Стратегия на 11 лет вперед призвана защитить свободную конкуренцию и предпринимательство

Газета "Рабочий край", 28.08.2013

Стратегия на 11 лет вперед призвана защищать свободную конкуренцию и предпринимательство

Конкуренция – это главный движущий фактор эволюционного развития общества, поэтому ее развитие является одним из приоритетов государственной политики страны. Этими словами глава регионального управления Федеральной антимонопольной службы Александр Боровков открыл вчерашнюю пресс‑конференцию, где рассказал о новой «Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013‑2024 годов».

По словам Александра Витальевича, «Стратегия…», утвержденная Президиумом ФАС в июле текущего года, представляет собой объемный программный документ, где прописан целый ряд мер, направленных на более эффективную защиту свободной конкуренции и предпринимательства.

В частности, предусмотрено принятие ряда нормативных актов, которые с одной

стороны облегчат работу участников рынка в условиях конкуренции, а с другой ужесточат их ответственность за несоблюдение законов. Например, предполагается вносить предупреждения о недопустимости нарушений антимонопольного законодательства: это будет практиковаться в тех случаях, когда само нарушение еще не выявлено, но обнаружены предпосылки к его совершению. В целом по стране эта мера уже получила довольно широкое применение, есть подобный опыт и в Ивановской области, где в первом полугодии текущего года было вынесено шесть таких предупреждений. При этом, как отметил глава УФАС, все нарушители согласились с предъявленными им претензиями и устранили недочеты.

Но если предупреждение все-таки не подействует и нарушение будет допущено, тогда уже карательный механизм начнет действовать в полную силу. Сейчас институт предупреждения распространяется пока только на хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке, и злоупотребляют этим положением. В рамках «Стратегии…» его предполагается распространить на недобросовестную конкуренцию и нарушения со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Причем в отдельных случаях, к примеру при рецидиве нарушений, в качестве наказания может последовать безальтернативная дисквалификация. Если сегодня ее эквивалентом в ряде статей является штраф, то в будущем должностное лицо будет однозначно дисквалифицировано на тот или иной срок и не сможет занимать определенные должности.

Также «Стратегия…» предполагает ликвидацию всех федеральных, государственных и муниципальных унитарных предприятий, занятых в конкурентоспособных секторах экономики, за исключением тех, которые действуют в каких-либо особых и стратегически важных сферах: оборонной промышленности, безопасности страны и прочее. Как пояснил Александр Боровков, это связано с тем, что многие МУПы, ОГУПы и ФГУПы нередко прикрываются своей принадлежностью к государственным учреждениям для того, чтобы иметь преимущества при выделении субсидий, материально-техническом обеспечении, при распределении заказов на выполнение тех или иных работ. Когда есть и другие организации, предлагающие те же услуги не худшего качества, подобные преференции государственным и муниципальным учреждениям только из-за их статуса неоправданны и мешают здоровой конкуренции, считает руководитель управления.

Ирина МИЛОВЗОРОВА