Предсказуемый рынок. Прошёл круглый стол о проблемах интернет-торговли

22 августа в ивановском деловом центре «Парус» состоялся круглый стол, организованный партией «Новые люди» и посвященный цифровым торговым платформам. Представители профильных департаментов правительства, комитетов, бизнес-сообществ, ФАС, обсудили актуальные проблемы и необходимость законодательного регулирования таких платформ. В качестве главного спикера выступил заместитель руководителя фракции политической партии «Новые люди», председатель комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин.

Фото: Из личного архивa/ Максим Шабалтин

Пандемия еще сильнее подтолкнула развитие онлайн-торговли по всему миру. Наша страна не стала исключением. При этом обсуждаемая сфера остается плохо урегулированной. Да и судебная практика с участием маркетплейсов не отличается единообразием и предсказуемостью. В похожих случаях одни суды наказывают торговые площадки за продажу бракованного товара, а другие - нет.

Тем не менее, именно цифровые площадки дают возможность малому и среднего бизнесу успешно развиваться.

Традиционно, вот уже несколько лет подряд, Ивановская область входит в число лидеров по обороту продаж малых и средних предпринимателей на маркеплейсах.

Продажи наших предприятий на ведущих онлайн-площадках за 2022 год уже перевалили за 50 млрд рублей. А количество Ивановских предпринимателей, торгующих только на площадке «Вайлдбериз» превысило 6 тысяч, - уточнил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ивановской области Александр Шорыгин.

Однако же увеличение количества участников электронной торговли вскрыло целый ряд проблем. В зоне риска - права поставщиков и покупателей.

Грешат этим в основном крупные платформы. Последние в одностороннем порядке могут изменить договор сейлером, по принципу «не нравятся условия - не работай», внезапно повысить тариф за пользование маркетплейсом или без предупреждения заморозить средства продавца.

Поэтому, считает уполномоченный, важно защитить всех участников торгового процесса. Вопрос поднимался еще в сентябре 2021 года. Но тогда экспертный совет при ФАС России рассмотрел лишь конкретные моменты. Полностью же урегулировать и систематизировать отношения на онлайн-площадке может только государство.

«Необходимо разработать дорожную карту, в которой будут перечислены основные проблемы, возникающие и связанные с дальнейшим развитие конкуренции в сфере онлайн торговли, в частности речь должна идти: о четких правилах ценообразования за предоставленные услуги; гарантии сохранения вложенных  денежных средств; о понятном механизме и порядке рассмотрения обращений пользователей; невозможности навязывания излишних требований; о разработке маркеров, позволяющих отслеживать финансовые показатели электронной торговой площадки, и предупреждении ее предбанкротного, нестабильного экономического состояния, - уверен Александр Шорыгин.

Биснес-сфера в лице предпринимателя Валентины Тимофеевой, предложение Шорыгина полностью поддержала. Поскольку сейчас, когда идет процесс активного перехода торговли из офлайн в онлай, появляется просто огромное количество противоречий между маркетплейсами и поставщиками. И все несостыковки трактуются в пользу онлайн-платформы.

Изменить картину в будущем возможно будет только на законодательном уровне, переведя отношения «маркетплейс-поставщик» в правовое поле.

«С одной стороны рассматриваемые взаимоотношения, являются взаимоотношениями двух коммерческих субъектов, с другой стороны государство не дает правовую оценку подписываемым между хозяйствующими субъектами договорам, что не могло не привести к перекосам», - считает Тимофеева.

Первый шаг к правовому урегулированию ситуации уже сделан. 1 сентября вступают в силу поправки в закон «О защите конкуренции». Там появилось новое понятие — так называемый сетевой эффект - свойство, при котором ценность товарного рынка для его участников меняется в зависимости от числа покупателей и продавцов на площадке. Простыми словами: чем больше продавцов и покупателей на маркетплейсе, тем больше сетевой эффект.

При поступлении жалоб на нарушение антимонопольного законодательства, ФАС вправе назначить соответствующую экспертизу. Антимонопольные требования будут применяться только к доминирующим цифровым платформам и только в случаях, когда будет выявлено их недобросовестное поведение.

Справедливости ради Александр Демин предложил собравшимся оценить ситуацию и со стороны маркетплейсов: «Всегда кажется, что у крупного партнера больше преимуществ. И что он всегда обижает более слабого. Но в данном случае и со стороны гиганта есть свои издержки, риски. Существует огромное количество мошенников, которые наживаются на онлайн-платформах. И последние стараются свои убытки возместить за счет добросовестных поставщиков. Крайне важно соблюсти баланс - чтобы не ущемлять права сейлеров с одной стороны, а с другой - обеспечить возможность функционирования и защиты маркетплейсов», - резюмировал Александр Демин.

Руководитель Ивановского отделения «Новых людей» Вячестав Брыксин, отметил, что «круглый стол» показал, что вопросов, связанных с маркетплейсами очень много и они актуальные и острые. Новый антимонопольный закон, который вступает в силу с 1 сентября 2023 года должен защитить производителей и сейлеров от давления со стороны площадок. При этом торговые площадки для людей, по мнению Брыксина, - возможность стать финансово независимыми. Это - как раз одно из направлений для развития малого и среднего предпринимательства, а его очень не хватает, особенно в Ивановской области и отдаленных районах.  «Это шанс и реальная возможность попробовать себя в роли предпринимателей тем, кто не имеет для этого больших финансовых возможностей», - заключил он.