Реклама с использованием оборотов, придающих процедуре банкротства позитивную окраску, нарушает закон

ФАС И РЕКЛАМА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ. Многочисленные факты нарушения рекламного законодательства в денежно-кредитной сфере рассмотрены территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Республике Хакасия, Амурской, Астраханской, Ивановской, Кировской, Псковской, Саратовской, Тверской и Ярославской областям (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Амурское УФАС признало рекламу банкротства граждан не соответствующей закону. Комиссия управления пришла к выводу о том, что реклама вводит граждан в заблуждение, а также умалчивает о последствиях процедуры банкротства. Дело в отношении одной из юридических фирм было возбуждено по собственной инициативе Амурского УФАС. Ранее управление в ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия установило распространение на территории Благовещенска рекламы услуг по сопровождению банкротства граждан следующего содержания: «Гарантированно спишем все ваши долги или вернем деньги. г. Благовещенск, ул. <…> +7(4162) <…>», «Долги выплачивать или списать? Я доверяю <…>! +7(4162) <…>». По мнению Амурского УФАС, использование словосочетаний «Гарантированно спишем все ваши долги или вернем деньги», «Долги выплачивать или списать?» создаёт впечатление о необязательности несения бремени по взятым финансовым обязательствам, то есть банкротство граждан позиционируется как беспроблемное и безусловное освобождение от любых долгов без каких-либо негативных последствий. Кроме того, реклама создаёт впечатление, что, подав на банкротство, гражданин освобождается от долгов без каких-либо расчётов с кредиторами и без каких-либо последствий. Использование формулировки «Гарантированно спишем все ваши долги» может создать у потребителя ошибочное ощущение лёгкости данной процедуры, ошибочное представление о финансовых и временных затратах. Рассмотрев материалы дела, комиссия Амурского УФАС пришла к выводу о наличии в действиях юридического лица – ООО, зарегистрированного в Московской области, нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»). Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Также материалы дела будут переданы должностному лицу управления для возбуждения административного производства.

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Астраханское УФАС возбудило дело по признакам нарушения законодательства о рекламе. В действиях нескольких юридических лиц (автономное учреждение Астраханской области «Астраханский областной инновационный центр», ООО «Рекламно-коммерческая фирма «Камерон», ООО «Решение.есть») выявлены признаки недобросовестной и недостоверной рекламы, в том числе услуг по сопровождению банкротства граждан. Основное внимание в рекламе было привлечено к беспроблемному оформлению ипотеки, безусловному получению компенсаций за аварийное жильё, а также безусловному освобождению от любых долгов при банкротстве без каких-либо негативных последствий. При этом в рекламе отсутствует информация о существенных условиях, при которых возможно начать процедуру банкротства физического лица во внесудебном порядке, не указаны последствия и ограничения после признания гражданина банкротом, отсутствует информация по оформлению ипотеки и получению компенсаций за аварийное жилье. В случае установления вины указанных юридических лиц в соответствии с КоАП РФ виновным в совершении правонарушения грозит штраф.

***

Астраханское УФАС оштрафовало ООО «ЮК «Правовой защитник ДДА РЕ» за нарушение закона о рекламе. Ведомство признало общество виновным в административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Сумма штрафа составила 100 тысяч рублей. Управление установило, что в эфире телеканала распространялась реклама ООО «ЮК «Правовой защитник ДДА РЕ» об оказании юридических услуг по сопровождению процедуры банкротства. В тексте рекламы использовались обороты, придающие процедуре банкротства позитивную окраску. Также до сведения потребителя в полном объёме не доведены последствия признания гражданина банкротом. В аудиовизуальном произведении мелким шрифтом указана информация о юридических услугах, которая находится в нижней части экрана длительностью 5 секунд, что не позволяет за указанное время прочитать и проанализировать текст в полном объёме. Общественная опасность правонарушения состоит в том, что указанные действия ввели или могли ввести в заблуждение неограниченный круг лиц. Кроме того, размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Ивановское УФАС в текущем году уже четыре рекламных видеоролика о банкротстве граждан признало не соответствующими закону о рекламе. На сегодняшний день принято решение о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении рекламодателей за рекламу услуг центра защиты должников «Атлант», «Росбанкрот» и «Юридической службы Юпитер 1». Примечательно, что все видеоролики размещались в телеэфире одним и тем же рекламораспространителем – ООО «Меркурий», и их трансляция прекращена по предписаниям антимонопольной службы. В видеороликах сообщалось о беспроблемном списании долгов, при этом в рекламе не только создавалось впечатление о гарантиях результата, но и умалчивалось о негативных последствиях признания гражданина банкротом. Антимонопольная служба регулярно выявляет нарушения закона в такой рекламе. Помощь в сопровождении юридической процедуры банкротства граждан позиционируется в качестве безусловного освобождения от любых долгов, даются не основанные на законе гарантии списания кредитных обязательств гражданина и сохранения имущества должника. Подобные заверения признаются ведомством введением потребителей в заблуждение (согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», см. «Справку»), гарантии результата – недостоверной информацией, которая запрещена в силу пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. АО «КБ «Хлынов» привлечено Кировским УФАС к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей за ненадлежащую рекламу услуги по расчётно-кассовому обслуживанию. В декабре 2022 года комиссия управления признала ненадлежащей рекламу услуги по расчётно-кассовому обслуживанию, оказываемой АО «КБ «Хлынов», поскольку в ней содержались сведения о возможности осуществления переводов денежных средств до 300 тысяч рублей без комиссии при открытии расчётно-кассового обслуживания в АО «КБ «Хлынов», в то время как за перечисление денежных средств до 300 тысяч рублей для юридических лиц предусмотрено комиссионное вознаграждение. Также банком не представлено документальное подтверждение об отсутствии комиссии за снятие денежных средств до 300 тысяч рублей при открытии расчётно-кассового обслуживания. Таким образом в рекламе было установлено нарушение пунктов 2 и 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Банк был оштрафован. Также оштрафовано и должностное лицо АО «КБ «Хлынов» за ненадлежащую рекламу на 4 тысячи рублей. Банк исполнил постановление о назначении административного наказания и оплатил ранее назначенный ему штраф в полном объёме. 

***

Кировское УФАС возбудило дело об административном правонарушении в отношении физического лица за нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Ранее была признана ненадлежащей реклама финансовой услуги (кредита), так как она противоречит требованиям пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1 и 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»). Было установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем является физическое лицо. В его отношении возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол.  

***

Ещё одно дело Кировское УФАС возбудило в отношении должностного лица ООО «МКК «ЧелМани» за нарушение, ответственность за которое также, как и в предыдущем случае, предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Ранее было установлено, что рекламная информация нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»), так как содержит не соответствующие действительности сведения о сумме и сроке предоставления займа. Рекламодателем является ООО «МКК «ЧелМани». В отношении должностного лица общества, на которое возложена обязанность по контролю за соблюдением норм действующего законодательства о рекламе, возбуждено дело об административном правонарушении.

***

Кировское УФАС привлекло СКПК «Талисман» к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей за ненадлежащую рекламу услуг по выдаче займов. 19.04.2023 комиссия управления признала ненадлежащей рекламу услуг по выдаче займов, оказываемых СКПК «Талисман». В рекламе были указаны не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара, а также отсутствовали сведения о том, что заём может быть предоставлен только юридическому лицу, являющемуся членом СКПК «Талисман», или физическому лицу, достигшему совершеннолетнего возраста, являющемуся гражданином РФ и членом СКПК «Талисман», что является существенной информацией, отсутствие которой способно ввести потребителей в заблуждение. В рекламе было установлено нарушение требований пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В отношении СКПК «Талисман» было вынесено постановление о наложении штрафа.

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Псковское УФАС возбудило дело в отношении «Россельхозбанка» по признакам нарушения закона о рекламе. Причиной стала реклама финансовых услуг, размещённая на рекламных конструкциях в Пскове. На билбордах было указано привлекательное предложение – кредит с процентной ставкой от 3% и 3,5% годовых. Согласно закону о рекламе, если реклама связана с предоставлением кредита, она должна содержать все условия, влияющие на его стоимость. Это включает размер процентной ставки, сумму и срок кредита, платежи и комиссии, а также дополнительные расходы, связанные с получением кредита, например, страхование рисков или нотариальное заверение документов. В данном случае реклама банка не предоставляла полную информацию обо всех этих условиях. Реклама содержала информацию о процентной ставке, но не раскрывала остальные важные условия предоставления услуг, например, на какой срок предоставляется кредит, при какой сумме займа, срок действия договора и прочие условия. Наименование банка, процентная ставка и название кредитного продукта занимали значительную площадь и были легко читаемы, а дополнительные условия были размещены мелким шрифтом в нижней части баннера. В связи с тем, что данная информация изображена таким образом, что она не воспринимается потребителем, это обстоятельство приводит к искажению её смысла и вводит в заблуждение, тем самым нарушая закон о рекламе. В случае, если УФАС подтвердит наличие нарушения рекламного законодательства, банку грозит административный штраф от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. Хакасское УФАС признало баннер в Усть-Абакане ненадлежащей рекламой. Демонтировать его и оплатить штраф за введение в заблуждение потенциальных потребителей придётся абаканскому ломбарду. Предписание управления должно быть исполнено до 7 июля. Речь о рекламировании услуг ломбарда.

Комментирует Ольга Липина, заместитель руководителя Хакасского УФАС: «Управление усматривает сразу несколько нарушений рекламного законодательства. Это и использование нечитаемого шрифта на баннере, и отсутствие на нём существенных условий – суммы и срока презентуемой акции – 0,77%. На заседании комиссии директор компании не согласился с вердиктом антимонопольного ведомства. Он уверял, что его реклама прекрасно читается и пешеходами, и проезжающими рядом водителями. В качестве показателя он назвал «людей без проблем со зрением и психикой». Кроме того, владелец ломбарда снял видео баннера другой компании в доказательство, что он – не единственный, кто подаёт информацию мелким шрифтом. И вообще, по его убеждению, закон о рекламе не указывает размер шрифта, используемого на рекламном баннере. А утверждение УФАС об этом «противоречит закону и медицине». Эти доводы комиссия антимонопольного управления опровергла. В законе чётко указано, что при рекламировании финансовых услуг важно, чтобы потенциальный потребитель понимал все условия предоставления микрозайма, со всеми возможными рисками. Недопустимо крупным шрифтом рекламировать привлекательные условия кредитования, а мелким, нечитаемым – остальные, не менее существенные условия – срок и сумма займа». За нарушение действующего законодательства компании грозит штраф – от 100 тысяч рублей.

***

Также Хакасское УФАС возбудило дело по признакам нарушения рекламного законодательства в видеороликах, транслируемых на одном из региональных каналов. Это три ролика длительностью  5, 10 и 35 секунд. Жителям республики предлагается доступно списать долги и освободиться от проблем с кредитами.

«В последнее время активно нарушать закон о рекламе стали организации, занимающиеся юридическими консультациями граждан. Обещая «освободить от проблем с кредитами граждан, признанных несостоятельными (банкротами)», организация умалчивает о существенных моментах в процедуре банкротства. Из рекламных роликов следует, что данная процедура достаточно нетрудозатратна и доступна любому человеку. Реклама создаёт впечатление, что, подав на банкротство, гражданин освобождается от долгов без каких-либо расчётов с кредиторами и без каких-либо последствий, что юристы компании гарантируют гражданам освобождение от долгов. Однако решение о введении в отношении гражданина процедуры банкротства принимает суд, который также может и отказать ему в этом. Действующее законодательство запрещает рекламу, в которой отсутствует существенная часть информации о рекламируемом товаре/услуге, об условиях их приобретения/получения, если искажается смысл информации, и потребителей рекламы вводят в заблуждение»,– поясняет Ольга Липина. Рассмотрение дела запланировано на 16 августа. Известно, что рекламодателем является ИП из Барнаула. В случае доказательства нарушения ему грозит до 20 тысяч рублей штрафа и предписание убрать недобросовестную рекламу с телевидения.

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Саратовское УФАС рассмотрело дело о нарушении законодательства о рекламе, выразившемся в размещении ООО «ГК «Рассвет» рекламы комиссионного магазина «Союз» следующего содержания: «Займы от 0,3%», «ДЕНЬГИ ПОД ЛЮБЫЕ ЦЕЛИ ПОД ЗАЛОГ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ». Общество признано нарушившим пункт 20 части 3 статьи 5, часть 7 статьи 7 и часть 14 статьи 28 закона о рекламе (см. «Справку»). Саратовское УФАС привлекло ООО «ГК «Рассвет» и его директора к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 54 тысячи рублей за нарушение закона о рекламе.

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Тверское УФАС признало ООО «Ювелир сервис» нарушившим закон о рекламе при размещении рекламы услуг ломбарда. На основании обращения Главного управления ЦБ РФ по ЦФО было возбуждено дело в отношении общества о нарушении законодательства о рекламе при размещении в Твери рекламы услуг ломбарда. ООО «Ювелир сервис» исключено из Государственного реестра ломбардов, в связи с чем оно было не вправе размещать такую рекламу. В ходе рассмотрения дела ООО «Ювелир сервис» факт нарушения  признало, распространение рекламы с нарушением прекратило. Общество признано нарушившим требования части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Ярославское УФАС пресекло факт распространения ненадлежащей рекламы финансовых услуг. МКК «Центрофинанс групп» распространяла рекламу финансовых услуг с нарушением требований закона о рекламе, а именно части 3 статьи 28. Организация рекламировала микрозаймы такой рекламой: «0% в день, под ноль от 1000 до 30000 рублей». Ниже мелким шрифтом размещена следующая информация: «Условия, определяющие фактическую стоимость займа «Ноль» для Клиентов, у которых срок действия последнего договора окончен более 181 дня назад, сумма займа – от 1 000 до 30 000 рублей, для Новых Клиентов сумма займа – от 1 000 до 10 390 рублей. Срок займа «Ноль» от 15 до 35 дней. Процент за пользование займом в период с 1 по 7 день (льготный период) составляет 0,0 % в день (0 % годовых), с 8 по 35 день пользования займом – 1,0 % в день (365 % годовых). В льготный период проценты не начисляются».

Комиссия антимонопольного органа установила, что в тексте рекламы крупным шрифтом указано «0% в день», «под ноль»; мелким шрифтом – «Процент за пользование займом в период с 1 по 7 день (льготный период) составляет 0,0 % в день (0 % годовых), с 8 по 35 день пользования займом – 1,0 % в день (365 % годовых)». Из основного читаемого текста рекламы ясно следует, что ставка займа составляет ноль процентов. Вместе с тем, ниже мелким шрифтом указана иная информацию о ставке по займу, в связи с чем потребитель вводится в заблуждение относительно полных условий предоставления займа. По мнению комиссии, реклама не содержит ряд важных условий: подробную информацию об условиях предоставления финансовой услуги, процентной ставки, условиях применения процентной ставки 0%. Финансовый продукт «Ноль» может быть предоставлен потребителю только при строгом соблюдении всех условий, которые в рассматриваемой рекламе указаны мелким шрифтом, практически в нечитаемом виде. Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях финансовой услуги, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий. Также комиссия отмечает, что отсутствует сноска на условия предоставления займа под 0%. В итоге комиссия Ярославского УФАС признала распространение рекламы финансовых услуг незаконной. По факту нарушения ООО «МКК «Центрофинанс групп» выдано предписание о прекращении нарушений. Обществу грозит штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Справка

На основании пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. 

В соответствии с частью 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В силу пункта 7 статьи 7 не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с частью 1 статьи 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

В силу части 3 статьи 28, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заёмщика и влияющие на неё.

Частью 13 статьи 28 предусмотрено, что реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

На основании части 14 статьи 28, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включёнными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)