Чудеса на виражах: как устроены гонки маршруток на улицах Иванова

Информационный городской портал 37.ru, 10.06.2015

Екатерина Кириллова

37.ru выяснял, почему общественный транспорт все чаще попадает в сводку ГИБДД и кто из перевозчиков выигрывает в погоне за прибылью.

Внимание УФАС привлек перевозчик-"нелегал"

3 июня Ивановское УФАС России вынесло решение о нарушении ООО «Легион Авто» закона о защите конкуренции. «Легион Авто» - это организация, которая осуществляет перевозки пассажиров по городским маршрутам № 3-к, 7, 31 и 35. Договора с организатором перевозок - администрацией г. Иваново - у компании нет. В конкурсном отборе перевозчиков она не участвовала. «Данная организация, пренебрегая требованиями закона о защите конкуренции и требованиями к безопасности перевозок пассажиров, выставляет свои автобусы на указанные выше популярные городские маршруты. При этом расписание движения автобусов отсутствует, налоги не уплачиваются, обязательные взносы в пенсионный фонд не платятся, социальные карты к оплате не принимаются», - сообщают в антимонопольном ведомстве.

Как заявили в УФАС, водители ООО «Легион Авто» в борьбе за пассажиров устраивают гонки на улицах города, пытаются обогнать автобусы легальных перевозчиков, провоцируют конфликты с сотрудниками других транспортных организаций. «В результате страдают не только добросовестные перевозчики, которые приняли на себя обязательства по договору с администрацией, но и рядовые пассажиры, которые пользуются услугами такой недобросовестной организации, для которой на первом месте прибыль, а не наша с вами безопасность», - говорится в сообщении.

В результате действия ООО «Легион Авто» признаны недобросовестной конкуренцией. Компании выдали предписание устранить нарушение.

В погоне за рублем виновато законодательство?

Почему водители общественного транспорта устраивают на дорогах областного центра гонки? Дмитрий Куликов, генеральный директор ООО «Экспресс-Лидер», одной из крупных компаний, занимающейся пассажироперевозками на ивановском рынке, отмечает, что у любого перевозчика работают наемные водители. Каждый из них выходит на маршрут заработать деньги для содержания своих семей. При этом на одном и том же маршруте им приходится конкурировать друг с другом. «С конечной остановки отправление происходит с интервалом в 1-2 минуты: «легальный» «Форд» - «нелегальный» «Форд» - «легальный» «Богдан». Так как скорость «Фордов» выше, то, естественно, они начинают «соревноваться» между собой, устраивая гонки от одной остановки общественного транспорта к другой. За ними следом едет автобус, который, понятно, в большинстве таких случаев - пустой», - рассказывает перевозчик.

Страдают от такого положения дел не только пассажиры, чья безопасность ставится под угрозу, но и сами перевозчики, которым приходится ремонтировать и восстанавливать после рабочих смен свои автотранспортные средства.

Вот и получается: «легальный» перевозчик (тот, кто осуществляет свою деятельность в соответствии с договорами на перевозку пассажиров с органами власти, имеет федеральную лицензию, несет определенное бремя в виде социально значимых маршрутов) терпит убытки от двух факторов: «нелегалов» и убыточных в прямом смысле этого слова маршрутов.

Таким образом, получение стабильной (в какой-то мере «максимальной») прибыли становится невозможным. Так что гонки на дорогах за выручкой вполне объяснимы. «Проблема в том, что регулирования отношений (или наказания) «нелегальных» перевозчиков федеральным законодательством не предусмотрено», - отмечает Дмитрий Куликов.

ГИБДД: автобусам нужно запретить обгоны

Отметим, что многие «легальные» перевозчики были, скорее, не удивлены, а возмущены вниманием УФАС только к одному перевозчику-«нелегалу». Ведь подобным образом (как «Легион Авто») работают десятки «нелегалов», которые закрывают глаза и на Правила дорожного движения, и на безопасность пассажиров.

Достаточно обратиться к статистике отдела ГИБДД по г. Иваново. «С начала года в Иванове произошло 54 ДТП с участием водителей автобусов. Из них по вине водителей автобусов - 36 автоаварий. Из 36 - 20 «нелегалов»», - отмечает Андрей Ясников, начальник отделения пропаганды отдела ГИБДД по г. Иваново.

Если подсчитать количество нарушений ПДД со стороны водителей общественного транспорта, то лидируют в «черном списке» водители маршруток и микроавтобусов. На втором месте - водители «Богданов». На третьем месте - «ПАЗов». Самым безопасным видом транспорта для пассажиров является тихоход-троллейбус.

В ГИБДД говорят, что исправить ситуацию помогло бы законодательно оформленное ограничение скорости движения общественного транспорта в городе с 60 км/ч до 40 км/ч. Кроме того, автобусам нужно разрешить передвигаться только в крайней правой полосе и запретить обгон. Однако такого ограничения в Правилах дорожного движения нет.

Кстати, по информации 37.ru, организация ООО «Легион Авто» уже не осуществляет перевозку пассажиров. Причина не в том, что компания добросовестно исполнила предписание надзорного органа, а в том, что привлекший внимание УФАС перевозчик оформил свои транспортные средства на другое ООО, вновь запущенное без договора на перевозку пассажиров.