Антимонопольное регулирование в сфере электроэнергетики: проблемы и перспективы

Сфера деятельности: Электроэнергетика

16 октября т.г. главный специалист-эксперт Ивановского УФАС России Дарья Маракасова выступила с докладом на тему «Проблемы конкуренции в электроэнергетике в 2013 году: антимонопольное регулирование» на семинаре «Правовые аспекты электроснабжения», прошедшем в юридическом бюро «Константа».

Дарья Маракасова рассказала об особенностях антимонопольного регулирования в сфере электроэнергетики и привела наиболее часто встречающиеся нарушения в этой сфере. Одним из таких нарушений является требование гарантирующего поставщика о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством, в целях заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии). Например, гарантирующий поставщик для заключения договора энергоснабжения с физическим лицом требует представить: копию свидетельства о регистрации права собственности абонента на объект недвижимости или копию договора аренды объекта; копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копию паспорта: страницы с информацией о дате и месте рождения, месте регистрации, номером паспорта, дате и месте выдачи паспорта; доверенность на имя представителя; информация о планируемом энергопотреблении (по месяцам, по каждому потребителю, в кВтч) по предлагаемой форме и др. Требование гарантирующего поставщика  о предоставлении от заявителя акта о технологическом присоединении (справка на мощность) – разрешения на присоединение необходимой физическому лицу мощности к существующим электрическим сетям и акта разграничения электрических сетей и электроустановок объекта противоречит статье 26 Закона об электроэнергетике. Также, не редки случаи, когда гарантирующий поставщик возлагает на заявителя обязанность, противоречащую статье 26 Закона об электроэнергетике, самостоятельно осуществлять сбор таких документов, как: акт о технологическом присоединении (справка на мощность) и акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. В вышеуказанных действиях гарантирующего поставщика содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий лицом, занимающим доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

Спикер также отметила, что сетевая организация не вправе навязывать потребителю дополнительные объемы оказания услуг по передаче сверх тех, которые заявлены потребителем, а вправе требовать (при отсутствии технической возможности) только снижения договорных величин (пункты 18, 24 Правил недискриминационного доступа). Так, пунктом 24 Правил недискриминационного доступа установлены случаи, когда сетевая организация может не согласовать заявленные потребителем объемы при отсутствии технической возможности на передачу заявленных потребителем объемов электрической энергии и предложить потребителю уменьшить договорные объемы, чтобы привести их в соответствие с техническими возможностями сетевой организации.

Кроме того, докладчик отметила изменение арбитражной практики и, как следствие, позиции антимонопольного органа о квалификации действий, связанных с перетоком электроэнергии.  Так, невыполнение запрета на воспрепятствование перетоку электроэнергии, предусмотренного нормами Правил недискриминационного доступа, без доказательств доминирующего положения на товарном рынке и злоупотребления рыночной властью не может повлечь квалификацию действий по статье 10 Закона о защите конкуренции. Такие действия, нарушающие отраслевые правила, подлежат регулированию и контролю на основании норм Закона об электроэнергетике.

Переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа. При этом осуществление перетока на безвозмездной основе как соблюдение названного запрета не является услугой передачи электроэнергии в смысле статьи 3 Закона об электроэнергетике и статьи 4 Закона о естественных монополиях. Таким образом, при отсутствии отношений по передаче электроэнергии и безвозмездном характере деятельности собственников или иных законных владельцев электросетевого хозяйства нарушение ст. 10 Закона о защите конкуренции будет отсутствовать.