Кто покинет рынок продуктов

 

Федеральные ритейлерские сети пришли в Иваново несколько лет назад. Поделив между собой облцентр, они двинулись в глубинку. Поэтому не случайно во время круглого стола бизнесменов, который проходил в День предпринимателя в областном центре, разгорелись жаркие споры о мощной экспансии крупных торговых сетей и действии закона «О торговле».

Пять магазинов в радиусе полукилометра

Одной из первых в облцентре поя­вилась сеть магазинов «Магнит», за­тем открылись гипермаркеты «Метро», «Реал». Потом пришли такие сети, как «Копеечка», «Пятерочка», «Перекре­сток». И это не считая местных иванов­ских игроков на рынке розничных про­даж продовольствия — «Торговая лига», «Купец», «Экстра», «Как раз».

Похоже, в областном центре местные розничные магазины в большинстве своем сохранились и избежали закры­тия. Теперь борьба за покупателя между местными магазинами и крупными се­тями разворачивается в райцентрах. Но там, где раньше располагались неболь­шие продмаги, стали появляться мод­ные супер- и гипермаркеты.

«Иногда доходит до абсурда, - рас­сказывает шуйский предприниматель Дмитрий Шорохов. - Сетевая компания в одном из микрорайонов Шуи в радиусе 500 метров открыла один гипермаркет и три супермаркета».

При этом федеральный закон о тор­говле предполагает, что торговая сеть может занимать не более 25% рынка в муниципалитете. За соблюдением этого закона следят антимонопольщики.

Региональное управление Федераль­ной антимонопольной службы (ФАС) рассчитало долю торговой сети «Маг­нит» в ряде муниципалитетов. Выясни­лось, что в Кинешемском, Родниковском, Южском, Юрьевецком районах объем реализованных сетью «Магнит» продовольственных товаров за 2011 год превысил пороговое значение в 25% от всех реализованных продовольствен­ных товаров. «Сейчас мы изучаем сроки и условия приобретения торговых объектов сетью «Магнит» в указанных районах», — говорит заместитель руководителя ре­гионального УФАС Татьяна Михеева.

Конечно, антимонопольщики могут обнаружить превышение той или иной торговой сетью допустимого лимита в 25% розницы и обязать эту организа­цию устранить нарушения или даже за­платить штраф. Но предприниматели сомневаются в том, что антимонопольщики смогут ограничить столь стремительный рост сетей. «Вместо одного гипермаркета появится другой под но­вым брендом, новой вывеской, — считает ивановский  бизнесмен Максим Твер­ской. — Но все они, хоть и под разными названиями, будут принадлежать одно­му хозяину».

«Разоряются не маленькие предприятия, а неэффективные!»

Противостояние небольших магази­нов и крупных сетей происходит во всем мире. Россия и Ивановская область в этом смысле не исключение. Плюсы и минусы имеются и у тех, и у других представите­лей торговли. В конечном итоге все реша­ют деньги, а крупные игроки могут кон­солидировать более мощные финансовые ресурсы.

«Малые предприятия не могут конкури­ровать с сетевиками, — говорит Дмитрий Шорохов. - Ведь те могут покупать то­вары по заниженным ценам, могут демпинговать». По его мнению, засилье сетей в ритейле тормозит развитие малого бизне­са и в других сферах торговли, а не только в продовольственной рознице, поскольку сети оттягивают на себя финансовые по­токи. «Особенно тяжело приходится на­чинающим предпринимателям, которые сегодня видят, что в розницу им путь за­крыт», - говорит он.

С другой стороны, и опытные предпри­ниматели не заинтересованы развивать свои магазины, поскольку опасаются, что рано или поздно им придется закрыться. «Поток покупателей устремляется в крупные гипермаркеты, а магазинчики у дома теряют свою клиентуру и закрываются, -продолжает Дмитрии Шорохов. - Но магазинчики у дома необходимы».

«Сети убивают не местные магазины, а неэффективные предприятия», — не согла­сен с ним Максим Тверской.

В целом же розничная торговля в реги­оне развивается динамично из года в год. Другой вопрос - благодаря расширению федеральных сетей или вопреки ему?

«Я бы не стал представлять сетевые компании в образе врага, — отмечает замначальника департамента экономического развитая и торговли Ивановской области Андрей Зайцев. - Зачастую в сетевых магазинах цены на товары ниже - это хорошо для покупателей. Это как раз и есть кон­куренция».

Как попасть на полку ритейлера?

Уже не первый год местные произво­дители жалуются на диктат со стороны сетевиков, которые навязывают им не­выгодные условия присутствия на полках своих магазинов. Раньше гипермаркеты открыто называли цену, которую должен был заплатить производитель, чтобы его товары появились на прилавках данного ритейлера. Однако закон о торговле такие механизмы запретил. Поэтому плата «за вход» приняла замаскированный вид.

В результате прилавки крупных гипермаркетов для местных производителей до их пор фактически закрыты.

Очень часто крупные сети, приходя в регион, обещают торговать продукцией местных производителей. «Но на деле получается так, что на полках сетевых магазинов присутствует только скоропортя­щаяся продукция производителей нашего региона», — говорит депутат Ивановской областной думы, генеральный директор торгово-производственной компании «Океан» Николай Корчагин.

По словам местных производителей, сетевики предлагают им самую маленькую маржу за торговлю их продукцией. А ведь местным производителям тоже нужно развиваться.

Зачастую сетевые компании предъявляют очень жесткие требования к своим поставщикам по целому ряду параметров: упаковка продукции, маркировка, достаточный объем и регулярность поставок. Так, сеть супермаркетов «Магнит» требует, чтобы местный производитель обеспечивал своей продукцией потребность не только Ивановской области, но и ЦФО, а этого ивановцам добиться непросто.

«Для производителя присутствие в тор­говой сети — это большое преимущество, поскольку позволяет иметь налаженный, предсказуемый бизнес со стабильной си­стемой продаж», — убежден руководитель группы компаний «Кенгуру» Максим Тверской,

По его словам, у сети «Кенгуру» насчи­тывается около 800 поставщиков. Но из них менее 10% располагаются в Иванов­ской области. «Я бы хотел, чтобы послед­них было больше, но их просто физически нет, - говорит Тверской. – А те, что дей­ствуют, не отвечают нашим требованиям. У местных производителей недостаточ­ные объемы производства, отсутствуют упаковка и маркировка, культура произ­водства».

Но производители с такой точкой зре­ния не согласны. Они отмечают, что многие местные крупные пищевые пред­приятия отвечают всем самым строгим требованиям к своей продукции, в том числе по фасовке, маркировке и так да­лее… Зачастую такие производители вы­нуждены поставлять свою продукцию в соседние регионы, где ее охотно приобре­тают тамошние сети.

Конечно, если бы крупные торговые сети активнее закупали продукцию мест­ных производителей, это благоприятно отразилось бы на экономике области. Ведь когда сеть закупает продукцию у местных предприятий, тогда получен­ный доход идет на выплату зарплаты их сотрудникам, а люди на эти деньги по­купают в этом же супермаркете местную продукцию. В результате обороты растут в каждом из секторов, и доходы растут у всех – и у производителей, и у торговых сетей, и у граждан.