 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 02-36/2014-045

 

09 октября 2014 года                                                                                                      город Иваново

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <…>, рассмотрев протокол № 02-36/2014-045 от 25 сентября 2014 года и другие материалы дела об административном правонарушении № 02-36/2014-045, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя Камбулатовой Т.<…> М.<…> (<…>), в отсутствие ИП Камбулатовой Т.М.,

УСТАНОВИЛ:

25 сентября 2014 года главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <…> составила протокол об административном правонарушении № 02-36/2014-045 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении индивидуального предпринимателя Камбулатовой Т.М.

Ивановским УФАС России выявлен факт распространения на территории г.Иваново рекламы с признаками нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Так, в г. Иваново распространялась печатная листовка «Здоровая семья», в которой рекламировались биологически активные добавки (БАД) и пищевые добавки (бальзам «Алтайский целитель», «Каменное масло +7», «Сибирская лиственница +7», крем «Добродея живичный +7») с признаками нарушения п.10 и п.11 ч.3 ст. 5, п. 4 и п.6 ч. 5 ст.5, ч.7 ст.5, п.1, 2, 3 и 5 ч.1 и ч.1.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Согласно п.10 и п.11 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами; о результатах исследований и испытаний.

В соответствии с п. 4 и п.6 ч. 5 ст.5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются:

- использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

- указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

В п.1, 2, 3 и 5 ч.1 ст.25 Закона о рекламе установлено, что реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

-  создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

- содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

-  создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

При этом согласно ч.1.1 ст. 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В указанной рекламной листовке содержится информация о дате, времени и месте проведения выставки-продажи рекламируемых товаров. В рамках совместного рейда Ивановского УФАС России и УМВД России по Ивановской области 24 января 2014 года было установлено, что рекламируемые товары продавались в здании по адресу: г.Иваново, ул. Карла Маркса, д. 62/107 (бывший ДК «Железнодорожников») на основании заключенного между ИП Камбулатовой Т.М. и АГУИО «Областной координационно-методический центр культуры и творчества» договора от 30.12.2013 на оказание услуг по организации проведения мероприятия №10114.

Факт распространения указанной рекламы подтверждается: печатной листовкой «Здоровая семья».

Ивановским УФАС России по данному факту 17 июня 2014 года возбуждено дело № 02-35/2014-008 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

16 июля 2014 года по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Ивановского УФАС России принято решение о признании рассматриваемой рекламы ненадлежащей, нарушающей требования п.2, п.10 и п.11 ч.3, п.6 ч.5 и ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Материалы дела были переданы должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания, в том числе, к следующим товарам: бальзам «Алтайский целитель», «Каменное масло +7», «Сибирская лиственница +7», крем «Добродея живичный +7»;

- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

Вместе с тем, в рекламной листовке содержится следующее описание указанных товаров:

- «Каменное масло +7» можно применять почти при всех заболеваниях, т.к. оно повышает защитные функции организма. Положительные результаты наблюдались при ОРЗ, ОРВИ, гриппе диабете, онкологии, болезнях печени, геморрое, инфекциях, костнотуберкулезных процессах, головных болях.

- В бальзаме «Алтайский целитель» природные компоненты содержатся в виде медовых вытяжек. Доказано: они способствуют быстрому и гармоничному предотвращению воспалительных, инфекционных, нервных, сердечно-сосудистых, гормональных изменений, устранению нарушений в пищеварительной системе, половых органах, опорно-двигательном аппарате, при кожных заболеваниях.

- Курсовой прием «Сибирской лиственницы +7» нормализует давление при хронической гипер- или гипотении. Ежедневное употребление комплекса «Сибирская лиственница +7» способствует устранению последствий пагубного воздействия внешних условий (радиация, ГМО, электромагнитные излучения, плохая экология и т.д.).

Также в тексте рассматриваемой рекламе приведены благодарности потребителей с упоминанием конкретных случаев излечения, среди которых:

- «у меня рак кишечника. <…> За год я не только получил от «Алтайского целителя» прекращение метастазирования и избавился от боли…»;

- «сейчас почти не пью таблетки, потому что пользовалась «Каменным маслом +7». Боли в суставах прошли благодаря «Живице +7». Варикоз стал менее заметен, голова меньше болит»;

- «Больше я не употребляю таблетки и разные лекарства. Не принимаю ничего кроме ваших продуктов».

Кроме того, в рекламной листовке упоминаются: ДЦП, аутизм, синдром Дауна, рак кишечника, варикоз, аритмия, стенокардия, язва желудка и 12-перстной кишки, сахарный диабет, ОРЗ, ОРВИ, грипп, гипертония, геморрой, дистрофия хрусталика, остеохондроз, хронический бронхит и др.

В п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъясняется следующее: если в рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект, такая реклама создает  впечатление о том, что рекламируемые товары являются лекарственными средствами (обладают лечебным эффектом).

Из анализа текста рассматриваемой рекламы следует, что она создает впечатление, что указанные продукты обладают лечебными свойствами, положительно влияют на течение болезни. Однако рекламируемые товары не являются лекарственными средствами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Статьей 19 Закона о лекарственных средствах предусмотрено, что лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств, которым установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Документы, подтверждающие тот факт, что рекламируемые товары являются лекарственными средствами, в материалах дела отсутствуют.

В своих письменных пояснениях (вх. № 1719 от 27.05.2014) ИП Камбулатова Т.М. сообщила, что является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, которая доводилась до жителей Ивановской области через почтовые ящики в целях информирования о проведении выставки-продажи. Также ИП Камбулатова Т.М. пояснила, что рекламируемые товары являются продуктами питания.

В материалы дела представлены сведения, согласно которым:

- крем «Добродея живичный +7» является косметическим средством для интимной гигиены;

- бальзам «Алтайский целитель» - это безалкогольный медово-растительный бальзам;

-   «Сибирская лиственница +7» - бальзам лиственничный растительный;

- «Каменное масло +7» - это соль пищевая с витаминно-минеральными добавками.

При этом бальзам «Сибирская лиственница +7» в соответствии требованиями СанПиН 2.3.2.1078-01 Приложение №1 п. 1.8.5.5 отнесен к напиткам - сиропам непастеризованным, бальзам «Алтайский целитель» в соответствии требованиями СанПиН 2.3.2.1078-01 Приложение №1 п. 1.5.6 - к кондитерским изделиям (мед).

В ст.1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определено, что:

- пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки;

-  пищевые добавки - природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов;

- биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

Из изложенного следует, что рекламируемые товары нельзя отнести к пищевым либо биологически активным добавкам. Таким образом, рассматриваемая реклама не подпадает под регулирование ст.25 Закона о рекламе.

Однако, поскольку как лекарственные средства рекламируемые продукты не зарегистрированы, это исключает возможность указания в рекламе на их лечебные свойства.

Вместе с тем, согласно п.2 ч.3 ст.5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Также в соответствии с ч.7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

За нарушение требований п.2, п.10 и п.11 ч.3, п.6 ч.5 и ч.7 ст.5 Закона о рекламе согласно ч. 6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель. За нарушение требований п.6 ч.5  Закона о рекламе согласно ч.7 ст.38 данного закона ответственность также несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем и рекламодателем указанной рекламы является ИП Камбулатова Т.М.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в совершении  ИП Камбулатовой Т.М. действий по факту распространения рекламы, нарушающей требования Закона о рекламе.

Субъект административного правонарушения – ИП Камбулатова Т.М. В соответствии со статьей 2.4. КоАП РФ индивидуальный предприниматель подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с ненадлежащим осуществлением предпринимательской деятельности.

Субъективная сторона: ИП Камбулатова Т.М. не предвидела наступления вредных последствий своих действий в виде распространения рекламы, нарушающей требования Закона о рекламе, хотя как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, должна была и могла их предвидеть.

Согласно статье 2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее не предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия, хотя должно было и могло их предвидеть. Таким образом, правонарушение было совершено по неосторожности.

Существенная угроза общественным отношениям в сфере рекламы выражается в пренебрежительном отношении ИП Камбулатовой Т.М. к исполнению своих публично-правовых обязанностей при распространении рекламы, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

При неосторожности пренебрежительное отношение обретает форму самонадеянности (легкомыслия) либо небрежности.

Виновность ИП Камбулатовой Т.М. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: решением Ивановского УФАС России по делу №02-35/2014-008 от 22 июля 2014 года, письменными объяснениями ИП Камбулатовой Т.М. от 22 мая 2014 года (вх. №1719 от 27.05.2014).

На рассмотрение дела об административном правонарушении ИП Камбулатова Т.М., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения, не явилась. Ранее в Ивановское УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ИП Камбулатовой Т.М. (вх. №3650 от 02.10.2014).

При рассмотрении дела об административном правонарушении была рассмотрена возможность применения к ИП Камбулатовой Т.М. статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность совершенного правонарушения).

На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд РФ в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пункта 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у  ИП Камбулатовой Т.М. имелась. Доказательств, принятия мер по предотвращению вменяемого ей правонарушения, не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ИП Камбулатовой Т.М.

При соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от ИП Камбулатовой Т.М. в целях выполнения законодательно установленной обязанности, она могла не допустить совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Необходимо учитывать, что в силу положений ст. 1 Закона о рекламе целями данного закона являются реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

В данном случае, несоответствие рекламы требованиям законодательства о рекламе демонстрирует безразличное отношение ИП Камбулатовой Т.М. к своим публично-правовым обязанностям, установленным в данном случае Законом о рекламе.

С учетом изложенного, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют.

Место совершения административного правонарушения – г. Иваново.

Дата совершения (обнаружения) административного правонарушения – 21 января 2014 года.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих  административную ответственность ИП Камбулатовой Т.М. не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя Камбулатову Т.<…> М.<…> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1  ст. 14.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

 

Реквизиты для перечисления суммы штрафа:

Плательщик   Камбулатова Т.<…> М.<…>

Получатель   УФК по Ивановской области (Ивановское УФАС России)

Банк получателя   ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г. Иваново

БИК банка   042406001

Счет   40101810700000010001

ИНН получателя   3728012720

КПП получателя   370201001

КБК получателя   16111626000016000140

Код ОКТМО   24701000

Назначение платежа: оплата штрафа по постановлению о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 02-36/2014-045 от 09 октября 2014 года. 

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. 

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Подпись должностного лица

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 02-36/2014-045

 

09 октября 2014 года                                                                                                      город Иваново

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <…>, рассмотрев протокол № 02-36/2014-045 от 25 сентября 2014 года и другие материалы дела об административном правонарушении № 02-36/2014-045, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя Камбулатовой Т.<…> М.<…> (<…>), в отсутствие ИП Камбулатовой Т.М.,

УСТАНОВИЛ:

25 сентября 2014 года главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <…> составила протокол об административном правонарушении № 02-36/2014-045 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении индивидуального предпринимателя Камбулатовой Т.М.

Ивановским УФАС России выявлен факт распространения на территории г.Иваново рекламы с признаками нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Так, в г. Иваново распространялась печатная листовка «Здоровая семья», в которой рекламировались биологически активные добавки (БАД) и пищевые добавки (бальзам «Алтайский целитель», «Каменное масло +7», «Сибирская лиственница +7», крем «Добродея живичный +7») с признаками нарушения п.10 и п.11 ч.3 ст. 5, п. 4 и п.6 ч. 5 ст.5, ч.7 ст.5, п.1, 2, 3 и 5 ч.1 и ч.1.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Согласно п.10 и п.11 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами; о результатах исследований и испытаний.

В соответствии с п. 4 и п.6 ч. 5 ст.5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются:

- использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

- указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

В п.1, 2, 3 и 5 ч.1 ст.25 Закона о рекламе установлено, что реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

-  создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

- содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

-  создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

При этом согласно ч.1.1 ст. 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В указанной рекламной листовке содержится информация о дате, времени и месте проведения выставки-продажи рекламируемых товаров. В рамках совместного рейда Ивановского УФАС России и УМВД России по Ивановской области 24 января 2014 года было установлено, что рекламируемые товары продавались в здании по адресу: г.Иваново, ул. Карла Маркса, д. 62/107 (бывший ДК «Железнодорожников») на основании заключенного между ИП Камбулатовой Т.М. и АГУИО «Областной координационно-методический центр культуры и творчества» договора от 30.12.2013 на оказание услуг по организации проведения мероприятия №10114.

Факт распространения указанной рекламы подтверждается: печатной листовкой «Здоровая семья».

Ивановским УФАС России по данному факту 17 июня 2014 года возбуждено дело № 02-35/2014-008 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

16 июля 2014 года по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Ивановского УФАС России принято решение о признании рассматриваемой рекламы ненадлежащей, нарушающей требования п.2, п.10 и п.11 ч.3, п.6 ч.5 и ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Материалы дела были переданы должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания, в том числе, к следующим товарам: бальзам «Алтайский целитель», «Каменное масло +7», «Сибирская лиственница +7», крем «Добродея живичный +7»;

- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

Вместе с тем, в рекламной листовке содержится следующее описание указанных товаров:

- «Каменное масло +7» можно применять почти при всех заболеваниях, т.к. оно повышает защитные функции организма. Положительные результаты наблюдались при ОРЗ, ОРВИ, гриппе диабете, онкологии, болезнях печени, геморрое, инфекциях, костнотуберкулезных процессах, головных болях.

- В бальзаме «Алтайский целитель» природные компоненты содержатся в виде медовых вытяжек. Доказано: они способствуют быстрому и гармоничному предотвращению воспалительных, инфекционных, нервных, сердечно-сосудистых, гормональных изменений, устранению нарушений в пищеварительной системе, половых органах, опорно-двигательном аппарате, при кожных заболеваниях.

- Курсовой прием «Сибирской лиственницы +7» нормализует давление при хронической гипер- или гипотении. Ежедневное употребление комплекса «Сибирская лиственница +7» способствует устранению последствий пагубного воздействия внешних условий (радиация, ГМО, электромагнитные излучения, плохая экология и т.д.).

Также в тексте рассматриваемой рекламе приведены благодарности потребителей с упоминанием конкретных случаев излечения, среди которых:

- «у меня рак кишечника. <…> За год я не только получил от «Алтайского целителя» прекращение метастазирования и избавился от боли…»;

- «сейчас почти не пью таблетки, потому что пользовалась «Каменным маслом +7». Боли в суставах прошли благодаря «Живице +7». Варикоз стал менее заметен, голова меньше болит»;

- «Больше я не употребляю таблетки и разные лекарства. Не принимаю ничего кроме ваших продуктов».

Кроме того, в рекламной листовке упоминаются: ДЦП, аутизм, синдром Дауна, рак кишечника, варикоз, аритмия, стенокардия, язва желудка и 12-перстной кишки, сахарный диабет, ОРЗ, ОРВИ, грипп, гипертония, геморрой, дистрофия хрусталика, остеохондроз, хронический бронхит и др.

В п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъясняется следующее: если в рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект, такая реклама создает  впечатление о том, что рекламируемые товары являются лекарственными средствами (обладают лечебным эффектом).

Из анализа текста рассматриваемой рекламы следует, что она создает впечатление, что указанные продукты обладают лечебными свойствами, положительно влияют на течение болезни. Однако рекламируемые товары не являются лекарственными средствами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Статьей 19 Закона о лекарственных средствах предусмотрено, что лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств, которым установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Документы, подтверждающие тот факт, что рекламируемые товары являются лекарственными средствами, в материалах дела отсутствуют.

В своих письменных пояснениях (вх. № 1719 от 27.05.2014) ИП Камбулатова Т.М. сообщила, что является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, которая доводилась до жителей Ивановской области через почтовые ящики в целях информирования о проведении выставки-продажи. Также ИП Камбулатова Т.М. пояснила, что рекламируемые товары являются продуктами питания.

В материалы дела представлены сведения, согласно которым:

- крем «Добродея живичный +7» является косметическим средством для интимной гигиены;

- бальзам «Алтайский целитель» - это безалкогольный медово-растительный бальзам;

-   «Сибирская лиственница +7» - бальзам лиственничный растительный;

- «Каменное масло +7» - это соль пищевая с витаминно-минеральными добавками.

При этом бальзам «Сибирская лиственница +7» в соответствии требованиями СанПиН 2.3.2.1078-01 Приложение №1 п. 1.8.5.5 отнесен к напиткам - сиропам непастеризованным, бальзам «Алтайский целитель» в соответствии требованиями СанПиН 2.3.2.1078-01 Приложение №1 п. 1.5.6 - к кондитерским изделиям (мед).

В ст.1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определено, что:

- пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки;

-  пищевые добавки - природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов;

- биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

Из изложенного следует, что рекламируемые товары нельзя отнести к пищевым либо биологически активным добавкам. Таким образом, рассматриваемая реклама не подпадает под регулирование ст.25 Закона о рекламе.

Однако, поскольку как лекарственные средства рекламируемые продукты не зарегистрированы, это исключает возможность указания в рекламе на их лечебные свойства.

Вместе с тем, согласно п.2 ч.3 ст.5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Также в соответствии с ч.7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

За нарушение требований п.2, п.10 и п.11 ч.3, п.6 ч.5 и ч.7 ст.5 Закона о рекламе согласно ч. 6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель. За нарушение требований п.6 ч.5  Закона о рекламе согласно ч.7 ст.38 данного закона ответственность также несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем и рекламодателем указанной рекламы является ИП Камбулатова Т.М.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в совершении  ИП Камбулатовой Т.М. действий по факту распространения рекламы, нарушающей требования Закона о рекламе.

Субъект административного правонарушения – ИП Камбулатова Т.М. В соответствии со статьей 2.4. КоАП РФ индивидуальный предприниматель подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с ненадлежащим осуществлением предпринимательской деятельности.

Субъективная сторона: ИП Камбулатова Т.М. не предвидела наступления вредных последствий своих действий в виде распространения рекламы, нарушающей требования Закона о рекламе, хотя как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, должна была и могла их предвидеть.

Согласно статье 2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее не предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия, хотя должно было и могло их предвидеть. Таким образом, правонарушение было совершено по неосторожности.

Существенная угроза общественным отношениям в сфере рекламы выражается в пренебрежительном отношении ИП Камбулатовой Т.М. к исполнению своих публично-правовых обязанностей при распространении рекламы, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

При неосторожности пренебрежительное отношение обретает форму самонадеянности (легкомыслия) либо небрежности.

Виновность ИП Камбулатовой Т.М. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: решением Ивановского УФАС России по делу №02-35/2014-008 от 22 июля 2014 года, письменными объяснениями ИП Камбулатовой Т.М. от 22 мая 2014 года (вх. №1719 от 27.05.2014).

На рассмотрение дела об административном правонарушении ИП Камбулатова Т.М., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения, не явилась. Ранее в Ивановское УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ИП Камбулатовой Т.М. (вх. №3650 от 02.10.2014).

При рассмотрении дела об административном правонарушении была рассмотрена возможность применения к ИП Камбулатовой Т.М. статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность совершенного правонарушения).

На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд РФ в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пункта 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у  ИП Камбулатовой Т.М. имелась. Доказательств, принятия мер по предотвращению вменяемого ей правонарушения, не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ИП Камбулатовой Т.М.

При соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от ИП Камбулатовой Т.М. в целях выполнения законодательно установленной обязанности, она могла не допустить совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Необходимо учитывать, что в силу положений ст. 1 Закона о рекламе целями данного закона являются реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

В данном случае, несоответствие рекламы требованиям законодательства о рекламе демонстрирует безразличное отношение ИП Камбулатовой Т.М. к своим публично-правовым обязанностям, установленным в данном случае Законом о рекламе.

С учетом изложенного, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют.

Место совершения административного правонарушения – г. Иваново.

Дата совершения (обнаружения) административного правонарушения – 21 января 2014 года.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих  административную ответственность ИП Камбулатовой Т.М. не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя Камбулатову Т.<…> М.<…> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1  ст. 14.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

 

Реквизиты для перечисления суммы штрафа:

Плательщик   Камбулатова Т.<…> М.<…>

Получатель   УФК по Ивановской области (Ивановское УФАС России)

Банк получателя   ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г. Иваново

БИК банка   042406001

Счет   40101810700000010001

ИНН получателя   3728012720

КПП получателя   370201001

КБК получателя   16111626000016000140

Код ОКТМО   24701000

Назначение платежа: оплата штрафа по постановлению о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 02-36/2014-045 от 09 октября 2014 года. 

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. 

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Подпись должностного лица

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-36/2014-045 [format] => [safe_value] => 02-36/2014-045 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 71 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 71 [vid] => 1 [name] => Ивановское УФАС России [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-20 07:23:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-09 07:23:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1413790013 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ивановское УФАС России )