• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет о деятельности Ивановского УФАС России в 2011 году

Категория отчета: Статистика и отчеты

 

1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции»

В отчетном периоде поступило 189 (184 – здесь и далее в скобках в 2010 году)  заявления о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе:

Статья 10       –   131 (130)

(Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением),

Статья 11       –      4      (4)

(Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов),
Статья 14       –      9   (17)

(Запрет на недобросовестную конкуренцию),

Статья 15       –      22      (4)

(Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации),

Статья 16       –      16      (8)

(Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации),

Статья 17       –      4      (6)

(Антимонопольные требования к торгам),

Статья 17.1    –      2      (2)

(Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества),

Статьи 19-21 –      0      (2)

(Предоставление государственных или муниципальных преференций),

Статья 34        –     1      (0)

(Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю).

По сравнению с 2010 годом количество рассмотренных заявлений в отчетном году осталось практически на прежнем уровне. Как и прежде, большая часть рассмотренных заявлений относится к нарушению статей 10, 14, 15 и 16. Однако акценты заявлений перераспределились в следующем порядке:

по статье 10: 6 (5) – установление, поддержание монопольно высокой цены товара; 31 (31) – навязывание невыгодных условий договора; 12 (25) – необоснованное сокращение или прекращение производства товара; 21 (21) – необоснованный отказ от заключения договора; 16 (15) – нарушение порядка ценообразования; 36 (27) – прочие нарушения этой статьи,

по статье 14: 1 (7) — приобретение и использование исключительных прав на средства индивидуализации, 6 (6) – прочие нарушения этой статьи,

по статье 15: 12 (6) – необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, 3 (2) – указание о приоритетной поставке товаров, заключение договоров; 7 (4) – прочие нарушения этой статьи,

по статье 16: 16 (7) – ограничение доступа на рынок, выхода с рынка.

В большинстве своем  заявления по статье 10 относились к сфере деятельности электро-тепло-энергетики — 78 (76), газовой отрасли — 19 (24), жилищно-коммунальному хозяйству — 20 (14).

Незначительное увеличение количества поступивших заявлений по статье 10 связано, по нашему мнению, с последовательными мероприятиями антимонопольного органа по осуществлению адвокатирования антимонопольного законодательства.

Большая часть заявлений (в основном граждан) связана с применением ресурсоснабжающими организациями Постановления Правительства Российской Федерации  № 307 от 23.05.2006 в части оплаты гражданами услуг электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения мест общего пользования (перерасчета за оказанные услуги конкретного собственника (нанимателя) многоквартирного дома) в многоквартирных домах, а также с вопросами технологического присоединения (увеличения мощности).

Из общего количества заявлений рассмотрено: 3 (3) заявления по рынкам финансовых услуг, 151 (154) – иным товарным рынкам, в том числе 57 (55)  – субъектам естественных монополий.

В 154 (157) случаях, после рассмотрения заявлений, в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства было отказано, в 35 (27) – возбуждены дела.

 

В отчетном периоде управлением рассмотрено 22 (15) заявления о нарушении статьи 15 Закона «О защите конкуренции». По 4 (6) заявлениям возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Рассмотрело 21 (27) дело, по 21 (23) из которых приняты решения о наличии нарушений, по 7 (3) – приняты решения о прекращении рассмотрения дел в связи с устранением нарушений до принятия решения комиссией, по 0 (1) – факт нарушения антимонопольного законодательства не подтвердился.

Распределение количества выявленных нарушений:

- необоснованное препятствование  осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов – 2 (9);

- предоставление хозяйствующим субъектам доступа к информации в приоритетном порядке – 0 (1);

- наделение властных органов полномочиями, влекущими ограничение конкуренции – 0 (1);

- совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов – 0 (9);

- наделение хозяйствующих субъектов властными функциями – 0 (3);

- прочие нарушения - 19 (3).

К числу прочих относятся нарушения, связанные с возбуждением 17 дел в отношении органов местного самоуправления в связи с принятием ими муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). Так, практически во всех муниципальных актах отсутствует (либо четко не определен) порядок предоставления финансовой, имущественной или иного вида поддержки СМСП, не четко прописаны условия участия СМСП в программных мероприятиях. Во многих программах отсутствуют критерии оценки экономической и социальной значимости проектов. Вследствие отсутствия в рассмотренных программах поддержки СМСП понятного и прозрачного механизма реализации программных мероприятий рабочая группа (координационный совет) либо глава органа местного самоуправления самостоятельно и по своему усмотрению устанавливают экономическую и социальную значимость проекта, и определяют размер оказания поддержки СМСП, что может привести к ограничению конкуренции.

По результатам рассмотрения указанных дел приняты решения о наличии нарушений статьи 15 в действиях органов местного самоуправления, связанных с принятием муниципальных программ поддержки СМСП, имеющих обозначенные недостатки и выданы 10 предписаний об их устранении, 7 дел прекращены в связи с добровольным устранением выявленных нарушений до принятия решений Комиссиями. Все выданные органам местного самоуправления предписания исполнены в установленные сроки.

Антиконкурентные акты и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления в отчетном периоде были выявлены в следующих отраслях, сферах деятельности хозяйствующих субъектов:

- рынок поставок с оптового на розничный рынок электрической энергии (мощности) – 1 (Региональная служба по тарифам),

- рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом – 2,

- рынок производства и продажи мясной продукции – 1,

- программ поддержки малого предпринимательства – 17.

 

В отчетном периоде Управлением выявлено 8 (18) нарушений статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Все выявленные в отчетном периоде нарушения статьи 16 связаны с заключением органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами договоров, либо с осуществлением органами власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами согласованных действий, нарушающих требования антимонопольного законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Ивановской области.

Наблюдаемая динамика значительного снижения нарушений статьи 16 Закона о защите конкуренции, по мнению Ивановского УФАС России, является следствием политики Управления, направленной на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства.

 

В отчетном периоде Ивановским УФАС России выявлено 2(4) нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции. Все нарушения допущены властными органами: 1 нарушение допущено Правительством Ивановской области, 1 нарушение допущено ГИБДД Ивановской области.

Возбуждено 6(3) дел по признакам нарушения территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (ТУ Росимущества) статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Из возбужденных в отчетном периоде дел о нарушении статьи 17.1 в 3(0) случаях факт нарушения не подтвердился.

Управлением рассмотрено 6 (2) заявлений о даче согласия на предоставление муниципальной преференции, из них: в виде передачи имущества – 5, денежных средств - 1.

По результатам рассмотрения заявлений принято решений:

- о даче согласия на предоставление преференции – 5(0).

- об отказе в предоставлении преференции – 1(2).

 

 

2. Обжалование решений антимонопольного органа в судах

 

В отчетный период из 52 (70) решений Ивановского УФАС России обжаловано 21 (21) решение антимонопольного органа, из которых 9 (17) признано судом законным в полном объеме, признаны судом недействительными решения – 1 (1), решения в стадии судебного обжалования 12 (3), в том числе по статьям Закона о защите конкуренции:

Статья Закона

Кол-во решений

Обжаловано решений

Признано решений законными

Признано решений недействительными

Решения в стадии обжалования

10

18 (13)

8   (3)

4   (1)

0 (0)

4 (0)

15

21 (23)

3   (1)

1   (0)

1 (1)

1 (1)

16

8 (18)

8 (14)

1 (14)

0 (0)

7 (0)

 

В связи с отсутствием нарушений, связанных с недопущением, ограничением или устранением конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократным злоупотреблением доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечением дохода в крупном размере, материалы дел о нарушении антимонопольного законодательства в правоохранительные органы не направлялись и дела, по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, не возбуждались.

 

3. Привлечение к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства

 

В 2011 году было возбуждено 230 (256) дел по применению мер административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов.

Выдано 141 (174) постановления о наложении штрафов в сумме 25 191,3 (17 676,7) тысячи рублей.

Для обеспечения более полной собираемости наложенных штрафов, Управление направляет вынесенные и добровольно не исполненные в установленные сроки постановления о наложении штрафов в Управление Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области на исполнение и применение мер принудительного исполнения.

Кроме того, в случае неуплаты нарушителями административных штрафов в сроки, установленные КоАП РФ, Управлением ведется работа по возбуждению в отношении таких лиц административных дел по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Составленные протоколы и материалы дел направляются на рассмотрение в суд.


4. Государственный контроль за экономической концентрацией

 

Государственный контроль за экономической концентрацией является непосредственным контролем за структурой рынка, одним из наиболее эффективных способов воздействия на формирование и функционирование товарных рынков.

         В целях предотвращения отрицательных последствий для конкуренции контроль за экономической концентрацией осуществляется антимонопольными органами в соответствии Главой 7 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при создании и реорганизации коммерческих организаций, осуществлении сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, при заключении соглашений.

Ивановское УФАС России стремится предупредить возможные нарушения антимонопольного законодательства путем выдачи предписаний хозяйствующим субъектам при удовлетворении ходатайств о даче согласия на совершение сделок (действий).

            В 2011 году  управление  рассмотрело 29  ходатайств и уведомлений, по результатам рассмотрения которых выдало 22 предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции (2010 -  28 ходатайств и уведомлений).

Так, по результатам рассмотрения ходатайства ОАО «Новгородоблэнергосбыт» о получении во временное владение и пользование основных производственных средств ОАО «Водоканал» выдано предписание, содержащее запреты на злоупотребление доминирующим положением, запрет на представление в органы регулирования расчета тарифов, включающего в качестве затрат арендную плату, требование о  выполнении обязательств, принятых в качестве существенных условий договора аренды  имущества, в том числе по осуществлению инвестирования на период 2012-2016 г.г. не менее триста шестидесяти пяти миллионов ста тысяч рублей по договору аренды недвижимого имущества и ста девяноста миллионов пятисот рублей по договору  аренды движимого имущества.

 

5. Госзаказ

 

 В отчетном периоде в управление поступило 158 жалоб (в 2010 году - 103 жалобы) на нарушения Закона о размещении заказов (38 (27) при размещении федеральных заказов, 40 (34) при размещении заказов субъекта федерации, 80 (42) при размещении муниципальных заказов). Из них 36 жалоб возвращены в связи с нарушением заявителем порядка их подачи, 21 жалоба отозвана заявителями, 60 жалоб признаны необоснованными и 41 обоснованными.

 При рассмотрении жалоб выявлено 43 (47) нарушения Закона о размещении заказов, большая часть из которых относилась, к случаям необоснованного отказа в допуске участникам размещения заказов к торгам или запросам котировок; утверждение документаций по торгам не соответствующих требованиям Закона о размещении заказов; не размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере предусмотренном законодательством о размещении заказов, а так же нарушение сроков заключения государственного или муниципального контракта.  По результатам рассмотрения жалоб выдано 26 (27) предписаний об устранении нарушений законодательства.

       Следует отметить, что обжалование действий при размещении областных и муниципальных заказов продолжает составлять значительно большую долю от общего числа поступивших жалоб по сравнению с жалобами при размещении федеральных заказов. Участники размещения заказов, считающие нарушенными свои права в процессе размещения заказов для нужд Ивановской области и муниципальных заказов, предпочитают обращаться с жалобами в Ивановское УФАС России.

       То есть, из года в год сохраняется тенденция направления жалоб в федеральный контрольно-надзорный орган, что свидетельствует о неэффективности трехуровневого механизма контроля рассмотрения жалоб участников размещения заказов на действия заказчиков при размещении государственных и муниципальных заказов.

      

       В 2011 году Ивановским УФАС России были проведены 3 плановые и 14 внеплановых проверок (2 плановые и 16 внеплановых проверок в 2010 году)  соблюдения законодательства о размещении заказов. По результатам проверок было проверено 149 (168) размещений заказов, в 132 (109) из которых были выявлены 259 (89) нарушений. В связи с тем, что почти все заказы были размещены к моменту проверки, было выдано 2 предписания, которые исполнены в установленный срок.

      Наиболее распространенными, явились негрубые нарушения сроков размещения необходимой информации на официальном сайте, а также нарушения, связанные с оформлением документов и их содержанием.

Следует отметить, что продолжает складываться ситуация, когда многие нарушения, часто являются не следствием злонамеренных действий со стороны заказчиков, а в большей степени обусловлены правовой неграмотностью, что свидетельствует о необходимости усиления активности в направлении обучения соответствующих должностных лиц и повышении качества такого обучения. В особенности актуальной данная задача является сейчас, когда осуществлен массовый переход на закупки большинства товаров работ и услуг посредством электронных торгов, так как сам процесс достаточно сложный.

 

     В Ивановское УФАС России поступило 67 (20) обращений о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков, по результатам рассмотрения которых, было принято 42 решения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

      В связи с переходом на электронные торги у многих участников размещения заказов возникли дополнительные трудности участия в размещении заказов, особенно на стадии заключения контракта. Проблема состоит, как в правовой, так и в технической неграмотности поставщиков.

 

      В отчетном периоде  управлением было вынесено 61 постановление о наложении штрафов. Величина наложенных Ивановским УФАС России санкций составила 1 446 468 рублей. Сумма уплаченных штрафов составляет 1 273 973 рубля.

        Наиболее часто встречающимся административным правонарушением в сфере размещения государственного заказа, за совершение которого Ивановским УФАС России  было возбуждено большинство дел об административных правонарушениях, является  нарушение части 2 статьи 7.30 КоАП РФ (нарушение членом конкурсной, аукционной комиссии порядка отбора участников конкурса, аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе, аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд).

 Абсолютное большинство штрафов, наложенных Ивановским УФАС России, и не отмененных судом, уплачиваются в установленные сроки.

 

6. Реклама

 

Реклама, содержащая признаки нарушения законодательства о рекламе выявляется как в ходе мониторинга, осуществляемого сотрудниками управления, так и в ходе рассмотрения, поступающих обращений физических и юридических лиц.

Ивановским УФАС России в 2011 году было возбуждено и рассмотрено 34 дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. В 19 случаях было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. В остальных случаях предписание не выдавалось в связи с добровольным устранением нарушения или объективной невозможностью устранения. Всего было выдано 26 предписаний. Все предписания были исполнены в установленные сроки.

Наиболее часто нарушения выявляются в рекламе пива, финансовых организаций. Указанные нарушения выражаются в отсутствии: установленного законодательством о рекламе предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива; наименования лица, оказывающего финансовые услуги; части существенной информации. В рекламе медицинских услуг, в которой содержится ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате его применения, а так же реклама лекарственных средств, медицинских услуг не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению. 

Было выдано 34 постановления о наложении административных штрафов. Общая сумма штрафных санкций, перечисленных за нарушение законодательства о рекламе за истекший период, составила 366 000 рублей.