Обеспечение охраны объектов, перечень которых утвержден Постановлением № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», следует осуществлять посредством размещения заказа у единственного исполнителя – вневедомственной охраны

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области, сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом № 57-ФЗ от 27.05.1996 «О государственной охране» (далее – Закон о государственной охране) - государственная охрана – это функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер (ст. 1 данного Закона).
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций органа, предоставляющего государственную услугу, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ полномочий органа, предоставляющего такую услугу. Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым ценам.
Перечень объектов, подлежащих государственной охране утвержден Постановлением № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», изданным в целях реализации Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о частной охранной деятельности).
Постановление № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (включая изменения от 02.11.2009 № 886) не содержит нормы, указывающей на то, кто уполномочен осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране.
Вместе с тем, из статьи 5 Закона о государственной охране следует, что государственную охрану осуществляют органы государственной охраны.
В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел РФ и внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, органы внешней разведки РФ, Вооруженные Силы РФ и иные государственные органы обеспечения безопасности.
Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» установлено, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагается, в том числе государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций.
Указанные органы охраняют на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечивают оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны (п. 25 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).
При оказании подразделениями вневедомственной охраны услуг по гражданско-правовым договорам, заключенными с собственниками имущества, они рассматриваются не как государственные органы, а как учреждения, действующие от своего имени и в своем интересе (ст. 1, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации). Совмещение функций федеральных органов исполнительной власти и функций хозяйствующих субъектов допускается только в установленных действующим законодательством случаях.
В отношении охраны объектов, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения установлена государственная монополия.
Статьей 26 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране» предусмотрено, что его действие, за исключением ст. 5, 8 и 9, распространяется на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной МВД России, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. Таким образом, нормами указанного закона в отношении организации, подведомственной МВД России, установлены: основные задачи и принципы деятельности организации, требования к работникам, ограничения при приеме на работу, порядок финансирования и материально-технического обеспечения, права и обязанности работников, условия и пределы применения ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, гарантии личной безопасности, правовой и социальной защиты работников.
Статья 8 (охраняемые объекты) Закона о ведомственной охране не распространяется на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственные МВД России. В связи с изложенным указанный федеральный закон не устанавливает право ФГУП «Охрана» осуществлять охрану объектов, указанных в статье 8 названного Закона, а также не содержит норм, устанавливающих право ФГУП «Охрана» осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране.
Таким образом, федеральными законами, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ не установлено специальное полномочие ФГУП «Охрана» осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране, и не установлено право ФГУП «Охрана», как коммерческой организации, осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране.
Охрана таких объектов должна осуществляться государственными органами обеспечения безопасности, к которым ФГУП «Охрана» - коммерческая организация, не относится.
Вывод Ивановского УФАС России подтверждается позицией ФАС России, отраженной в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 03.02.2012 по делу № 1 15/86-11, которая была подтверждена решением Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2012 по делу № А40-35703/12 и постановлением Арбитражного суда апелляционной инстанции от 23.11.2012.
Решение ФАС России от 03.02.2012 по делу № 1 15/86-11 и решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2012 по делу № А40-35703/12 вступили в законную силу. Вместе с тем, МВД РФ и ФГУП «Охрана» намереваются и дальше обжаловать указанные акты ФАС России.
В связи с изложенным, Ивановское УФАС России полагает, что обеспечение охраны объектов, перечень которых утвержден Постановлением № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», следует осуществлять посредством размещения заказа у единственного исполнителя – вневедомственной охраны (п. 5 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), так как действующее законодательство не предоставляет ФГУП «Охрана» и частным охранным предприятиям осуществлять охрану таких объектов.