Вывод ивановских экспертов: реклама на телеканале «Россия-1» содержит недостоверное утверждение

ФАС: ЭКСПЕРТНЫЕ СОВЕТЫ (Россия, Ивановская область). Состоялось 20-е заседание экспертного совета по применению законодательства о рекламе, который эффективно работает при Ивановском управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) УФАС России с 2013 года. 

Возглавляет совет заместитель руководителя Ивановского УФАС Татьяна Михеева. Среди членов совета также главный специалист-эксперт аналитического отдела Ивановского УФАС, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Ивановской области, руководители медиагруппы «Барс», Ивановского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России», ООО «Информационно-издательское товарищество «А-гриф», юридической фирмы «Консалт», есть и преподаватель русского языка и литературы.

На этот раз экспертам было предложено дать свою оценку рекламе юридических услуг по сопровождению процедуры банкротства физических лиц. Антимонопольная служба регулярно выявляет нарушения закона в такой рекламе. Часто банкротство граждан позиционируется как беспроблемное и безусловное освобождение от любых долгов без каких-либо негативных последствий; в рекламе даются не основанные на законе гарантии списания всех без исключения долгов гражданина и сохранения имущества должника, что в ряде случаев может рассматриваться как введение в заблуждение в связи с отсутствием части существенной информации, что запрещено частью 7 статьи 5 закона о рекламе (см. «Справку»). Обещание освободить физическое лицо от долгов и требований кредиторов при отсутствии информации о последствиях процедуры банкротства для должника способно сформировать у потребителей рекламы представление, что можно брать долги и не отдавать их, ввести в заблуждение относительно обязанности погасить долг перед кредитором, в том числе за счёт принадлежащего должнику имущества.

Как уже сообщал «Рекламный совет» (см. здесь), внимание Ивановского УФАС привлекла озвученная в рекламе на телеканале «Россия-1» фраза:

«Государство каждому гражданину, который платит кредит, даёт право раз в пять лет списать кредитный долг».

Требования к гражданам, которые хотят пройти процедуру банкротства, установлены в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Как минимум, не у каждого гражданина, который платит кредит, возникает такое право. Кроме того, сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что даже признание гражданина банкротом не влечёт за собой автоматически освобождение от долгов. Рассмотрение вопроса отнесено исключительно к компетенции судебной инстанции.

По итогам прошедшего заседания совета эксперты единогласно решили, что данная реклама содержит недостоверное утверждение, при этом потребители, которые не знакомы с порядком ведения судопроизводства и нормами «банкротного» законодательства, могут быть введены в  заблуждение.

Ивановское УФАС уже возбудило дело по факту распространения указанной рекламы юридических услуг по сопровождению процедуры банкротства физических лиц. Решение антимонопольной службой с учётом мнения членов экспертного совета будет вынесено 12 января. В случае признания нарушения закона о рекламе рекламодателю будет грозить административная ответственность.

Справка

Пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

За нарушение указанных требований согласно части 6 статьи 38 ответственность несёт рекламодатель.