Конкуренция по-новому

www.chastnik.ru, 14.01.2016

В январе вступил в силу «четвертый антимонопольный пакет»

Разрабатываемые с 2012 года поправки к закону «О защите конкуренции», неформально объединяемые под названием «четвертый антимонопольный пакет», вступили в силу 5 января 2015 года. Долгожданные законы одновременно называют одними из самых либеральных, способных существенно облегчить жизнь малому и среднему бизнесу, и в то же время считают закручивающими гайки и усиливающими контроль по ряду направлений. 

Например, по мнению главы УФАС России по Ивановской области Александра Боровкова, лучше будет всем – и бизнесу, на который снизится административная нагрузка, и власти. Между тем, пристального внимания и недовольства антимонопольных органов теперь могут опасаться не только представители бизнеса, но и некоторые чиновники. В общем, так или иначе, но пакет действительно внес серьезные изменения в антимонопольное законодательство, и эти перемены касаются всех сфер регулирования. 
Если вкратце выразить основную суть «четвертого антимонопольного пакета», то можно сказать, что он в первую очередь сильно облегчает жизнь тем субъектам бизнеса, которые не имеют серьезной рыночной власти. А кроме того, снижает государственное участие в экономике. 
Еще предполагается, что теперь станет меньше число возбуждаемых антимонопольными органами дел. Но одновременно с этим расширится круг их полномочий: отныне они смогут выносить досудебные предостережения в адрес должностных лиц госорганов и органов местного самоуправления.

Вертикальные соглашения и картель покупателей 

Закон уточнил критерии допустимости так называемых «вертикальных» соглашений. Считается, что они допустимы, если ни у продавца, ни у покупателя доля на рынке товара, являющегося предметом соглашения, не превышает 20%. Напомним, раньше ограничение в 20% касалось любого товарного рынка, в том числе не связанного непосредственно с «вертикальным» соглашением. 

Кроме того, восполнен пробел в статье закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на заключение картельных соглашений. Теперь признается таковым и запрещается картель не только между продавцами-конкурентами, но и между покупателями («картель покупателей»). То есть картелем может быть объявлено соглашение конкурентов в сфере потребления товаров. 

Реестра больше нет

Важным нововведением является отмена реестра хозяйствующих субъектов, доля определенного товара на рынке которых составляет более 35%. Раньше положение компании могло быть признано доминирующим только на том основании, что она занимала на рынке более 35%. И опровергнуть такое доминирование на практике было проблематично. 
Кроме того, попадающему в этот список бизнесу приходилось каждый раз собирать множество бумаг для реестра, а также согласовывать с антимонопольной службой все сделки. Теперь реестр хозяйствующих субъектов ушел в прошлое, и это позволит уменьшить административную нагрузку на предпринимателей. Согласование сделок потребуется лишь предприятиям, суммарная стоимость активов которых превышает 7 млрд. рублей, или суммарная выручка от реализации товаров которых больше 10 млрд. рублей.
Внесенные поправки также не затронули естественные монополии и компании, занимающиеся предоставлением жизненно важных услуг (электроснабжение, водоснабжение, канализация и т. д.) – в отношении них по-прежнему осуществляется дополнительный контроль.

Недобросовестная конкуренция 

Значительные изменения претерпели нормы закона о запрете недобросовестной конкуренции. Новеллы появились в результате обобщения практики применения антимонопольного законодательства. Теперь среди недобросовестных методов - дискредитация конкурента, введение в заблуждение, некорректное сравнение с конкурентом, создание смешения с деятельностью или товарами конкурента и другие.

Появился примерный перечень недостоверной или неточной информации, которую не следует распространять в отношении конкурентов. Есть прямой запрет на использование в рекламе слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «единственный», «только» и иных слов, создающих впечатление о превосходстве товара. Кроме того, три статьи нового закона посвящены интеллектуальной собственности. 

Не карать, а предупреждать

Пожалуй, самым существенным изменением является расширение перечня категорий нарушений, которые подпадают под действие института предупреждений и предостережений. С помощью этого инструмента все спорные вопросы можно решать без доведения дела до суда. 

Предостережения направляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, если у антимонопольной службы есть данные о планируемом нарушении законодательства. Предупреждения направляют, если есть основания предполагать, что правонарушение уже совершается.

То есть нарушившему антимонопольное законодательство органу или должностному лицу теперь не выпишут сразу штраф. Сначала его предупредят, предпишут устранить нарушение, и лишь если этого не будет сделано в течение месяца, последуют санкции. Зато они уже будут очень жесткими, вплоть до дисквалификации должностного лица. Если же в течение месяца после получения предупреждения нарушение будет устранено, компания сможет продолжить работу без наложения штрафов и длительных судебных разбирательств.

Практика предостережений и предупреждений существовала и раньше. По мнению заместителя руководителя УФАС России по Ивановской области Татьяны Михеевой, она показала отличные результаты, поэтому ее и решили расширить.

С января текущего года количество вынесенных предупреждений планируется увеличить. Антимонопольщики полагают, что в результате объем возбужденных дел может уменьшиться: хозяйствующие субъекты будут заинтересованы устранить причину нарушения законодательства до возбуждения административного производства. 

Кроме того, как уже было сказано, «антимонопольный пакет» вводит новые правила в вынесении предупреждений и предостережений: теперь их могут получить не только должностные лица компаний, но и должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.

Обжаловать все решения и предписания местного УФАС отныне можно не только в суд, как это было ранее, но и в коллегиальный орган, созданный при ФАС России. Он призван заботиться о единообразии принимаемых решений на всей территории страны. Срок обжалования - месяц со дня вынесения. 

Отныне УФАС – не для частных лиц

Новеллы, вступившие в силу с 5 января, коснулись не только представителей бизнеса и власти, но и обычных граждан. Теперь антимонопольный орган неправомочен рассматривать заявления физических лиц. Они больше не смогут обращаться в УФАС с жалобами на нарушение своих прав, как делали это раньше.

Законодатель вывел из поля деятельности ведомства очень широкий круг вопросов. Так называемое физическое лицо может обжаловать в УФАС лишь монопольно высокие цены. Но для того, чтобы там занялись данной жалобой, необходимо два условия: доминирование на рынке организации-нарушителя и злоупотребление этим доминированием.

К примеру, если в отдаленной деревне, откуда сложно добраться до других населенных пунктов, имеется всего один магазин, и хлеб в нем продается по завышенной цене. Во всех других случаях гражданам следует обращаться в иные ведомства: Роспотребнадзор, прокуратуру, суд и т.п. Вопросы, связанные с ОСАГО, неприсоединением к сетям, отказом в установке счетчиков, непринятыми заявлениями, услугами ЖКХ и т.п. отныне не находятся в ведении УФАС. Организация занимается лишь хозяйствующими субъектами, а не защитой прав потребителей.