ОСАГО: новый виток проблем

Частник.ru, 28.03.2014

Екатерина Кириллова

Проблемы с оформлением полиса ОСАГО возникли у ивановских автомобилистов в конце прошлого года. С начала года текущего они приобрели массовый характер. Ситуаций с отказом в выдаче бланков автогражданской ответственности заинтересовалось ивановское Управление антимонопольной службы.

«Росгосстрах» предупредили

В Ивановской области, судя по оценкам экспертов, ситуация с выдачей полисов ОСАГО хуже среднего. Возможно, потому, что регулятора и отлаженного механизма в сфере страхования до сих пор нет. Автовладельцы вынуждены сами бороться за свое законное право оформить полис автогражданской ответственности, обращаясь при этом в прокуратуру, в Ивановское движение автомобилистов, в антимонопольную службу.

Надзорные органы на сложившуюся ситуацию в сфере транспортного страхования в нашем регионе отреагировали проверками. Ивановское управление антимонопольной службы, к примеру, выдало предупреждение компании «Росгосстрах» (она занимает доминирующее положение среди страховых компаний в Ивановской области) о необходимости прекратить навязывать дополнительные услуги при заключении договоров ОСАГО. Сотрудники компании вынуждали ивановцев заключать договоры добровольного страхования, например, жизни и здоровья, которые не имели никакого отношения к «автогражданке».

Кроме того, зафиксированы случаи отказа в оформлении полиса ОСАГО владельцам транспортных средств. В случае повторения подобных действий Ивановским УФАС будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Ивановскому филиалу страховой компании в этом случае будут грозить крупные штрафы.

 Невыгодно – не продают

У директора компании «Агентство «Страховой магазин» Германа Зорина есть объяснение действиям страховых компаний. «В системе транспортного страхования наблюдается кризис, – отмечает эксперт. – Впервые он стал проявляться полгода назад и вполне проявился в конце прошлого года. Дело в том, что страховым компаниям, работающим в Ивановской области, да и во многих других российских регионах, продавать полисы ОСАГО невыгодно. Потому что убытки (выплаты по страховым случаям) перешли ту черту, которая была бы интересна страховым компаниям. Судите сами, все страховые компании – коммерческие структуры. Как заставить коммерческую организацию продавать товар, который стал для нее явно убыточным?».

В настоящее время суды завалены разбирательствами по ОСАГО, утверждает Герман Зорин. При этом единой методики расчета ущерба по ДТП просто не существует. То есть сумма ущерба по разным оценкам может отличаться в разы, не отражая никакой объективной стоимости. Естественно, оценщики страховых компаний стараются насчитать ремонт побитого в ДТП транспортного средства на минимальную сумму, а независимые эксперты – на максимальную.

Кроме того, в суды поступает немало исковых заявлений по подстроенным ДТП. Страховые компании в соответствии с «Законом о защите прав потребителей» выплачивают большие штрафы. Из-за мошенников (как правило, суд всегда на стороне автомобилистов) страховые компании перекладывают убытки на всех законопослушных, дисциплинированных потребителей.

В этот процесс активно включены авто-юристы, которые ведут подобные дела. «Такое впечатление, что закон об ОСАГО создан не для потребителя, а для того, чтобы себя хорошо чувствовали именно авто-юристы, – полагает эксперт. – Сегодня они загружены работой на 200 %. Впрочем, выход из сложившейся ситуации все же есть: это повышение тарифов по ОСАГО и изменение условий страхования ОСАГО. Плюс внесение изменений в закон об ОСАГО, которые, кстати сказать, уже готовятся».

 Подделки и мошенничества

Невозможность оформить полис ОСАГО «без нагрузки» стала одним из факторов, который провоцирует водителей на подделку этих полисов.

«Автомобилисты звонят и приходят в Госавтоинспекцию в недоумении и спрашивают,  что делать, если в страховых компаниях отказываются выдавать бланки», – говорит начальник отделения пропаганды ОГИБДД по г. Иваново Андрей Ясников.

По данным областного Управления ГИБДД, в январе и феврале 2014 году зафиксировано 4 таких факта. Для сравнения: в январе и феврале 2013 года подобного не наблюдалось вовсе.

Уточним, что  в отношении данных водителей было возбуждено уголовное дело по статье 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».

Александр Касьяненко, авто-юрист, руководитель Ивановского движения автомобилистов, напоминает, что подобные действия для водителей могут иметь серьезные последствия. В частности, уголовную ответственность.

Так, автомобилистам грозит наказание в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Также эксперт рекомендует автовладельцам не приобретать страховые полисы у неизвестных лиц по подозрительно низкой цене.

«В связи со сложной ситуацией на рынке появились мошенники, которые предлагают приобрести полис ОСАГО по цене, ниже, чем у страховых компаний и страховых агентов, – говорит юрист.  - В настоящее время появились так называемые полисы-дублеры, когда полисом с одним номером пользуются автомобилисты из разных регионов».

Существует всероссийская база полисов ОСАГО, которая позволяет проследить, кому и когда выдавался полис.

«Все бланки полисов учитываются в Российском Союзе Автостраховщиков. Поэтому, несмотря на существенные трудности в оформлении ОСАГО, возникшие в настоящее время, не поддавайтесь на уловки мошенников. Лучше обратитесь в официальные страховые компании или Ивановское движение автомобилистов», – рекомендует Александр Касьяненко.

 Останемся без автобусов?

За возможность оформить полис ОСАГО борются и ивановские пассажироперевозчики. Правда, они как раз не нарушают преступая российское законодательство.

Так, по словам председателя Межрегионального транспортного профсоюза Романа Круглова, многие владельцы автобусов оформляли полисы ОСАГО в конце марта – начале апреля прошлого года. Теперь же подходит срок замены документов. А полисов, как известно, нет. Либо есть, но «с нагрузкой».

Некоторые автобусники смогли застраховать свою автогражданскую ответственность в других городах, например, во Владимире. Однако сейчас прикрыта и эта возможность.

Алексей Бегунов, представитель транспортной компании, сумел-таки оформить полис ОСАГО, но признается, что потратил на это немало нервов и времени. Коллегам-автобусникам он дает такие рекомендации: «Не сдаваться! Писать заявление с требованием объяснить отказ в выдаче полиса. Прилагать копию водительского удостоверения, ПТС, технического осмотра, диагностическую карту. Ответ страховая компания должна дать в течение трех дней».

В своем заявлении Алексей Бегунов указал на прямое нарушение законодательства страховщиками и на возможность лишить страховую компанию лицензии. И уточнил, что может через суд потребовать компенсации всех убытков, в том числе и морального вреда. В итоге полис ему оформили, причем без накруток.

Сколько автобусов могут не выйти на городские маршруты из-за невозможности оформить полис ОСАГО по объективным причинам, сказать сложно. Дело в том, что в комитете по транспорту информации о том, у каких перевозчиков закончился срок действия полисов, нет.  Но, судя по словам Романа Круглова, речь идет не о единицах, а о десятках транспортных средств.

Самое дорогое ОСАГО

Как стало известно на прошлой неделе, Иваново вошло в число городов, в которых ОСАГО значительно подорожает

Так, региональный коэффициент увеличится с 1,8 до 2,4. Такое решение принял Банк России. Он предлагает повысить территориальные коэффициенты, применяемые для расчета стоимости полиса ОСАГО, в 31 субъекте РФ. При этом базовые ставки тарифов и другие коэффициенты останутся без изменений.

Центральный Банк РФ раньше неоднократно заявлял, что в ряде субъектов РФ сложилась кризисная ситуация. Приблизительно в 25 регионах ОСАГО является убыточным для страховщиков.

Следовало ожидать, что Ивановская область войдет в число регионов, в которых будет изменен территориальный коэффициент.

Также в список городов с наиболее существенным увеличением регионального коэффициента попали Казань (здесь региональный коэффициент предлагают повысить с 2 до 2,3). Также Петропавловск-Камчатский — с 1,1 до 1,9, Благовещенск — с 1,4 до 2,1, Иваново — с 1,8 до 2,4, Ульяновск — с 1,4 до 2,1, Челябинск — с 2 до 2,4 и Мурманск – с 1,7 до 2,5.

Цифры

Более семисот жалоб из 46 регионов России поступило от автомобилистов на невозможность оформить полисы ОСАГО в Службу Банка России по финансовым рынкам и Федеральную Антимонопольную Службу