УФАС уполномочен сообщить

Частник.ru, 15.02.2014

Роман Фонинский 

Вступление в силу 1 января 2014 года очередных изменений в федеральный закон «О рекламе» вызвало массу вопросов у рекламодателей и рекламораспространителей. На часть из них  по свежим следам попытались ответить представители Ивановского УФАС на брифинге заместителя руководителя управления Татьяны Михеевой 5 февраля.

Напомним, что с начала года в соответствии с частью 8 статьи 24 федерального закона «О рекламе» реклама медицинских услуг не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Причем наповерку это ограничение касается и представителей рынка косметических услуг: ведь в салонах красоты  часто оказываются услуги, входящие в число медицинских.

Приведем основные комментарии Татьяны Михеевой по этому поводу. «Это не официальная точка зрения, а лишь мнение правоприменительного органа, которое в дальнейшем, возможно, будет корректироваться с учетом судебной и других практик», -

уточнила зам. руководителя управления. – ФАС к разработке и принятию этих законодательных изменений никакого отношения не имеет, поэтому цель и логику его разработчиков и законодателей мы пояснить не можем, но крайне озабочены создавшейся ситуацией. В центральном аппарате ФАС также надеются, что в ближайшее время законодатели все-таки вновь обратятся к корректировке ст. 24 закона «О рекламе».

О разъяснении ФАС

- Первые разъяснения своей позиции ФАС дала 20 января  2014 года: они размещены на официальном сайте службы www.fas.gov.ru. Суть их в том,  что понятие «медицинская деятельность» гораздо шире, чем понятие «медицинская услуга». И запрета на рекламу медицинской деятельности нет. Точные определения медицинской помощи, услуги, лечения,  профилактики, деятельности, медицинских изделий и проч. даны в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан  РФ» (ст. 38). При рекламе руководствуйтесь тем, что законодатель внес в каждую из этих дефиниций.

Можно

- На наш взгляд, в рекламе можно использовать наименования болезней, специальностей  врачей, а также слова «лечение», «диагностика», «профилактика», «методы лечения»,  «медицинские услуги», но без конкретики – только общие понятия. Скажем, если вы напишете о конкретной медицинской услуге,  которая внесена в соответствующую номенклатуру (утверждена приказом Минздрава от 27 декабря  2011 года № 1664н), то это будет нарушение. Если же будет написано, например, так: «Предоставляется широкий спектр медицинских услуг» (или «широкий спектр косметических услуг» в случае с салонами красоты), то это не будет нарушением. Более того, фраза «широкий спектр услуг в области гинекологии» тоже не содержит нарушений.

Также мы считаем, что можно указывать наименование лечебного учреждения, его бренд, делать общую имиджевую рекламу медучреждений. Мы не видим нарушений и в описании конкретной медуслуги на сайтах медучреждений без привязки к конкретному  медучреждению: услуга такая-то, была изобретена тогда-то и тем-то, применяется для того-то… Но указывать, что ее можно получить в такой-то клинике – нельзя.

Можно использовать перечень специальностей врачей, работающих в медучреждении, но без формулировки «прием и консультации ведет врач такой-то». Это уже будет медуслуга, включенная в номенклатуру.

На сайте медучреждения можно также указывать весь прейскурант услуг  – с указанием цен. 

В том, что касается рекламы спортивных учреждений, то, например,  в формулировках «оформление справки для бассейна» или «спортивный врач подберет индивидуальную программу фитнес-занятий» мы нарушений не видим. В номенклатуре таких медуслуг мы не нашли.

Нельзя

- Рекламировать медицинскую услугу,  которая внесена в соответствующую номенклатуру. Да, эта номенклатура очень обширна и сложна для не специалистов-медиков, но у рекламораспространителя есть возможность немного подстраховаться  – запросить пояснения у рекламодателя, является ли та или иная услуга медицинской. Возможно, в сложных случаях мы тоже будем делать аналогичные запросы в соответствующие организации, например, в департамент здравоохранения. 

В ситуациях, когда одна и та же медуслуга включена и в номенклатуру, и в какие-то другие приказы, перечни и документы, мы будем руководствовать номенклатурой.

Также будем наказывать за всевозможные лингвистические уловки, завуалирование и проч. Скажем, в номенклатуре есть медуслуга «лечение пиявками». Назвав ее «гирудотерапией», вы все равно нарушите закон «О рекламе».

Кроме того, нельзя рекламировать медицинские изделия, для использования которых требуется спецподготовка. Что это означает? Пока я могу только догадываться. Определение «медицинского изделия» есть в ст. 38 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан  РФ». Существует также номенклатурная классификация медизделий. Может быть, мы будем руководствоваться ею… Конечно, если вы рекламируете костыли, то вряд ли тут требуется спецподготовка. В остальном же мы будем подробно рассматривать каждый конкретный  случай.

Конкретно

- Каких-то точных рецептов и ответов, не имея перед глазами конкретную рекламную статью или видеоматериал, мы дать не можем. Например, рекламораспространителей из печатных СМИ интересует вопрос, можно ли рядом с абстрактной статьей о некой медуслуге безпривязки к медучреждению ставить макет, рекламирующий это учреждение. Так вот, навскидку сказать не могу: каждый такой конкретный случай может кардинально отличаться от другого. 

Между ст. 7 и 8

- На сегодняшний день ч. 7 ст. 24 закона «О рекламе» входит в противоречие с ч. 8 этой же статьи. Так, в ч. 7 говорится, что «реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию». То есть получается, что такая реклама как бы и не запрещена.  И далее идет ч. 8 со всеми ее запретами.

Возможно, это просто ошибка. Мы со своей стороны подготовили запрос в ФАС. И как только получим ответ, сразу доведем его до сведения общественности. До этого момента я рекомендую руководствоваться  в работе частью 8.

За ответами

- Территориальные органы ФАС не уполномочены давать разъяснения законодательства. Но если у вас есть конкретные вопросы, то можно обратиться с ними в центральный аппарат ФАС. Там вам обязаны ответить. И, как показывает практика, отвечают. Правда, иногда это занимает много времени.

В качестве напутствия

В целом, скажу так: вы можете  рекламировать все, что угодно и как вы хотите – на ваш страх и риск. Встретимся в нашем управлении. Будем нарабатывать практику вместе.

Но не следует думать, что комиссия УФАС решает что-то, очертя голову. Это квазисудебный процесс, к которому ведется тщательная подготовка, делаются разнообразные запросы. На заседании комиссии заслушиваются в том числе и потенциальные нарушители. И от того, насколько четко будет обозначена их позиция, в том числе зависит, какое решение примет комиссия  – признать рекламу ненадлежащей или нет. Но и после этого у вас есть возможность обжаловать наше решение в течение 3-х месяцев в Арбитражном суде Ивановской области. Так что не думайте, что все так безнадежно. Мы просто призываем рекламодателей и рекламораспространителей быть максимально осторожными. Если вы уверены в своей правоте и понимаете, что рекламируете, то, возможно, вы сможете отстоять свою позицию и у нас.

И еще: лоббируйте свои интересы всеми предусмотренными в таких случаях способами, например, через депутатов. Ведь, как мы видим,  идет постоянное ужесточение законодательства о рекламе. Как бы нам не дождаться того, что рекламу всего, связанного с медициной, запретят в принципе. Я считаю это неправильным. Не очень хороший тренд –  все запрещать…

Избранные места из диалога с рекламщиками

- Будут ли наказываться СМИ, где  в период с 1 до 20 января (время выхода разъяснений ФАС) была опубликована реклама с нарушением ст. 24?

Т. Михеева:  Очень странный вопрос. Федеральный закон  вступил в силу 1 января и обязателен для всех, проживающих на территории РФ. И если были нарушения, то, естественно, за них будет ответственность. Чьи-либо разъяснения к этому отношения не имеют. 

- Попадают ли под запрет такие объявления о вакансиях в мед. учреждениях, как, например,  «требуется врач по УЗИ-диагностике»?

Т. М.: Нет, поскольку объявления о вакансиях вообще не подпадают под действие закона «О рекламе».

 -Каким образом теперь можно рекламировать подбор и продажу слуховых аппаратов и очков (они присутствуют в номенклатуре мед. услуг)?

Т.М.: Не знаю…Ну, например, попробуйте написать «медицинские изделия для зрения и слуха» или что-то абстрактное в этом духе… 

Комментарии 

Генеральный директор ООО «Медис» Наталья Шубина:

- Новый закон действительно очень ограничивает возможности информирования о медицинских услугах. Осложняет дело отсутствие внятных разъяснений и четких рекомендаций по исполнению требований. С благодарностью хочется отметить работу управления УФАС по Ивановской области, работники которого постарались в меру своих компетенций помочь нам, медикам. Но даже они не могут точно сказать, как теперь можно донести до потребителя информацию о том, где и каким образом можно получить необходимые медицинские услуги. Ведь реклама медицинских услуг в СМИ – это в первую очередь рассказ о возможностях для жителей, свобода выбора, своевременный и удобный доступ к жизненно важной информации. Причем дело касается не только специальных лечебных услуг, но также профилактики заболеваний и реабилитации пациентов.

Оценивать преследуемые законом цели и результаты этих изменений можно будет гораздо позднее, но следовать ему нужно сейчас. На поверхности лежит первый и самый неприятный для пациентов результат – станет почти невозможно узнать, где в городе продаются слуховые аппараты, где можно сделать массаж или УЗИ-диагностику, какие скидки и специальные акции предлагают клиники.

Информировать своих пациентов в СМИ мы будем с использованием разрешенных формулировок, они уже всем известны: наименование организации, направления деятельности, специальности врачей, симптоматика болезней. Сделаем еще более информативным сайт клиники «Медис», исключив из него формулировки, которые могут противоречить закону. А вообще, лучшая реклама и канал распространения информации – это отзывы и рекомендации наших пациентов.

Ольга Воробьева, главный врач клиники «Ивастрамед»:

- Внесенные в закон о рекламе медицинских услуг изменения неприятно удивили. Как, например, теперь информировать пациентов о применяемых нами новых методах лечения? Я считаю, такие анонсы должны быть в СМИ, чтобы пациент мог ориентироваться в новинках.  Запреты такого рода представляются мне необоснованными…